Национализм как форма политического экстремизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:22, реферат

Описание работы

Национали́зм (фр. nationalisme) — идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из них противоречат друг другу. Как политическое движение, национализм стремится к отстаиванию интересов национальной общности в отношениях с государственной властью.

Содержание

Понятие национализма…………………………………………………3
Национализм: основные подходы к определению феномена……....4
Направления в изучении национализма……………………….….….5
Структура национализма…………………………………………..…..6
Функции национализма……………………………………………..…6
Национализм в России………………………………………………….9
Национализм в Германии…………………………………………..…10
Национализм в США………………………………………………….11
Национальный экстремизм и его проявления

Работа содержит 1 файл

Реферат политология.docx

— 54.21 Кб (Скачать)

Национальный  банк Республики Беларусь

УО «Полесский государственный университет» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

По предмету «Политология»

На тему: «Национализм как форма политического экстремизма» 
 
 
 
 
 

Проверил: Евстафьев В.А.

Подготовила: Атрахимович К.С.

Студентка 2 курса,гр.1011312

Факультет: банковское дело 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПИНСК 2011 
 
 
 
 

Содержание 

  1. Понятие национализма…………………………………………………3
  2. Национализм: основные подходы к определению феномена……....4
  3. Направления в изучении национализма……………………….….….5
  4. Структура национализма…………………………………………..…..6
  5. Функции национализма……………………………………………..…6
  6. Национализм в России………………………………………………….9
  7. Национализм в Германии…………………………………………..…10
  8. Национализм в США………………………………………………….11
  9. Национальный экстремизм и его проявления………………………13
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Понятие национализма
 

   Национали́зм (фр. nationalisme) — идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из них противоречат друг другу. Как политическое движение, национализм стремится к отстаиванию интересов национальной общности в отношениях с государственной властью.

   В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей. Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму. Эта идеология стремится к объединению различных слоёв общества, невзирая на противоположные классовые интересы. Она оказалась способной обеспечить мобилизацию населения ради общих политических целей в период перехода к капиталистической экономике.

   В силу того, что многие современные радикальные движения подчёркивают свою националистическую окраску, национализм часто ассоциируется с этнической, культурной и религиозной нетерпимостью. Такая нетерпимость осуждается сторонниками умеренных течений в национализме. [1]

Национализм - идеология, психология, социальная практика, мировоззрение и политика подчинения одних наций другим, проповедь национальной исключительности и превосходства, разжигания вражды, недоверия и конфликтов. Национализм выражает политические требования граждан, чьи интересы в повышении своего социального статуса связываются с национальной принадлежностью. [2, c.305]

   Национализм - разновидность политической идеологии, возводящая требования суверенитета конкретного этноса и его права на самоопределение в форму политических требований к власти. [3, c.396]

Национализм - идеология, психология, социальная практика, мировоззрение и политика, подчинение одних наций другими, проповедь национальной исключительности, разжигание вражды поведений и конфликтов между народами.[5, c.190]

Национализм – система взглядов, идеология питающаяся этно центризмом и имеющая выраженную социально-политическую направленность. Идеологи национализма полагают, что главным видом социальных связей являются связи национальные (этнические) и главным субъектом истории национальные (этнические) общности, сотрудничающие или зачастую враждующие между собой. [6, c.292]

    Экстремизм в политике – приверженность субъектов политики рациональным методом и средствам, включая насилие и террор.[5, c.208]

    Экстремизм (от фр. extremisme, от лат. extremus — крайний) — приверженность крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике). Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, гражданское неповиновение, террористические акции, методы партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, тоталитарный политический режим с подавлением властями оппозиции, преследованием инакомыслия. В таких ситуациях крайние меры могут стать для некоторых лиц и организаций единственной возможностью реально повлиять на ситуацию, особенно если складывается революционная ситуация или государство охвачено длительной гражданской войной — можно говорить о «вынужденном экстремизме». 

2. Национализм: основные подходы к определению феномена

«История  современного мира, - пишет известный  британский исследователь Энтони Смит, - это история возникновения и  упадка, роста и угасания наций  и национализма». [7, c.19] Поэтому национализм как социальное явление привлекает внимание исследователей уже более ста лет, и за это время появилось множество его определений.

   Так, В.В. Коротеева, формулирования наиболее общую дефиницию, отмечает, что «национализм – это совокупность идеологий и политических движений, использующих в качестве символа понятие ”нация”. Преданность нации…объявляется основной личность идентичности и требует, чтобы все действия человека были направлены к высшей цели – служению нации. Национализм – это особый взгляд на мир и положение человека в нем»[8, c.9]; ученый следует при этом известной формуле Э. Геллнера: «Национализм – это прежде всего политический принцип, суть которого состоит в том, что политическая и национальная единицы должны совпадать, а также чтобы управляемые и управляющие в данной политической единице принадлежали к одному этносу». [9, c.5] 
 

    1. Направления в изучении национализма:

1) Это  «голый» инструментализм, утверждающий  положение о том, что национализм  искусственно изобретается и  насаждается национальными элитами  в корыстных корпоративных целях  как инструмент борьбы за власть  и влияние. Чаще всего утверждается, что нация и национализм - иллюзии  и изобретения академиков-схоластов  в угоду «этническим предпринимателям».  Наиболее последовательные представители  такой трактовки нации и национализма  – А. Г. Здравомыслов и В. А. Тишков.

