Международные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 07:14, реферат

Описание работы

Независимые государства не развиваются в вакууме, они взаимодействуют друг с другом и выступают субъектами политики более высокого уровня — мировой политики. То есть государства действуют в сфере международных отношений.

Содержание

Содержание
1. Международные отношения: субъекты и формы взаимодействия……….2
2. Основные теории международной политики ……………………………...7
3. Современные тенденции развития международных отношений ………...9
4. Россия в системе международных отношений……………………………14
5. Литература……………………………

Работа содержит 1 файл

по политллогии реферат.docx

— 28.22 Кб (Скачать)

 Среди политологов  пока нет единого мнения о  будущем системы международных  отношений. Одни склонны к мнению  о том, что в настоящее время  происходит формирование системы  коллективного лидерства США,  Западной Европы и Японии. Другие  исследователи полагают, что надо  признать США единственным мировым  лидером. Третьи не исключают  возрождения биполярной системы,  в которой место СССР в идеологическом  и военно-политическом противостоянии  с США займет Китай.

Второй тенденцией развития современных международных  отношений стала их глобализация (С1оЬе — земной шар), заключающаяся  в интернационализации экономики, развитии единой системы мировой  связи, изменении и ослаблении функций  национального государств, активизации  деятельности транснациональных негосударственных  образований. В международной области  эта тенденция стремительно реализуется  в форме взрывоопасного роста  международного сотрудничества, влияния  международных институтов — политических, экономических, гуманитарных, — а также создания по своей сути наднациональных органов.

Третьей тенденцией развития международных отношений  стало нарастание глобальных проблем, а соответственно стремление государств мира к совместному их решению.

 Научно-техническая  революция (НТР), зародившаяся в  середине XX века, в течение нескольких  десятилетий произвела такие  радикальные изменения в развитии  производительных сил, перед которыми  блекнут тысячелетние достижения  наших предшественников. Она способствовала  резкому повышению производительности  труда, привела к огромному  приросту необходимой для людей  продукции. Все глобальные проблемы, стоящие перед человечеством,  можно разделить на четыре  основные группы: политические, экономические,  экологические, социальные.

Иначе говоря, безопасности в мире можно добиться лишь совместными  усилиями.

  Она может быть  либо общей для  всех стран, либо  ее вообще не  может быть.

Важной проблемой, беспокоящей все человечество, становится международный терроризм, среди  различных форм которого наиболее опасной  является государственный терроризм.

 К другой, не менее важной, но гораздо  более трудно решаемой группе  экологических проблем следует  отнести проблемы сохранения  окружающей среды.

Экологические проблемы тесно взаимосвязаны  с экономическими — с проблемами роста общественного производства, и возрастанием в связи с этим потребностей в энергии и сырье.

Природные ресурсы не безграничны, а поэтому требуется  рациональный, научно обоснованный подход к их использованию, большой перерасход сырья, энергии, топлива на выпуск единицы продукции.

 Разнообразны  и социальные проблемы. Последние  десятилетия отмечены растущей  обеспокоенностью человечества, вызванной  обрушившимся на него потоком  опасных болезней и вредных  пристрастий. Сердечнососудистые и онкологические заболевания, СПИД, алкоголизм, наркомания приобрели интернациональный характер и стали одной из глобальных проблем.

 Усугублению данных проблем способствует также несоответствие в соотношении между демографическим ростом населения и динамикой производительных сил.

 Людей всего  мира тревожит рост преступности, усиление влияния мафиозных структур, в том числе и наркомафии.

  Все глобальные проблемы органически взаимосвязаны между собой, и поэтому их решение требует комплексного подхода.

 Появление  глобальных проблем сказалось  на всей системе международных  отношений. Они требуют планетарного  объединения интеллектуальных, трудовых  и материальных ресурсов.

 Четвертой  ти енденцией современных международных отношений является усиление разделения мира на два полюса — полюса мира, благосостояния и демократии и полюса войны, брожения и тирании. Большинство человечества живет на полюсе брожения, на котором преобладает бедность, анархия и тирания.

 На полюсе  мира, благосостояния и демократии  находятся 25 стран: государства  Западной Европы, США, Канада, Япония, Австралия и Новая Зеландия. В этих странах преобладают богатые демократии, в которых уровень жизни рядового гражданина весьма высок ,продолжительность жизни не менее 74 лет. Такого благосостояния страна может добиться только благодаря наличию высокоразвитой наукоемкой экономики.

На другом полюсе находятся государства Африки, Азии, Латинской Америки, республики бывшего  СССР и стран Востока. В них  более 80 млн. человек живут в условиях абсолютной нищеты. В экономике эти государства поставляли развитому миру энергоносители и сырье и выступали в качестве свалки для • ядовитых отходов.

 Пятой тенденцией  стало то, что в целом как  во внутренней, так и в международной  жизни политика как стихийное  столкновение социально- исторических сил все заметнее теснится началами сознательного, целенаправленного, рационального регулирования, основанного на праве, демократических принципах и знаниях.

