Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 13:38, реферат
Современное демократическое общество трудно представить без множества различных добровольных объединений людей, стремящихся донести свои требования до власти и властных структур. Все эти группы используют совершенно разные методы. Если одни прибегают к различным экономическим рычагам, то другие маскируют свои действия, работая в «кулуарах» власти. Самым распространенным видом воздействия этих организованных групп на властные структуры является лоббирование.
Введение 3
Сущность и виды лоббизма……………………………………………………….4
Зарубежный опыт лоббистской деятельности: формы, методы………………..6
Лоббизм в современной России…………………………………………………..8
Заключение………………………………………………………………………...10
Литература…………………………………………………………………………12
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
Российский
Государственный Гуманитарный Университет
Институт
Экономики, Управления и Права
Факультет
Управления
Реферат на тему:
«Лоббизм:
понятие, сущность»
Москва, 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Сущность
и виды лоббизма………………………………………
Зарубежный опыт лоббистской деятельности: формы, методы………………..6
Лоббизм
в современной России…………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Современное демократическое
общество трудно представить без
множества различных
образом, лоббизм занимает важное место в механизме демократии.
Исходя из этого тему реферата можно назвать весьма актуальной и важной, ведь она помогает лучше понять и изучить механизм функционирования современного демократического
государства.
Целью моего
реферата : рассмотреть лоббизм как
специфическое политико-
Основываясь на цели моей работы, мне кажется правильным выделить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и виды лоббизма
Цель и
задачи настоящей работы нашли своё
отражение в её структуре.
Сущность и виды лоббизма
За
последнее десятиление слово
«лоббизм» весьма прочно осело в
политическом лексиконе людей.
Читая громкие заголовки
Чтобы ответить на столь непростой вопрос, нужно обратиться к его первоисточникам, то есть рассмотреть государство, в котором возник лоббизм как специфическое явление, изучить причины и случаи употребления данного термина. И на основе полученной информации, учитывая специфику современного общества, попытаться сформулировать определение «лоббизма».
Далеко не всем известно, что понятие «лобби» и его производные пришли к нам из церковной лексики. Этимологическое происхождение слова «лобби» отталкивается от латинского «lobia», что означает «открытый портик, примыкающий к зданию; галерея». В XVI веке люди использовали его для обозначения проходов или крытых галерей в монастырях. Однако уже в XVII термин «лобби» перекочевал в парламент и стал обозначать помещение для прогулок в палате общин Англии. Почему же по-истине церковное слово перекочевало в светско-парламентский обиход? Для ответа на поставленный вопрос, устремим наш взор к истории парламентаризма. Так, в Средние века почти все торжественные мероприятия и встречи происходили в церквях, потому что именно церкви являлись обязательной постройкой каждого, даже самого маленького, города. Сегодня расположение английского парламента называется «Вестминстер», что в переводе на русский язык означает «западная монастырская церковь».
Интересным фактом в истории развития лоббизма считается то, что только в начале 19 века в США, политический термин стал употребляться в близком к сегодняшнему значении. Многие политические деятели полагают, что за появление лоббизма как специфического политического явления в его современной трактовке, мы должны быть благодарны бывшему президенту США Улиссу Гранту - прославленному генералу Гражданской войны в Америке. По вечерам он со своими приближенными отдыхал в холле одного из Вашингтонских отелей. «Там его министры, а также сенаторы встречались с разными людьми, выслушивали просьбы и давали обещания выполнить их»1.
Таким образом, современный энциклопедический словарь определяет лоббистов как влиятельных людей, зачастую политиков, стремящихся надавить на законодателей с целью отстоять выгодный для определенного круга людей законопроект. Но самым объективным определением лоббизма мне представляется юридическое. Я считаю его оптимальной отправной точкой для более глубокого понимания «лоббизма» как политического явления. «В рамках юридического подхода "лоббизмом" называется многоплановое взаимодействие и участие граждан, групп граждан, общественных объединений, организаций, предприятий или отдельных лиц, специализирующихся на лоббистской деятельности, других субъектов правоотношений… с органами государственной власти с целью оказания влияния на принятие необходимых им единичных решений (законодательных актов, административных, политических и иных официальных решений) и (или) для постоянного отстаивания своих интересов»2 .
