Национализм

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 17:54, реферат

Описание работы

Национализм – система взглядов, идеология, питающаяся этноцентризмом и имеющая выраженную социально-политическую направленность.
В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей. Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму. Эта идеология стремится к объединению различных слоёв общества, невзирая на противоположные классовые интересы. Она оказалась способной обеспечить мобилизацию населения ради общих политических целей в период перехода к капиталистической экономике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ НАЦИОНАЛИЗМА 4
2. ТИПОЛОГИЯ НАЦИОНАЛИЗМА 6
3. НЕДНОЗНАЧНОСТЬ ПОНЯТИЯ «НАЦИОНАЛИЗМ» 9
4. БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ 11
4.1 Истоки национализма 11
4.2 Национализм в современном обществе 12
ВЫВОД 14
Список используемой литературы 15

Работа содержит 1 файл

Национализм.doc

— 77.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Белорусский государственный  экономический университет 
 

Кафедра политологии 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

    по  дисциплине: Основы идеологии белорусского государства

    на  тему: Национализм 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студентка

ФМЭО, 1 курс, ДАИ-2       Емельяненко И. И.      

Проверил                   Ерошевич А. В.

                   
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

МИНСК 2011

СОДЕРЖАНИЕ 

 

ВВЕДЕНИЕ

       Национализм – система взглядов, идеология, питающаяся этноцентризмом и имеющая выраженную социально-политическую направленность.

       В своей основе национализм проповедует  верность и преданность своей  нации, политическую независимость  и работу на благо собственного народа, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей. Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму. Эта идеология стремится к объединению различных слоёв общества, невзирая на противоположные классовые интересы. Она оказалась способной обеспечить мобилизацию населения ради общих политических целей в период перехода к капиталистической экономике.

 

  1. ОСНОВНЫЕ  ИДЕИ НАЦИОНАЛИЗМА

       Национализм (фр. nationalisme) — идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из них противоречат друг другу. Как политическое движение, национализм стремится к защите интересов национальной общности в отношениях с государственной властью.

       Национализм — это прежде всего идеология, которая включает следующие элементы:

  • Существование наций. Национализм постулирует, что человечество законами природы поделено на фундаментальные единицы — автономные и самодостаточные нации, которые отличаются набором определённых объективных характеристик.
  • Суверенное право нации на самоопределение. Национальные проекты могут осуществляться только в собственном государстве. Нация имеет право сформировать своё государство, которое должно включать в себя всех членов нации.
  • Первичность нации в государствообразующем процессе. Нация является источником всей политической власти. Каждый член нации имеет право непосредственно участвовать в политическом процессе.
  • Национальная самоидентификация. Люди отождествляют себя с нацией ради свобод и самореализации. С другой стороны, нация гарантирует членство и самоидентификацию даже тем, кто не чувствует себя частью никакой другой группы.
  • Солидарность. Единообразие достигается за счёт объединения людей на почве любви и братства, а не путём навязывания определённой культуры. Важно, чтобы члены нации ощущали узы солидарности, действовали не одинаково, а в унисон, соизмеряли свои усилия с устремлениями других.
  • Нация как высшая ценность. Преданность индивида национальному государству превыше индивидуальных или других групповых интересов. Укрепление национального государства является главным условием для всеобщей свободы и гармонии.
  • Всеобщее образование. Люди, составляющие нацию, должны иметь доступ к образованию, которое необходимо для участия в жизни современного общества.[1]

       Национализм подчёркивает различия, колорит и  индивидуальность наций. Национальное самосознание способствует идентификации существующих иностранных вкраплений в культуру и рациональному анализу перспектив дальнейшего заимствования из других культур на благо своей нации.

 

  1. ТИПОЛОГИЯ НАЦИОНАЛИЗМА

       В зависимости от характера поставленных и решаемых задач, в современном мире формируется несколько типов национальных движений. Наиболее широко используется классификация, произведённая Х. Коном, который ввёл понятия политический и этнический национализм. Большинство специалистов (включая самого Кона) считает, что каждая зрелая нация содержит в себе оба компонента.

       Гражданский национализм (другие названия: революционно-демократический, политический, западный национализм) утверждает, что легитимность  определяется активным участием его граждан в процессе принятия политических решений, то есть, степенью, в которой государство представляет «волю нации». Основным инструментом для определения воли нации является, который может иметь форму выборов, референдума, опроса, открытой общественной дискуссии и т. д. При этом принадлежность человека нации определяется на основе добровольного личного выбора. Людей объединяет их равный политический статус как граждан, личное желание участвовать в политической жизни нации, приверженность общим политическим ценностям и общей гражданской культуре. Существенно, чтобы нация состояла из людей, которые хотят жить рядом друг с другом на единой территории.

       В рамках гражданского национализма выделяют подвиды:

       Государственный национализм утверждает, что нацию образуют люди, подчиняющие собственные интересы задачам укрепления и поддержания могущества государства. Не признают независимые интересы и права, связанные с половой, расовой или этнической принадлежностью, поскольку полагают, что подобная автономия нарушает единство нации.

