Национализм как форма политического экстремизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:22, реферат

Описание работы

Национали́зм (фр. nationalisme) — идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из них противоречат друг другу. Как политическое движение, национализм стремится к отстаиванию интересов национальной общности в отношениях с государственной властью.

Содержание

Понятие национализма…………………………………………………3
Национализм: основные подходы к определению феномена……....4
Направления в изучении национализма……………………….….….5
Структура национализма…………………………………………..…..6
Функции национализма……………………………………………..…6
Национализм в России………………………………………………….9
Национализм в Германии…………………………………………..…10
Национализм в США………………………………………………….11
Национальный экстремизм и его проявления

Работа содержит 1 файл

Реферат политология.docx

— 54.21 Кб (Скачать)

а) культурный связан с отстаиванием всего того, что выражает национальную специфику  определенного народа – то есть с защитой языка, культуры, самосознания (таков германский национализм, для  которого духовное и культурное единение немцев важнее их пребывания в едином государстве);

б) государственный  национализм нацелен на отстаивание  силы и величия национального  государства и нации, при котором  культурные, языковые и др. моменты  отходят на второй план (таков, к  примеру, французский национализм, направленный на защиту «государства – нации»).

2) Русский  филолог, философ и историк,  один из основоположников и  теоретиков евразийства Н. С. Трубецкой подразделял национализм на истинный и ложный:

а) ложный - это национализм народов, стремящихся  обрести собственное государство  с целью войти в мировое  сообщество, стать европейской державой и растворить свою культуру в “общечеловеческой” (многочисленные “либеральные космополиты”);

б) истинный национализм - нацелен на защиту исторических традиций и культурной самобытности определенных народов, недопущение  их ассимиляции (поглощения) Европой  и Западом (его примером может  послужить учение славянофилов в России).

3) Другой  видный русский мыслитель - один  из основоположников “легального  марксизма” экономист, философ  и социолог П. Б. Струве, в  свою очередь выделял национализм творческий и охранительный:

а) Охранительный  национализм, по Струве, заключается  во всемерном ограждении определенного  народа государством от конкуренции  со стороны других стран и народов, создании ему искусственных привилегий и административном ограничении  национальных меньшинств (таким был  великодержавный национализм правящих кругов Российской империи, современных  прибалтийских националистов, и т.д.);

б) Творческий национализм, не боящийся конкуренции, состоит в создании наиболее благоприятных  условий для экономического, политического  и культурного развития своего народа, при открытом его соперничестве  с другими странами и народами. Именно такой национализм, по мнению мыслителя, наиболее близок демократии. Можно сказать, что в этом случае мы скорее имеем дело не с национализмом, а с патриотизмом.

В. И. Ленин  в соответствии с классовым подходом соответственно выделял:

1) Национализм  господствующих наций – реакционный,  тесно связанный с интересами  господствующих классов, империализмом  и колониализмом, с которым  пролетарии должны активно бороться;

2) Национализм  угнетенных наций – связанный  с идеями национального и социального  освобождения, прогрессивный и заслуживающий  поддержки пролетариев других стран.

Более общие классификации соответственно выделяют различные виды национализма в зависимости от взаимосвязи  с определенной идеологией:

1) Интегральный (фундаменталистский) национализм – претендующий на наиболее полное и последовательное выражение интересов нации, на синтез существующих в ее рамках идеологии в единую национальную интегративную идеологию (С. Ниязов, Д. Дудаев, З.Гамсахурдиа и др.);

2) Национал-либерализм (М. П. Драгоманов, С. М. Соловьев, Н. А. Бердяев, П. Б. Струве) – пытающийся соединить ценности  свободы и национальные интерес,  рассматривающие политические, экономические  и личные свободы как условия  прогрессивного развития определенной нации;

3) Национал-консерватизм (Ж. де Местр, Л. де Бональд, К. П. Победоносцев, М. П. Катков, Д. А. Толстой, П. И. Гучков, П. А. Столыпин и др.) – идеологии, усматривающие национальный идеал в идеализированном прошлом, увязывающие его с неизменными основополагающими ценностями (монархия, религия, аристократия, патриархальный дух и др.), которые необходимо сохранить от любых нововведений;

4) Национальный  социализм ("Пруссачество и  социализм" О. Шпенглера, сходные  по смыслу и духу идеи К.Леонтьева) – идеологическое течение, полагающее социализм (понимаемый в немарксистском духе) выражение наиболее типичных свойств характера определенного народа;

5) Национал-радикализм  – разновидность этнической идеологии,  для которой характерны склонность  к быстрым и глубоким переменам,  использованию этнического насилия, мобилизация масс.

