Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 02:00, контрольная работа
Затронутая в данной работе тема, является пожалуй одной из самых актуальных по значимости в обществе. Становление гендерных исследований в политологии теоретически и практически чрезвычайно важный момент. Политическая власть, обладая ресурсами, монополией на применение силы, на издание законов, организует и контролирует жизнь общества.
1.Введение.
2.Понятие гендера и его место в политической науке.
а) Гендерная идентичность.
б) Гендерная дифференциация.
в) Гендерная идеология.
3. Гендер и политика.
4.Гендерная теория, гендерный подход.
5. Гендер как инструмент политологического анализа.
6. Гендер и политический институт. Гендерная политика на примере Республики Казахстан.
7. Заключение.
Санкт-Петербургский
Контрольная работа по политологии:
«Политология и гендерная теория»
Ст-та III курса
Агробиологического отделения
Факультета заочного обучения
Специальность «Защита растений»
Зинченко Станислава Игоревича
Уч. Шифр № 0783006
Санкт-Петербург-Пушкин
План:
1.Введение.
2.Понятие гендера и его место в политической науке.
а) Гендерная идентичность.
б) Гендерная дифференциация.
в) Гендерная идеология.
3. Гендер и политика.
4.Гендерная теория, гендерный подход.
5. Гендер как инструмент политологического анализа.
6. Гендер и политический институт. Гендерная политика на примере Республики Казахстан.
7. Заключение.
Введение.
Затронутая в данной работе тема, является пожалуй одной из самых актуальных по значимости в обществе. Становление гендерных исследований в политологии теоретически и практически чрезвычайно важный момент. Политическая власть, обладая ресурсами, монополией на применение силы, на издание законов, организует и контролирует жизнь общества. Благодаря гендерному подходу мы научились внимательно относиться к ”умолчаниям“, т.е. тем проблемам, которые остаются за бортом обсуждений и о которых не принято говорить. Мы привыкли к классовому, национальному пониманию политики, хотя она имеет ярко выраженный гендерный характер. Мужчины составляют большую часть политической элиты, да и политолог; в основном мужская профессия.
Несмотря на то, что у обеих
наук сравнительно молодой
I. Понятие гендера и его место в политической науке.
Понятие гендер было введено в понятийный аппарат науки в конце 60 — начале 70-х гг. ХХ в. и использовалось сначала в истории, историографии, социологии, а затем и в политологии для описания социальных и политических «последствий» природного пола человека. В отечественной научной литературе оно впервые появилось в 1992 г. Ряд авторов, отмечая необходимость разделения биологических и психологических характеристик, приняли слово «гендер» как научный термин, означающий социальный пол. Конструирование гендера в процессе социализации осуществляется основными её институтами через трансляцию сформировавшихся в культуре представлений о том, как следует себя вести мальчикам и девочкам, юношам и девушкам, какими личностными качествами должны обладать мужчины и женщины.
И. С. Кон даёт определение гендера в широком и более узком смысле слова. Гендер — это 1) любые психологические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и фемининностью и отличающие мужчин от женщин; 2) в более узком смысле — «социальный пол», социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.
Процесс
осознания и принятия определений
мужественности и женственности, которые
существуют в рамках той культуры,
в которой рождается и
2.ГЕНДЕРНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
Процесс, в процесс, в котором биологические различия между мужчинами и женщинами наделяются социальным значением и используются как средства социальной классификации. Например, большая по сравнению с женщинами физическая сила мужчин трактуется как свидетельство их силы и в других сферах – интеллектуальной, духовной, творческой; в то же время детородная способность женщин интерпретируется как ее принадлежность миру природы, но не культуры. Наиболее яркий пример такого рода теорий представляет собой психоанализ З.Фрейда, которой считал, что "анатомия – это судьба".
Система идей, посредством которых гендерные различия и гендерная стратификация получают социальное оправдание, в том числе с точки зрения их "богоданности" или "природной естественности". Часто представлена в виде двух взаимосвязанных идеологий "мужественности" (защитник) и "женственности" (материнство).
