Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 15:13, реферат
Цель и задачи работы
Основной целью данной работы является:
— раскрыть сущность феномена политической манипуляции массовым сознанием и поведением;
— определить роль пропаганды в ответственные периоды жизни общества;
лава 1. Манипуляция массовым сознанием
1.1 Массовые коммуникации
1.2 Феномен «манипуляция»
1.3 Политическая манипуляция массами
Глава 2. Избирательная кампания и воздействие на общество
2.1 Политическая кампания
2.2 Избирательная кампания
2.3 Стратегия и тактика избирательной кампании
Глава 3. Технологии политического манипулирования
3.1 Маркетинговые и немаркетинговые технологии информационного воздействия
3.2 Политическая пропаганда как вид манипуляции
3.3 Маркетинговый подход в избирательных технологиях
Глава 4. Маркетинговые избирательные технологии
4.1 Манипулятивная деятельность СМИ
4.2 Политическая реклама как технология выборов
4.3 Некорректные избирательные технологии
4.4 Манипуляции – противозаконные методы воздействия
Заключение
Список используемой литературы
Стратегия избирательной кампании — это ее содержательная составляющая, на которой строятся организация и проведение всей кампании.
Основу стратегии составляет образ, или имидж, кандидата (партии), который является стержнем информационного воздействия на избирателей. Выбор основных параметров этого образа и будет определять суть стратегии избирательной кампании.
В рамках реализации стратегии
избирательной кампании используется
ряд технологий, основной среди которых
является технология формирования имиджа.
Но поскольку избирательные
Итак, цель избирательной кампании — победа на выборах. Однако так дело обстоит далеко не всегда.
Довольно часто участие в выборах преследует достижение целей, не предполагающих победу. Для таких участников важно просто войти в политическое сообщество; укрепить свои позиции в расчете на будущие выборы; получить трибуну для пропаганды своих идей и др. Собирая информацию, которая может им пригодиться на выборах, кампания определяет свою тактику с учетом всех нюансов.
Мы рассмотрели несколько
аспектов влияния на общественное сознание.
Можно сделать вывод, что задача
политических технологов состоит в
том, чтобы удержать в поле своего
зрения, прежде всего, группы сторонников
и симпатизирующих, привлечь на свою
сторону потенциальных
Глава 3. Технологии политического манипулирования
3.1 Маркетинговые и немаркетинговые технологии информационного воздействия
В предвыборной борьбе есть
свои специалисты в области
Влияние строится, как правило, на убеждении, внушении. Избирательные технологии можно рассматривать как воплощение информационного воздействия.
Все многообразие технологий
информационного воздействия
Как объясняется на сайте онлайн-журнала о выборах Избиратель.ру, «технологии маркетингового типа предполагают информационное воздействие, которое строится в соответствии с предпочтениями потребителей и ориентировано на их удовлетворение более эффективным, чем у конкурентов, путем». Необходимым условием использования обозначенных технологий является наличие конкуренции. Избирательная кампания, связанная с борьбой за властные позиции, — это всегда арена конкуренции. А если есть конкуренция, значит, существует и проблема сбыта.
Маркетинговый подход к политике в целом и к проведению избирательных кампаний, в частности, строится на основе изучения потребностей, мотивации, ценностей, установок потребителей. Условием эффективного продвижения предлагаемого продукта является также изучение конкурентов и политических, социально-экономических, правовых, социокультурных особенностей, характерных для данной конкретной ситуации.
Возникновение маркетинга,
как известно, связано со сферой
экономики. Лишь потом маркетинг
переместился на политический рынок. Поэтому,
несмотря на определенную специфику
двух разновидностей маркетинга —
коммерческого и политического,
— принципиальной разницы между
ними нет, и все те черты, которые
присущи коммерческому
Политический маркетинг — это основанная на изучении рынка система информационного воздействия на него с целью обеспечения поддержки граждан.
Таковы в общих чертах характерные признаки избирательных технологий, которые следует учитывать при организации и проведении избирательной кампании. Однако их реализация (в том или ином объеме, с тем или иным результатом) зависит также от двух предварительных условий — профессионализма исполнителей и ресурсного обеспечения.
3.2 Политическая пропаганда как вид манипуляции
В тоталитарных государствах пропаганда применялась как основное средство манипуляций массами.
Классические примеры технологи
Следует различать позитивную и негативную пропаганду, где первая осуществляется в интересах тех, кому адресована, а не ограничивается кругом заинтересованных лиц, и не преследует манипулятивных целей; а вторая создаёт своего рода реальность, пользуясь внушаемостью масс, чтобы ими манипулировать в интересах узкой группы лиц.
Пропаганда как одно из средств политической манипуляции — особенность диктаторских режимов.
Демократические режимы также имеют в наличии множество примеров и возможностей манипулирования. И способны применять манипуляции для управления массовым сознанием и поведением.
3.3 Маркетинговый
подход в избирательных
Избирательные технологии в
силу специфики избирательной
В настоящее время организация и проведение избирательных кампаний являются сферой деятельности профессионалов — людей, специализирующихся в области избирательных технологий и обладающих соответствующими знаниями, умениями, навыками. Их называют политическими технологами, политическими консультантами, электоральными менеджерами. Привлечение к организации и проведению избирательной кампании профессионалов — важнейшее условие для достижения ее эффективности.
