Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:44, реферат
После распада СССР и образования СНГ сложилась принципиально новая внешнеполитическая ситуация для России. Россия сократилась в своих геополитических параметрах. Она потеряла ряд важных морских портов, военных баз, курортов, появился анклав – Калининградская область, отделенная от
России Белоруссией и Литвой. Она не только лишилась традиционных союзников в Восточной и Центрально
Содержание
I. Введение……………………………………………………………2
II. Современный мир………………………………………………...4
III. Положение России в современном мире……………………...6
IV. Россия и страны СНГ…………………………………………..10
V. Перспективы развития, приоритетные направления и возможные пути выхода из сложившегося кризиса………………………………12
VI. Заключение………………………………………………………..15
VII. Список литературы……………………………………………..16
Прямо противоположная
тенденция наблюдается, судя
В качестве
проблем все еще осложняющих
российско-германские отношения отмечаются:
. Задолженность России Германии.
. Так называемый "Калининградский фактор".
. Избыточная интегрированность Германии в ЕС и НАТО.
. Несостыковка
экономических систем России
и Германии (несовершенство
. Проблема перемещенных
культурных ценностей (
Не мало препятствий
и на пути налаживания нормальных
отношений с другими странами
ЕС, причем, большинство экспертов
на первое место ставят некоторую предубежденность
против России со стороны европейских
государств:
Основные
причины сложностей в
. 71,9 - В ЕС
сохраняются определенные
. 57,6 - Интересы России и ЕС по объективным причинам не совпадают.
. 51,9 - ЕС не
заинтересован в интеграции
. 22,9 - Россия
претендует на особый
. 21,4 - На самом
деле Россия просто не стремится
интегрироваться в европейские структуры.
IV. Россия и
страны СНГ
Нельзя назвать
безоблачными и отношения
Балтии и
бывшего соцлагеря. Спустя 10 лет
после образования СНГ страны-
участницы находятся дальше
За десятилетие
своего существования СНГ
. Первый этап
– 1991-1993 гг. Союзные республики
приобретают политическую
. Второй этап
– 1993-1996 гг. Страны СНГ упрочили
свой политический суверенитет,
Союз. В рамках
же Содружества отношение к
принимаемым совместным
. Третий этап
начался с 1997 г. Всеми участниками
признается кризис в
Содружестве,
который проявляется в невыполнении
основополагающих решений, отказе ряда
стран в сотрудничестве по многим экономическим
вопросам и в структурных организациях
СНГ. Начинается поиск путей совершенствования
деятельности, новых объединяющих целей
и задач. Отдельные государства и ученые
предлагают идею объединения всех исполнительных
органов СНГ и выдвижение на первый план
экономического сотрудничества, создания
зоны свободной торговли, тарифного, таможенного
и валютного союзов.
В настоящее
время продолжается
России и
других стран – членов
При этом доля России во внешнеторговом обороте Азербайджана составляла 59%,
Армении – 74, Белоруссии – 88, Грузии – 48, Казахстана – 81, Киргизии – 40,
Молдовы –
65, Украины – 77%.
Это отмечал
и бывший председатель
Тем не
менее события последнего
Не последнюю
роль в этом процессе играют
расширение НАТО и желание
многих стран бывшего
Североатлантический
Союз. И хотя вероятность вступления
различных стран оценивается
по разному, процесс
таблица 4
|Оценка экспертами
политического будущего
|постсоветского пространства, в % |
|Страны |Они
будут сближаться с |Они
| |западным сообществом и в|сближаться с Россией |
| |перспективе войдут в | |
| |НАТО | |
|Страны Балтии |88,6 |4,8 |
|Румыния |83,3 |10,5 |
|Грузия |58,1 |28,1 |
|Югославия |51,4 |40,0 |
|Азербайджан |42,9 |42,4 |
|Украина |29,0 |63,3 |
|Казахстан |12,4 |79,5 |
|Армения |9,5 |82,9 |
|Белоруссия |2,4
|92,4 |
Не смотря
на достаточно непримиримую
V. Перспективы
развития, приоритетные направления
и возможные пути выхода из сложившегося
кризиса
Несомненно,
что главным для России
Но очевидно, что члены СНГ в неодинаковой степени готовы к сближению.
Учитывая европейский опыт, а равно интересы и позиции наших соседей на постсоветском пространстве, наиболее достижимо на нынешнем этапе экономическое взаимодействие. В зависимости от ситуации следует выбирать формы взаимодействия: в общих рамках СНГ или в более узких объединениях, таких, как Таможенный союз, в структуре Договора о коллективной безопасности. Высшая на сегодняшний день форма интеграции - создающийся
Союз России
и Белоруссии.
В новой
«Концепции внешней политики
РФ» записано: «Упор будет делаться
на развитии добрососедских
В условиях
все нарастающих
России и
стран СНГ особое значение
приобретают так называемые
50 – 90%. Возникла
уникальная возможность
На 600 крупнейших
зарубежных ТНК приходится 20-25% всей
добавленной стоимости в товарах
стран с рыночной экономикой.
Еще один
традиционный приоритет
Отношения
с ЕС имеют для России
Наиболее важные для России направления сотрудничества с ЕС, в %
. 80,0 - Участие
России в общеевропейских
(авиация, космонавтика, атомная энергетика, инфраструктура)
. 64,3 - Сотрудничество
в борьбе с международным
. 56,7 - Укрепление
системы общеевропейской
. 54,3 - Отмена
остаточной дискриминации в
. 38,6 - Расширение
формата и повышение
. 29,5 - Военно-техническое
сотрудничество (с учетом перспективы
создания
"европейской оборонной идентичности")
. 26,2 - Развитие культурных обменов
. 19,0 - Углубление интеграции и коммерциализации научного потенциала сторон
. 19,0 - Содействие становлению евро в качестве международной валюты
. 17,6 - Закольцовывание
инфраструктурных и информационных систем
РФ и ЕС
("европейское информационное общество")
. 11,9 - Превращение
Калининградской области в "
Однако ,не смотря на мнение экспертов о приоритетности научно- технического сотрудничества России и ЕС, в «Концепции внешней политики» во главу ставятся военно-политические связи: «Характер отношений с ЕС определяется рамками Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и
Европейскими
сообществами и их
24 июня 1994 г., которое
еще не заработало в полную
силу. Конкретные проблемы, прежде
всего проблема адекватного
Европейским
союзом. Предметом особого внимания
должно стать формирующееся
Что же
касается форм коллективной