Лоббизм: понятие, сущность

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 13:38, реферат

Описание работы

Современное демократическое общество трудно представить без множества различных добровольных объединений людей, стремящихся донести свои требования до власти и властных структур. Все эти группы используют совершенно разные методы. Если одни прибегают к различным экономическим рычагам, то другие маскируют свои действия, работая в «кулуарах» власти. Самым распространенным видом воздействия этих организованных групп на властные структуры является лоббирование.

Содержание

Введение 3
Сущность и виды лоббизма……………………………………………………….4
Зарубежный опыт лоббистской деятельности: формы, методы………………..6
Лоббизм в современной России…………………………………………………..8
Заключение………………………………………………………………………...10
Литература…………………………………………………………………………12

Работа содержит 1 файл

лоббизм 11.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

     В странах Запада лоббизм изучался и отлаживался столетиями, поэтому сейчас он  там достаточно однообразен, а его механизмы довольно просты и однотипны. Основные различия: в  степени гласности осуществления лоббирование, в подконтрольности его закону и демократическим институтам, в многообразности субъектов и каналов давления и влияния. Странами со сложившейся системой правового регулирования взаимоотношений групп давления и государства можно назвать Германию и США.

     В США лоббизм превратился в  мощный механизм воздействия на органы государственной власти. В настоящее время лоббизм понимают как специфическую политическую деятельность частных и общественных организаций, которая всегда направлена на то, чтобы с помощью отдельных средств и методов добиться от  Белого дома, конгресса, ведомств и министерств отклонения или одобрения законодательных или административных актов. На национальном уровне политически активно действуют около 6000 предпринимательских союзов и профессиональных ассоциаций. Сегодня практически в каждом из них есть , занимающиеся только лоббистской деятельностью, подразделения, которые насчитывают до нескольких десятков или даже сотен человек.

     В США лоббизм признан законом на официальном уровне. Исходя из принятого в 1946 г. федерального закона о регулировании лоббизма, та организация, которая хочет прибегнуть к лоббистской деятельности для того, чтобы добиться от конгресса какого-либо решения, обязана зарегистрировать у клерка палаты представителей и секретаря Сената своего лоббиста, при этом указать расходы на лоббистскую деятельность и преследуемые цели. Но в этом  законе есть лазейки, которые позволяют уклониться  от регистрации, этим пользуются, из-за чего этот закон уже не единожды пытались изменить или заменить новым, но безуспешно.

     В Германии создана хорошо отлаженная система больших и малых организаций, которые охватывают большую  часть населения и представляют его интересы перед лицом государства. Этими организациями являются - промышленные союзы и торговые палаты,  ассоциации сельских производителей и городов, благотворительные фонды и т. д. В политической и правовой практике Германии используется термин «группы интересов». Немецкие группы интересов в своей деятельности  пользуются большим комплексом возможностей и средств, большая часть из которых закреплена  в национальном законодательстве. Общее число таких групп в западных землях 4000-5000.  Деятельность таких групп как правило активизируется в период выборов.

       Группы интересов,  участвуя в  законотворческой работе, оказываются  способными и с опережением  реагировать на важнейшие события, и непосредственно инициировать их возникновение, предлагая  при этом свои варианты решений. Значение этих групп для правительства и иных административных структур заключается в их организационной мощности и обширными информационными ресурсами, которыми они располагают. Непосредственная близость групп интересов к важным сферам жизни общества, к реальным профессиональным, экономическим, социальным и иным заботам своих членов делает эти союзы желанными партнерами по переговорам для всех представителей государственной власти.

     Многообразный спектр форм и методов цивилизованной лоббистской деятельности, давно  и успешно применяемых за рубежом:

- сбор  информации;

- предоставление  информации законодателям;

- выступления  на слушаниях в комитетах конгресса;

- финансирование  избирательных кампаний;

- участие  в ведении избирательных кампаний  или предоставление персонала  для участия в них;

- воздействие  на законодателя через влиятельных  избирателей;

- воздействие  на законодателя через распространение  в избирательном органе результатов его голосования;

-совместное  лоббирование несколькими организациями  (коллективный лоббизм);

- представление  готовых законопроектов;

- участие  в разработке законопроектов;

- информирование  конгрессмена о том, какие последствия  вызовет рассматриваемый законопроект в его избирательном округе;

- неформальные  контакты;

- пропагандистские  кампании;

- кампании  писем, телеграмм и телефонных  звонков;

     Эти и другие методы применяются в  основном по отношению к законодательным  органам.

