Многопартийность в Казахстане: зарождение и особенности развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:03, реферат

Описание работы

Переход казахстанского общества от тоталитарной, однопартийной, административно - командной системы к демократической перспективе начался с конца 1986 года, когда вопросы подлинного народовластия, политического плюрализма, суверенитета были поставлены на повестку дня. "Неслучайность того, что произошло в те драматические дни и ночи, была ясна изначально. Однако осознание масштабов событий и их историческое значения пришло позднее". В этот период, характеризующийся доминантой либеральной демократии, формируются предпосылки появления институтов гражданского общества.
После распада Союза, Казахстан объяви

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
I. ЭТАПЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МНОГОПАРТИЙНОСТИ В КАЗАХСТАНЕ
а) Начальный и средний период развития партийной системы
Казахстана.............................................................................................................. 4
б) Поздний этап партогенеза в Казахстане……………………………… ……..8
в) Современный этап развития многопартийности…………………………...10
II. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ КАЗАХСТАНА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ИХ ТИПОЛОГИЯ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17

Работа содержит 1 файл

Многопартийность в Казахстане.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

С принятием Закона Республики Казахстан "О политических партиях" от 2 июля 1996 года процесс развития общественно-политических объединений и становления многопартийности в Республике Казахстан приобрел новые черты.

Принятые в 1996 году Законы Республики Казахстан "Об общественных объединениях" и "О политических партиях" внесли заметный вклад в  правообеспечение деятельности общественных и, в частности" политических организаций  республики.

В 1997 году в Казахстане действовало 9 политических партий, официально зарегистрированных Министерством юстиции республики: Социалистическая партия Казахстана (СПК), партия Народный Конгресс Казахстана (НКК), партия Народного единства Казахстана (ПНЕК), Демократическая партия Казахстана (ДИК), Народно-кооперативная партия Казахстана (НКПК) и т.д., активизация которых приходится на проведение в Казахстане парламентских и президентских выборов, причем выборы в парламент проводятся по новым правилам, закрепленным Указом президента Республики Казахстан "О выборах в Республике Казахстан" от 30 сентября 1995 года. В этот временной промежуток активную политическую деятельность ведут Гражданская партия Казахстана, Компартия, Народно-кооперативная партия Казахстана, партия "Азамат", Партия возрождения Казахстана, Народный конгресс Казахстана, партия "Отан", Республиканская народная партия Казахстана и др.

Существовало также  несколько общественно-политических движений, такие как международное  антиядерное движение "Невада-Семипалатинск", Гражданское движение Казахстана "Азат", Республиканское славянское

движение "Лад", 34 национально-культурных образования, профсоюзы, а также 572 общественных объединения, имеющие различные  направления и характер своей деятельности. 3

Из партий к числу наиболее заметных в плане организационной структуры, финансовых возможностей, идеологических наработок можно отнести далеко не всех. В частности, к этой категории относится партия "Отан", с самого начала занимавшая, как уже отмечалось, пропрезидентские позиции. Гражданская партия образовалась на базе предприятий алюминиевой и хромовой отраслей промышленности. При этом партия приступила к строительству организационной структуры в форме первичных ячеек и секций непосредственно на предприятиях отрасли. Главной задачей партии провозглашалось лоббирование интересов товаропроизводителей.

Как известно, республиканская народная партия придерживалась праволи-беральной  позиции. В ее состав входили приближенные к экс-премьеру правительства Казахстана А. Кажегельдину бизнесмены и "интеллектуальные" оппозиционеры (Г. Алдамжаров, Н. Масанов и некоторые др.). Довольно прочной оставалась позиция Коммунистической партии Казахстана во главе с С. Абдильдиным, хотя на данный момент она переживает не лучшие времена. Возможно, это было связано с личностью главного коммуниста страны обладавшей на тот момент наибольшим электоратом и стройной отработанной структурой местных органов, В этих условиях вновь прошедшие в тот период как парламентские, так и президентские выборы показали высокий уровень доверия народа к президенту Казахстана и его политическим сторонникам. По существу, первенство среди партий осталось за Отаном и Гражданской партией. 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Современный этап развития многопартийности.

 

Современный этап: период, который начинается с момента последних выборов президента Республики Казахстан. Этому периоду характерна общая стабилизация политических отношений в стране, что связано с окончательным оформлением избирательной системы в Казахстане и более или менее устойчивой партийной системы.

По прежнему наиболее активной силой  на фоне других партий выступает партия "Отан" во главе с С. Терещенко. Безусловно, партии пропрезидентского  направления активно расширяют  организационную структуру и  находятся в постоянном поиске пути максимально быстрого увеличения электората. Данный этап в развитии пропрезидентских партии, на примере Отана, можно оценить как подготовку к будущей политической борьбе, которая при должной организации и опоре на властные структуры, возможно, выведет ее на первые позиции в партийной системе государства. Это показали прошедшие выборы сельских акимов, где из 28 избирательных округов представителями партий "Отан" 25 были выиграны. Как известно, надежда коммунистов на свой электорат в "красном поясе" не оправдалась. Потеря своих позиции и заметное снижение рейтинга компартии в данных регионах связаны с внутрипартийными конфликтами руководящего звена, что вызвало разочарование населения.

