Миф и социальные процессы в концепции Л. Леви-Брюля

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 18:38, реферат

Описание работы

В работе предсталены биография и труды Леви-Брюля, а также его представления о первобытном мышлении

Работа содержит 1 файл

леви-брюль.docx

— 34.12 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Саратовский  Государственный Университет                              имени Н. Г. Чернышевского» 

Юридический факультет

Специальность 030201 (020200) – «Политология»

Дисциплина

Политическая  мифология 

Реферат на тему:

«Миф и социальные процессы в концепции Л. Леви-Брюля» 

Выполнила

Евстигнеева А. В.

3 курс, 321 группа 
 
 
 
 

Саратов

2010 

           Содержание 

Введение…………………………………………………………….3

§1. Краткая биография и труды Л.Леви-Брюля………………………………………………………………..4

§2. Особенности  коллективных представлений в первобытном  обществе…………………………………………………………….6

§3. Мышление как социально обусловленный процесс………………………………………………………………9

Заключение……………………………………………………..….11

Список  использованной литературы………………………..……13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

           Развитие человеческого  общества - история развития человеческой сущности. Главной составляющей этого  процесса является развитие человеческого  мышления.

     Мышление, как и способность к труду, переживает сложный процесс развития от древнего предшественника до мысли  современного человека. Мысль есть результат и средство материального  труда, которые преобразуют самого человека и природную среду. Мысль проходит исторические этапы развития, иначе ее история будет представлена последовательностью парадигм.

     Жизнь человеческого общества состоит  из остатков прежних способов жизни  человечества. Мышление человека ныне живущего состоит из фрагментов пережитых  исторических типов мышления: религиозного и мифологического. Развитие мышления - это стержень развития духовной культуры. Исследование процессов его развития - главное условие познания мышления современного человека и его дальнейшего  развития.

     Исследование  коллективных представлений, их связей, сочетаний в низших обществах  поможет пролить свет на генезис  современных логических принципов.

     Смысл человеческого существования определяет направление развития человеческой сущности, смысл его существования. Развитие человека происходит в процессе создания «второй природы». Следовательно, оно имеет «внешние ориентиры» - освоение мира вширь и вглубь. Но собственно человеческие качества в  этом движении заключаются в развитии самой человеческой сущности, ее движении в познании себя самой. Человек не имеет внутренних ориентиров в своем  развитии кроме развития своей сущности и углубления в нее. Говоря конкретно  смысл человеческого существования нужно представить как обогащение характера труда и способностей человеческого мышления.

§1. Краткая  биография и труды Л.Леви-Брюля. 

     Люсьен  Леви-Брюль родился 10 апреля 1857 г. в Париже.  
После окончания гимназии он поступил в Сорбонну, где получил философское образование, после чего работал учителем в средних школах городов Потье, Амьена и Парижа.

     После получения в 1884 г. докторской степени  он продолжил преподавательскую  деятельность в Независимой школе  политических наук, а также в Высшей нормальной школе и в Сорбонне.

     Сначала Леви-Брюля интересовали философские проблемы, в том числе проблема морали.

     В 1899 г. у него вышла книга История современной философии во Франции, в 1903 г. – Философия Огюста Конта, а в 1905 г. – Этика и наука о нравах1.

     Ознакомившись с позитивистскими идеями Конта, Леви-Брюль начал интересоваться проблемами социологии, стал изучать социальные процессы, занимался проблемами методологии интерпретации социальных фактов.

     Он  принял идею изначального существования коллектива и коллективных представлений как определяющей черты мышления на начальных стадиях, а позже развил эту идею в целую теорию коллективных представлений.

     Со  временем Л. Леви-Брюль заинтересовался этнографией и обратился к изучению своеобразия сознания народов Африки, Австралии, Океании, находившихся на низкой ступени общественно-исторического развития. Он изучал мифы и легенды этих народов, их верования и обычаи.

     В одной из первых своих pa6oт Леви-Брюль высказал мысль о том, что анимистические компоненты сознания человека, находящегося на низкой ступени развития, аналогичны мыслительным процессам ребенка.

     Кроме этого, он называл и еще одно сходство: дикарь и ребенок, по его мнению, склонны одинаково одухотворять явления природы, наделяя их человеческими  свойствами.

     В работе Умственные функции в низших обществах, изданной в 1910 г., Леви-Брюль раскрывает свою теорию первобытного мышления.

     В большинстве своих работ Леви-Брюль исследует, как действует и как проявляется пралогическое мышление в разных сферах жизни и сознания отсталых народов или низших обществ: в языке, в системах счисления, в лечении больных, в погребении умерших, в обряде посвящения и некоторых других.

     В 1925 г. Леви-Брюль вместе с Паулем Риветом и Марселем Моссом основал Институт этнологии. Он активно участвовал в работе института, читал лекции по психологии, проводил семинары и конгрессы.

     В 1930 г. Леви-Брюль выпустил книгу Первобытное мышление2. В это время он уже отказался от теории пралогического мышления, но продолжал разрабатывать проблему партиципации.

     Последнюю он считал фундаментальным для человека качеством, в большей степени присущим первобытному обществу и в меньшей – современному.

     В Записных книжках, изданных после его смерти, он уже несколько отошел от концепции <<коллективных представлений>>.

     Люсьен  Леви-Брюль умер 13 марта 1939 г.  
Современные психологи считают, что Леви-Брюль несколько преувеличил значение пралогического мышления.

     В то же время элементы этого мышления психопатологи находят у больных, страдающих различного рода расстройствами психики.  
Разработав теорию коллективных представлений, он поставил проблему социальной обусловленности человеческой психики и поведения, внес важный вклад в понимание человека и общественной жизни.
 