Шестой тенденцией стала демократизация как международных отношений, так и внутриполитических процессов. Она наблюдается во всех странах независимо от господствующего в них типа политического режима. С окончанием «холодной войны» даже в условиях самых авторитарных режимов значительно сузились возможности скрывать нарушения государством личной свободы граждан, их естественных и политических прав. Всемирное распространение получает такое явление, как прогрессирующая политизация масс, повсеместно требующих доступа к информации, участия в принятии касающихся их решений, улучшения своего материального благосостояния и качества жизни.

Резко расширяется  состав и многообразие политических факторов.. В свою очередь это оказывает глубокие последствия на политические отношения с точки зрения их непосредственных участников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Россия в системе  международных отношений

 В конце  XX века для России возникли задачи, связанные с поиском, установлением места и роли нового государства в мировом сообществе. Россия не унаследовала от СССР ни статуса сверхдержавы, ни роли одного из центров мировой политики, равновесного США и их союзников. Резко снизилось ее геополитическое пространство. С распадом Советского Союза Россия была как бы оттеснена дальше в восточную часть Европы, лишена удобных выходов в Мировой океан, ослаблена инфраструктура. Россия отделена от Западной и Центральной Европы поясом суверенных государств и выходит к Тихому океану наименее развитой своей частью.

 После роспуска  Варшавского договора соотношение  сил в Европе изменилось не  в пользу России, усилилось влияние  НАТО, которое вскоре выйдет на  государственную границу России. Россия утратила своих бывших  союзников и не приобрела ни  одного нового.

В результате непродуманных  реформ экономический и военный  потенциал страны заметно снизился. Происходит ее вытеснение на периферию, на задворки мировой экономики. По большинству  параметров (кроме размеров территории и ядерного потенциала) Россия перешла  в категорию средних держав. Снижение экономической, технологической и  военной мощи России существенно  уменьшило ее международный авторитет. При решении острых международных  проблем мнение российского государства  практически не учитывается.

. Стремление  вернуть геополитический статус  сверхдержавы или даже перворазрядной  великой державы сегодня пока  несостоятельно и, может, даже  губительно.

Сегодня Россия имеет значительные возможности  для ведения активной внешней  политики. Она сохраняет за собой  место постоянного члена Совета Безопасности ООН, обладает мощным ядерным потенциалом, имеет самую большую территорию со значительными природными богатствами, образованное население.

 Следует отметить  своеобразное геополитическое положение  России. Наша страна занимает  центральную позицию на карте  мира. Этот регион иногда называют  сердцевиной Земли. Западной частью  страна входит в Европу, восточной  в Азию.

 Однако следует  подчеркнуть, что выработка национальных  приоритетов в современной России  идет сложно и противоречиво.  До сих пор четко не сформулированы национальные или государственные интересы страны. Можно сказать, что внешняя политика России находится в стадии становления.

 Но уже  сегодня можно выделить основные  черты этой политики:

1. Россия отвергает  всякую войну, применение военной  силы как средство достижения  политических, экономических и других  внешних целей.

2. Краеугольным  камнем нашей внешней политики  стало положение о том, что  Россия ни к одному государству  не относится как к своему  противнику.

3. Заявлено, что  Россия будет защищать не идеологию,  а свои жизненно важные интересы.

4. Внешняя политика  не должна быть «затратной»,  а быть взаимовыгодной.

 Первостепенной  важности задачей внешней политики  России является установление  нормальных доверительных отношений  со странами Запада.

В российской внешней  политике постепенно происходит осознание  объективного закона — закона региональной общности, указывающего на то, что у  наций, живущих в одной части  мира, имеются общие интересы, связанные  с поддержанием добрососедских отношений, экономической кооперации..

 Внешняя политика  в настоящее время должна быть  сориентирована на то, чтобы избежать  изоляции, включиться в мировое  сообщество в качестве суверенной, уважающей себя державы. Россия  должна занять достойное место  в системе международных отношений,  основанных на равенстве сторон, взаимном уважении, взаимовыгодном  сотрудничестве.

Однако самыми важными условиями обретения  достойного статуса в международных  отношениях являются укрепление целостности  Российской Федерации, а также развитие собственного экономического потенциала. Лишь при выполнении этих условий возможно решение труднейшей задачи — превращения России из униженного и завистливого наблюдателя в само достаточный и свободный субъект международных отношений. 
 

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев С.  В., Каламанов В. А., Черненко А. Г. Идеологические ориентиры России (Основы новой общерусской идеологии): в 2-х тт. Т. 1. —

 М., 1998. — С. 228—315

2. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Господство  Америки и его геостратегические императивы. — М., 1998.

3. Мурадян А.  А. Самая благородная наука  (Об основных понятиях международно-политической  теории).—М., 1990

4. Цыганков П.  А. Международные отношения. —  М., 1996.

Информация о работе Международные отношения