     В лоббировании исполнительных органов власти помимо перечисленных выше применяются также: воздействие на процесс назначения на государственные должности; выступления на слушаниях в регулирующих агентствах; политическая поддержка ведомств; воздействие через совещательные комитеты и др. 
 

     Лоббизм в современной России

     До  недавнего времени в России действовал  "дикий", никем и ничем не контролируемый, лоббизм.  Большенство  депутатов Федерального Собрания, не являясь профессиональными политиками,  будучи представителями предприятий, ассоциаций, общественных объединений откровенно отстаивали и отстаивают их интересы. Но это никак не  способствует стабильному развитию общества, а наоборот лишь инициирует злоупотребления со стороны чиновников и должностных лиц. Всероссийский центр общественного мнения представляет данные о том, что у россиян проблемы скрытого лоббизма, коррупции в высших эшелонах власти входят в десятку важнейших российских проблем. Ставки в конкурентной борьбе одни из самых высоких.

     Но  к термину "лоббизм"  наше общество начинает привыкать. Его все шире используют в российском политическом словаре, но относятся  к нему пока еще настороженно и негативно. Закулисная политика, встречные услуги, теневое влияние, "телефонное право", комплектование аппарата "своими людьми" и тому подобное  - именно с ними люди связывают взятки, коррупцию, деятельность преступных группировок. И основания для этого очень существенные. Это подтверждается результатами  социологических исследований.

     Очень часто  депутаты в настоящее время лоббируют свои региональные интересы в Федеральном Собрании РФ. Сегодня в несравнимо большем масштабе  в ходу "патронат" над индивидуальными "лоббистами" и многими представителями прежде всего аппарата исполнительной власти. Малому кругу людей доступно, по каким критериям выделяются дотации и кредиты, выдаются квоты и лицензии. Отраслевые группировки имеют вес и авторитет.

     Но  что-то и меняется. Несомненно произошла  плюрализация лоббизма. Один из положительных  моментов "перестройки" и "реформ", которые позволяют утверждать, что демократизация идет, - возникновение новых,  альтернативных отраслевым, субъектов и каналов лоббирования. Новыми участниками лоббистской деятельности являются профсоюзы.

     Мощными субъектами и каналами лоббирования стали пресса, политические партии и движения . На профессиональном уровне лоббизмом занимаются специальные лоббистские фирмы: консалтинговые и рекламные агентства , аналитические центры, число которых все увеличивается и увеличивается, так как на них есть спрос.

     Основным  каналом лоббирования по-прежнему остаются чиновники исполкомов всех уровней, в том числе включая федеральное правительство, Госкомимущество и Центральный банк России. Это прежде всего связано с появлением на российском рынке новых товаров - земли. недвижимости, денег. "Новый бизнес" эффективно и бурно развивается и прокладывает свои каналы лоббирования.

     Специфическими  формами лоббизма являются бизнес-клубы. К настоящему моменту времени  только в Москве их насчитывается  более двух десятков: Арабский клуб; VIP-клуб, Реформ - клуб, Московский либеральный клуб; Международный русский клуб, "Серебряная карта", Московский коммерческий клуб, Российский клуб, Клуб директоров, Профи-клуб, Суздаль-клуб, Финансовый клуб; Клуб 2015 и т.п.

     По  данным Института социологии РАН, деловые круги  деятельность общественных объединений в существующих условиях представляют следующим образом:

     - защита от коррупции в государственных  органах власти - 57%;

     - поддержка в борьбе с бюрократизмом  - 54%;

     - помощь в организации внешнеэкономической  деятельности -48%;

     -помощь  в получении достоверной информации  о рыночной конъюнктуре и политических  прогнозов - 47%;

     - помощь в поиске партнеров  для совершения сделок - 47%;

     - помощь в поиске партнеров  для совместной работы - 43%.

