Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 18:38, реферат
В работе предсталены биография и труды Леви-Брюля, а также его представления о первобытном мышлении
§3. Мышление как социально обусловленный процесс.
В
большинстве своих работ Леви-
Особое внимание он уделял тому, как происходят переход от пралогического к логическому типу, постепенное расчленение туманных предпонятий, индивидуализация представлений о таинственных силах, развитие понятий.
Леви-Брюль не считает пралогическое мышление просто одним из ранних этапов сознания, существовавшим у древних народов.9 Пралогическое и логическое - не сменяющие друг друга, а сосуществующие типы мышления.
С
развитием общества сектор логического
мышления увеличивается, оттесняя пралогическое,
но при этом коллективные представления
всегда будут сохраняться, выражая интенсивно
переживаемую сопричастность.
Они выражаются в основном в религии, морали,
обрядах и т.д., т.е. в так называемых коллективных
представлениях. Будучи последователем
Дюркгейма, Леви-Брюль заимствовал у него
понятие коллективные представления.
По
Дюркгейму, коллективные представления
являются компонентами системы знаний,
мнений, норм поведения, сложившихся
в социальном опыте.
Это понятие использовалось Дюркгеймом
и его последователями для объяснения
социального происхождения человеческой
психики, которая имеет дуалистический
характер: социальное в структуре сознания
противопоставляется индивидуальному.
По мнению Л. ЛевиБрюля, сознание первобытного человека не отличается в чувственно-моторной сфере от сознания цивилизованного человека, но воспринимает мир через призму коллективных представлений.
Л. Леви-Брюль связал функционирование таких представлений с определенной формой сознания, существующей преимущественно в первобытных обществах.
Этим
обществам свойственны, во-первых, строгая
социализация, а во-вторых, тип мышления
по принципу партиципации. Сопричастие,
партиципация, таким образом, становится
ключевым понятием при рассмотрении социальных
отношений и коллективных представлений.
Основанные на них формы мышления характеризуются
эмоциональной вовлеченностью (партиципацией)
и противостоят абстрактному мышлению,
которое базируется на логике и содержит
минимум эмоциональности.
Заключение.
В научной среде всегда преобладало критическое отношение к идее французского ученого о качественных различиях между примитивным и логическим мышлением. С точки зрения общей психологии, в трудах Леви-Брюля действительно слабо проанализированы особенности логического мышления, что необходимо было бы сделать, пытаясь сравнивать пралогическое мышление с научным.
Но если и можно причислить французского мыслителя к сообществу психологов, то скорее социальных, чем общих. У представителей примитивных культур его интересовало то, что в разных науках и разными авторами называется «социальным восприятием», «переживанием», «ментальностью» и даже «социальным познанием», хотя сам он и отказывал «примитивам» в способности познавать окружающий мир. Леви-Брюль дает глубокий анализ коллективных представлений, к которым мышление не сводится. Но сравнивает он – и противопоставляет друг другу – несопоставимые явления: научное мышление и коллективные представления. Если же пралогическую ментальность сравнивать не с научным мышлением, а с социальным восприятием современного человека, то обнаружится, что между социальными представлениями в разные исторические эпохи больше сходства, чем различий.
Во-первых, социальными психологами в наши дни подчеркивается метафоричность термина «социальное восприятие», которое включает в себя не только восприятие социальных объектов, но и элементы мышления, и интенсивную эмоциональную окраску. Отсюда – несомненное сходство представлений, составляющих ментальность первобытного и современного человека. А их различия носят скорее количественный характер, так как в первобытном обществе, где природный космос антропоморфен, а мир человека составляет единое целое с миром природы, доля социальных представлений намного выше.
Во-вторых, при сравнении пралогической ментальности с точки зрения степени субъективности в восприятии мира не с научным мышлением, стремящимся к объективности, а с социальными представлениями современного человека, также не будет обнаружено качественных различий. Социальные представления, несмотря на накопленные человечеством научные знания, крайне субъективны. Заключенные в них стереотипы, предрассудки, иллюзорные корреляции мешают индивидам адекватно воспринимать мир. Многие представления не потеряли и мистического содержания.
В-третьих,
сомнительно и последнее различие, на
качественном характере которого настаивал
французский ученый: отсутствие познавательного
элемента в коллективных представлениях.
Леви-Брюль считал, что неадекватное, не
соответствующее реальности восприятие
окружающего мира не приводит к его познанию,
отождествляя последнее лишь с познанием
научным. На самом деле, если человек эмоционально
сопричастен миру, в котором он живет,
и каждому его отдельному элементу, будь
то звезда или травинка, это вовсе не значит,
что он его не познает. Просто он познает
себя и весь окружающий мир в неразрывном
единстве, в том числе не разделяя «социальный
космос» и «природный космос». Да, для
современного человека характерно использование
множества категорий, включающих деление
на естественное и сверхъестественное,
на природу и культуру. Но был ли мир первобытного
человека менее дифференцированным…
Список
использованной литературы
1. Кравченко А.И. Культурология: Словарь. - М.: Академический проект, 2000.
2. Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. -М.:Канон+, 1998.
3. Леви Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1994.
4. 100 великих психологов. - М.: Вече, 2004.
5. Степанов С.С. - Психология в лицах. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
6. Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдов. -М.: Педагогика-ПРЕСС, 1998.
Информация о работе Миф и социальные процессы в концепции Л. Леви-Брюля