Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 15:13, реферат
Цель и задачи работы
Основной целью данной работы является:
— раскрыть сущность феномена политической манипуляции массовым сознанием и поведением;
— определить роль пропаганды в ответственные периоды жизни общества;
лава 1. Манипуляция массовым сознанием
1.1 Массовые коммуникации
1.2 Феномен «манипуляция»
1.3 Политическая манипуляция массами
Глава 2. Избирательная кампания и воздействие на общество
2.1 Политическая кампания
2.2 Избирательная кампания
2.3 Стратегия и тактика избирательной кампании
Глава 3. Технологии политического манипулирования
3.1 Маркетинговые и немаркетинговые технологии информационного воздействия
3.2 Политическая пропаганда как вид манипуляции
3.3 Маркетинговый подход в избирательных технологиях
Глава 4. Маркетинговые избирательные технологии
4.1 Манипулятивная деятельность СМИ
4.2 Политическая реклама как технология выборов
4.3 Некорректные избирательные технологии
4.4 Манипуляции – противозаконные методы воздействия
Заключение
Список используемой литературы
4.3 Некорректные избирательные технологии
Язык может служить как для сплочения людей, так и для их разобщения. Это обстоятельство используется в политике самым активным образом.
Любая избирательная кампания
сопровождается конкурентным соперничеством
различных политических сил. К специфическим
методам ведения предвыборной борьбы,
которые чаще всего обозначают как
«грязные» избирательные
Некорректные технологии
в избирательных кампаниях
Использование некорректных технологий в российской электоральной практике стало притчей во языцех. Прежде всего, некорректными следует считать технологии, связанные с нарушением закона.
К группе некорректных технологий следует отнести не только противоправные действия, но и те, которые противоречат нормам морали. Такие действия, хотя они и соответствуют принципу «разрешено все, что не запрещено», общественное мнение трактует как недопустимые.
С учетом обозначенных обстоятельств можно дать следующее определение данного феномена: некорректные избирательные технологии — это совокупность противозаконных или этически сомнительных средств, способов, приемов организации и проведения избирательной кампании, направленных на создание преимущества над соперниками.
Однако провести четкую грань
между корректными и
Некорректные технологии следует разграничивать на манипуляции и фальсификации.
У избирателей возникает определенный критический настрой по отношению к методам прямого воздействия. В качестве примера рассмотрим одну из самых известных манипулятивных технологий — технологию выдвижения «подставных» кандидатов. Выдвижение таких лжекандидатов преследует различные тактические цели, кроме одной — победы на выборах.
Существует несколько разновидностей «подставных» кандидатов. Кандидат-двойник должен быть чем-то похож на кандидата-соперника и используется с целью отобрать у него голоса избирателей.
Один из подвидов двойников
— однофамилец или полный тезка
конкурента. Широкую известность
эта технология получила после прошедших
в 1998 г. выборов депутатов
В одних случаях выдвижение двойника-однофамильца используется с единственной целью — присутствие в избирательном бюллетене. И тогда, чем позже избиратели узнают об этом лжекандидате, тем лучше для инициаторов акции. По другому сценарию двойник-однофамилец, наоборот, активно участвует в проведении кампании. Однако кампания эта имеет негативную направленность и предполагает реализацию таких мероприятий, которые должны вызывать отрицательные эмоции у избирателей при одном только упоминании фамилии кандидата. Расчет следующий: избиратели не станут разбираться, кто настоящий, а кто — нет, и проголосуют за кого-то третьего.
Этот прием позволяет еще раз вернуться к вопросу о некорректности тех или иных технологий.
4.4 Манипуляции
– противозаконные методы
По поводу применимости манипулятивных методов существует несколько точек зрения. Одни считают, что манипулятивные методы сами по себе нейтральны, другие – что они наносят огромный вред людям и их необходимо запретить. Есть ряд приёмов, которыми нельзя пользоваться. Есть приёмы дозволительные. Существуют пограничные, сомнительные ситуации. Здесь всё зависит от нравственных качеств манипулятора. Манипулятивные приёмы следует разоблачать, выносить на обсуждение и нейтрализовывать. Ведь политика – это наша повседневная жизнь. И очень важно, особенно в наше неспокойное время, понимать всю серьёзность разыгрывающегося на наших глазах «политического спектакля» и не дать себя обмануть. Быть марионетками в руках технологов манипуляций – не только унизительно, но и противозаконно. Недаром, на страже соблюдения принципов и норм проведения выборов стоят законы о выборах, о СМИ, о рекламе, а во время избирательных кампаний работают специально созданные комиссии, которые следят за соблюдением закона. Манипуляция — это психологическое воздействие, направленное на неявное побуждение другого к совершению определенных манипулятором действий.
