Место России в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:44, реферат

Описание работы

После распада СССР и образования СНГ сложилась принципиально новая внешнеполитическая ситуация для России. Россия сократилась в своих геополитических параметрах. Она потеряла ряд важных морских портов, военных баз, курортов, появился анклав – Калининградская область, отделенная от
России Белоруссией и Литвой. Она не только лишилась традиционных союзников в Восточной и Центрально

Содержание

Содержание
I. Введение……………………………………………………………2
II. Современный мир………………………………………………...4
III. Положение России в современном мире……………………...6
IV. Россия и страны СНГ…………………………………………..10
V. Перспективы развития, приоритетные направления и возможные пути выхода из сложившегося кризиса………………………………12
VI. Заключение………………………………………………………..15
VII. Список литературы……………………………………………..16

Работа содержит 1 файл

Россия в современном мире.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

 Прямо противоположная  тенденция наблюдается, судя по  оценкам экспертов, в отношениях  между Россией и Германией.  За последние пять лет почти  в три раза (с 19% до 52%) возросла доля экспертов, относящих Германию к дружественным по отношению к России странам при сохранении доли тех, кто относит ее к недружественным государствам (10% в 1996 г. и 13% в 2001 г).

 В качестве  проблем все еще осложняющих  российско-германские отношения отмечаются: 

. Задолженность  России Германии.

. Так называемый "Калининградский фактор".

. Избыточная  интегрированность Германии в  ЕС и НАТО.

. Несостыковка  экономических систем России  и Германии (несовершенство законодательной  базы в России, отсутствие гарантий прав собственников и инвесторов, коррупция и т.д.).

. Проблема перемещенных  культурных ценностей (реституция). 

Не мало препятствий  и на пути налаживания нормальных отношений с другими странами ЕС, причем, большинство экспертов  на первое место ставят некоторую предубежденность против России со стороны европейских государств: 

 Основные  причины сложностей в отношениях  России и ЕС, в %

. 71,9 - В ЕС  сохраняются определенные предубеждения  против России.

. 57,6 - Интересы  России и ЕС по объективным причинам не совпадают.

. 51,9 - ЕС не  заинтересован в интеграции России  в европейские структуры.

. 22,9 - Россия  претендует на особый привилегированный  статус в европейских делах,  неприемлемый для ЕС.

. 21,4 - На самом  деле Россия просто не стремится интегрироваться в европейские структуры. 

IV. Россия и  страны СНГ 

 Нельзя назвать  безоблачными и отношения России  со странами СНГ,

 Балтии и  бывшего соцлагеря. Спустя 10 лет  после образования СНГ страны- участницы находятся дальше друг  от друга и прежде всего от России. 

 За десятилетие  своего существования СНГ пережило  несколько этапов: 

. Первый этап  – 1991-1993 гг. Союзные республики  приобретают политическую независимость,  оформляют государственность и  самостоятельные финансово- экономические, таможенные и пограничные структуры. Однако по-прежнему их народнохозяйственные комплексы продолжают работать в рамках единого экономического пространства с единой валютой. И хотя в рамках СНГ принимаются сотни решений, направленных на сохранение единого рынка, центробежные тенденции усиливаются.

. Второй этап  – 1993-1996 гг. Страны СНГ упрочили  свой политический суверенитет,  самостоятельно вошли в мировое  сообщество, наработали хозяйственные  связи с ближайшими соседями, не входившими в Советский 

 Союз. В рамках  же Содружества отношение к  принимаемым совместным решениям  становится все более жестким  и критичным. Остаются невыполненными  договоренности о создании Экономического  и Платежного союзов и многие  другие. Однако между отдельными  государствами появляется стремление установить более тесные связи. Это выражается в образовании Таможенного союза трех стран и Центральноазиатского экономического сообщества.

. Третий этап  начался с 1997 г. Всеми участниками  признается кризис в 

 Содружестве,  который проявляется в невыполнении основополагающих решений, отказе ряда стран в сотрудничестве по многим экономическим вопросам и в структурных организациях СНГ. Начинается поиск путей совершенствования деятельности, новых объединяющих целей и задач. Отдельные государства и ученые предлагают идею объединения всех исполнительных органов СНГ и выдвижение на первый план экономического сотрудничества, создания зоны свободной торговли, тарифного, таможенного и валютного союзов. 