Женщины
стран Скандинавии по многим параметрам
политического участия, в том
числе по представленности в законодательных
органах и правительствах, в муниципалитетах
и органах регионального
Эти достижения скандинавских женщин становятся более понятными, если подходить к ним не как к изолированным фактам, а как к результату значительных перемен в жизни скандинавских обществ, которые вовлекли самые широкие круги населения обоего пола и сопровождались заметной перестройкой общественного сознания и государственной политики.
Опыт политической эмансипации женщин в каждой из скандинавских стран имеет свои специфические особенности, связанные с их историей, традициями, партийно-политическими и избирательными системами, государственным устройством и социальной структурой. Тем не менее, он позволяет выделить и существенные общие черты, лежащие в основе массового продвижения женщин на позиции власти в скандинавском регионе.
Женское
движение в Норвегии, Швеции и Финляндии
богато традициями, и многие реформы,
способствующие интеграции женщин в
общество, были проведены там раньше,
чем в других странах. Так, финские
женщины первыми в Европе получили
право участвовать в выборах
в парламент и быть избранными
в него. В июле 1906 года российский
император Николай II подписал указ,
по которому в Финляндии создавалась
современная демократическая
Скандинавские женщины оказались среди первых в мире по достижениям не только в политике, но и в ряде других областей общественной жизни. Так, женщины были допущены на должность священников в Норвегии в 1952 году, в Швеции - в 1958 году, в Финляндии - в 1988 году.4 Для сравнения укажем, что в Британии аналогичное решение было принято англиканской церковью только в 1992 году. Швеция и Финляндия раньше, чем другие страны расширили права женщин в области секса, контрацептивов, планирования размеров семьи и абортов, что увеличило возможности женщин распоряжаться собственной судьбой. Швеция либерализовала законодательство об абортах в межвоенный период, Финляндия - в 1951 году. Несколько позже - в 1965 году их примеру последовала и Норвегия.5 Раньше, чем в других странах в Швеции, Норвегии и Финляндии также было принято законодательство, устанавливающее равную оплату за равный труд.
Успешное
продвижение к гендерному равенству
в скандинавских странах
Вопрос о равенстве женщин стоял на повестке дня политических партий скандинавских стран на протяжении большей части ХХ века. Однако пик реформ по освобождению женщин приходится на последнюю треть XX века и совпадает с подъемом феминистского движения.
Существует
несколько направлений
Теория
социального конструирования
Гендер как способ социальной стратификации, как одна из базовых моделей властных отношений. Обычно рассматривается в совокупности с другими подобными категориями (класс, раса, национальность, возраст).
Гендер как культурный символ. Пол человека имеет не только социальную, но культурно-символическую интерпретацию. Иными словами, биологическая половая дифференциация представлена и закреплена в культуре через символику мужского или женского начала. Это выражается в том, что многие не связанные с полом понятия и явления (природа, культура, стихии, цвета, божественный или потусторонний мир, добро, зло и многое другое) ассоциируются с "мужским / маскулинным" или "женским / феминным" началом. Таким образом возникает символический смысл "женского" и "мужского", причем "мужское" обычно отождествляется с понятиями божественного, творчества, света, силы, активности, рациональности и т. д. – и, соответственно, бог, творчество, сила и прочее символизируют маскулинность, мужское начало. "Женское" ассоциируется с противоположными понятиями — с природой, тьмой, пустотой, подчинением, слабостью, беспомощностью, хаосом, пассивностью и т.д., которые, в свою очередь, символизируют феминность, женское начало. Классификация мира по признаку мужское/женское и половой символизм культуры отражают и поддерживают существующую гендерную иерархию общества в широком смысле слова.
Итак, понятие гендера обозначает, в сущности, и сложный социокультурный процесс формирования (конструирования) обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках, и сам результат – социальный конструкт гендера. Важными элементами создания гендерных различий в патриархатном обществе является противопоставление и иерархия маскулинного и феминного.
Гендерная
теория не пытается оспорить существование
тех или иных биологических, социальных,
психологических различий между
конкретными женщинами и
Теория
социального конструирования
Информация о работе Контрольная работа по политологии: «Политология и гендерная теория»