Место России в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 19:44, реферат

Описание работы

После распада СССР и образования СНГ сложилась принципиально новая внешнеполитическая ситуация для России. Россия сократилась в своих геополитических параметрах. Она потеряла ряд важных морских портов, военных баз, курортов, появился анклав – Калининградская область, отделенная от
России Белоруссией и Литвой. Она не только лишилась традиционных союзников в Восточной и Центрально

Содержание

Содержание
I. Введение……………………………………………………………2
II. Современный мир………………………………………………...4
III. Положение России в современном мире……………………...6
IV. Россия и страны СНГ…………………………………………..10
V. Перспективы развития, приоритетные направления и возможные пути выхода из сложившегося кризиса………………………………12
VI. Заключение………………………………………………………..15
VII. Список литературы……………………………………………..16

Работа содержит 1 файл

Россия в современном мире.doc

— 121.00 Кб (Скачать)

 Отличительной  чертой нынешней эпохи является  наличие значительного числа  государств, которые испытывают  серьезные внутренние трудности.

 Причем, как  показал недавний финансовый  кризис в Азии, от срывов не застрахованы и динамичные экономические системы. Угроза стабильности в государстве может исходить от политической системы - как тоталитарной, рано или поздно обреченной на крах, так и демократической. Бурная демократизация дала волю различным разрушительным процессам - от сепаратизма до расизма, от терроризма до прорыва мафиозных структур к рычагам государственной власти. Очевидно, и то, что даже в наиболее развитых странах сохраняются узлы религиозно-этнических противоречий. При этом внутренние проблемы все стремительнее вырываются за государственные границы, вторгаются в сферу международных отношений. 

III. Положение  России в современном мире 

 Одновременно  с распадом Советского Союза  наша страна приобрела целый

 «букет» как  внутренних, так и внешних проблем. На современную внешнеполитическую ситуацию оказывают сильное влияние не только

 «достижения»  дипломатов и политиков на  ниве международных отношений,  но внутриполитическая и экономическая  обстановка в нашей стране. 

 В первую  очередь, ослабление национальной безопасности и международных связей делает Россию весьма уязвимой для самых разнообразных угроз как внешнего, так и внутреннего характера. Среди наиболее серьезных угроз национальной безопасности, отмечаются как внешние (международный терроризм, экспансия исламского фундаментализма, попытка диктата со стороны США), так и внутренние (научно-техническое и экономическое отставание, угроза распада

 России): 

 Угрозы национальной  безопасности России, в %

. 61,0 - Международный  терроризм, экспансия исламского фундаментализма и его распространение на территорию России

. 58,6 - Низкая  конкурентоспособность России в  экономической сфере

. 54,8 - Растущее  отставание России по уровню  научно-технического потенциала  от США и других стран Запада

. 52,9 - Дальнейшее  расширение НАТО на Восток  и включение в этот блок  бывших республик СССР (страны  Балтии, Украина, Грузия и т.п.)

. 51,4 - Установление  мирового господства США и  их ближайших союзников

. 51,0 - Давление  на Россию со стороны международных экономических и финансовых институтов с целью устранения России как экономического конкурента

. 26,2 - Угроза  Распада России

. 18,6 - Информационные  войны, информационно-психологическое  воздействие на 

 Россию

. 17,1 -Демографическая  экспансия Китая

. 16,7 - Ослабление  позиций ООН и разрушение мировой  системы коллективной безопасности

. 15,7 - Крупномасштабные  техногенные катастрофы

. 11,9 - Несанкционированное  распространение ядерного оружия

. 10,0 - Глобальные  угрозы (потепление климата, разрушение озонового слоя, 

 СПИД, истощение  природных ресурсов и т.п.)

. 7,1 - Территориальные  претензии к России со стороны  сопредельных государств

. 3,3 - Никакой  реальной существенной угрозы  национальной безопасности 

 России не  существует. 

