Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 18:38, реферат
В работе предсталены биография и труды Леви-Брюля, а также его представления о первобытном мышлении
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Саратовский
Государственный Университет
Юридический факультет
Специальность 030201 (020200) – «Политология»
Дисциплина
Политическая
мифология
Реферат на тему:
«Миф
и социальные процессы
в концепции Л. Леви-Брюля»
Выполнила
Евстигнеева А. В.
3 курс, 321
группа
Саратов
2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
§1. Краткая биография
и труды Л.Леви-Брюля………………………………………………
§2. Особенности
коллективных представлений в первобытном
обществе…………………………………………………………
§3. Мышление как
социально обусловленный процесс……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы………………………..……13
Введение.
§1. Краткая
биография и труды Л.Леви-
Люсьен
Леви-Брюль родился 10 апреля 1857 г. в Париже.
После окончания гимназии он поступил
в Сорбонну, где получил философское образование,
после чего работал учителем в средних
школах городов Потье, Амьена и Парижа.
После получения в 1884 г. докторской степени он продолжил преподавательскую деятельность в Независимой школе политических наук, а также в Высшей нормальной школе и в Сорбонне.
Сначала Леви-Брюля интересовали философские проблемы, в том числе проблема морали.
В 1899 г. у него вышла книга История современной философии во Франции, в 1903 г. – Философия Огюста Конта, а в 1905 г. – Этика и наука о нравах1.
Ознакомившись с позитивистскими идеями Конта, Леви-Брюль начал интересоваться проблемами социологии, стал изучать социальные процессы, занимался проблемами методологии интерпретации социальных фактов.
Он принял идею изначального существования коллектива и коллективных представлений как определяющей черты мышления на начальных стадиях, а позже развил эту идею в целую теорию коллективных представлений.
Со временем Л. Леви-Брюль заинтересовался этнографией и обратился к изучению своеобразия сознания народов Африки, Австралии, Океании, находившихся на низкой ступени общественно-исторического развития. Он изучал мифы и легенды этих народов, их верования и обычаи.
В одной из первых своих pa6oт Леви-Брюль высказал мысль о том, что анимистические компоненты сознания человека, находящегося на низкой ступени развития, аналогичны мыслительным процессам ребенка.
Кроме этого, он называл и еще одно сходство: дикарь и ребенок, по его мнению, склонны одинаково одухотворять явления природы, наделяя их человеческими свойствами.
В работе Умственные функции в низших обществах, изданной в 1910 г., Леви-Брюль раскрывает свою теорию первобытного мышления.
В
большинстве своих работ Леви-
В 1925 г. Леви-Брюль вместе с Паулем Риветом и Марселем Моссом основал Институт этнологии. Он активно участвовал в работе института, читал лекции по психологии, проводил семинары и конгрессы.
В 1930 г. Леви-Брюль выпустил книгу Первобытное мышление2. В это время он уже отказался от теории пралогического мышления, но продолжал разрабатывать проблему партиципации.
Последнюю он считал фундаментальным для человека качеством, в большей степени присущим первобытному обществу и в меньшей – современному.
В Записных книжках, изданных после его смерти, он уже несколько отошел от концепции <<коллективных представлений>>.
Люсьен
Леви-Брюль умер 13 марта 1939 г.
Современные психологи считают, что Леви-Брюль
несколько преувеличил значение пралогического
мышления.
В
то же время элементы этого мышления
психопатологи находят у
Разработав теорию коллективных представлений,
он поставил проблему социальной обусловленности
человеческой психики и поведения, внес
важный вклад в понимание человека и общественной
жизни.
§2. Особенности коллективных представлений в первобытном обществе.
Особое внимание Леви-Брюль уделял тому, как происходят переход от пралогического к логическому типу, постепенное расчленение туманных предпонятий, индивидуализация представлений о таинственных силах, развитие понятий.
Леви-Брюль не считает пралогическое мышление просто одним из ранних этапов сознания, существовавшим у древних народов. Пралогическое и логическое - не сменяющие друг друга, а сосуществующие типы мышления.
