Конституция США

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 18:58, реферат

Описание работы

Соединенные Штаты Америки - крупнейшая индустриально-аграрная капиталистическая страна, достигшая высокой степени экономического и технологического развития. Она занимает первое место в мире по объему валового внутреннего продукта (ВВП), второе - по доле ВВП на душу населения, пятое - по размерам территории (после России, Канады, Китая и Бразилии), третье - по численности населения (после Китая и Индии) - 2б4 млн. человек в 1996 г. США оказывают решающее влияние на международные отношения.

Содержание

Введение
Конституция США
1.1 Принятие и структура конституции
1.2 Основные черты конституции США
1.3 Изменение конституции
Конституционный статус гражданина
Высшие органы власти
3.1 Законодательная власть
3.2 Исполнительная власть
3.3 Судебная власть
Американский федерализм
Выводы
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Соединенные Штаты Америки.doc

— 146.50 Кб (Скачать)

Конгресс  принимает  также  резолюции;  некоторые  из них  по своей юридической  силе  выше  обыкновенного  закона:  в  форме объединенных резолюций  принимаются   конституционные  поправки.   Совпадающие  резолюции  (одинаковый  текст) принимаются  обеими палатами,  но касаются  только  их  взаимоотношений.  Простые  резолюции  принимаются «каждой  палатой  по вопросам  ее деятельности,  иногда также  по вопросам международных  отношений.  Впрочем,  по  этим  вопросам  могут  приниматься  и совместные  резолюции палат,  четкого различия  между видами резолюций нет.  

                                                    

 

 

 

 

 

3.2 Исполнительная власть                                           

 

Президент,   вице-президент   и  министры.

Согласно  конституции, исполнительную  власть  в  федерации  осуществляет президент.  В отличие от парламентарной республики он  осуществляет эту власть самостоятельно, а не по совету кабинета министров. Совета или кабинета министров в точном  значении этого понятия в США нет,  министры (помимо управления  своими  ведомствами)  выполняют роль   советников  президента и не образуют правительства, это кабинет президента, его совещательный орган.  Сказанное отнюдь  не означает,  что министры  не имеют исполнительной  власти по  вопросам, отнесенным  к их  ведению. Однако они осуществляют такую власть на  основе делегирования  им соответствующих  полномочий  президентом.  Должности  премьер-министра   в  США тоже нет. Эту роль выполняет президент,  но он  является непререкаемым премьером.  В  кабинете  президента  вопросы решаются  не голосованием: решения принимает президент.  Бывали случаи,  когда все министры высказывались против  предложения президента, но  он принимал  свое решение.                                                                 

Под  руководством  президента  помимо  министров  работают различные  ведомства,  некоторые из  них имеют более важный  статус,  чем министерства  (например,   Совет национальной   безопасности).  Президент непосредственно   назначает множество   федеральных должностных лиц (один только сенат утверждает более  полутора тысяч  таких наиболее важных назначений).                                                    

      Вице-президент (его кандидатура предлагается кандидатом  в президенты и голосуется одновременно с кандидатурой президента от соответствующей партии)  существенных  полномочий   не  имеет.   Он  замещает президента, председательствует в сенате  и выполняет отдельные поручения президента.   

Выборы  президента  и  вице-президента. Президент  и  вице-президент   США  избираются   косвенным  путем   -  выборщиками   сроком  на 4 года. Одно и то же лицо не может быть избрано президентом  более двух раз (это автоматически распространяется и на  вице-президента, поскольку,  как  уже  говорилось,  они баллотируются  в паре  от той  или иной партии).  Правда, Ф. Рузвельт  был избран  президентом трижды,  но такая поправка  к конституции,  введенная специально  для него,  затем была отменена.                                                              

      Условия  для активного избирательного  права при выборах президента и вице-президента те же, что и на выборах в конгресс  (разными могут быть  только  сроки оседлости),  но в отличие от  конгресса избиратели голосуют не за кандидата,  а за  выборщиков президента.  Для пассивного избирательного  права  существуют  повышенные  требования   по  сравнению с требованиями к кандидатам  в члены  конгресса: кандидат  в президенты  должен  быть не  моложе 35  лет, иметь  гражданство США  по рождению  (а не  натурализованное гражданство),  проживать в США постоянно не менее 14 лет.                                                    