 Обращает  на себя внимание также то, что российские эксперты не придают существенного значения глобальным угрозам, которые все больше перемещаются в центр внимания западного сообщества. Представляется, что это во многом связано с тем, что Россия в целом, и эксперты в данном случае не являются исключением, уже давно живет, что называется "сегодняшним днем". Далеко на будущее никто не загадывает и поэтому реальные, но "отложенные" угрозы

(истощение природных  ресурсов, потепление климата, несанкционированное  распространение ядерного оружия, демографическая экспансия Китая и т.д.) не воспринимаются как актуальные. Это подчеркивается и в новой «Концепции внешней политики Российской Федерации», принятой недавно правительством и президентом РФ: «…военно-политическое соперничество региональных держав, рост сепаратизма, этнонационального и религиозного экстремизма.

 Интеграционные  процессы, в частности в Евро-Атлантическом  регионе, имеют зачастую избирательно-ограничительный  характер. Попытки принизить роль  суверенного государства как основополагающего элемента международных отношений создают угрозу произвольного вмешательства во внутренние дела.

 Серьезные  масштабы приобретает проблема  распространения оружия массового  уничтожения и средств его  доставки. Угрозу международному  миру и безопасности представляют неурегулированные или потенциальные региональные и локальные вооруженные конфликты. Существенное влияние на глобальную и региональную стабильность начинает оказывать рост международного терроризма, транснациональной организованной преступности, а также незаконного оборота наркотиков и оружия». 

 Несмотря  на то, что среди угроз национальной  безопасности в первую очередь  выделяется возрастание напряженности  в отношениях с США и западным  сообществом, тем не менее возможность  возвращения к состоянию холодной войны в основном представляется не слишком вероятной. Дело в том, что при всех сложностях взаимных отношений между Россией и Западом, особенно с США, уже пройден большой путь не только политического, но и культурного взаимодействия: западная массовая культура стала обыденной в России, многократно возросли образовательные, туристические контакты и т.д. В настоящее время большинство россиян, не верят в вероятность жесткого противостояния России и США (табл. 2). 

 таблица 2

|Оценка вероятности возвращения России к состоянию холодной войны со |

|странами Запада, в % |

|Возможность  возврата к холодной |1993 |1996 |2001 |

|войне | | | |

|Очень вероятно |8 |20 |15 |

|Не очень  вероятно |27 |43 |29 |

|Маловероятно |58 |30 |50 |

|Не вероятно |5 |5 |4 |

|Затруднились  ответить |2 |1 |2 | 

 Но все  же главными угрозами не только  основам национальной безопасности  страны, но и ее авторитету  на международной арене, продолжают  оставаться такие внутренние  проблемы страны, как ее экономическая слабость, коррупция и преступность. Война же в Чечне как фактор, подрывающий авторитет России, хотя и остается в числе наиболее значимых, тем не менее расценивается сегодня в качестве такового в два раза реже, чем пять лет назад (табл. 3). таблица 3

|Причины подрыва международного авторитета России, в % |

|Что подрывает  международный авторитет России |1996 |2001 |

|Экономическая  слабость России |87 |80 |

|Коррупция и  преступность |66 |67 |

|Война в Чечне  |66 |30 |

|Ослабление  военного потенциала России |42 |36 |

|Невнятность  внешнеполитической доктрины России |29 |21 |

|Деятельность  Б. Ельцина/В. Путина на посту  |22 |1 |

|президента  России | | |

|Угроза демократическим  правам и свободам в России |16 |8 |

|Ущемление прав  этнических и религиозных меньшинств|8 |1 |

|в РФ | | |

|Противодействие  России расширению НАТО |4 |3 | 

 Это же  отмечают и многие иностранные  наблюдатели, например, советник  вице-президента США по национальной  безопасности Леон Ферт в интервью  радиостанции Радио Свободы заявил, что правительство США сделало все возможное, чтобы помочь России в борьбе с коррупцией, однако искоренить ее может только российское руководство. В то же время, по его словам, представления руководства РФ о сильной России кажутся противоречивыми, а порой даже зловещими. 

 Однако если  за основу оценки перспективы  России в мировом сообществе  брать валовой национальный продукт,  то все выглядит не столь  уж угрожающим, как это кажется  на первый взгляд. Все становится  хуже, если рассмотреть структуру  наших доходов и ближайшую перспективу. 

