Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 13:38, реферат
Современное демократическое общество трудно представить без множества различных добровольных объединений людей, стремящихся донести свои требования до власти и властных структур. Все эти группы используют совершенно разные методы. Если одни прибегают к различным экономическим рычагам, то другие маскируют свои действия, работая в «кулуарах» власти. Самым распространенным видом воздействия этих организованных групп на властные структуры является лоббирование.
Введение 3
Сущность и виды лоббизма……………………………………………………….4
Зарубежный опыт лоббистской деятельности: формы, методы………………..6
Лоббизм в современной России…………………………………………………..8
Заключение………………………………………………………………………...10
Литература…………………………………………………………………………12
В странах Запада лоббизм изучался и отлаживался столетиями, поэтому сейчас он там достаточно однообразен, а его механизмы довольно просты и однотипны. Основные различия: в степени гласности осуществления лоббирование, в подконтрольности его закону и демократическим институтам, в многообразности субъектов и каналов давления и влияния. Странами со сложившейся системой правового регулирования взаимоотношений групп давления и государства можно назвать Германию и США.
В США лоббизм превратился в мощный механизм воздействия на органы государственной власти. В настоящее время лоббизм понимают как специфическую политическую деятельность частных и общественных организаций, которая всегда направлена на то, чтобы с помощью отдельных средств и методов добиться от Белого дома, конгресса, ведомств и министерств отклонения или одобрения законодательных или административных актов. На национальном уровне политически активно действуют около 6000 предпринимательских союзов и профессиональных ассоциаций. Сегодня практически в каждом из них есть , занимающиеся только лоббистской деятельностью, подразделения, которые насчитывают до нескольких десятков или даже сотен человек.
В США лоббизм признан законом на официальном уровне. Исходя из принятого в 1946 г. федерального закона о регулировании лоббизма, та организация, которая хочет прибегнуть к лоббистской деятельности для того, чтобы добиться от конгресса какого-либо решения, обязана зарегистрировать у клерка палаты представителей и секретаря Сената своего лоббиста, при этом указать расходы на лоббистскую деятельность и преследуемые цели. Но в этом законе есть лазейки, которые позволяют уклониться от регистрации, этим пользуются, из-за чего этот закон уже не единожды пытались изменить или заменить новым, но безуспешно.
В Германии создана хорошо отлаженная система больших и малых организаций, которые охватывают большую часть населения и представляют его интересы перед лицом государства. Этими организациями являются - промышленные союзы и торговые палаты, ассоциации сельских производителей и городов, благотворительные фонды и т. д. В политической и правовой практике Германии используется термин «группы интересов». Немецкие группы интересов в своей деятельности пользуются большим комплексом возможностей и средств, большая часть из которых закреплена в национальном законодательстве. Общее число таких групп в западных землях 4000-5000. Деятельность таких групп как правило активизируется в период выборов.
Группы интересов, участвуя в законотворческой работе, оказываются способными и с опережением реагировать на важнейшие события, и непосредственно инициировать их возникновение, предлагая при этом свои варианты решений. Значение этих групп для правительства и иных административных структур заключается в их организационной мощности и обширными информационными ресурсами, которыми они располагают. Непосредственная близость групп интересов к важным сферам жизни общества, к реальным профессиональным, экономическим, социальным и иным заботам своих членов делает эти союзы желанными партнерами по переговорам для всех представителей государственной власти.
Многообразный спектр форм и методов цивилизованной лоббистской деятельности, давно и успешно применяемых за рубежом:
- сбор информации;
- предоставление информации законодателям;
- выступления
на слушаниях в комитетах
- финансирование избирательных кампаний;
- участие
в ведении избирательных
- воздействие
на законодателя через
- воздействие
на законодателя через
-совместное
лоббирование несколькими
- представление готовых законопроектов;
- участие в разработке законопроектов;
- информирование
конгрессмена о том, какие
- неформальные контакты;
- пропагандистские кампании;
- кампании писем, телеграмм и телефонных звонков;
Эти и другие методы применяются в основном по отношению к законодательным органам.
В
лоббировании исполнительных органов
власти помимо перечисленных выше применяются
также: воздействие на процесс назначения
на государственные должности; выступления
на слушаниях в регулирующих агентствах;
политическая поддержка ведомств; воздействие
через совещательные комитеты и др.
Лоббизм в современной России
До
недавнего времени в России действовал
"дикий", никем и ничем не
контролируемый, лоббизм. Большенство
депутатов Федерального Собрания, не
являясь профессиональными
Но к термину "лоббизм" наше общество начинает привыкать. Его все шире используют в российском политическом словаре, но относятся к нему пока еще настороженно и негативно. Закулисная политика, встречные услуги, теневое влияние, "телефонное право", комплектование аппарата "своими людьми" и тому подобное - именно с ними люди связывают взятки, коррупцию, деятельность преступных группировок. И основания для этого очень существенные. Это подтверждается результатами социологических исследований.