Или, если давать краткое определение лоббизму, то, согласно общепринятой точке зрения, лоббизм - это давление на власть, на людей, принимающих решения, со стороны групп давления. Однако такое определение зачастую употребляют не совсем грамотные люди, так как оно не раскрывает механизма и самой сути лоббизма. Ведь самые сильные группы давления являются фактической властью, которая оказывает влияние, проводит контроль над сферой финансов, информационной сферой, а также контролирует процесс принятия различных политических решений. Например, президенты многих стран являются ставленниками лоббистских группировок и ничего не могут предпринять без предварительного согласования с лидерами своей лоббистской организации. Хотя, всеобще известно, что формально президенты зависят от своих избирателей. Поэтому подобные группировки зачастую становятся главной опорой формальной власти - «политических институтов и лиц, принимающих решения, которые лишь совершают формальные акты обсуждения, согласования и визирования уже принятых решений, обеспечивают юридическое закрепление, легитимацию решений фактической власти»3.
Лоббизм, таким образом, можно рассматривать с широкой узкой сторон. Если в узком понимании слова лоббизм- это отстаивание, защита и воплощение интересов тех или иных групп в структурах власти,то в широком смысле слова под лоббизмом понимают процесс приведения формальной власти в соответствие с фактической властью.
Что же касается основных признаков лоббизма, то в большей части политических изданий ссылаются на К.М. Хутова, который утверждает, что:
1. Объектом лоббизма является власть.
2. Лоббизм – это «посредническое»
3. Лоббизм может представлять
интересы не только
4. Лоббизм как правовой феномен
проявляется на всех уровнях
власти и далеко не только
на уровне федеральных
То есть лоббизм может проявляется в различных сферах и имеет разные виды. Например, в мире существует разделение лоббизма по ветвям власти. Выделяют законодательное, исполнительное и судебное лоббирование. Такая классификация представляется весьма логичной, ведь именно данные ветви власти являются наиболее интересными для лоббистов, так как они принимают важные долгосрочные и стратегические решения.
Так, по мнению многих экспертов, в Российской Федерации чаще всего осуществляется исполнительное лоббирование. Это происходит по причине того, что самые важные законы и решения, касающиеся нашей страны, утверждаются президентскими указами и постановлениями Правительства, которые доминируют в системе правового регулирования.
Также существует классификация лоббирования по уровню власти. Существует федеральное, то есть осуществляющееся в системе высших органов государственной власти, и местное, то есть осуществляющееся в краевых, республиканских и областных органах власти, лоббирование.
Лоббирование, зависящее от того, в чью пользу решается вопрос, может делиться на:
· лоббирование социальных структур: общественных организаций, движений, партий, групп, слоев (профсоюзы, антивоенные и экологические движения, предпринимательские союзы и т.д.);
· ведомственное лоббирование - лоббизм министерств, ведомств, государственных комитетов, отраслевое «продавливание» тех или иных интересов. Например, в Государственной Думе РФ ведомственные депутаты лоббируют в пользу различных энергетических, агропромышленных или военно-промышленных комплексов и т.д.;
· региональное лоббирование - воздействие на власть со стороны представителей республик, краев, областей, районов Крайнего Севера, Сибири, Урала, Дальнего Востока, Поволжья и прочих мест, выбивающих определенные льготы и преимущества для своих регионов.
· иностранное лоббирование - влияние зарубежных «групп давления» либо национальных общин на те или иные государственные органы с целью добиться от них определенных решений.
Предметом лоббизма по-праву можно считать то, ради чего проводится лоббирование. Опираясь на основную классификацию предмета лоббизма, выделяют:
· ресурсы. В таком ситуации лоббисты чаще всего «охотятся» за финансовым ресурсом, который выдается органами власти
· проблема. В данном случае субъекты лоббирования чаще всего стараются с помощю привлечения властных политических деятелей решить конкретные проблемы
·
позиция. В подобной ситуации субъекты
лоббирования зачастую предпринимают
те или иные действия, ради получения
желаемого высокого поста или
статуса.
Зарубежный опыт лоббистской деятельности: формы, методы