Контрольная работа по политологии: «Политология и гендерная теория»

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 02:00, контрольная работа

Описание работы

Затронутая в данной работе тема, является пожалуй одной из самых актуальных по значимости в обществе. Становление гендерных исследований в политологии теоретически и практически чрезвычайно важный момент. Политическая власть, обладая ресурсами, монополией на применение силы, на издание законов, организует и контролирует жизнь общества.

Содержание

1.Введение.
2.Понятие гендера и его место в политической науке.
а) Гендерная идентичность.
б) Гендерная дифференциация.
в) Гендерная идеология.
3. Гендер и политика.
4.Гендерная теория, гендерный подход.
5. Гендер как инструмент политологического анализа.
6. Гендер и политический институт. Гендерная политика на примере Республики Казахстан.
7. Заключение.

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по политологии Политология и гендерная теория.docx

— 53.38 Кб (Скачать)

Санкт-Петербургский Государственный  Аграрный                     Университет

 

 

 

 

 

Контрольная работа по политологии:

«Политология и гендерная теория»

 

 

 

 

Ст-та III курса

Агробиологического  отделения

Факультета  заочного обучения

Специальность «Защита растений»

Зинченко  Станислава Игоревича

Уч. Шифр № 0783006

 

 

 

Санкт-Петербург-Пушкин

 

                                                      -2012-

 

 

 

 

 

 

 

План:

1.Введение.                                                                             

2.Понятие гендера и его место в политической науке.

а) Гендерная идентичность.

б) Гендерная дифференциация.

в) Гендерная идеология.

3. Гендер и политика.

4.Гендерная теория, гендерный подход.

5. Гендер как инструмент политологического анализа.

6. Гендер и политический институт. Гендерная политика на примере Республики Казахстан.

7. Заключение.

 

 

 

 

Введение.

Затронутая  в данной работе тема, является пожалуй одной из самых актуальных по значимости в обществе. Становление гендерных исследований в политологии теоретически и практически чрезвычайно важный момент. Политическая власть, обладая ресурсами, монополией на применение силы, на издание законов, организует и контролирует жизнь общества. Благодаря гендерному подходу мы научились внимательно относиться к ”умолчаниям“, т.е. тем проблемам, которые остаются за бортом обсуждений и о которых не принято говорить. Мы привыкли к классовому, национальному пониманию политики, хотя она имеет ярко выраженный гендерный характер. Мужчины составляют большую часть политической элиты, да и политолог; в основном мужская профессия.

  Несмотря на то, что у обеих  наук сравнительно молодой возраст,  проблемы их достаточно широко  освещены в литературе, а также  представлено множество научных  трудов посвящённых данной проблеме.

 

I. Понятие гендера и его место в политической науке.

 

Понятие гендер было введено в понятийный аппарат науки в конце 60 — начале 70-х гг. ХХ в. и использовалось сначала в истории, историографии, социологии, а затем и в политологии для описания социальных и политических «последствий» природного пола человека. В отечественной научной литературе оно впервые появилось в 1992 г. Ряд авторов, отмечая необходимость разделения биологических и психологических характеристик, приняли слово «гендер» как научный термин, означающий социальный пол. Конструирование гендера в процессе социализации осуществляется основными её институтами через трансляцию сформировавшихся в культуре представлений о том, как следует себя вести мальчикам и девочкам, юношам и девушкам, какими личностными качествами должны обладать мужчины и женщины.

И. С. Кон даёт определение гендера в широком и более узком смысле слова. Гендер — это 1) любые психологические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и фемининностью и отличающие мужчин от женщин; 2) в более узком смысле — «социальный пол», социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

1.ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ 

Процесс осознания и принятия определений  мужественности и женственности, которые  существуют в рамках той культуры, в которой рождается и вырастает  человек. Иными словами, это категоризация  себя как представителя мужской  или как представительницы женской  группы (Я мальчик/мужчина, Я-девочка/женщина), усвоение и воспроизведение гендерно обусловленных ролей, позиций, репрезентаций. Первоначально принятие своей гендерной идентичности не зависит от индивидуального выбора, оно носит социально принудительный характер. Важную роль в становлении гендерной идентичности играет принятая в обществе гендерная идеология. Конструирование своей гендерной идентичности человеком протекает через принятие и усвоение предлагаемых обществом, семьей, сверстниками, школой, СМИ и другими агентами социализации гендерных норм и правил поведения (мальчик не должен плакать, девочка должна быть послушной), внешнего вида и одежды (например, мужчины не красят волосы, женщины не носят брюки), манер (например, женщины не курят, мужчины должны уступать место женщинам в трамвае), мимики, жестов, ценностей и много другого. Причем процесс построения гендерной идентичности не заканчивается в юности, фактически он продолжается всю жизнь человека – вместе с изменением общественных представлений о должном гендерном поведении или с изменением культурной среды человек подстраивается под новые "гендерные правила". В то же время исследования показывают, что в современных обществах индивиды могут выбирать различные типы идентичностей (в том числе и гендерных) и менять усвоенные ранее модели.