По многим признакам манипуляция массовым сознанием напоминает войну небольшой, хорошо организованной и вооружённой армии против огромных масс, не подготовленных к этой войне.
«Грязные технологии»
— это всегда нарушение закона.
Поэтому в избирательном
Таким образом, существует множество технологий, способных привести к победе в избирательной кампании. Важно, чтобы в выборах использовались только соответствующие нормам законодательства технологии, учитываю местные особенности кампании и своевременно адаптированные к каждой конкретной ситуации.
Заключение
Целью данной работы было выяснить
место и роль технологий манипулирования
общественным мнением в современном
мире в различных областях человеческой
жизнедеятельности, рассмотреть технологии
манипулирования, а также способы
противодействия технологиям
Избирательная кампания представляет собой благодатную почву для использования манипулятивных технологий. С одной стороны, в условиях демократии гражданина нельзя на законных основаниях принудить участвовать в выборах или голосовать за определенного кандидата, а можно лишь побудить его к этому. С другой, в широкой избирательной практике — целый арсенал грязных технологий воздействия на человеческое сознание с целью повлиять на его выбор, а значит, набрать число голосов за «своего» кандидата и, быть может, опередить политику страны на многие годы.
Манипуляции находят наиболее широкое применение в демократическом обществе, в ходе предвыборной борьбы влияя на волеизъявление граждан и лишая его самостоятельности. Манипуляции используются не только в целях «дорваться до власти», но также как средство её реализации и сохранения. Характер политических манипуляций при осуществлении власти зависит от особенностей политической системы страны.
Конечной целью манипуляций
с помощью СМИ является создание
и поддержка определённой политической
мифологии. Политическая мифология
существует и в демократическом,
и в тоталитарном государстве, являясь
неотъемлемой частью политической системы.
Однако «производство» мифов в демократическом
и тоталитарном государстве организовано
по-разному: в первом случае мифы создаются
в условиях переизбытка информации
и плюрализма мнений, во втором случае
условием создания мифа является искусственное
ограничение информационного
Способность противостоять
манипулированию политиков
В России политическая и электоральная культура ещё формируется, и в нестабильной политической системе манипуляции общественным мнением довольно распространены. Особенно они проявляются в период избирательных кампаний в региональных и муниципальных масштабах. К примеру, во время выборов 2009 г. в Пушкинском районе Московской области, когда, согласно Федеральному закону № 131 «Об основных принципах местного самоуправления», проходили выборы глав городских и сельских поселений, некоторые кандидаты отнюдь не гнушались пользоваться такими методами манипуляции, как черный пиар, а в одном поселении привлекался лжекандидат, используемый с целью отобрать определенное количество голосов избирателей.
Думается, что совершенно правомерны, наряду с критикой манипулятивных приёмов, применяемых на выборах, требования конституционной реформы в России, которая повысила бы ответственность власти перед обществом, поскольку сами по себе выборы – условие необходимое, но не достаточное для демократизации политической системы страны. Подводя итог, следует отметить, что распространение подобных избирательных технологий негативно сказывается на отношении граждан к институту выборов и, в конечном счете, на легитимации власти посредством избрания ее народом.
Список используемой литературы
1. Власов А.И. Политические манипуляции. М.: Вестник МГУ Серия 12, №4, 1993.
2. Волкогонов Д.А.
3. Гаджиев К.С. Политическая философия. М.: Экономика, 1999.
4. Доценко Е.Л. Психологические манипуляции. М.: Изд-во МГУ, 1996.
5. Дзялошинский И. Российские СМИ в избирательной кампании: уроки эффективности. М.: Студия Викон, 1996.
6. Забурдаева Е.В. Технологии манипулирования общественным мнением и основы управленческой борьбы. М.: Изд-во МГИМО, 1998.
7. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: ЭКСМО, 2010.
8. Морозова Е.Г. Политический
рынок и политический
9. Ольшанский Д.В. Массовые настроения в политике. М.: Политология: Энциклопедический словарь, 1995.
10. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшенз для профессионалов. Киев: Ваклер, 2002. с.
11. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2000.
12. Фрейд З. Массовая психология и анализ «Я» // Избранное. Кн.1. М.: Московский рабочий, 1990.
13. Избиратель.ру, онлайн-журнал о выборах.
Информация о работе Манипуляторные технологии в избирательных кампаниях