Контрольная работа по политологии: «Политология и гендерная теория»

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 02:00, контрольная работа

Описание работы

Затронутая в данной работе тема, является пожалуй одной из самых актуальных по значимости в обществе. Становление гендерных исследований в политологии теоретически и практически чрезвычайно важный момент. Политическая власть, обладая ресурсами, монополией на применение силы, на издание законов, организует и контролирует жизнь общества.

Содержание

1.Введение.
2.Понятие гендера и его место в политической науке.
а) Гендерная идентичность.
б) Гендерная дифференциация.
в) Гендерная идеология.
3. Гендер и политика.
4.Гендерная теория, гендерный подход.
5. Гендер как инструмент политологического анализа.
6. Гендер и политический институт. Гендерная политика на примере Республики Казахстан.
7. Заключение.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по политологии Политология и гендерная теория.docx

— 53.38 Кб (Скачать)

Анализ  гендерной системы общества идет по нескольким направлениям. Во-первых, рассматривается "производство гендерных  различий" в социальных институтах. Во-вторых, изучается конструирование  специальной идеологии, символов и  образов, которые объясняют, оправдывают  и продуцируют гендерную дифференциацию. В третьих, рассматривается взаимодействие между индивидами – женщинами и мужчинами, между мужчинами, между женщинами, и выделяются все формы и модели, которые выражают доминирование и субординацию. В-четвертых, изучается сознание индивида, то есть та внутренняя ментальная работа, которую каждый из нас проделывает, чтобы понять гендерную систему общества, гендерные модели поведения и установки, и выработать в себе умения думать, вести себя и презентировать себя (в том числе посредством внешности, одежды, стиля речи, мимики и проч.) в гендерно предписанном кодексе. Необходимым звеном является также гендерный анализ социальных теорий. Тот факт, что женские исследования и феминистская научная критика обязаны своим возникновением социальному движению, а не только теоретическому развитию внутри самой науки, объясняет специфическую динамику образования этой теории. Введение гендера как аналитической категории создает возможность деконструировать оппозицию между женщинами и мужчинами и одновременно обозначить, что такая оппозиция является механизмом создания социальной, культурной и политической иерархии. С помощью этой аналитической категории сделана попытка описать феномен соотношения власти между полами без обращения к ставшему проблематичным постулату общего “женского” опыта или универсального угнетения женщин.

IV.        Гендер как инструмент политологического анализа

 

Отечественную гендерную  науку и политологию роднит их относительно молодой возраст. Кроме  того, гендерные исследования и политология  стали неразрывно связаны с тех  пор, как гендер начал трактоваться как система властных отношений (Джоан Скотт). Академическая российская политология практически игнорирует гендерные аспекты политики. Становление гендерных исследований в политологии теоретически и практически чрезвычайно важный момент. Политическая власть, обладая ресурсами, монополией на применение силы, на издание законов, организует и контролирует жизнь общества. Благодаря гендерному подходу мы научились внимательно относиться к ”умолчаниям“, т.е. тем проблемам, которые остаются за бортом обсуждений и о которых не принято говорить. Мы привыкли к классовому, национальному пониманию политики, хотя она имеет ярко выраженный гендерный характер. Мужчины составляют большую часть политической элиты, да и политолог; в основном мужская профессия.