 Сферы, в  которых Россия может рассчитывать 

 на реальное  укрепление своих позиций на  мировом рынке 

 в ближайшие  8-10 лет, в %

. 70,0 - в сфере  ТЭК (газ, нефть)

. 53,3 - оборонный  комплекс (ВПК)

. 44,3 - добыча  и переработка иных природных ресурсов (металл, лес и т.д.)

. 36,7 - атомная  энергетика

. 27,6 - наука и  высокие технологии

. 18,6 - энерготранспортная  инфраструктура

. 15,2 - культура  и образование 

 В последние  годы наряду с ростом добывающих  отраслей, катастрофически падает доля наукоемкого производства. Россия выбивается в мировые лидеры по производству сырья, кувалд и лопат. Развиваются те виды производства, которые основаны на применении тяжелого физического, неквалифицированного труда. Конкурентоспособность России создается за счет низкой оплаты труда, связанной с ней низкой культуры производства, высокой трудоемкости.

 Квалификация  труда, его экономическое качество  быстро и неуклонно падают.

 За годы  неуправляемых "реформ" выпуск  специалистов с высшим образованием на единицу населения в России снизился на десять процентов, а в странах Европы и в США за это время он возрос более чем в два раза. Россия по этому показателю быстро упала с пятого на двадцать шестое место в мире. В то время, как в России доля населения, работающего в фундаментальной науке, за десять лет снизилось на пятьдесят процентов, в передовых странах этот показатель вырос почти в два раза. В странах Европы и Америки на науку сегодня выделяется около пяти процентов бюджета, в России - 1,2 процента.

 Япония планирует  за пять лет увеличить число рабочих мест, на которых работают специалисты с высшим образованием, в два раза, Америка в 1,7 раза, а в России этот показатель неуклонно снижается. Положение с наукой в России близко к катастрофе. Скоро мы будем вынуждены смириться с отсталостью. 

 Несмотря на всю серьезность внутренних проблем нашей страны не последнюю роль в потере Россией авторитета на международной арене играют внешнеполитические и внешнеэкономические стратегии последнего времени.

 Если Советский  Союз, как известно, имел на международной арене и безусловных сторонников, и явных геополитических противников, то в настоящее время внешнее окружение России носит не столь однозначный и очевидный характер. Основных дипломатических и торговых партнеров России 

 можно условно  разделить на несколько групп: 

. К первой  группе "братских" стран можно  отнести Белоруссию, Армению и 

 Индию.

. Ко второй  группе "дружеских" - Югославию,  Казахстан, Китай, Иран и 

 Германию.

. Третья группа - страны "скорее дружеские". Это  - Узбекистан, Украина, 

 Израиль, Франция.

. Четвертую  группу стран можно охарактеризовать  как "нейтральные". Это - 

 Азербайджан,  Япония, Великобритания, Чехия.

. Пятая группа - "недружественные". Это - Афганистан, страны Балтии и США. 

 Кроме того, к "недружественным" странам  можно отнести также Грузию, 

 Польшу и  Венгрию. 

Особняком на этом фоне выглядят российско-американские отношения. Если еще пять лет назад  число считающих США дружественной  страной было примерно таким же, как и сейчас (8% и 10% соответственно), то доля экспертов, оценивающих отношения США к России как недружественные, выросла в настоящее время более чем в два раза (с 22% до 59%). Тому много причин, и одна из них

- балканский  кризис 1999 года, в результате которого, было зафиксировано новое соотношение  сил в мире с доминированием США. Среди экспертов не находит широкого распространения точка зрения о том, что во-первых, среди европейских держав возросли настроения дистанцирования от США, и, во- вторых, что в результате этого кризиса возникли предпосылки для более тесного политического союза между Россией и Европой. Другая причина охлаждения отношений России и США, по мнению экспертов, связана с первыми шагами новой американской администрации во главе с Дж. Бушем. Эти шаги дают основания считать, что внешняя политика США станет более жесткой по отношению к России, чем политика предшествующей администрации. 

Информация о работе Место России в современном мире