Монархия как форма правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 14:10, реферат

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в раскрытие изучаемой темы, именно «Монархия как форма правления: история и современность».
В рамках достижения поставленной цели мной сформулированы следующие задачи:
Определить понятие и сущность монархии;
Описать исторические формы развития монархии;
Выявить достоинства и недостатки монархии;

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основа монархии как формы правления
1.1 Понятие и сущность монархии
1.2 Исторические формы развития монархии
1.3 Достоинства и недостатки монархии как формы государственного управления
Глава II. Монархические государства
2.1 Конституционная монархия Англии
2.2 Монархические государства современности
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

монархия как ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

     партий, упорядочена процедура выдвижения кандидатов, усилена партийная дисциплина голосования в парламенте. В 1867—1868 гг. был основан Национальный союз консерваторов, а в 1877 г. возникла Национальная федерация либералов. Поскольку организация выборов окончательно перешла от правительства к партиям, принцип партийного правления получил свое окончательное оформление, так как выборы вели к смене кабинета.

     Развитие  парламентарной монархии сопровождалось перестройкой аппарата управления в  центре и на местах, Прежние коронные должности были преобразованы в  министерские, хотя и сохранили старые названия. Так, премьер-министр официально именовался первым лордом казначейства и руководил кабинетом и министерством финансов. Лорд-канцлер возглавлял судебную систему и председательствовал в палате лордов. В конце XVIII в. в Великобритании оформились три главных министерства: внутренних дел, иностранных дел и военное.

     Реформы местного управления и суда. До 1835 г. в городах Англии сохранялась старая система местного управления, оформившаяся в средние века. В интересах промышленной буржуазии сразу же после первой избирательной реформы была проведена и реформа городского самоуправления. По закону 1835 г. управление городом переходило к выборным городским советам. В выборах могли участвовать все налогоплательщики — домохозяева и наниматели квартир обоего пола. Городской совет избирал на один год мэра города. Муниципальная реформа, однако, не затронула вопросы управления графствами, что означало очередной компромисс с земельной аристократией, которая сохранила управление в сельской местности в своих руках.

     В XVIII—XIX вв. наряду с эволюцией формы  правления и политического режима произошли изменения в государственном  устройстве страны. После оформления так называемых уний с Шотландией (1707) и Ирландией (1801) английский парламент  распространил свою власть на всю территорию Британских островов. Указанные регионы получили определенное количество мест для своих депутатов в британском парламенте. Кроме того, Шотландия сохранила собственную правовую и судебную системы, а также пресвитерианскую церковь. С 1801 г. новое государственное образование получило название Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии.

     Реформа местного управления, проведенная в  Англии в 1835 г., изменила управление только в городах, не затронув графств. Эту  задачу выполнила реформа 1888 г., заложив основы той системы местного управления, которая сохранялась в Англии в течение последующего столетия. Были созданы однотипные представительные органы — советы — 'для городов и графств. При этом вся прежняя система графств была пересмотрена, а наиболее крупные города выделялись в самостоятельные графства. Советам графств были переданы административные полномочия мировых судей. Управление на уровне приходов реформа не изменила, но в 1894 г. был издан закон, который лишал церковно-приходские советы права рассматривать нецерковные дела. Для их решения в приходах создавались приходские собрания, которые могли избирать в крупных населенных пунктах приходские советы. Созданная система органов самоуправления отличалась значительной самостоятельностью и отсутствием "административной опеки" со стороны центральной власти, что стало характерной чертой английской модели местного управления, отличающей ее от континентальной (французской).

     В конце XIX в. была проведена важная реформа  судебной системы. Серией актов 1873—1876 гг. и 1880 г. о Верховном суде и апелляционной юрисдикции было упразднено сложившееся в феодальную эпоху разделение высших судов Англии на суды "общего права" и суды "справедливости". Новая структура высших судов предусматривала использование процессуальных норм и той, и другой из английских "ветвей" прецедентного права. Созданный вместо прежних центральных судов Верховный суд состоял из двух подразделений: Высокого суда, который в свою очередь подразделялся на отделения (канцелярское, королевской скамьи и др.), и Апелляционного суда по гражданским делам. Одновременно продолжали существовать суды ассизов, формируемые из судей Высокого суда, а также низшие суды — четвертных сессий, мировые суды и суды графств, учрежденные в середине XIX в. для рассмотрения только гражданских дел. Особое место занимал Центральный уголовный суд в Лондоне ("Олд Бейли"), который был судом ассизов для Большого Лондона. В составе этого суда числились лорд-канцлер и мэр Лондонского Сити.

