Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:09, контрольная работа
Сложившиеся на рубеже нового XXI века международные отношения показывают насколько тесно переплетены взаимоотношения более 200, существующих на сегодняшний день государств и стран мира в области внешней политики, экономики, военных отношений, культуры, дипломатических, социальных, правовых и гуманитарных связей, образующих систему связей в мире. Субъектами этих связей выступают государства, народы, общественные силы, различные движения.
В международных отношениях ведущая роль принадлежит политике государств.
Международные отношения как система экономических, политических, военных и иных связей в мире.
Единство и противоречивость современного мира: рост глобальной взаимозависимости и ее влияние на международные взаимоотношения.
Структура мировой политики
Международная политика и межгосударственные отношения: природа, содержание.
Международные организации, международные отношения и международное право
Список литературы
—социально-экологические проблемы, обусловленные дальнейшим ухудшением природной среды обитания людей .С особой остротой встала необходимость проведения мероприятий по улучшению газовой оболочки атмосферы; по гармоничному развитию живой и неживой природы; по рациональному использованию естественного потенциала планет; по предотвращению вредного воздействия на природу военной деятельности;
—проблемы человека, включая человеческое измерение общественного прогресса; соблюдение социальных экономических, индивидуальных прав и свобод ;ликвидацию голода, эпидемических заболеваний ,невежества; духовное развитие личности; преодоление отчуждение человека от природы, общества ,государства.
Таким образом современный мир является взаимосвязанным и целостным, но при этом в мире существуют противоречия во взаимоотношениях государств, народов. Основные группы противоречий:
1.Противоречия связанные с отношениями двух общественных систем. После распада СССР усилилась роль ведущих капиталистических держав насаждать всему миру новый порядок, свои «ценности» диктовать свою волю;
2.Противоречия самого мира капитала, рожденные жесточайшей конкуренцией, борьбой за рынки сбыта, сферы влияния;
3.Противоречия
между трудом и капиталом.
Суть их осталась прежней
— противостоянием
4.Противоречия между развитыми капиталистическими державами и развивающимися странами и народами. Неэквивалентный обмен ,неравноправная торговля, высокие ссудные проценты, все это ведет к обогащению транснациональных корпораций и резкому обнищанию развивающихся стран, что впоследствии для них же чревато социальными потрясениями..
5.Противоречия
глобального масштаба(
6.Противоречия развития и функционирования культуры, проблемы размывания духовных ценностей. Проблема в том, что во всем мире на людей обрушивается искусно подтасованная информация ,навязываются мысли и чувства ,выгодные властным структурам. Таким образом ход истории, развитие общественного прогресса объективно требуют конструктивного, созидательного взаимодействия государств и народов в масштабах всей планеты.
3. Структура мировой политики
Международная политика состоит из совокупности действий и взаимоотношений государств, различного рода межгосударственных объединений, а также общественных международных организаций негосударственного характера по реализации групповых или общих интересов и целей. Говоря о международной политике, мы имеем в виду главным образом целенаправленные действия в интересах совершающих их субъектов и характер возникающих на этой основе взаимоотношений. Для данного государственного субъекта — это внешняя политика, поскольку она имеет целью решение задач, связанных с регулированием окружающей социальной среды.
Специфика международной политики раскрывается через анализ ее структурных элементов, в первую очередь субъектов. В современной политологической литературе нет единства в определении основных субъектов. Встречается подход, согласно которому выделяются социальные и институциональные субъекты. В качестве первых, как и во внутренней политической жизни, выступают народы, нации, классы, другие социальные группы и слои, элиты, лидеры, выдающиеся личности. Вторыми являются политические, главным образом государственные, сообщества и их институты. В принципе не возражая против выделения социальных субъектов, следует подчеркнуть, что в осуществлении мировой политики выступают субъекты (акторы), организованные как институты группы (объединения, сообщества, ассоциации, союзы и т. д.) людей, в том числе даже террористические организации и мафиозные кланы. Поэтому вполне рационально и в то же время теоретически корректно обозначение субъектами международной политики государства и группы государств, а также образуемых ими международных организаций. Чаще всего различают три уровня субъектов:
1. Государства — отдельные или группы государств, проявляющие реальную активность в международной политической жизни. Последнее замечание существенно. В мировой истории имели место феномены-государства, которые не десятилетиями, а столетиями самоизолировались от международного процесса. Так, в частности, Япония более двухсот лет (1641-1853 гг.) была полностью оторвана от мира, даже от своих соседей — Китая и Кореи. «Подобного примера, — отмечал Д. Неру, — не было ни в какой период писаной истории и ни в одной другой стране». Потенциально будучи субъектом международных отношений, актуально она таковым не выступала. Признаки актуального политического субъекта Япония обрела, когда открыла двери для связей и взаимодействий с другими странами и государствами. Покончив с самоизоляцией, Япония ринулась вперед такими темпами, что догнала европейские государства и стала их побеждать.