 В настоящее  время продолжается переориентация внешнеторговых потоков

 России и  других стран – членов Содружества  на рынки дальнего зарубежья.  В частности, в 1999 г. по сравнению  с 1998 г. объем взаимной торговли  снизился на 21,3% и равен лишь 27,6% в общем ее объеме (в 1998 г.  – 31,2%).

 При этом доля России во внешнеторговом обороте Азербайджана составляла 59%,

 Армении –  74, Белоруссии – 88, Грузии –  48, Казахстана – 81, Киргизии –  40,

 Молдовы –  65, Украины – 77%. 

 Это отмечал  и бывший председатель Федерального  Собрания РФ Егор Строев на  одном из экономических форумов: «Необходимо в ближайшее время остановить неблагоприятные тенденции региональной торговли в Содружестве. В СНГ доля взаимных поставок составила в 1990 г. 72,1% общей стоимости их экспорта, а сейчас – 36,5%. Для сравнения: в ЕС доля межстрановой торговли в общем объеме экспорта превышает 61%». 

 Тем не  менее события последнего времени  показывают лишь усиление дезинтеграционных  процессов между странами Содружества.  Политики и экономисты стран  СНГ в своих программах развития  ориентируются на Запад, и в частности на США. Россия же продолжает все больше удаляться от них, как в экономических, так и в политических сферах. 

 Не последнюю  роль в этом процессе играют  расширение НАТО и желание  многих стран бывшего соцлагеря,  в том числе и стран СНГ, вступить в

 Североатлантический  Союз. И хотя вероятность вступления  различных стран оценивается  по разному, процесс расширения  западных структур на основе  НАТО представляется неизбежным. Причем, по сравнению с процессом  создания Европы без границ, он, по мнению специалистов, будет более широким. Оценки, касающиеся участия стран СНГ, Балтии, Восточной Европы в НАТО, в целом значительно превышают оценку их сближения с Россией (табл. 4). 

 таблица 4

|Оценка экспертами  политического будущего государств Восточной Европы и |

|постсоветского  пространства, в % |

|Страны |Они  будут сближаться с |Они постепенно  будут |

| |западным сообществом  и в|сближаться с Россией |

| |перспективе  войдут в | |

| |НАТО | |

|Страны Балтии |88,6 |4,8 |

|Румыния |83,3 |10,5 |

|Грузия |58,1 |28,1 |

|Югославия |51,4 |40,0 |

|Азербайджан  |42,9 |42,4 |

|Украина |29,0 |63,3 |

|Казахстан |12,4 |79,5 |

|Армения |9,5 |82,9 |

|Белоруссия |2,4 |92,4 | 

 Не смотря  на достаточно непримиримую позицию  России в отношении расширения НАТО, у нее, к сожалению, нет альтернативы против вступления стран-республик бывшего СССР в Североатлантический блок, кроме СНГ, образования, как отмечалось выше, скорее временного. 

V. Перспективы  развития, приоритетные направления  и возможные пути выхода из сложившегося кризиса 

 Несомненно, что главным для России региональным  приоритетом является постсоветское  пространство - в силу исторических, геополитических, экономических,  гуманитарных и иных соображений.  Есть механизм для упрочения  наших позиций на пространстве СНГ. 

 Но очевидно, что члены СНГ в неодинаковой  степени готовы к сближению.

 Учитывая  европейский опыт, а равно интересы  и позиции наших соседей на  постсоветском пространстве, наиболее  достижимо на нынешнем этапе  экономическое взаимодействие. В зависимости от ситуации следует выбирать формы взаимодействия: в общих рамках СНГ или в более узких объединениях, таких, как Таможенный союз, в структуре Договора о коллективной безопасности. Высшая на сегодняшний день форма интеграции - создающийся

 Союз России  и Белоруссии. 