Очень часто депутаты в настоящее время лоббируют свои региональные интересы в Федеральном Собрании РФ. Сегодня в несравнимо большем масштабе в ходу "патронат" над индивидуальными "лоббистами" и многими представителями прежде всего аппарата исполнительной власти. Малому кругу людей доступно, по каким критериям выделяются дотации и кредиты, выдаются квоты и лицензии. Отраслевые группировки имеют вес и авторитет.
Но что-то и меняется. Несомненно произошла плюрализация лоббизма. Один из положительных моментов "перестройки" и "реформ", которые позволяют утверждать, что демократизация идет, - возникновение новых, альтернативных отраслевым, субъектов и каналов лоббирования. Новыми участниками лоббистской деятельности являются профсоюзы.
Мощными субъектами и каналами лоббирования стали пресса, политические партии и движения . На профессиональном уровне лоббизмом занимаются специальные лоббистские фирмы: консалтинговые и рекламные агентства , аналитические центры, число которых все увеличивается и увеличивается, так как на них есть спрос.
Основным каналом лоббирования по-прежнему остаются чиновники исполкомов всех уровней, в том числе включая федеральное правительство, Госкомимущество и Центральный банк России. Это прежде всего связано с появлением на российском рынке новых товаров - земли. недвижимости, денег. "Новый бизнес" эффективно и бурно развивается и прокладывает свои каналы лоббирования.
Специфическими формами лоббизма являются бизнес-клубы. К настоящему моменту времени только в Москве их насчитывается более двух десятков: Арабский клуб; VIP-клуб, Реформ - клуб, Московский либеральный клуб; Международный русский клуб, "Серебряная карта", Московский коммерческий клуб, Российский клуб, Клуб директоров, Профи-клуб, Суздаль-клуб, Финансовый клуб; Клуб 2015 и т.п.
По данным Института социологии РАН, деловые круги деятельность общественных объединений в существующих условиях представляют следующим образом:
-
защита от коррупции в
-
поддержка в борьбе с
-
помощь в организации
-помощь
в получении достоверной
- помощь в поиске партнеров для совершения сделок - 47%;
- помощь в поиске партнеров для совместной работы - 43%.
Сегодня первоочередной задачей является формирование нормального лоббизма и создание цивилизованного правового режима.
Наиболее крупные структуры решают такие значительные задачи, как общеотраслевое кредитование и субсидирование, формирование общеэкономической политики государства.
Каким же в итоге может и должен быть лоббизм в России:
Согласно
проекту Закона Госдумы "О регулировании
лоббистской деятельности в федеральных
органах государственной
Каждый
лоббист в обязательном порядке
должен зарегистрироваться в специальном
отделе Министерства юстиции и раз
в полгода направлять туда отчет
о своей деятельности.
Заключение
В заключении, хотелось бы отметить, что явление, именуемое лоббизмом, прочно осело и заняло свое место под солнцем почти во всех странах, где население свободно участвует в политической жизни страны и имеет право воздействовать на работу и функционирование государственных органов, которые представляют его интересы. Сам феномен лоббизма, как политико-правового явления, достаточно неоднозначен. Данное утверждение легко доказуемо. Во-первых, лоббирование противоречиво воздействует на общество и государство. Если при положительном исходе общество постепенно прийдет к «оздоровлению», за счет постоянного согласования интересов как государства, так и гражданского общества, то при отрицательном же исходе, стабильность в обществе может упасть, из-за выдвижения государством интересов лишь небольших групп людей. Во-вторых, широко известно, что в России лоббизм как таковой не прижился, так как показал себя с сугубо негативной стороны.Однако, мне представляется возможным уменьшить негативные последствия лоббизма, путем его четкой регламентации в законодательно-правовой системе РФ.
Так,
один из активных сторонников
легального, цивилизованного лоббизма
доктор юридических наук, профессор,
А.П. Любимов на научном
В целом,
проанализировав лоббирование как
специфическое явление
Так, например, Государственной Думой РФ рассмотрен проект Закона, предусматривающий:
- легализовать
лоббистскую деятельность как
законное, демократическое средство
взаимодействия общества и
- создать
законодательные предпосылки
- оградить
федеральные органы
-предоставить
общественности возможность
- способствовать
процессу осознания и
- предоставить возможность оказывать влияние на власть все более широкому кругу граждан России4.
Таким
образом, я считаю, что узаконение
лоббизма, как ёто происходит во
многих Западных странах, положительно
бы повлияло на общее развитие России,
на стабильность российского общества.
Не зря специалист в области теории и практики
лоббистской деятельности П.А.Толстых
в заключение своего фундаментального
исследования, посвященного парламентскому
лоббизму, отмечает: «Наличие работающего
законодательства, регулирующего лоббистские
отношения, является одним из самых важных
показателей развитого демократического
общества, так как подобный нормативно-правовой
акт – это фактически договор между государством
(правящими политическими элитами) и негосударственными
структурами (обществом, бизнесом)»5.