В зависимости  от отношения к религии также выделяется:

1) Светский  национализм – имеющий свою  основу в светской, общегражданской  идеологии (национализм К.Ататюрка);

2) Религиозный  – использующий в качестве  идейной опоры определенное вероучение, которое рассматривается как  квинтэссенция ценностей определенного народа (А.Хомейни). 

“Без Бога нация - толпа,

Объединённая пороком,

Или слепа, или  глуха,

Иль, что ещё  страшней, жестока.

И пусть на трон взойдёт любой,

Глаголющий высоким слогом

толпа останется  толпой,

Пока не обратится  к Богу”

(Иеромонах Роман) 

    1. Национализм в России

   Ученые и политики на Западе  сегодня все чаще сходятся  во мнении о том, что ХХ  век стал веком национализма. И в то время, когда на  Западе шла интенсивная работа  по исследованию национализма, выходили  крупные и фундированные работы, посвященные данной проблематике, в СССР господствовала идеология,  в которой раз и навсегда  были определены место и роль  национализма как формы «иллюзорного  сознания» и разновидности буржуазной  идеологии, противостоящей идеям  и политике интернационализма.  На национализме лежало клеймо  и проклятие; это был политический  приговор тому, кого подозревали  в отсутствии чувств и идей  интернационализма, в преувеличенной  склонности к любви к своему  народу. Частичная реабилитация  идей русского национального  самосознания («национал-большевизма») произошла в правление Сталина, пытавшегося соединить русский патриотизм с государственным социализмом и программой модернизации; однако политическая субъектность русского народа восстановлена не была, а идеолого-политический синтез оказался неорганическим. В период так называемого «застоя» русская национальная идея осталась уделом небольшой группы подвижников из среды интеллигенции, а в период «перестройки» поощрялись проявления любого «национальные проявления», помимо собственного русского, что заметно снизило потенциал «русской национальной идеи». Путин и Медведев, введя «русский национализм» в рамки политического и идео-логического дискурсов, используют национальную идею в сугубо «инструментальных» целях. В силу этого, национализм был и остается в России своеобразной «tabula rasa», оставляя широкое поле для всевозможных теоретических толкований. [17, c.489]

   С точки зрения различных оттенков  политического темперамента России  необходим национальный центризм, избегающей любых политических  крайностей, ибо национал-радикализм  в любых его проявлениях всегда  провоцирует ответный национализм,  что в принципе губительно  для любой многонациональной  страны.

   Именно такой обновленный национализм,  понимаемый в творческом и  созидательном ключе, по мнению  автора, способен дать подлинный  национальный ответ на «вызов  истории», и предоставить стране  долгосрочные ориентиры развития.[13, c.398]

   Белорусский национализм — под это название могут быть подведены две совершенно различные идеологии, которые зачастую путают.

   Носителем первой из них являются белорусы-русофилы, то есть жители Белой Руси, осознающие себя русскими. В данном случае их название — «белорусские националисты» — прямо образовано от термина «русские националисты» и носит лишь чисто географический оттенок. Их религией в основном является православие.[15, c.259]

   Вторую идеологию «исповедуют» белорусские националисты-русофобы, осознающие себя не русскими, а именно отдельной нацией — белорусами. С политической точки зрения это чаще всего так называемые «демократы», по религиозной принадлежности — в основном, католики и протестанты. Именно носители такой идеологии причастны ко второй волне белорусизации.

Первые  оценивают вторых как сепаратистов по отношению к Руси и России, забывших свою принадлежность к русской нации. Те, в свою очередь, оценивают русофилов как неких приспособленцев, якобы забывших свою истинную национальность и свой родной язык.

