Монархия как форма правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 14:10, реферат

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в раскрытие изучаемой темы, именно «Монархия как форма правления: история и современность».
В рамках достижения поставленной цели мной сформулированы следующие задачи:
Определить понятие и сущность монархии;
Описать исторические формы развития монархии;
Выявить достоинства и недостатки монархии;

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основа монархии как формы правления
1.1 Понятие и сущность монархии
1.2 Исторические формы развития монархии
1.3 Достоинства и недостатки монархии как формы государственного управления
Глава II. Монархические государства
2.1 Конституционная монархия Англии
2.2 Монархические государства современности
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

монархия как ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

     Принцип абсолютизма генетически связан с тремя заметными историческими  явлениями: с бюрократизацией, отходом  от христианских основ и этатизмом.

     Большому  государству свойственна либо монархия с аристократией, либо монархия с  демократией. Если же они отсутствуют  то, неизбежна монархия с бюрократией. Франция в качестве бюрократического государства была лидером Западной Европы. В XVII столетии она стала страной классического абсолютизма.

     Абсолютная  монархия связана с антихристианскими  тенденциями эпохи Возрождения, а эпоха Просвещения вся была посвящена дехристианизации западноевропейской культуры. Существовал так называемый "просвещенный абсолютизм", который означает лишь одно: на троне сидит абсолютный монарх, которому на ухо нашептывает умные советы один из просветителей.

     В эпоху Просвещения существовал  принцип общественного договора в варианте Т. Гоббса (принцип Левиафана). Суть его в том, что в интересах дворянства или других сословий полномочия раз и навсегда делегируются государству, и подданным остается только повиноваться. Именно этот принцип был реализован в абсолютизме.

     В настоящее время в мире сохраняются 8 абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, Кувейт, Катар. В последние десятилетия в некоторых из этих стран были проведены реформы, но и они пока не изменили абсолютного характера монархий.

     Особую  разновидность абсолютной монархии представляет абсолютная теократическая монархия - особая форма организации государственной власти, при которой последняя принадлежит церковной иерархии. Примером такой монархии является Ватикан, где законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов.3

     Конституционные монархии

     Конституционная (ограниченная) монархия является особой разновидностью монархической формы  правления, при которой власть монарха  ограничена конституцией, имеется выборный законодательный орган - парламент и независимые суды. Такая монархия впервые возникла в Великобритании в конце ХVII в. в результате буржуазной революции. Характерными институтами данного вида монархии являются т.н. контрасигнатура и цивильный лист.

     Контрасигнатура представляет собой скрепление акта монарха подписью главы правительства или министра, означающее, что юридическую и политическую ответственность за данный акт несет скрепивший его министр. Формально она объясняется тем, что монарх как глава государства неответственен за свои действия. Контрасигнатура была введена в Англии в начале XVIII века как эффективное средство ограничения власти короля. Именно появление контрасигнатуры можно считать моментом окончательной победы конституционной монархии в Англии, как и в других странах.

     Цивильный лист - сумма денег, ежегодно выделяемая на содержание монарха в конституционных  монархиях. Размер этой суммы устанавливается  законом в начале каждого царствования и в дальнейшем может быть увеличен, но не уменьшен.

     Дуалистическая монархия

     Дуалистическая  монархия является исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. Власть монарха ограничена конституцией. При дуалистической монархии правительство  несет формально двойную ответственность  перед монархом и парламентом, но реально подчиняется, как правило, воле монарха. Именно как дуалистическую монархию можно охарактеризовать форму правления, существовавшую в Российской империи с 17 октября 1905 г. до февральской революции 1917 г., а также в кайзеровской Германии (1871-1918).  В настоящее время дуалистическая монархия существует в Марокко, Иордании, Таиланде, Непале, Малайзии.