 В новой  «Концепции внешней политики  РФ» записано: «Упор будет делаться  на развитии добрососедских отношений  и стратегического партнерства  со всеми государствами - участниками  СНГ. Практические отношения с  каждым из них необходимо строить с учетом встречной открытости для сотрудничества, готовности должным образом учитывать интересы Российской Федерации, в том числе в обеспечении прав российских соотечественников. … Приоритетное значение будут иметь совместные усилия по урегулированию конфликтов в государствах - участниках СНГ, развитию сотрудничества в военно- политической области и сфере безопасности, особенно в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом». 

 В условиях  все нарастающих дезинтеграционных  тенденций в отношениях

 России и  стран СНГ особое значение  приобретают так называемые транснациональные  корпорации, т.е. фирмы, имеющие  свои хозяйственные подразделения  в двух и более странах и  управляющие этими подразделениями  из центра на основе проведения  согласованной политики для достижения наивысшего результата. Целью ТНК является развитие межгосударственной торговли, расширение сбыта продукции на общей территории и предоставления услуг путем создания в этих странах дочерних предприятий и производственных и торговых филиалов. Благодаря этому у многих ТНК “иностранный компонент” в производстве, торговле, услугах, капиталах, общем числе занятых достигает

50 – 90%. Возникла  уникальная возможность объединить  весь цикл — научные исследования, технологические разработки, производство, сбыт и последующее обслуживание в ходе комплектования — в единое целое, не ограниченное государственными пределами и с широким использованием конкурентных методов.

 На 600 крупнейших  зарубежных ТНК приходится 20-25% всей  добавленной стоимости в товарах стран с рыночной экономикой. 

 Еще один  традиционный приоритет внешней  политики России - Европа. Мы неразрывно  связаны с этим континентом  географически, исторически, цивилизационно; от ситуации в Европе и наших  отношений с европейскими странами  напрямую зависят безопасность России и перспективы ее политического и экономического реформирования. 

 Отношения  с ЕС имеют для России ключевое  значение. При этом эксперты называют  несколько основных направлений  сотрудничества России и ЕС. 

 Наиболее  важные для России направления сотрудничества с ЕС, в %

. 80,0 - Участие  России в общеевропейских технологических  проектах 

(авиация, космонавтика, атомная энергетика, инфраструктура)

. 64,3 - Сотрудничество  в борьбе с международным терроризмом  и организованной преступностью

. 56,7 - Укрепление  системы общеевропейской безопасности

. 54,3 - Отмена  остаточной дискриминации в торговле

. 38,6 - Расширение  формата и повышение результативности  политического диалога

. 29,5 - Военно-техническое  сотрудничество (с учетом перспективы создания 

"европейской  оборонной идентичности")

. 26,2 - Развитие  культурных обменов

. 19,0 - Углубление  интеграции и коммерциализации  научного потенциала сторон

. 19,0 - Содействие  становлению евро в качестве  международной валюты

. 17,6 - Закольцовывание инфраструктурных и информационных систем РФ и ЕС 

("европейское  информационное общество")

. 11,9 - Превращение  Калининградской области в "пилотный  регион" для отработки механизма  взаимодействия с ЕС 

 Однако ,не  смотря на мнение экспертов о приоритетности научно- технического сотрудничества России и ЕС, в «Концепции внешней политики» во главу ставятся военно-политические связи: «Характер отношений с ЕС определяется рамками Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и

 Европейскими  сообществами и их государствами-членами,  с другой стороны, от

24 июня 1994 г., которое  еще не заработало в полную  силу. Конкретные проблемы, прежде  всего проблема адекватного учета  интересов российской стороны в процессе расширения и реформирования ЕС, будут решаться на основе одобренной в 1999 году Стратегии развития отношений Российской Федерации с

 Европейским  союзом. Предметом особого внимания  должно стать формирующееся военно-политическое измерение ЕС». 

 Что же  касается форм коллективной безопасности, приемлемых для России, то российские  эксперты продолжают искать решение  проблем европейской коллективной  безопасности, прежде всего по  линии ОБСЕ (54,3%), а также оборонительного  союза стран СНГ (51,0%). Это, по-видимому, связано с очевидной неэффективностью миротворческой операции НАТО в Косово, стимулировавшей поиск иной стратегии безопасности либо вне НАТО, либо путем ее нейтрализации. 

Информация о работе Место России в современном мире