     Сегодня первоочередной задачей  является формирование нормального лоббизма и создание цивилизованного правового режима.

     Наиболее  крупные структуры решают такие  значительные задачи, как  общеотраслевое кредитование и субсидирование, формирование общеэкономической политики государства.

     Каким же в итоге  может и должен быть лоббизм в России:

     Согласно  проекту Закона Госдумы "О регулировании  лоббистской деятельности в федеральных  органах государственной власти" лоббист - независимое юридическое  или физическое лицо, осуществляющее свою деятельность от имени и в интересах иных организаций. Лоббистами  не могут являться депутаты парламента, выборные должностные лица Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, административно-территориальных единиц, органы и должностные лица исполнительной власти Российской Федерации.

     Каждый  лоббист в обязательном порядке  должен зарегистрироваться в специальном  отделе Министерства юстиции и раз  в  полгода направлять туда отчет  о своей деятельности. 
 
 
 

Заключение

       В заключении, хотелось бы отметить, что явление, именуемое лоббизмом, прочно осело и заняло свое место под солнцем почти во всех странах, где население свободно участвует в политической жизни страны и имеет право воздействовать на работу и функционирование  государственных органов, которые представляют его интересы. Сам феномен лоббизма, как политико-правового явления, достаточно неоднозначен. Данное утверждение легко доказуемо. Во-первых, лоббирование противоречиво воздействует на общество и государство. Если при положительном исходе общество постепенно прийдет  к «оздоровлению», за счет постоянного согласования интересов как государства, так и гражданского общества, то при отрицательном же исходе, стабильность в обществе может упасть, из-за выдвижения государством  интересов лишь небольших групп людей. Во-вторых, широко известно, что в России лоббизм как таковой не прижился, так как показал себя с сугубо негативной стороны.Однако, мне представляется возможным уменьшить негативные последствия лоббизма, путем его четкой регламентации в законодательно-правовой системе РФ.

 Так,  один из активных сторонников  легального, цивилизованного лоббизма  доктор юридических наук, профессор,  А.П. Любимов на научном семинаре   Евгения Ясина 20 ноября 2005 заявил: «Коррупция будет процветать  там, где нет действенных, открытых и правовых механизмов взаимодействия  бизнеса и власти, а равно и легитимного института лоббирования».

В целом, проанализировав лоббирование как  специфическое явление большинства  стран Запада и России, можно сделать  вывод, что мало в каком государстве люди положительно относятся к лоббизму. Однако,цивилизованное отношение к нему и использование его потенциала в позитивное русло ни только не вредит государству и обществу в целом, но и укрепляет фундаментальную основу его демократических начал.

Так, например, Государственной Думой РФ рассмотрен проект Закона, предусматривающий:

- легализовать  лоббистскую деятельность как  законное, демократическое средство  взаимодействия общества и власти;

- создать  законодательные предпосылки для  очищения этой деятельности от противоправных, коррупционных действий;

- оградить  федеральные органы государственной  власти от грубого и незаконного  давления, содействовать повышению  профессионализма и ответственности  при выработке и осуществлении  государственных решений;

-предоставить  общественности возможность знать,  кто, что и как лоббирует  в федеральных органах государственной  власти, и контролировать этот  процесс;

- способствовать  процессу осознания и организации  интересов различных социальных  групп и слоев;

- предоставить возможность оказывать влияние на власть все более широкому кругу граждан России4.

     Таким образом, я считаю, что узаконение лоббизма, как ёто происходит во многих Западных странах, положительно бы повлияло на общее развитие России, на стабильность российского общества. Не зря специалист в области теории и практики лоббистской деятельности П.А.Толстых в заключение своего фундаментального исследования, посвященного парламентскому лоббизму, отмечает: «Наличие работающего законодательства, регулирующего лоббистские отношения, является одним из самых важных показателей развитого демократического общества, так как подобный нормативно-правовой акт – это фактически договор между государством  (правящими политическими элитами) и негосударственными структурами  (обществом, бизнесом)»5.                   
 

Информация о работе Лоббизм: понятие, сущность