Определенное оживление партийных  организаций в политической жизни  Казахстана наблюдалось осенью 2001 года. Расхождение во взглядах между правительством с одной стороны и рядами высокопоставленных чиновников и части бизнес-элиты с другой, привело к образованию последними так называемого общественного движения Демократический выбор Казахстана.

Это событие взбудоражило не только средства массой информации, но и часть общественности. С резкой критикой в адрес ДВК выступили  сразу несколько политических партий и общественных объединений. Неудивительно, что против новоявленной оппозиционной  организации выступили в основном лояльные к власти партии, тогда как на той стороне баррикады остались ряд оппонентов официального курса государства, среди которых Компартия и другие. 5

Конечно, с аналитической точки зрения что-либо сказать о будущем данного движения трудно (это связано с относительной краткостью функционирования движения на политической палитре страны по временным рамкам), но наметившееся на сегодняшний день раскол внутри объединения говорит о слабой организации и недостаточном опыте организаторов. Можно считать, что очередная отставка кабинета министров и значимые кадровые перестановки во властных структурах дифференцировали участников движения на радикальную и конструктивную части.

 

 

Политические  партии Казахстана на современном этапе  и их типология

 

Общеизвестно, что любая  партия главную цель видит в завоевании власти путем подготовки и участия  в выборах, разработки программы  развития общества. И у политических партий Казахстана в этом плане есть небольшой опыт, который заключается  участием в парламентских выборах. В орбиту выборов были втянуты все более или менее значимые политические партии страны. Каждая из них имела свой контингент поддержки, степень которой различна.

Ситуация в обществе была такова, что парламентские выборы могли способствовать либо стабилизации социальных и политических отношений, либо, при ряде соответствующих условий* нагнетанию напряженности в обществе. Относительный баланс политических сил сохранить не удалось, однако благодаря толерантности населения видимых потрясений политической системы не наблюдается. 6

Как показали, прошедшие  выборы 1999 года, несмотря на все старания функциональной консолидации оппозиции  не состоялось. Однако оппозиционный  полюс обозначился, как и в  России его представляла Компартия. Остальные партии не имели широкой социальной поддержки.

Таким образом, доминирование  одной партии, которая представляла бы интересы большинства граждан  Казахстана, на данном отрезке времени  не имело достаточных оснований.

Ход эволюции партийной  системы в Казахстане явился одним из самых чутких показателей изменений происходящих в политической сфере. Особенно важна при этом то, что дальнейшая демократизация партийной системы будет служить своеобразным индикатором демократического развития общества в целом. Ведь партии являются выразителями интересов определенных групп населения, следовательно, прямо отражают политическую культуру и политическое сознание общества.

В преддверии выборов  прекратили свою самостоятельную деятельность ПНЕК, Демпартия (ДПК) и Либеральное  движение (ЛДК), объединившись в партию Отан, в состав которой также вошло движение "Казахстан-2030", Необходимость этого шага была связана непосредственно с парламентскими выборами 1999 года, где Отан получил 30% мест и сформировал свою фракцию, также свою фракцию в Парламенте сформировала Гражданская партия. В некотором смысле этот успех вызван в первую очередь использованием партией традиционных методов воздействия на сознание народных масс. На сегодняшний день Отан имеет свои представительства во всех регионах Казахстана, как и другие партии прошедшие регистрацию в Минюсте. Деятельность других партий и общественных движений в основном носили эпизодический характер.

Известно, что любая  партия главную цель видит в завоевании власти. В этом отношении Н.А. Назарбаев  не исключил возможность партии "Отан" стать правящей и сформировать из числа своих лидеров политическую элиту для замещения гос. должностей и участия в управлении обществом. Свидетельством того является активная работа партии накануне осенних выборов акимов младшего звена.

Анализ тенденции развития партийной системы в Республики Казахстан в период 2006-2007гг. показывает, что идет превалирование социально-экономических идей над государственно-политической парадигмой. Действительно, экономический кризис и социальные проблемы, возникающие вновь и вновь, порождают состояние постоянной политической напряженности в системе. Поэтому закономерным в переходном обществе видится повышение популярности оппозиций, выступающей с жесткой критикой правительственного курса.