Глава 4. Маркетинговые избирательные технологии
4.1 Манипулятивная деятельность СМИ
Манипуляции общественным мнением наиболее распространены в нестабильной политической системе (примером могут служить манипулятивные технологии во время недавней избирательной кампании на Украине более распространены в ход шли откровенные подтасовки голосов на избирательных участках, шантаж, грязный пиар и т.д.).
Современные манипуляторы умело используют закономерности массовой психологии. Так, один из широко распространённых и внешне безобидных манипуляционных приёмов, называемый «спираль умолчания», который часто используют СМИ, состоит в том, чтобы с помощью ссылок на сфабрикованные опросы общественного мнения или другие факты убедить массы в поддержке большинством общества угодной манипуляторам политической позиции, в её победе. Это заставляет людей, придерживающихся иных взглядов, из опасения оказаться в социально-психологической изоляции или каких-то санкций умалчивать о своём мнении или изменять его. В результате «спираль умолчания» закручивается, обеспечивая победу манипуляторам. Манипулятивная деятельность СМИ делает выбор граждан в формальным актом, заранее запрограммированным специалистами по формированию массового сознания.
Основным материалом, с помощью которого СМИ осуществляют свои манипуляции, является информация. А информацию можно, по мнению политологов:
– сфабриковать, выдавая её за подлинную;
– исказить путём неполной, односторонней её подачи;
– отредактировать, добавив различные домыслы;
– интерпретировать факты в выгодном для манипулятора свете;
– утаить важную информацию, какие-либо существенные детали;
– проявлять избирательное внимание к фактам в соответствии со своей позицией;
– сопроводить материал заголовком, не соответствующим содержанию;
– приписать кому-либо заявлений, которых он никогда не делал;
– опубликовать правдивую информацию, когда она потеряла свою актуальность;
– неточное цитирование, когда приводится часть фразы или выступления, которая в отрыве от контекста приобретает другой, подчас противоположный смысл.
Манипуляции сознанием избирателей
с развитием СМИ сегодня
Использование СМИ в целях политического манипулирования представляет наибольшую опасность для граждан и демократического государственного устройства. Идет скрытое управление политическим сознанием и поведением «психологической толпы» с целью принудить её действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам. Манипулирование основано на лжи и обмане.
Таким образом, СМИ не только отражают политическую реальность, но и участвуют в её формировании и даже в создании новой реальности. Методов манипуляции сознанием, используемых в СМИ, немало. Известный политик и журналист С.Г. Кара-Мурза выделяет следующие методы: использование внушения; перенос частного факта в сферу общего, в систему; использование слухов, домыслов, толкований в неясной политической или социальной ситуации; метод «страшилок»; замалчивание одних и фактов и выпячивание других; создание лжесобытий, мистификация.
4.2 Политическая реклама как технология выборов
Политическая реклама в избирательной кампании строится на принципе маркетингового подхода к информации. Существуют рекламные технологии, манипулирующие сознанием человека. Прием манипулирования общественным сознанием, используемый в политической рекламе, называется пиар («паблик рилейшнз»-связи с общественностью).
Технологии политической рекламы разнообразны. Так, реклама должна постоянно присутствовать во всех массовых информационных полях; она должна создавать иллюзию осознанного выбора граждан.
Одной из основных функций
политической рекламы является ее информативная
функция, поскольку одна из её задач
– ознакомление аудитории с политической
акцией, кандидатом, партией, их взглядами,
предложениями, преимуществами. Кроме
того, существует коммуникативная функция
политической рекламы: она устанавливает
контакт между носителями власти
или претендентами на места во
властных структурах и населением,
используя доступную для
Технологии политической
рекламы сегодня строятся по законам
шоу-бизнеса. Преобладает зрелищность,
известность призвана быть на руку
кандидату. Создается образ
Политическая реклама функционирует не только в период избирательных кампаний, но и в промежутках между ними. Она служит, например, подспорьем для привлечения той или иной партией сторонников, ознакомления широких масс с идеей или принципами новой партии, для побуждения людей к участию в какой-либо политической акции.
Основная задача политической рекламы заключается в создании взаимосвязи между запросами избирателей и предложениями избираемых.
Политическая реклама как деятельность, формирующая общественные умонастроения, с психологической точки зрения, сводится к процессам выработки установок.
В ряду факторов, влияющих на политический выбор, важное место занимают идеологические установки и политическая культура. Любого политического лидера избиратель, прежде всего, сопоставляет с тем набором идеологических ценностей, который присущ ему самому.
Применение технологий «промывания
мозгов», манипуляции сознанием
с помощью СМИ вызывает довольно
острую критику. Однако при всей справедливости
критики, направленной в адрес СМИ,
рекламы, они остаются мощнейшим
каналом политической коммуникации,
замены которому пока нет. Единственная
управа на них — это осуществлять
правовой контроль, рассматривать действия
таких политтехнологов с точки
зрения Закона о выборах, Закона о
печати, Закона о рекламе, нормативно-правовых
актов. Исследователи выделяют четыре
типа контроля над СМИ: легальный, нормативный,
структурный и экономический. Для
современной России характерно преимущественное
использование экономических
Информация о работе Манипуляторные технологии в избирательных кампаниях