     Модернизация  политической системы Великобритании в XIX в. завершилась, таким образом, установлением доминирующего положения парламента во взаимоотношениях с правительством и превращения парламента в орган, определяющий текущую политику государства (вторая треть XIX — конец XIX в.). Система ответственного правительства стала основой "Вестминстерской модели", послужившей образцом для государственного строя многих стран мира.

     В настоящее время существуют также  доминионы — монархии — бывшие английские колонии. В доминионах, или королевствах Содружества, главой является монарх Великобритании (ныне правящая королева), представленный генерал-губернатором.

 

     2.2 Монархические государства современности8 

     В странах СНГ

     Наиболее  сильны монархические тенденции  в Грузии. 8 февраля 2009 года в Тбилиси, в соборе св. Троицы состоялось венчание представителей двух ветвей царского рода Багратиони – Давида Багратиони-Мухранского и Анны Багратиони-Грузинской ( Картли-Кахетинской). Нынешний президент Грузии Михаил Саакашвили нередко заявлял о своей принадлежности к роду Багратиони.

     На  Украине также есть монархические  тенденции. Сторонниками монархии являются партии «Украинский союз монархистов», «Союз Великоукраинцев» и некоторые  другие.

     В Беларуси политические организации, имеющие  цель свергнуть или изменить существующий конституционный строй (в том числе монархические), официально запрещены. Нелегально действует Литвинская Национально-Монархическая Партия - Партия Литвинцев, однако она слишком малочислена и не имеет опоры в народе. Кроме того, руководящие органы партии располагаются в Литве, что затрудняет сотрудничество между членами.

     В Западной Европе

     Почти во всех европейских республиках, когда-либо бывших монархиями, существуют и имеют  некоторое влияние монархические  партии. В то же время в европейских монархиях есть сильные республиканские тенденции. В Великобритании ряд социалистических организаций предлагают упразднить должности короля/королевы и Принца Уэльского и ввести должность президента, переименовать Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии в Британскую Федерацию.

     С 1997 года находящаяся у власти Лейбористская  партия начала реформы, снижающие роль традиций и постепенно развивающие  демократию. За это консерваторы обвиняют их в отступлении от идей монархии. В Испании также существуют партии, которые предлагают вынести на референдум вопрос о восстановлении республики.

     В странах, которые с момента образования  до настоящего времени были республиками (Швейцария, Словакия, Сан-Марино), вопрос о введении монархической формы правления не ставится.

     Европейские монархии:

  • Андорра — со-князья Николя Саркози (с 2007) и Жоан Энрик Вивес-и-Сисилья (c 2003)
  • Бельгия — король Альберт II (с 1993)
  • Ватикан — папа римский Бенедикт XVI (с 2005)
  • Великобритания — королева Елизавета II (с 1952)
  • Дания — королева Маргрете II (с 1972)
  • Испания — король Хуан Карлос I (с 1975)
  • Лихтенштейн — князь Ханс-Адам II (с 1989)
  • Люксембург — великий герцог Анри (с 2000)
  • Монако — князь Альберт II (с 2005)
  • Нидерланды — королева Беатрикс (с 1980)
  • Норвегия — король Харальд V (с 1991)
  • Швеция — король Карл XVI Густав (с 1973)

     В Азии

     Монархисты  сильны в исламских странах.

     В Китае, Вьетнаме, Лаосе и КНДР монархические  взгляды диссидентов связаны  с антикоммунизмом. В Камбодже после  свержения маоистов через 14 лет была восстановлена монархия.

     В Непале в 2007—2008 гг. монархия была свергнута, в Бутане республиканцы также  готовят революцию. В Таиланде в  ответ на попытку ограничить монархию начались антиреспубликанские выступления  по всей стране. Впоследствии началась гражданская война.

