Многопартийность в Казахстане: зарождение и особенности развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:03, реферат

Описание работы

Переход казахстанского общества от тоталитарной, однопартийной, административно - командной системы к демократической перспективе начался с конца 1986 года, когда вопросы подлинного народовластия, политического плюрализма, суверенитета были поставлены на повестку дня. "Неслучайность того, что произошло в те драматические дни и ночи, была ясна изначально. Однако осознание масштабов событий и их историческое значения пришло позднее". В этот период, характеризующийся доминантой либеральной демократии, формируются предпосылки появления институтов гражданского общества.
После распада Союза, Казахстан объяви

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
I. ЭТАПЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МНОГОПАРТИЙНОСТИ В КАЗАХСТАНЕ
а) Начальный и средний период развития партийной системы
Казахстана.............................................................................................................. 4
б) Поздний этап партогенеза в Казахстане……………………………… ……..8
в) Современный этап развития многопартийности…………………………...10
II. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ КАЗАХСТАНА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ИХ ТИПОЛОГИЯ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17

Работа содержит 1 файл

Многопартийность в Казахстане.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

РЕСПУБЛИКА  КАЗАХСТАН

АЛМАТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

 

 

 

 

 

Кафедра социальных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

Семестровая работа №2

                                             по политологии на тему:

«Многопартийность в Казахстане: зарождение и особенности развития”»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Проверил:   профессор

Абдуллина З.А.

                                                                               Выполнил: ст.гр. БВТ-06-02

                                                             Чельдыбаев Е.Б.

 

 

 

 

 

 

Алматы 2007

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

     ВВЕДЕНИЕ

Одной из актуальных тем  на данный момент стало изучение государства, политических партий и общественных объединений /движений/. Все они являются субъектами политической системы.

В последнее время  в Казахстане идет процесс трансформации  политической системы, соответственно изменяются и ее субъекты.

Переход казахстанского общества от тоталитарной, однопартийной, административно - командной системы  к демократической перспективе начался с конца 1986 года, когда вопросы подлинного народовластия, политического плюрализма, суверенитета были поставлены на повестку дня. "Неслучайность того, что произошло в те драматические дни и ночи, была ясна изначально. Однако осознание масштабов событий и их историческое значения пришло позднее". В этот период, характеризующийся доминантой либеральной демократии, формируются предпосылки появления институтов гражданского общества.

После распада Союза, Казахстан объявил о строительстве  демократического общества и правового государства.

В результате политических и экономических реформ возрастает стремление социальных слоев и групп  влиять на формирование политического  курса и хода социальных экономических  преобразований, а это влияние  наиболее эффективно может быть использовано с помощью объединений граждан, в первую очередь партий и политических движений.

Право людей свободно вступать и организовывать самые  разнообразные неправительственные  группы являются основополагающим принципом  демократического общества.

За время независимости  в Казахстане сложилась правовая база для функционирования третьего сектора (третий сектор - термин, введенный  фондом политико-правовых исследований "Интеграл").

Основными законодательными актами, регулирующими деятельность общественных объединений, являются Конституция РК, закон РК "Общественных объединениях", Гражданский кодекс РК. Отдельные стороны их деятельности регулируются также законами "о политических партиях", "о профессиональных союзах", "о религиозных объединениях", налоговым кодексом.

Сегодня, наконец, общество и, что очень важно, государственный  аппарат постепенно приходят к пониманию  самоценности независимой организованной самодеятельности масс, по крайне мере, этот вывод следует из анализа  современного законодательства об общественных объединениях РК.

 

 

 

 

 

Начальный и  средний период развития партийной  системы Казахстана.

 

В сложный переходный период создания принципиально новой  для республики демократической  системы все более заметным становится процесс взаимовлияния, взаимозависимости политического плюрализма и демократизации, деятельности политических партий и становления суверенной государственности.

На первом этапе демократизации советского общества повсеместно шло  серьезное столкновение мнений, велась борьба по поводу отмены статьи 6 Конституции СССР, законодательно закреплявшей руководящую роль КПСС в государстве.