На сегодняшний день функционирование самой политической системы Республики Казахстан - от части заслуга Президента страны. Именно глава государства является инициатором проведения выборов в Мажилис по партийным спискам, децентрализация власти путем выборов акимов. И все же, говорить о действительной партийной активности пока рано. Ни пропрезидентские, ни оппозиционные партии еще не сформировались как реальные политические силы.7

Таким образом, можно  сказать, что у политических партий Казахстана за последние 10 лет независимости появился определенный опыт в осуществлении своей главной цели - завоевание власти в стране.

Свою точку зрения на перспективы партийного строительства  высказал известный политолог, директор Группы оценки рисков Агентства политических исследований Досым Сатпаев.

"Здесь, на мой  взгляд, сказал он, есть лишь два  варианта - количественный и качественный. В первом случае будет лишь  иллюзия многопартийности, во втором - реальное представительство интересов  различных социальных групп. При  этом большой роли не играет количество самих партий, будет ли их две, как в США, или больше десяти, как в Италии. Главное - чтобы они выполняли свою непосредственную функцию, а именно осуществляли легальную и конкурентную борьбу за власть, что, естественно, зависит от степени открытости политической системы.

Не уверен, что принятие нового закона о политических партиях  будет способствовать быстрой эволюции партийной системы в Казахстане. С точки зрения создания основ  для партийного строительства не было смысла искусственно ограничивать количество партий в рамках нового закона, где были приняты чрезвычайно суровые положения об увеличении количества членов партий (с 3 тысяч до 50 тысяч членов). Как показал опыт многих государств, существует естественный фильтр для партий-однодневок в виде избирательного порога, что вполне достаточно для регулирования процесса социального представительства в Парламенте.

Что касается существующей партийной системы в Казахстане, то такой системы в классическом смысле этого слова у нас пока нет. Хотя с точки зрения правового пространства в стране действуют около 10 официально зарегистрированных политических партий. Но это количество пока еще не перешло в качество по причине отсутствия дееспособного механизма широкого политического представительства. К другим причинам такого положения можно отнести ограниченные полномочия Парламента, неразвитое избирательное законодательство, недоверие основой массы населения к активной политической жизни и ограниченный доступ к борьбе за власть.

В конечном счете, вместо полноценных партий мы имеем либо искусственно созданные политические образования, многие из которых являются "диванными партиями", либо зачаточные партийные образования, перспективы которых зависят от благоприятной среды, либо это группы давления. В этом утверждении нет ничего парадоксального, так как опыт других стран показал, что при слабой партийной системе действуют достаточно мощные и активные лоббистские группы, и наоборот. Поэтому не удивительно, что группы давления в Казахстане часто имеют гораздо больше влияния на процесс принятия политических решений, чем наши партии. Это значит, что параллельно с развитием партийной системы в Казахстане должен формироваться всеми признанный институт лоббизма, который позволит расширить возможности неправительственным организациям и социальным группам продвигать свои социальные интересы".8

 

Политические  партии Казахстана на современном этапе

 

 

 1. РЕСПУБЛИКАНСКАЯ  ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ "ОТАН" 
 Республиканская политическая партия "ОТАН" была учреждена в январе 1999 года, а в феврале того же года зарегистрирована в Министерстве юстиции Казахстана.

2. КРЕСТЬЯНСКАЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ  ПАРТИЯ "АУЫЛ" 
Крестьянская социал-демократическая партия "АУЫЛ" была учреждена в январе 2000 года и зарегистрирована в Министерстве юстиции в марте того же года. В апреле 2003 года партия была перерегистрирована.

3. РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ  ПАРТИЯ "АСАР" 
Учредительный съезд Республиканской политической партии "Асар" состоялся в октябре 2003 года в Алматы, регистрация партии в Министерстве юстиции - в декабре 2003 года.

4. ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ  КАЗАХСТАНА "АК ЖОЛ" 
О создании партии объявлено в январе 2002 г., зарегистрирована в Министерстве юстиции в апреле 2002 г. Устав парти утвержден II Съездом Общественного объединения "Демократическая Партия Казахстана "АК ЖОЛ" 12 октября 2002 года.

5. КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ  КАЗАХСТАНА 
Решение о "воссоздании" КПК было принято на XIX съезде в связи с несогласием части коммунистов с решением съезда о переименовании Компартии Казахстана в Социалистическую партию Казахстана и объявлением ее правопреемницей. Регистрация в Министерстве юстиции - 28.02.1994 г., перерегистрация - 17.02.1997 г.

6. КОММУНИСТИЧЕСКАЯ НАРОДНАЯ  ПАРТИЯ КАЗАХСТАНА 
 21 июня 2004 г. прошла государственную регистрацию Коммунистическая народная партия Казахстана.

7. АГРАРНАЯ ПАРТИЯ  КАЗАХСТАНА 
Учредительный съезд партии состоялся 06.01.1999 г., регистрацию в Министерстве юстиции партия получила16.03.1999 г. 
Председатель партии - Мадинов Ромин Ризович.

Информация о работе Многопартийность в Казахстане: зарождение и особенности развития