С
развитием общества сектор логического
мышления увеличивается, оттесняя пралогическое,
но при этом коллективные представления
всегда будут сохраняться, выражая интенсивно
переживаемую сопричастность.
Они выражаются в основном в религии, морали,
обрядах и т.д., т.е. в так называемых коллективных
представлениях. Будучи последователем
Дюркгейма, Леви-Брюль заимствовал у него
понятие коллективные
представления.
По Дюркгейму, коллективные представления являются компонентами системы знаний, мнений, норм поведения, сложившихся в социальном опыте.
Итак, первой особенностью коллективных представлений французский ученый рассматривает их крайнюю эмоциональную интенсивность: «первобытный человек в данный момент не только имеет образ объекта и считает его реальным, но и надеется на что-нибудь или боится чего-нибудь»3.
Второй – центральной – особенностью коллективных представлений Леви-Брюль считает нечувствительность к логическим противоречиям, тогда как научное мышление их избегает. Иными словами, в коллективных представлениях предметы, существа, явления могут быть одновременно и самими собой, и чем-то иным, могут находиться здесь и одновременно в другом месте. Леви-Брюль приводит много примеров того, что для первобытных людей сон столь же реален, как и то, что они видят наяву. Они не различают предметы и их изображения; человека и его имя, представляя имена как нечто конкретное, реальное и часто священное; человека и его тень, рассматривая посягательство на тень как посягательство на него самого; человека и его группу, отождествляя их.
С
нечувствительностью к
Перечисленные особенности можно понимать как негативные, как отсутствие у «дикарей» логического мышления. Но Леви-Брюль интерпретирует их с позиций культурного релятивизма и вводит новое понятие – пралогическое мышление (или прало-гическая ментальность). Его он не считает алогичным или антилогичным и не рассматривает как стадию, предшествующую появлению логического мышления.
Следует уточнить, что пралогичными Леви-Брюль считает только коллективные представления, которые, по его мнению, не являются мыслью в собственном смысле слова. Французский исследователь особо подчеркивает, что в практической жизни, когда «примитив» мыслит и действует независимо от коллективных представлений, он вполне логичен: «Если его захватит врасплох дождь, то он станет искать убежища. Если он встретит дикого зверя, то постарается убежать от него и т. д. и т. п.»4. Этого почему-то не заметили критики Леви-Брюля, утверждавшие, что пралогическое мышление невозможно, так как оно мешало бы человеку ориентироваться в мире.
Коллективные
представления имеют
«Ни одно существо, ни один предмет, ни одно явление природы не выступают в коллективных представлениях первобытных людей тем, чем они кажутся нам. Почти все то, что мы видим в этих явлениях и предметах, ускользает от внимания первобытных людей или безразлично им. Зато последние видят много того в них, о чем мы не догадываемся. Например, для первобытного человека, который принадлежит к тотемическому обществу, всякое животное, всякое растение, всякий объект, хотя бы такой, как звезды, солнце и луна, представляет собой часть тотема, класса или подкласса. Поэтому каждый объект наделен определенными сродством, правами на членов своего тотема, класса или подкласса, обязательствами в отношении их, мистическими отношениями с другими тотемами и т.д.»7. Леви-Брюль приводит многочисленные примеры того, что в примитивных культурах люди в определенных обстоятельствах не проводят границу между возможным и невероятным, реальным и воображаемым, объективным и мистическим. Они могут отождествлять свою социальную группу с животным или растением, имя которого носят, верить «в интимную связь между человеческой общественной группой и крокодильей или змеиной общественной группой»8. Именно мистическая сопричастность заставляет представителя южноамериканского племени гуичолов надевать на голову перья орла и таким образом приобщаться к зоркости, прозорливости и мудрости этой птицы.
Итак,
согласно концепции Леви-Брюля, для
людей из архаических культур не существует
двух миров – видимого, осязаемого, физического
и невидимого, неосязаемого, «духовного».
Для них существует только один – мистически
реальный – мир, которому они сопричастны.
У «примитивов» отсутствует потребность
в познании окружающего мира, их единственное
стремление – жить в тесном единстве с
ним.
Информация о работе Миф и социальные процессы в концепции Л. Леви-Брюля