 

2.ГЕНДЕРНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

Процесс, в процесс, в котором  биологические различия между мужчинами  и женщинами наделяются социальным значением и используются как  средства социальной классификации. Например, большая по сравнению с женщинами  физическая сила мужчин трактуется как  свидетельство их силы и в других сферах – интеллектуальной, духовной, творческой; в то же время детородная способность женщин интерпретируется как ее принадлежность миру природы, но не культуры. Наиболее яркий пример такого рода теорий представляет собой  психоанализ З.Фрейда, которой считал, что "анатомия – это судьба".

3.ГЕНДЕРНАЯ ИДЕОЛОГИЯ

Система идей, посредством которых гендерные  различия и гендерная стратификация  получают социальное оправдание, в  том числе с точки зрения их "богоданности" или "природной естественности". Часто представлена в виде двух взаимосвязанных идеологий "мужественности" (защитник) и "женственности" (материнство).

  1. Гендер и политика.

ПОЛИТИКА ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА НА ПРИМЕРЕ 
СКАНДИНАВСКИХ СТРАН

Женщины стран Скандинавии по многим параметрам политического участия, в том  числе по представленности в законодательных  органах и правительствах, в муниципалитетах  и органах регионального управления, опережают другие страны мира. Они занимают посты мэров больших городов, спикеров в парламентах, лидеров политических партий. В 1980-е и 90-е годы Гру Гарлем Брунтланд трижды была премьер-министром Норвегии, завоевав себе большой авторитет внутри страны и на международной арене. В феврале 2000 года в Финляндии Тарья Халонен в острой борьбе победила на президентских выборах своего соперника-мужчину и стала первой женщиной-президентом в Скандинавии.

Эти достижения скандинавских женщин становятся более понятными, если подходить  к ним не как к изолированным  фактам, а как к результату значительных перемен в жизни скандинавских  обществ, которые вовлекли самые  широкие круги населения обоего пола и сопровождались заметной перестройкой общественного сознания и государственной  политики.

Опыт  политической эмансипации женщин в  каждой из скандинавских стран имеет  свои специфические особенности, связанные  с их историей, традициями, партийно-политическими  и избирательными системами, государственным  устройством и социальной структурой. Тем не менее, он позволяет выделить и существенные общие черты, лежащие  в основе массового продвижения  женщин на позиции власти в скандинавском  регионе.

Женское движение в Норвегии, Швеции и Финляндии  богато традициями, и многие реформы, способствующие интеграции женщин в  общество, были проведены там раньше, чем в других странах. Так, финские  женщины первыми в Европе получили право участвовать в выборах  в парламент и быть избранными в него. В июле 1906 года российский император Николай II подписал указ, по которому в Финляндии создавалась  современная демократическая парламентская  система с правом голоса и для  мужчин и для женщин Правда, к  участию в муниципальных выборах  финские женщины были допущены позднее - только в 1917 году.1 В результате парламентских выборов 1907 года депутатами стали 19 женщин (10% всех депутатов). 9 из них представляли социал-демократическую партию Финляндии, 10 - партии среднего класса.2 Норвежские женщины получили право голоса в 1913 году - четвертыми в мире, вслед за женщинами Новой Зеландии, Австралии и Финляндии. Шведские женщины были допущены к избирательным урнам в 1919 году3.

Скандинавские женщины оказались среди первых в мире по достижениям не только в политике, но и в ряде других областей общественной жизни. Так, женщины  были допущены на должность священников  в Норвегии в 1952 году, в Швеции - в 1958 году, в Финляндии - в 1988 году.4 Для сравнения укажем, что в Британии аналогичное решение было принято англиканской церковью только в 1992 году. Швеция и Финляндия раньше, чем другие страны расширили права женщин в области секса, контрацептивов, планирования размеров семьи и абортов, что увеличило возможности женщин распоряжаться собственной судьбой. Швеция либерализовала законодательство об абортах в межвоенный период, Финляндия - в 1951 году. Несколько позже - в 1965 году их примеру последовала и Норвегия.5 Раньше, чем в других странах в Швеции, Норвегии и Финляндии также было принято законодательство, устанавливающее равную оплату за равный труд.