Российские политологи считают, что политология должна быть гендерно-нейтральной  наукой, опирающейся на общечеловеческие ценности и представляющей политику как универсальное средство, удовлетворяющее  потребности как мужчин, так и женщин. Это своего рода догматический тезис, который не ставится под сомнение и не дискутируется. На первый план российские политологи выдвигают, прежде всего, проблемы кризиса, трансформации, модернизации российского общества, глобальные политические процессы. Политика понимается как самоорганизующаяся и существующая независимо от человека сфера публичной деятельности. Таким образом, в современной политологии прослеживается традиция отчуждённости от проблем конкретного человека. Это традиция, сложившаяся в классической политологии: Макиавелли, Гоббс, Руссо, Вебер и другие классики открыто признавали, что изображаемое ими политическое поведение индивидов основано на анализе поведения мужчин. Они изображали государства в виде абстрактных единиц-акторов, чье поведение объясняется обобщёнными, действующими вне времени и пространства законами. Государства, кажется, и появляются только для того, чтобы действовать в соответствии с высшей рациональностью, которая не зависит от человеческой деятельности. Все же в действительности эти описания поведения государств опираются на гендерные модели. Используя теории рационального выбора и теории игр, такие объяснения подчёркивают инструментально-рациональное поведение индивидов, поведение более типичное сегодня на Западе для мужчин, чем для женщин. Эти ограниченные модели обычно придают приоритетное значение тем сторонам поведения государств, которые ассоциируются с конфликтом, и уводят внимание в сторону от других видов деятельности государства, таких как независимая экономическая деятельность, сотрудничество и формирование союзов. Анализируя категориальный аппарат политологии, можно увидеть, что такие концепты как ”демократия“, ”гражданство“ и другие до Нового времени, а в некоторых государствах и до сих пор, основываются только на мужском социальном опыте. Таким образом, мы не можем говорить об универсальности выводов политологов, если они не учитывают фактор половых различий. Переводные термины ещё более усугубляют языковой сексизм (например, термин ”актор“).

 

Кроме того, причинами гендерной  нечувствительности российской политологии  является жесткая заданность марксистских схем, которыми латентно оперируют бывшие советские, а ныне российские исследователи.

 

Сложившаяся ситуация в политологии  в целом отражает политическую ситуацию в стране, где существует политически  ангажированное женское движение, которое  игнорируется действующими политическими  институтами. Идеологичность современной политологии также роднит теорию и практику. Проблемы пола если и проговариваются на уровне политической власти, то носят дискредитирующий характер. И сам агрессивный характер современной российской политики не сочетается с женскими интересами, поэтому вызывает протест различных женских организаций. Действующие российские политики не скрывают своих сексистских взглядов. В журнале ”Российская Федерация“, издаваемым нижней палатой российского парламента существует рубрика ”Политики вне политики“, которая посвящена женщинам-депутатам. Ежегодно в праздничном мартовском номере депутаты-мужчины не советуют женщинам-депутатам заниматься политикой, откровенно жалеют их и сочувствуют. Например, в мартовском номере 2000 г. редакторы журнала задают следующий вопрос: ”О, женщина, зачем ты во власть идёшь?“

 

Тем не менее, гендерные характеристики неосознанно применяются исследователями, например, когда речь идёт о политической культуре, в частности можно отметить устойчивые ассоциации образов матери и Родины [4]. Успешно развивающаяся  прикладная политология, думается, достигает  целей, используя гендерные стереотипы, но не актуализируя и не проговаривая их.

Гендерный подход к исследованию; это учёт многовариантного влияния фактора  пола. Начнём с того, что гендерно политика хорошо ”измеряется“, т.к. политические отношения более очевидны в силу публичности. На мой взгляд, главная  задача; выявить не столько гендерное  измерение политики, а её гендерный  фундамент, т.е. разобраться как пол конструирует политику, как понимание мужественности и женственности влияет на разделения сфер на публичную и приватную. Например, мы можем рассматривать известное выражение ”политика; не женское дело“ не как определение женского, а как негативное определение политики, суть которой может исчезнуть, если женщины придут во власть.

Рассматривая  комплексно проблему гендера как инструмента политологического анализа можно выделить несколько уровней.

Вычленение  концептуальных оснований проблемы предполагает анализ трактовок власти и политики, политического пространства и места в нём женщин, рассмотрение гендерного проявления политических теорий и политической деятельности, так  как гендерные представления  о власти являются фактором, определяющим политические практики. Необходимо проследить традиции трактовки политики в классических теориях, а также в дискурсивных гендерных практиках постмодерна.

Процессуальный  аспект может включать традиционно  изучаемые темы: история маргинализации женщин, их борьба за политические, гражданские права. Пристальное внимание следует уделить гендерной окраске политической истории раннего времени (до возникновения женского вопроса и женского движения), а также анализу политической активности женщин в общественно-политической жизни в эпоху модерна, рассмотреть женский вопрос как вопрос политический, а стремление к равноправию женщин как проблему перераспределения власти, проанализировать женское движение в контексте новых социальных движений, выявить политический спектр и типология современных женских организаций в ключе специфики их идеологии и организационного устройства.