2) Это  направление, наиболее близкое  к западному «конструктивизму»,  представляет собой серьезное  течение научной мысли, стремящееся  раскрыть корни и основы этого  явления, его формы и образы  в России. Л. М. Дробижева, В. В. Коротеева, З. В. Сикевич, Г. В. Старовойтова стремились (и стремятся) показать всю сложность, многогранность и неодначность национализма, его свойств и отношений, отказывающееся сводить его сущность только к этнократизму, этноцентризму, расизму и др. и рассматривать как однозначно негативное явление;

3) Наконец,  национализм рассматривается и  с позиций интегральной теории  нации, которая стремится и  способна раскрыть его культурно-психологическую  природу, идеологические и политические свойства.

   Явление национализма крайне многообразно, и само это явление одновременно выступает сразу во многих ипостасях – одновременно как освободительное движение, национальная идеология, этнопсихологический феномен. Известный российский социолог и этнополитолог Л. М. Дробижева пишет, что «суть национализма состоит в том, что это одновременно и политическое движение, стремящееся к завоеванию или удержанию политической власти, и политика, оправдывающая такие действия с помощью доктрины приоритета интересов и ценностей нации». Исследователь параллельно отмечает, что национализм – это не только идеи и соответствующая им политика, но и система ориентаций, чувств. Поэтому источником, которые его питают, могут быть реальные обстоятельства, события, так восприятие их – т.е. переживания людей. Следуя этой логике, автор предлагает рассматривать национализм как своего рода ситуационную экзистенциальную идеологию, возникающую в определенных условиях места и времени в ответ на вызовы интересам определенного этноса или этнонации, и содержащую в себе определенный ответ на эти вызовы. Формы и конкретное идейно-политическое содержание националистических доктрин могут при этом изменяться, однако «экзистенциальное ядро», связанное с жизненными интересами определенной этнообщности, остается в своих основаниях неизвестным.

    1. Структура национализма

В структуре  национализма как политической идеологии  и политического мировоззрения соответственно можно выделить:

1) Фундаментальная  идея (идея национальной исключительности, исключительности национального  языка и культуры, идея исключительных  прав, прав на независимость, на определенную территорию);

2) Идеализированный  образ собственного этноса или  нации как монолитной исторической  общности – носителя определенных  идеализированных качеств, которые  отличают ее от всех других  этнических общностей;

3) Образ  враждебных (либо конкурирующих)  этносов или государств, которым  приписываются негативные черты и намерения;

4) Эпическая  версия национальной истории,  прославляющая достижения нации  и принижающая ее конкурентов и противников;

5) Образ  вождей и героев-мучеников, воплощающих  в себе лучшие черты собственного  народа, а также образ его гонителей  и палачей, наделенных характерными негативными чертами;

6) Национальные  ценности, выступающие в качестве  концентрированного и неизменного  выражения интересов собственного  этноса, а также комплекса предъявляемых  к его моральному облику и поведению требований;

7) Поведенческие  установки – от пропагандируемых  стереотипов национального поведения  до разработанных программ действий  национальных движений в конкретных ситуациях;

8) Идеологические  доктрины и программы национальных движений;

9) Технологии  этнической мобилизации, используемые  лидерами национальных дви-жений. 

5. Функции национализма

Не рассматриваемый  в качестве однозначно негативного  явления, национализм способен выполнять  в общественно-политической жизни  ряд значимых позитивных функций, и в том числе:

1) Интеграционную – последний способствует интеграции этнических общностей в ситуации угрозы, кризиса и масштабного «исторического вызова»;

2) Стабилизирующую – на время способствует стабилизации политических систем благодаря консолидации вокруг национальной идеи;

3) Идентификационную  – позволяет индивиду определить  свою национальную идентичность  посредством соотнесения с националистической (национальной) идеологией, содержащимися в ней идеями и ценностями;

4) Мобилизационную  – осуществляет этнополитическую  мобилизацию благодаря выдвижению этнополитических программ;

5) Программирование  этнических действий – формулирует  программы и повестку дня для национальных движений;

6) Патерналистскую  (защиты национальных интересов)  – активно претендует на защиту  ущемленных интересов этнических  групп, мобилизует для этих  целей общественное мнение, людей и ресурсы.

Весьма  разнообразна существующая в современных  условиях типология национализма как  политического движения и формы политической идеологии:

В соответствии с различными критериями разные мыслители  выделяют отдельные виды национализма:

1) Французский  социолог П. Бирнбаум соответственно  выделяет культурный и государственный национализм:

Информация о работе Национализм как форма политического экстремизма