       Либеральный национализм делает акцент на  ценностях и утверждает, что существуют, такие как, по отношению к которым патриотические нравственные категории занимают подчинённое положение. Либеральный национализм не отрицает приоритеты по отношению к тем, кто ближе и дороже, но полагает, что это не должно быть за счёт чужих.[2]

       Этнический  национализм полагает, что нация является фазой развития  и отчасти противопоставляет себя гражданскому национализму. В настоящее время «националистическими» называют, как правило, те движения, которые делают акцент на этнонационализме. Чтобы культурные традиции или этническая принадлежность легли в основу национализма, они должны содержать в себе общепринятые представления, которые способны стать ориентиром для общества.

       Иногда  при классификации выделяют культурный национализм, так что этнический национализм становится более узким понятием. Культурный национализм определяет нацию общностью языка, традиций. Легитимность государства исходит из его способности защищать нацию и способствовать развитию её культурной и общественной жизни. Как правило, это означает государственную поддержку культуры и языка этнического большинства.

       Крайний национализм нередко ведёт к острым внутренним или межгосударственным конфликтам. Стремление выделить для нации, проживающей внутри страны, своё государство. Многие этнические националисты разделяют идеи национального превосходства и национальной исключительности, а также культурной и религиозной нетерпимости. В большинстве стран крайний национализм официально признаётся.[3]

 

       

  1. НЕДНОЗНАЧНОСТЬ  ПОНЯТИЯ «НАЦИОНАЛИЗМ»

       В современном русском языке наиболее употребительное значение слова  «национализм» отличается от описываемой  выше идеологии и по смыслу приближается к шовинизму и ксенофобии. Оно имеет выраженный негативный оттенок и делает акцент на превосходстве своей нации, национальном антагонизме и национальной замкнутости.

       Следует отметить, что негативное употребление понятия «националист» бытует по всему миру. Так, президент Германии Й. Рау в своей инаугурационной речи объяснял, что патриот — это человек, любящий свою родину, а националист — ненавидящий другие народы и страны. Американский историк Б. Шейфер приводит следующие значения термина «национализм»:

  1. Любовь к общей земле, расе, языку и исторической культуре.
  2. Стремление к политической независимости, безопасности нации и забота о её престиже.
  3. Мистическая преданность туманному, иногда сверхъестественному социальному организму, который известен как нация и народ.
  4. Догма о том, что индивидуумы живут исключительно для нации, которая есть цель в самой себе.
  5. Доктрина, что данная нация является или должна быть господствующей среди других наций и должна совершать с этой целью агрессивные действия.[4]

       Проблема  усугубляется свойственной национализму размытостью, в силу его опоры на чувства и эмоции. В связи с этим некоторые исследователи настаивают, что слово «национализм» следует использовать сугубо для обозначения этнонационализма. Другие полагают, что это сделает невозможной коммуникацию научной среды с обществом. Третьи видят выход в идеологической нейтрализации культурных значений базовых слов.

       Крайние формы национализма могут вызвать  колоссальные страдания и чрезвычайно  разрушительные эффекты, в том числе  геноцид и этнические чистки. Основное русло национализма также является предметом критики.

       Некоторые учёные склоняются к мнению, что  общая теория наций и национализма не только невозможна, но и нежелательна, а вместо этого следует фокусировать внимание на его прикладных аспектах. Термины «национализм» и «нация» с трудом поддаются определению, поскольку эти концепции глубоко вплетены в современную политику.

       Неопределённость  и широта, приданные понятию национализм  теоретиками, служат основой субъективного  произвола при анализе конкретного содержания той или иной формы групповой лояльности.

       Ряд учёных являются сторонниками антинационализма, который утверждает, что национализм опасен, не совместим с демократией, ведёт к нарастанию культурно-общественных различий и далее к конфликтам и войнам. Они полагают, что если своя нация стоит на самой высокой нравственной платформе, то можно сделать вывод, что позиции остальных наций ниже.

 

  1. БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ

4.1 Истоки национализма

       Белорусский национализм начал развиваться  в начале 1920-х годов. Этот процесс был связан с политикой беларусизации. Политика национально-культурного строительства имела истоки в белорусском национально-освободительном движении, в идеях национального возрождения. В марте 1923 г. на VII съезде КП(б)Б и в июле на Пленуме ЦК КП(б)Б были сформулированы основные принципы белорусизации, определен комплекс мероприятий по возрождению края, развитию белорусского языка и культуры, выдвижению и воспитанию кадров. Белорусский язык вводился в сферу общественной жизни и в первую очередь в деятельность республиканского государственного и партийного аппарата. Одним из центральных направлений беларусизации была так называемая «коренизация», воспитание и выдвижение кадров из коренного населения на партийную, советскую, хозяйственную и общественную работу.

       В конце 20-х гг. в национальной политике определилась тенденция к ее свертыванию. Об этом свидетельствует кампания по разгрому так называемого «национал-демократизма». Считалось, что мелкобуржуазный национализм и национал-демократизм в Беларуси, который в прошлом был прогрессивным явлением, боролся с самодержавием, в условиях диктатуры пролетариата превратился в контрреволюционное явление. Поэтому против него необходимо вести борьбу.[5]

       Любовь  к белорусскому языку, литературе и культуре стала основным аргументом для обвинения в национал-демократизме. В начале 30-х гг. сам термин «белорусизация» исключается из лексикона и почти на пятьдесят лет попадает под запрет.

Информация о работе Национализм