Юридически многопартийность на территории нынешнего СНГ введена  Законом СССР от 14 марта 1990 года "Об утверждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР", которым была утверждена новая редакция статьи в Конституции СССР, допускавшая существование наряду с КПСС других политических партий. Фактически же право на существование альтернативные политические партии получили только 1 января 1991 года, когда вступил в силу Закон СССР "Об общественных объединениях".

Вместе с тем возникшая  многопартийность была на самом деле фальшивой, поскольку в силу объективных  причин ни одна из вновь созданных  политических партий не могла составить реальной конкуренции КПСС, а, следовательно, реально участвовать в политической жизни страны.

Как отмечает Президент  Республики Казахстан Назарбаев  Н. А., "коренным поворотным событием, открывшим дорогу для становления  многопартийности, стал распад СССР и его цементирующего элемента в лице КПСС". 1

Действительно, становление  многопартийности в Казахстане имеет  общие закономерности со сходными процессами в других странах СНГ.

Практически везде имел место не просто переход от однопартийной системы к многопартийной, а налицо был взаимосвязанный процесс устранения государственно-политической монополии КПСС, создания новой государственности и соответствующей ей партийной системы.

В то же время вполне понятно, что развитие многопартийности в Казахстане имеет свои особенности, обусловленные спецификой исторического,демографического, политического характера, этнокультурного своеобразия, предопределяющие специфику партогенеза и функционирования партийной системы в стране. Так, для понимания роли политических партий в формировании правовой государственности и гражданского общества в Казахстане необходимо особо подчеркнуть то, что внутренняя политика высшего руководства Казахстана показывает нацеленность на реализацию национально-государственных интересов страны через лояльное отношение к политическим партиям и движениям и сотрудничество с ними.

Процесс создания многопартийной системы труден и многогранен. "Настоящая  многопартийность отнюдь не сводится к наличию нескольких зарегистрированных политических партий. Это слаженная, четко функционирующая система, в которой политические партии находятся в равных правовых условиях, честно конкурируют за влияние на основные группы и слои общества, система, в которой обеспечивается принцип ротации партий у власти в зависимости от ясно выраженной воли избирателей", система, в которой "многопартийность означает наличие в политической структуре общества целого ряда политических объединений людей, которые выражают и защищают на политическом уровне многообразие сложившихся (или складывающихся) социальных интересов". 2

Ряд исследователей считают, что, во-первых, "классификация политических партий и движений Казахстана несколько  затруднена тем обстоятельством, что  помимо традиционного деления на "правых", "левых" и "центра" существует целый ряд организаций, в которых приоритетное внимание уделяется этническим проблемам".

Во-вторых, "наиболее важным фактором, обусловливающим особенности  развития и становления многопартийной системы в Казахстане в последние  годы, было специфическое сознание граждан этой республики, основанное на сложном и причудливом переплетении советского этатистского мировоззрения и азиатского патернализма... ". 3

В-третьих, менталитету  восточного общества, вступившего в  полосу модернизации, свойственны "приверженность харизматическим лидерам, иерархичность, личностные ориентации, стремление к консенсусу", накладывающие отпечаток на становление демократических институтов.

Чтобы понять характер, содержание и особенности процесса становления  многопартийности в республике, ее роль в формирования казахстанской государственности, специфику их взаимовлияния, выявить уровни их взаимодействия., представляется важным иметь представление о политических изменениях за последние 15 лет.

Развивая известную  сегодня в Казахстане периодизацию процесса формирования государственно-политической системы, можно условно выделить пять этапов:

1. Конец 1986 г. - начало 1990 г. (образование неформальных объединений);

2. Начальный период: 1990-1991 гг. (создание партий, движений и организаций);

3. Средний период: период с конца 1991 г,-1995 г. (образование независимой Республики Казахстан, политическая дифференциация и регистрация партий, общественных объединений);

4. Поздний этап: 1995-1999 гг. (период образования целого ряда политических партий);

5. Современный этап: период, который начинается с момента последних выборов президента Республики Казахстан.