Успешное  продвижение к гендерному равенству  в скандинавских странах связано  с тем, что государства в этих странах не относятся к эмансипации  женщин только как к делу "маргинализированных женских групп", а рассматривают ее как важнейшую проблему всего общества. Они считают обеспечение равных прав и возможностей для женщин одной из своих приоритетных задач, за что их справедливо называют "феминистскими". Сочетание динамичной рыночной экономики и государственного регулирования социальной сферы позволило скандинавским странам продвинуться в решении этой задачи дальше, чем где-либо в мире. Их эффективное экономическое развитие и связанный с этим высокий уровень жизни создали хорошую материальную базу для улучшения социально-экономического положения женщин, что значительно облегчило интеграцию женщин в общественно-поолитическую жизнь.

Вопрос  о равенстве женщин стоял на повестке дня политических партий скандинавских  стран на протяжении большей части  ХХ века. Однако пик реформ по освобождению женщин приходится на последнюю треть XX века и совпадает с подъемом феминистского движения.

  1. Гендерная теория, гендерный подход.

Существует  несколько направлений разработки гендерного подхода (гендерной теории).

Теория  социального конструирования гендера основана на двух постулатах: 1) гендер конструируется посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации. 2) гендер конструируется и самими индивидами - на уровне их сознания (т.е. гендерной идентификации), принятия заданных обществом норм и ролей и подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения и т.д.), а также на уровне межличностного взаимодействия. Пафос этого подхода заключается в утверждении возможности изменения гендерных отношений: если гендер социально сконструирован, то его можно деконструировать и построить иначе. Эта теория активно использует понятия гендерной идентичности, гендерной идеологии, гендерной дифференциации и гендерной роли (гендерный дисплей). Когда социальное производство гендера становится предметом исследования, обычно рассматривают, как гендер конструируется через институты социализации, разделения труда, семьи, масс-медиа. Основными темами оказываются гендерные роли и стереотипы, гендерная идентичность, проблемы гендерной стратификации и неравенства.

Гендер как способ социальной стратификации, как одна из базовых моделей властных отношений. Обычно рассматривается в совокупности с другими подобными категориями (класс, раса, национальность, возраст).

Гендер как культурный символ. Пол человека имеет не только социальную, но культурно-символическую интерпретацию. Иными словами, биологическая половая дифференциация представлена и закреплена в культуре через символику мужского или женского начала. Это выражается в том, что многие не связанные с полом понятия и явления (природа, культура, стихии, цвета, божественный или потусторонний мир, добро, зло и многое другое) ассоциируются с "мужским / маскулинным" или "женским / феминным" началом. Таким образом возникает символический смысл "женского" и "мужского", причем "мужское" обычно отождествляется с понятиями божественного, творчества, света, силы, активности, рациональности и т. д. – и, соответственно, бог, творчество, сила и прочее символизируют маскулинность, мужское начало. "Женское" ассоциируется с противоположными понятиями — с природой, тьмой, пустотой, подчинением, слабостью, беспомощностью, хаосом, пассивностью и т.д., которые, в свою очередь, символизируют феминность, женское начало. Классификация мира по признаку мужское/женское и половой символизм культуры отражают и поддерживают существующую гендерную иерархию общества в широком смысле слова.

Итак, понятие гендера обозначает, в сущности, и сложный социокультурный процесс формирования (конструирования) обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках, и сам результат – социальный конструкт гендера. Важными элементами создания гендерных различий в патриархатном обществе является противопоставление и иерархия маскулинного и феминного.

Гендерная теория не пытается оспорить существование  тех или иных биологических, социальных, психологических различий между  конкретными женщинами и мужчинами. Она просто утверждает, что сам  по себе факт различий не так важен, как важна их социокультурная  оценка и интерпретация, а также  построение властной системы на основе этих различий. Гендерный подход основан  на идее о том, что важны не биологические  или физические различия между мужчинами  и женщинами, а то культурное и  социальное значение, которое общество придает этим различиям. Основой  гендерных исследований является не просто описание разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин, но анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные  роли и отношения.

Теория  социального конструирования гендера и понимание гендера как стратификационной категории, взаимосвязанной с категориями расы, класса и возраста используются в социальных науках – социологии, психологии, экономике и демографии. Гендер как культурная метафора, теория деконструкции гендера – находят применение в основном в гуманитарных науках: философии, истории, литературоведении, культурологии. Однако следует заметить, что это разделение достаточно условно, и нередко в одном и том же исследовании используются и комбинируются несколько подходов.

Информация о работе Контрольная работа по политологии: «Политология и гендерная теория»