Кандидат  в  президенты сначала  выдвигается на  первичных партийных  выборах,  на  этих  же выборах выдвигаются кандидатуры на национальный  съезд той или иной  партии. Кандидат,  получивший большинство голосов  в  штатах  (в большинстве  штатов), обычно  выдвигается официально кандидатом  в президенты  на съезде  партии, но  иногда заправилы партии  предлагают  и  иную  кандидатуру  (так называемую  серую лошадку). Впрочем, в  последние десятилетия  такая практика  не применяется. Кандидаты  регистрируются  в  штатах,  но в  некоторых из  них ставятся дополнительные  условия  для  регистрации  кандидатов,  не  принадлежащих к одной из  двух главных  партий. Кроме  того, таким  кандидатам (в том  числе  так называемым  независимым) избирательные  расходы возмещаются  только  в том  случае, если  они соберут  не менее  5% голосов избирателей, что является редкостью.                                 

В первых числах ноября  (в первый  вторник после  первого понедельника) високосного года (раз в четыре года) избиратели голосуют  за выборщиков от своего  штата, представляющих  ту или иную партию  (в том числе за выборщиков от независимого кандидата).  В каждом  штате должно быть избрано такое число выборщиков, которое соответствует числу конгрессменов (депутатов и сенаторов),  избираемых от  данного штата. Три выборщика избираются  также от  округа Колумбия  (всего выборщиков  538 человек).  Каждый штат  составляет один  избирательный округ. Избирателям  обычно предлагается  два списка  выборщиков от  двух партий,  иногда  -  третий  от имени  независимого кандидата  или третьей партии (такая ситуация хотя и  редко, но  встречалась в  истории США). При  подсчете  голосов,  поданных  за списки  выборщиков, используется мажоритарная  система  относительного  большинства.  При  этом  иногда бывает, что список выборщиков  от одной  партии получает  больше голосов избирателей в целом по стране, чем от другой партии,  но поскольку число выборщиков от штатов неравно, у кандидата  в президенты  от первой партии  может оказаться  меньшее число  выборщиков (так  было, например, в 1984 и 1992 гг.).                                          

После  того  как  выборщики  избраны,  они голосуют  за кандидатуру президента.  Формально выборщик  вправе  голосовать  за  любую кандидатуру, но  фактически его голосование предопределяет  партийная принадлежность:  выборщик  -  активный  деятель партии  своего кандидата, и от его избрания он ожидает определенных благ для себя,  прежде всего должностей по  службе. Поэтому,  когда становится  известно количество выборщиков от той или  иной партии,  считается, что  выборы президента уже  фактически  состоялись,  и проигравший  кандидат по  телефону поздравляет  соперника.  Но  юридически  выборщики  еще  должны проголосовать, и они делают это в столицах своих штатов. Документы пересылаются  в  Вашингтон,  председателю  сената.  Результаты  суммируются  и оглашаются в  присутствии членов  конгресса. Избранным  считается кандидат,  получивший  абсолютное  большинство  голосов  выборщиков, т.е. 270. Если ни один кандидат не  получит абсолютного  большинства, палата представителей избирает  президента, а  сенат -  вице-президента из числа  трех  кандидатов,  получивших  большинство голосов выборщиков (такая ситуация была дважды, но давно - в 1820 и 1824 гг.).  

       

Полномочия  президента.

В  общем  виде  конституция  устанавливает, что президент  обеспечивает выполнение  законов и  определяет полномочия  всех  должностных лиц федерации.  Эта   формулировка  позволила расширить полномочия  исполнительной  власти  путем применения  конструкции подразумеваемых в конституции полномочий. Кроме того, конгресс  делегирует  президенту  чрезвычайные  полномочия.  Конституция содержит  также детализацию полномочий президента.  Президент представляет  государство внутри  страны  и в международных отношениях, вправе  заключать международные договоры  (некоторые из  них называются  исполнительными  соглашениями  и  потому не  подлежат ратификации сенатом, хотя должны представляться в  обе палаты  конгресса); он является   главнокомандующим   вооруженными  силами   и  национальной гвардией (милицией  штатов). На  основе решений  президента американские войска  вели войну  во Вьетнаме,  Ливане, Ираке,  бомбили Ливию, осуществляли военные операции в Гренаде, Сомали и  т.д. Однако  в настоящее время действует  закон, требующий  согласия конгресса  на использование американских вооруженных сил за рубежом.