Субъектный  уровень предполагает выявление  скрытого воздействия на политику; лобби, женщин-политических консультантов, парного лидерства, женского политического  лидерства. Необходимо проанализировать механизмы воспроизводства гендерной  асимметрии в структурах государственно-муниципального управления: правовую базу, гендерные  стереотипы, кадровую политику.

Культурная  компонента позволяет рассматривает гендерные стереотипы как фактор распределения политической власти, а женщин как субъект и объект политической социализации, проблемы гендерного воспитания в современном обществе, формирование гендерной идентичности, сопоставление национальных, социальных и исторических образов гендерной идентичности, политическую культуру и т.д.

Таким образом, с помощью гендерных  исследований в политологии можно  решить проблемы равноправия и воздействовать на социокультурный пласт, который  поддерживает гендерную асимметрию.

V.     Гендер и политический институт.

Гендерная политика на примере Республики Казахстан.

Политический институт -  (от лат. Institutum - установление, учреждение) - это зафиксированные и документально закрепленные нормы организации политической жизни и функционирующие на этой основе разнообразные организации, учреждения, службы политики, а также устойчивые традиции, принципы и правила политического поведения, которые характеризуют качество политической системы общества и выступают основными регуляторами политического поведения и деятельности. Система конкретных институтов и норм, регулирующих политическое функционирование гражданского общества, непосредственным образом связана с деятельностью государства, особенностями форм правления, государственного устройства и политического режима. Она не только зависит от экономического строя общества, но и существенно изменяется в зависимости от политической воли господствующих слоев и групп, от политической культуры граждан и исторических традиций государственного строительства. Политические институты эволюционируют под воздействием глубинных процессов общественного развития, происходящих как внутри общества, так и за его пределами. Наряду с этим политические институты оказывают существенное влияние на развитие политической жизни общества. Данная функция политического института была вполне осознана во времена Древнего Рима: "люди приходят и уходят, а организации остаются". Сегодня, в связи с появлением междисциплинарной парадигмы под названием "новый институционализм", вновь актуализировались теоретические проблемы политического института. Согласно теоретикам нового институализма (В.Ни, Н.Флигстайн) в современных обществах институализированные правила "функционируют как мощные мифы", которые имеют важное причинное воздействие на формальную структуру организаций и на их способность выживать. Однако подлинный источник институциональных нововведений остается в самой природе социальности, которая всегда сложно иерархична. Процесс создания и преобразования институтов политики разворачивается в контексте попыток "инкумбентов", влиятельных представителей политически доминирующих групп, установить определенные правила взаимодействия для стабилизации своего положения относительно других не менее влиятельных субъектов, а также относительно "претендентов", т.е. тех политических "акторов", которые таким влиянием обладают в меньшей степени. В системе современных политических институтов демократических стран Запада, наряду с растущей специализацией политических институтов, заметно увеличивается доля структур контролирующих, отслеживающих деятельность политических функционеров. Политический институт становится не только более свободного нравственного и эмоционального выбора, но и объектом пристального внимания со стороны общества.

 

Гендерная политика в Республики Казахстан 

Об утверждении Стратегии  гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 годы 
Указ Президента Республики Казахстан от 29 ноября 2005 года N 1677 
САПП Республики Казахстан, 2005 Г., N 41, ст. 569; "Казахстанская правда" от 3 декабря 2005 года N 333-334

 

 