§2. Особенности  коллективных представлений в первобытном  обществе.

     Особое  внимание Леви-Брюль  уделял тому, как происходят переход от пралогического к логическому типу, постепенное расчленение туманных предпонятий, индивидуализация представлений о таинственных силах, развитие понятий.

     Леви-Брюль не считает пралогическое мышление просто одним из ранних этапов сознания, существовавшим у древних народов. Пралогическое и логическое - не сменяющие друг друга, а сосуществующие типы мышления.

     С развитием общества сектор логического  мышления увеличивается, оттесняя пралогическое, но при этом коллективные представления всегда будут сохраняться, выражая интенсивно переживаемую сопричастность.  
Они выражаются в основном в религии, морали, обрядах и т.д., т.е. в так называемых коллективных представлениях. Будучи последователем Дюркгейма, Леви-Брюль заимствовал у него понятие коллективные представления.

     По  Дюркгейму, коллективные представления  являются компонентами системы знаний, мнений, норм поведения, сложившихся  в социальном опыте.

     Итак, первой особенностью коллективных представлений французский ученый рассматривает их крайнюю эмоциональную интенсивность: «первобытный человек в данный момент не только имеет образ объекта и считает его реальным, но и надеется на что-нибудь или боится чего-нибудь»3.

     Второй – центральной – особенностью коллективных представлений Леви-Брюль считает нечувствительность к логическим противоречиям, тогда как научное мышление их избегает. Иными словами, в коллективных представлениях предметы, существа, явления могут быть одновременно и самими собой, и чем-то иным, могут находиться здесь и одновременно в другом месте. Леви-Брюль приводит много примеров того, что для первобытных людей сон столь же реален, как и то, что они видят наяву. Они не различают предметы и их изображения; человека и его имя, представляя имена как нечто конкретное, реальное и часто священное; человека и его тень, рассматривая посягательство на тень как посягательство на него самого; человека и его группу, отождествляя их.

     С нечувствительностью к логическим противоречиям связана третья особенность коллективных представлений – непроницаемость для объективного опыта. Опыт не в состоянии ни разуверить первобытных людей в их представлениях, ни научить чему-нибудь: неудача магического обряда не может обескуражить тех, кто в него верит; всегда найдется объяснение тому, почему не помогли фетиши, якобы делающие людей неуязвимыми.

     Перечисленные особенности можно понимать как  негативные, как отсутствие у «дикарей»  логического мышления. Но Леви-Брюль интерпретирует их с позиций культурного релятивизма и вводит новое понятие – пралогическое мышление (или прало-гическая ментальность). Его он не считает алогичным или антилогичным и не рассматривает как стадию, предшествующую появлению логического мышления.

     Следует уточнить, что пралогичными Леви-Брюль считает только коллективные представления, которые, по его мнению, не являются мыслью в собственном смысле слова. Французский исследователь особо подчеркивает, что в практической жизни, когда «примитив» мыслит и действует независимо от коллективных представлений, он вполне логичен: «Если его захватит врасплох дождь, то он станет искать убежища. Если он встретит дикого зверя, то постарается убежать от него и т. д. и т. п.»4. Этого почему-то не заметили критики Леви-Брюля, утверждавшие, что пралогическое мышление невозможно, так как оно мешало бы человеку ориентироваться в мире.

     Коллективные  представления имеют собственные  законы, наиболее общим из которых  является закон сопричастности5 . Формулируя этот закон, Леви-Брюль еще раз подчеркивает эмоциональную насыщенность коллективных представлений, заражающих эмоциями каждого отдельного индивида, в душе которого «перемешиваются страх, надежда, религиозный ужас, пламенное желание и острая потребность слиться воедино с "общим началом"»6. Это прежде всего потребность в сопричастности своей социальной группе, то, что мы назвали бы потребностью в социальной идентичности. В самой этой потребности не было бы ничего пралогичного, если бы Леви-Брюль не выделял мистического содержания коллективных представлений, понимая мистичность как веру в таинственные силы и в общение с ними:

     «Ни одно существо, ни один предмет, ни одно явление природы не выступают  в коллективных представлениях первобытных  людей тем, чем они кажутся  нам. Почти все то, что мы видим  в этих явлениях и предметах, ускользает от внимания первобытных людей или  безразлично им. Зато последние видят  много того в них, о чем мы не догадываемся. Например, для первобытного человека, который принадлежит к  тотемическому обществу, всякое животное, всякое растение, всякий объект, хотя бы такой, как звезды, солнце и луна, представляет собой часть тотема, класса или подкласса. Поэтому каждый объект наделен определенными сродством, правами на членов своего тотема, класса или подкласса, обязательствами в отношении их, мистическими отношениями с другими тотемами и т.д.»7. Леви-Брюль приводит многочисленные примеры того, что в примитивных культурах люди в определенных обстоятельствах не проводят границу между возможным и невероятным, реальным и воображаемым, объективным и мистическим. Они могут отождествлять свою социальную группу с животным или растением, имя которого носят, верить «в интимную связь между человеческой общественной группой и крокодильей или змеиной общественной группой»8. Именно мистическая сопричастность заставляет представителя южноамериканского племени гуичолов надевать на голову перья орла и таким образом приобщаться к зоркости, прозорливости и мудрости этой птицы.

     Итак, согласно концепции Леви-Брюля, для людей из архаических культур не существует двух миров – видимого, осязаемого, физического и невидимого, неосязаемого, «духовного». Для них существует только один – мистически реальный – мир, которому они сопричастны. У «примитивов» отсутствует потребность в познании окружающего мира, их единственное стремление – жить в тесном единстве с ним.  

Информация о работе Миф и социальные процессы в концепции Л. Леви-Брюля