     Ныне  существующие монархии Азии:

  • Бахрейн — король Хамад ибн Иса аль-Халифа (с 2002, эмир в 1999-2002)
  • Бруней — султан Хассанал Болкиах (с 1968)
  • Бутан — король Джигме Кхесар Намгьял Вангчук (с 2006)
  • Иордания — король Абдалла II (с 1999)
  • Камбоджа — король Нородом Сиамони (с 2004)
  • Катар — эмир Хамад бин Халифа аль-Тани (с 1995)
  • Кувейт — эмир Сабах аль-Ахмед аль-Джабер ас-Сабах (с 2006)
  • Малайзия — король Мизан Зайнал Абидин (с 2006)
  • ОАЭ — президент Халифа бен Заид аль-Нахайян (с 2004)
  • Оман — султан Кабус бен Саид (с 1970)
  • Саудовская Аравия — король Абдалла ибн Абдель Азиз ас-Сауд (с 2005)
  • Таиланд — король Пумипон Адульядет (с 1946)
  • Япония — император Акихито (с 1989)9

     Россия

     Сегодня среди сторонников монархического строя нет единого мнения относительно того, кто имеет права на российский престол. Русское монархическое движение принято разделять на т.н. легитимистов и соборников. Основное различие между ними заключается в отношении к проблеме престолонаследия. Легитимисты признают права на престол за потомками Великого Князя Кирилла Владимировича - двоюродного брата Николая II. В настоящее время это Великая Княгиня Мария Владимировна, её сын Георгий Михайлович и её мать Великая Княгиня Леонида Георгиевна. Права этой ветви дома Романовых на российский престол легитимисты обосновывают законами Российской Империи о престолонаследии и Соборной клятвой 1613 года. В противовес им, соборники указывают, что за прошедшее с 1917 г. время обстоятельства поменялись настолько кардинально, что сейчас уже нельзя руководствоваться данными законами. Основываясь на том, что в 1905 году Николай II лишил Кирилла Владимировича всех прав члена императорской фамилии (включая права на наследование Престола)[4], а так же на неоднозначном поведении Кирилла Владимировича во время Февральской Революции, соборники не признают за его потомками прав на престол и полагают необходимым созыв Всероссийского Земского Собора, который определит новую династию. Ряд правых организаций вполне серьёзно говорят о возможности вступления на престол их лидеров пожизненно, с правом наследования.

     Монархические дома Европы и Русская Православная Церковь, безусловно признают Главой Дома Романовых и законной наследницей  престола великую княгиню Марию  Владимировну. Так, Великая Княгиня  Мария Владимировна за заслуги перед Церковью и Россией получила от Патриарха Алексия II первой Орден Святой Ольги. Основными поддерживающими великую княгиню организациями являются Российский Имперский Союз-Орден, Российское Дворянское Собрание и Движение «За Веру и Отечество».

     Также в мире существуют и монархические  государства Америки и Океании.

     Америка

  • Антигуа и Барбуда
  • Багамы
  • Барбадос
  • Белиз
  • Гренада
  • Канада
  • Сент-Винсент и Гренадины
  • Сент-Киттс и Невис
  • Сент-Люсия
  • Ямайка

     Океания

  • Австралия
  • Новая Зеландия
  • Острова Кука
  • Папуа — Новая Гвинея
  • Соломоновы Острова
  • Тувалу10.
 

 

     

     Заключение

 

     В последние годы процесс “республиканизации”  заметно замедлился. Государства, имеющие  монархов, не спешат расставаться со своими традициями и институтами. Наоборот, во многих регионах мира, где давно  уже утвердились республики усиливается ностальгия по монархической системе. Многие люди связывают с ней стабильность и преемственность политической власти, которой так не хватает многим молодым демократиям. Сказанное касается таких стран как Румыния, Болгария, а в какой то степени и России. В некоторых странах, истерзанных гражданской войной на восстановление монархии смотрят, как на последний шанс достичь национального примирения. Именно с этой целью впервые за многие годы была восстановлена монархия в Камбодже в 1993 г. Всерьез рассматривается вопрос о возвращении власти афганскому королю в изгнании Захир-Шаху.  В отдельных случаях попытки восстановить монархию предпринимаются и диктаторами-авантюристами (классический пример - провозглашение в 1976 г. императором Бокассы в ЦАР). Свои монархические движения существуют во Франции, Италии, Греции и ряде других стран.

Информация о работе Монархия как форма правления