 В целях реализации принципов гендерного равенства во всех сферах жизни общества  ПОСТАНОВЛЯЮ:  
      1. Утвердить прилагаемую Стратегию гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 годы (далее - Стратегия).  
      2. Правительству Республики Казахстан, государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, акимам областей, городов Астаны и Алматы:  
      1) руководствоваться в своей деятельности Стратегией и принять необходимые меры по ее реализации;  
      2) обеспечить согласованность принимаемых государственных, отраслевых (секторальных) и региональных программ (планов) со Стратегией.  
      3. Государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, центральным и местным исполнительным органам ежегодно к 20 января предоставлять Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан информацию о ходе выполнения Стратегии.  
      Сноска. Пункт 3 с изменениями, внесенными Указами Президента РК от 01.02.2006 N 56 ; от 15.05.2008  N 593 (порядок введения в действие см.  п. 4 ).  
      4. Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте Республики Казахстан ежегодно к 15 февраля информировать Главу государства о ходе реализации Стратегии.  
      Сноска. Пункт 4 в редакции Указа Президента РК от 15.05.2008   N 593 (порядок введения в действие см.  п. 4 ).  
      5. Правительству Республики Казахстан:  
      1)  (исключен - Указом Президента РК от 15.05.2008  N 593 (порядок введения в действие см.  п. 4 ).  
      2) принять иные меры, вытекающие из настоящего Указа.  
      6. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан.  
      7. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.  
       Президент Республики Казахстан  
Утверждена                   
Указом Президента               
Республики Казахстан              
от 29 ноября 2005 года N 1677         
Стратегия  
гендерного равенства в Республике Казахстан  
на 2006-2016 годы  
 Астана, 2005 год  

 
          Стратегии 

 
  ВВЕДЕНИЕ  
      Казахстан определил своим приоритетом в области внешней политики интеграцию с мировым сообществом.  
      В  Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций (2000 г.), которую подписало большинство стран мира, поощрение равенства мужчин и женщин, расширение прав и возможностей женщин определены в качестве основных целей развития человечества в третьем тысячелетии.  
      В настоящее время во всем мире исторически сложившееся доминирование мужчин над женщинами претерпевает изменения. В промышленно развитых и социально ориентированных странах женщины практически достигли равенства с мужчинами в вопросах своих прав и возможностей.  
      За годы независимости Казахстан также достиг определенного прогресса в области защиты прав и законных интересов мужчин и женщин.  
      В 1998 году Казахстан присоединился к  Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Ратифицированы также Конвенции ООН " О политических правах женщин" и " О гражданстве замужней женщины". Подписаны международные  пакты о гражданских и политических, об экономических, социальных и культурных правах и другие. Всего Казахстан присоединился к более чем 60 международным договорам по правам человека.  
      Постановлением Правительства от 27 ноября 2003 года N 1190 одобрена Концепция гендерной политики в Республике Казахстан. Она определила основные направления гендерной политики в нашей стране - достижение сбалансированного участия мужчин и женщин во властных структурах, обеспечение равных возможностей для экономической независимости женщин, развития своего бизнеса и продвижения по службе, создание условий для равного осуществления прав и обязанностей в семье, свобода от насилия по признаку пола.  
      На IV Форуме женщин Казахстана, состоявшемся в сентябре 2004 года в г. Астане, Президент страны поручил Правительству и Национальной комиссии по делам семьи и женщин разработать на базе данной Концепции Стратегию гендерного равенства в Республике Казахстан, в которой следует четко обозначить основные направления деятельности, включая экономическую, социальную и политическую сферы, разработать систему мер по срокам для обеспечения равных возможностей женщинам.  
      Стратегия является основополагающим документом, направленным на реализацию гендерной политики государства, инструментом ее реализации и осуществления мониторинга со стороны государства и гражданского общества, важным фактором становления демократии. В этой связи в каждый раздел Стратегии включены разработанные совместно с региональным офисом Женского фонда ООН (ЮНИФЕМ) индикаторы по достижению гендерного равенства в политике, экономике, образовании, семье, вопросах охраны здоровья и предотвращения насилия в отношении женщин и детей.  
      Стратегия гендерного равенства предусматривает решение задач по достижению равенства прав и возможностей мужчин и женщин в период с 2006 по 2016 годы, состоит из 9 разделов.  
      Реализация Стратегии гендерного равенства в Республике Казахстан будет способствовать созданию условий для реализации женщинами и мужчинами их права на жизнь без дискриминации по признаку пола.

Информация о работе Контрольная работа по политологии: «Политология и гендерная теория»