     Парламентарная  монархия

     Парламентарная  монархия - более прогрессивный вид  конституционной монархии. Характеризуется  тем, что монарх чисто номинально выполняет свои функции. Даже если конституция наделяет его большими полномочиями (как напр., в Нидерландах, Дании), он не может ими самостоятельно воспользоваться. Все исходящие от монарха акты нуждаются в официальном одобрении министров. В ряде парламентарных монархий (Япония, Швеция) монарх по конституции даже формально не имеет сколько-нибудь значительных полномочий.

      1.3 Достоинства и недостатки монархии как формы государственного управления

 

     Достоинства монархии

     Одним из главных достоинств монархии является способность сохранять неформальность отношений монарха и подданного. Возможно, в силу этого монархия является более действенным символом единства. Правильно устроенная монархия может быть символом единства многонационального государства, в том числе империи. Монархия также может являться символом единства нации, общественной стабильности. Даже формально конституционные, а фактически декоративные монархии (вроде современной монархии в Великобритании) продолжают исполнять эту миссию - символа и инструмента единства.

     В сфере социальных отношений монархия проводит исключительно благородные  принципы. Это, например, верность - один из самых благородных критериев  в отношениях между людьми.

     Одним из важных достоинств монархии является возможность принятия оперативного решения в тех случаях, когда времени на обсуждение просто нет.

     Еще одним важным достоинством монархии является способность эффективно выдвигать  наиболее талантливых людей на руководящие  посты.4 В монархической системе эта способность гораздо выше, нежели в республиканской. Президент или  премьер-министр (даже самый порядочный) будет видеть в талантливом министре или генерале конкурента, а следовательно, будет всячески придерживать его. Монарх социально выведен из конкуренции и сам заинтересован в выдвижении талантливых людей, так как для него поражение страны - это угроза отречения, а гибель страны - гибель династии и скорее всего личная гибель монарха.

     Недостатки  монархии

     Главный недостаток династической монархии - случайность рождения. При династическом наследовании нет гарантии, что не родится умственно неполноценный наследник. Очень часто династические наследники являли собой противоположность своим родителям. Взять, например, царствование Екатерины II и ее сына Павла. Екатерина царствовала сосредоточив вокруг себя все величие. К. Валишевский пишет в романе о Екатерине II – “Победоносная за границами империи,  Екатерина внушала и внутри ея сперва уважение, за тем и любовь к себе”.5 Павел был полной противоположностью своей матери. “Павел принес с собой на престол не обдуманную программу, не знание дел и людей, а только обильный запас горьких чувств”.6 Установленный незыблемый порядок вещей остался отрадным воспоминанием о екатерининской эпохе, тогда как правление Павла “запечатлелось ощущением тяжкого гнета, безысходного мрака, обреченности”.

     Еще одним широко распространенным недостатком  монархии является фаворитизм, склонность к выдвижению любимцев. На Руси во второй половине XVIII века фаворитизм стал почти  государственным учреждением.

     Оба эти недостатка можно устранить  составными политическими системами, в которых монархия - не единственная форма, а действует в сочетании  с другими формами  – аристократией или демократией. 

 

     

     Глава II. Монархические государства

      2.1 Конституционная монархия Англии

 

     Англия  как пример современной монархии была выбрана мной не случайно, а по ряду причин.

     Во-первых, это наиболее яркий и традиционный пример конституционной монархии на сегодняшний день.

     Во-вторых, Англия обладает историей установления конституционной монархии, которая в полной мере отражает развитие данного вида монархии.