Роль политических партий в становлении государственности  носила как позитивный, так и негативный характер, причины которого кроются в том, что в современном трансформирующемся Казахстане уровень демократии пока еще невысок, а политическая социализация включает в себя единовременные и параллельные процессы обучения демократической политической культуре с одной стороны и утрачивания оценок, суждений, политических ориентации и ценностей, присущих тоталитарной системе, с другой.

Такая смена механизмов политической социализации в республике осложняется накладыванием не только социально-классовых, но и национальных противоречий в сочетании с трансформацией политической системы на фоне глубокого системного кризиса. Эта уникальная комбинация факторов серьезно изменила взаимоотношения человека с государством и его институтами, наложила собственную специфику на продвижение общества в сторону политического плюрализма.

В первый период развития общественно-политических организаций  Казахстана сложились предпосылки  для трансформации республики из квазигосударственного состояния  в подлинно суверенное. С этого  времени в движение пришли многие социальные слои, социально-политические интересы которых стали постепенно структурироваться. С этого же времени изменяется характер политической и партийной систем казахстанского общества, которые, в свою очередь, начинают влиять на формирование нового государственного устройства.

Таким образом, к началу 1991 года можно отметить появление  спектра общественно-политических объединений, для которых главной  становится борьба за мобилизацию собственных  ресурсов, массовую поддержку населением своих идей и действий.

Начало среднего периода развития многопартийности совпадает с обретением независимости государством.

Дальнейшее развитие получают партии и движения, выдвинувшие  на первый план этнические ценности, тем  самым, способствуя этнополитической дифференциации части казахстанского населения.

Значительное влияние  в этот период национально-демократических  организаций способствовало борьбе за придание государственного статуса  казахскому языку.

В этом контексте представляется объективным отдать должное партии Народный Конгресс Казахстана, Гражданскому движению Казахстана "Азат", Международному антиядерному движению "Невада-Семипалатинск" и целому ряду других, которые, благодаря своим простым и понятным лозунгам и призывам, отвечающим интересам большинства населения, способствовали обретению Казахстаном государственного суверенитета. Ставя своими главными программными целями и задачами возрождение казахского народа, полноценное развитие всех национально-этнических групп Казахстана, объединение национально-патриотических сил для создания правового и многопартийного общества, независимого государства на основе общедемократических ценностей, существующие в рассматриваемый период общественно-политические организации выступали с альтернативными официальным законопроектам по гражданству, миграции, Конституции, участвовали в антиядерном движении и т. д.

Вместе с тем в  этот период партии практически были "выключены" из процесса передачи политического опыта и обучения навыкам политических действий для  большинства населения страны.

Такая "агрессивная" активность общественных объединений была связана с углублением социально-экономического кризиса, ростом политико-правовых противоречий, нерешительными и непоследовательными, половинчатыми действиями союзного руководства. Тем более  что рост антикоммунистических настроений вел к утверждению в общественно-политических организациях радикально-либеральных, или национально-государственных доктрин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

 

 

 

 

 

 

            Поздний этап партогенеза в Казахстане.

 

Эволюция политического развития Казахстана свидетельствует о том, что на четвертом этапе отмечалось продолжение активного партстроительства, усиление взаимовлияния политических партий и государственно-политического становления страны. В этот период наиболее заметно влияние политических партий центристского толка, уменьшение радикализма. Идет процесс политического оформления интересов разных социальных групп населения - женщин, жителей села, молодежи и т. д. Однако вновь возникающие партийные движения все также нередко "подгоняются" под определенную личность" что было характерно и для предыдущих периодов. Как показала практика, такие движения находятся в прямой зависимости от своего лидера: от субъективных колебаний последнего меняются, как правило, и партийные линии. У таких партий значительно сокращается социальная база поддержки.

Информация о работе Многопартийность в Казахстане: зарождение и особенности развития