Необходимых условий для формирования признаков международного политического субъекта не имели страны, находившиеся веками в колониальной зависимости от европейских держав и не обладавшие своей государственностью. Только сбросив с себя колониальный гнет, став суверенными (хотя бы формально) государствами, они включились в мировой политический процесс.
2. Межгосударственные объединения: политические, военно-политические, политико-экономические и прочие союзы, коалиции, блоки. В основе создания объединений лежат, как правило, совпадающие интересы и цели государств-участников, стремление использовать соединенную, совокупную силу и ресурсы для достижения своих целей. Примером таких объединений могут служить: Североатлантический блок (НАТО), бывшая Организация Варшавского договора (ОВД), Европейский союз, Организация африканского единства, Организация американских государств и другие. Универсальной, в полном смысле слова глобальной, выступает Организация Объединенных Наций (ООН). В свою очередь на ее базе или под ее покровительством созданы и функционируют многие другие, включающие правительственные учреждения специализированных ведомств, к примеру, — культуры, объединенных в ЮНЕСКО. В настоящее время, как отмечают некоторые аналитики международных отношений, начинает создаваться новая система институтов, призванная на основе согласия обеспечить коллективную безопасность стран мира; идет процесс приспособления различных институтов к новым требованиям.
В числе всемирных организаций, оказывающих достаточно существенное влияние на мировой политический процесс, современные основные религии и их международные организации, в том числе обладающие статусом государственности. Известно, что за последние годы на мировой арене значительно возросла политическая активность Ватикана и его главы папы римского. Все более активными становятся исламские организации.
3. Негосударственные международные политические объединения. В мировом политическом пространстве ныне действуют многие негосударственные общественно-политические международные организации, типа партийных альянсов (например, Социалистический Интернационал), профсоюзных, научных, спортивных и прочих объединений, в той или иной степени оказывающих влияние на политическую жизнь мирового сообщества.
4. Международная политика и межгосударственные отношения: природа, содержание.
В политической науке существовало и существует немало различных подходов к пониманию природы и сущности международной политики и международных отношений.
1.
В западной литературе
2.
Близок к биологическому «
3. Идеологический подход: Длительная борьба двух идеологий — либерально-демократической и коммунистической — породила стремление объяснять международные отношения идеологическим фактором. Не отрицая значительного влияния на мировой политический процесс этого фактора, им трудно обосновать коренные причины первой и второй мировых войн, многочисленные конфликты между странами с родственными идеологическими воззрениями. Значит, источники столкновений, равно как и сотрудничества, заложены глубже. Воззрения, политические и идеологические ценности зависят от объективных социально-исторических потребностей, осознаваемых и обобщаемых в интересах, целях и общественных мотивах поведения людей.
Двигателем в политике являются интересы. Это аксиома и, конечно же, для внешней политики. Осознание интересов целого — государства, нации, международного сообщества — непременный критерий субъекта международного процесса. Интерес, прежде всего политический — важнейший элемент и относительно самостоятельный фактор этого процесса. Но как его понимать? Какой интерес определяет поведение субъектов? Национальный, национально-государственный, государственный или, наконец, надгосударственный? Эти вопросы весьма актуальны для практической политики; они оживленно обсуждаются теоретиками-политологами.
Сторонники
концепции национального
Критики
концепции национального
Во-первых, понимание категории национального интереса и соответственно формулирование его содержания в значительной степени (а в иных ситуациях и в главном) определяется субъективными моментами, отодвигающими на второй план объективную сторону. Это объясняется предпочтением в определении нации субъективным по природе признакам, в частности, культурно-лингвистическим или религиозной идентичности людей. Да и в самом бытии нации субъективный социодуховный, психологический компонент — один из главных.
Во-вторых, наличие в мире тенденции как реакции на глобализацию роста этнонационализма — политической и культурной автономизации этносов — подрывает целостность многонациональных и даже мононациональных государственных образований. Понятие национального интереса в этих условиях отнюдь не отражает реального многообразия групп интересов, скажем, национальных меньшинств или негосударственной нации в той или иной стране. Акцентирование на нем создает ситуацию примата государственной (ведущей) нации и стимулирует развитие такой силы, разрушающей единство государства и международного сообщества, какой выступает современный агрессивный национализм.