     Установление  в Англии конституционной  монархии

     Личная  власть представителя индепендентов  по своей сути и форме не могла  обеспечить долговременные интересы буржуазно-дворянской верхушки, значительно укрепившей свои позиции в ходе революции. Поскольку главным противником буржуазии и джентри стала теперь не королевская власть, а движение низов, смерть Кромвеля ускорила соглашение этих слоев с феодальной аристократией в целях возвращения к "законной власти". Это нашло свое выражение в реставрации в 1660 г. монархии Стюартов. Потеряв надежду на активизацию роялистского подполья в Англии, а также на военное вторжение в Англию армий «дружественных» держав Европы, Карл в переговорах с Монком оказался более чем сговорчивым. По замыслу правящей группировки джентри и буржуазии, эта монархия должна была быть конституционной и гарантировать незыблемость главных завоеваний революции. 14 мая 1660 г. была опубликована «Бредская декларация», в которой Карл обещал помилование участникам гражданской войны на стороне парламента (за исключением «цареубийц»—лиц, причастных к казни Карла I); признавал отмену так называемого рыцарского держания, т. е. превращение феодальной собственности лендлордов почти в полную буржуазную собственность, а также результаты распродажи земель делинквентов; наконец, была обещана веротерпимость. Этот минимум завоеваний вполне устраивал буржуазию и новое дворянство. И как следствие одним из первых актов вновь собравшегося парламента — Конвента — было официальное обращение к Карлу Стюарту с приглашением вернуться в Англию. 26 мая 1660 г. Карл торжественно въехал в Уайтхолл и стал Карлом II, а Англия — монархией. Однако это была уже не прежняя монархия, в которой власть короля считалась «властью Божией милостью», это была монархия «милостью парламента». Однако новая расстановка политических сил в стране способствовала усилению феодальной реакции. Участники революции преследовались, организации пресвитериан и индепендентов были ликвидированы. В то же время восстанавливались англиканская церковь, Тайный совет и другие дореволюционные органы государства (за исключением наиболее ненавистных Звездной палаты и Высокой комиссии), а также старый порядок их формирования.

     Стремление  Карла II и его преемника Якова II восстановить абсолютизм, а также симпатии монархов к католицизму вызвали широкое недовольство в стране. Реставрация лишь ускорила распад традиционных форм, восстановление которых было заведомо обречено на неудачу.

     Парламент, как и раньше, стал ареной политического противоборства сторонников короля и оппозиции. В это время в парламенте складываются две политические группировки. Представители придворной аристократии и часть джентри, ориентирующаяся на Стюартов, а также духовенство составили партию "тори". Оппозиция — купцы, финансовая буржуазия и верхушка джентри, обогатившаяся в ходе революции, которых поддерживала промышленная буржуазия, — образовала партию "вигов". Обе группировки были еще не оформлены в организационном отношении; и виги, и тори в последующем прошли через целый ряд партийных размежевании и переходов части их членов из одной группировки в другую. Тем не менее их политические взаимоотношения наложили значительный отпечаток на дальнейшее развитие страны.

     Определенным успехом оппозиции в борьбе с проявлениями королевского произвола стало принятие Акта о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями (Habeas Corpus Act) 1679 г. Закон был призван ограничить возможности тайной расправы короля со сторонниками оппозиции, но приобрел более общее значение. Он упростил и упорядочил процедуру получения судебного приказа о предварительной доставке арестованного лица в суд для решения вопроса о пребывании под стражей. Любой подданный, задержанный за "уголовное или считаемое уголовным" деяние (исключая государственную измену и тяжкое уголовное преступление), имел право лично или через представителей обратиться в суд с письменной просьбой выдать приказ " Habeas Corpus ", адресованный должностному лицу (шерифу, тюремщику), в ведении которого находился арестованный. Получив приказ " Habeas Corpus ", шериф или тюремщик были обязаны в установленный законом срок доставить заключенного в суд с указанием истинных причин ареста. После рассмотрения копии предписания об аресте и выяснения мотивов задержания судье предписывалось освободить арестованного под денежный залог и поручительство с обязанностью явиться в суд в ближайшую сессию для рассмотрения дела, по существу. Исключение составляли случаи, когда лицо было арестовано в законном порядке за деяния, при которых по закону оно не могло быть взято на поруки. Кроме того, если лицо было арестовано за государственную измену или тяжкое уголовное преступление,     " Habeas Corpus " не выдавался. В этом случае действовала особая процедура подачи петиции о разборе дела и освобождении на поруки.

Информация о работе Монархия как форма правления