Следует отметить, что некоторый налёт  «сепаратизма» коснулся и части  самих белорусов-русофилов (хотя они  этого и не осознают). В основном, это произошло под влиянием «демократических»  властей Российской Федерации, проводящих не разделяемую русскими националистами политику экономических санкций против Белоруссии.[14, c.6] 

    1. Национализм в Германии

   Национализм в Германии возник как реакция на наполеоновскую оккупацию. Начиная с Гердера и Фихте, немецкие националисты полагали, что Германия упирается корнями в древний немецкий этнос и что политические критерии включения в нацию несущественны. Например, Фихте в своём «Обращении к германской нации» (1807) утверждал, что немцев характеризует оригинальный язык и прослеживаемая с первобытных времён природа германского характера, что наделяет её метафизическим национальным духом. Однако если в прошлом история немецкого народа во многом зависела не от него, то в будущем, по мнению Фихте, немцы должны были вершить свою историю сами. Этот призыв был подхвачен другими немецкими философами и писателями, что привело к возникновению романтизма.

   В тот период этнические немцы населяли территории многих стран (Австрии, Пруссии, России и т. д.) Пангерманизм стремился к их объединению в границах единого государства. Важнейшей победой немецкого национализма стало объединение Германии в 1871 г. В XX веке идеология национал-социализма вобрала в себя многие элементы крайнего национализма. Нацисты утверждали, что Германия должна расширить свои границы, чтобы охватить всю территорию проживания немцев. В результате поражения в войне Германия от этих утверждений отказалась.

    Тем не менее, до последнего времени гражданство в Германии давалось преимущественно этническим немцам, в то время как другие иммигранты испытывали серьёзные трудности с получением гражданства.

   Во время опросов общественного мнения, проведённых в Германии в начале 2009 года, 83 процента всех опрошенных заявили, что гордятся тем, что они немцы. По данным немецкого ведомства по защите конституции, число ультраправых экстремистов в ФРГ за 2009 год увеличилось на треть, эксперты объясняют это ухудшением экономической обстановки и падением уровня жизни из-за мирового финансового кризиса[4]. 

    1. Национализм в США

Со времён Войны за независимость американцы рассматривают свою нацию как  флагман человечества на пути к большей  свободе личности, равенству и всеобщему счастью. Это сочетается с федерализмом, идеями равенства штатов и первичности местного самоуправления, так что многие американцы отождествляют себя прежде всего с родными штатами и рассматривают нацию как единство во имя общих целей.

В момент возникновения США представление  о нации включало расовые, половые  и имущественные ограничения, в  частности, негры-рабы из неё были исключены. От расизма пострадали и другие меньшинства: так, во время Второй мировой войны  свыше ста тысяч американцев  японской национальности были помещены в концлагеря. Эффективные законы, запрещающие расовую дискриминацию, были приняты только в начале 1960-х.

К началу XX века значительный политический вес в стране получили движения англосаксонских протестантских националистов, выступавшие за ограничение иммиграции и стимулирование ассимиляции иммигрантов. Их противовесом стало Американское прогрессивное движение, поддерживавшее либеральный национализм, который до сих пор является важным элементом внутренней политики.

В современных  США любой рождённый в стране человек является гражданином. При  этом получение гражданства в  другой стране не лишает его американского  гражданства (американец может быть лишён гражданства только при  добровольном отказе от него). Начиная с 1892 г. все школьники каждое утро произносят клятву верности флагу: «Я клянусь в верности моему флагу и республике, которую он символизирует: одной неделимой нации со свободой и справедливостью для всех». Американцы рассматривают своё общество как «плавильный тигель» множества иммиграционных субкультур, несмотря на доминирующий вклад протестантской англосаксонской культуры. Проводимая политика поддерживает высокий уровень национальной гордости американцев, независимо от их иммиграционного прошлого. Вместе с тем, в обществе получили распространение вторичные формы самоидентификации: афроамериканцы, испано-американцы и т. д. В США нет государственного языка, хотя во многих штатах любые официальные документы должны издаваться как минимум на английском.

Информация о работе Национализм как форма политического экстремизма