Президент  имеет  важные  полномочия  по  отношению  к  конгрессу: он  обращается  к  нему  с ежегодными  посланиями о  положении  страны и  рекомендует  принятие определенных  законов, созывает  конгресс на чрезвычайную сессию, промульгирует законы  и имеет  право отлагательного вето, которое преодолевается обеими  палатами (2/3  голосов присутствующих парламентариев  в каждой),  причем, по  разным подсчетам, на практике  преодолевается значительное  меньшинство всех  вето президента. Для  осуществления вето  президенту дается  10 дней.  Если в это время он не подпишет закон и не вернет его  в конгресс  со своими замечаниями, закон вступает в силу без подписи президента.  Если президент  не подпишет  закон до  окончания сессии  парламента, которому остается заседать менее 10 дней,  действует так  называемое карманное вето:  неподписанный  закон  на  следующей  сессии  должен рассматриваться как новый, с соблюдением полной процедуры.

Президент  назначает  высших  должностных  лиц;  послов, федеральных судей и т.д. с согласия сената (достаточно простого большинства в сенате).  Обычно  сенат утверждает  назначение президента,  но бывают случаи  отказа, главным  образом по  моральным соображениям.  Для назначения других должностных лиц такого согласия не  требуется. Президент руководит  огромным государственным  аппаратом. Он  несет ответственность за подготовку и исполнение государственного бюджета, представляет соответствующие  документы конгрессу.  Он имеет  право помилования,  отсрочки  приговоров,  награждает  медалями (орденов в США нет), другими знаками отличия. Для реализации своих полномочий президент издает указы, исполнительные приказы, директивы и другие акты. Многие из них имеют нормативное значение.

 

Ответственность президента.

Президент США политической ответственности перед конгрессом не несет, но он может быть отстранен им от должности в порядке импичмента, если  будет признан  виновным в измене,  взяточничестве,  других  тяжких преступлениях.  Эту процедуру возбуждает палата представителей конгресса,  она же  формулирует обвинение,  принимаемое  большинством голосов  общего состава  палаты. Документ, содержащий обвинение, передается  в сенат,  который рассматривает  дело  по  существу  по правилам  уголовного процесса  (с вызовом свидетелей, экспертов, представлением сторонами  документов и  т.д.) и принимает решение.  При рассмотрении  дела в  сенате председательствует  не  вице-президент,  а председатель  Верховного суда  США. Решение сената принимается тайным  голосованием, при  этом требуется  не менее 2/3  голосов  присутствующих  сенаторов.  В  решении  сената говорится только об отстранении президента от должности или об отказе  от этого. Если президент отстранен, он может быть затем привлечен  к ответственности за уголовное преступление  как бычное  лицо. Ни  один президент в  порядке  импичмента  в  США уволен  с должности  не был,  хотя этот вопрос сенатом рассматривался несколько раз.                        

В  порядке  импичмента  могут быть  смещены также  некоторые высшие должностные  лица  - министры,  послы, федеральные  судьи и  др. Такое не раз бывало.                                                      

Конституция  не  упоминает  о  возможности отставки  президента, но она однажды имела  место (президент  США Р. Никсон  подал в  отставку в 1974 г., не дожидаясь  угрожавшего ему  импичмента в  связи с  делом о прослушивании  телефонных  разговоров  политических  противников,  нарушающем конституционный принцип тайны коммуникаций).   

           

Министерства  и  ведомства. 

Конституция   США  не   знает  понятия кабинета.  Он  существует  по  обычаю.  Кабинет  президента  США невелик, в его состав входят министры и те лица, которым президент предоставил этот ранг. В настоящее время это менее двух  десятков человек: руководители  14  министерств, 3  министра без  портфеля, в  том числе постоянный  представитель  США  при  ООН.  Командующие   тремя  родами войск тоже имеют ранг министра, но в состав кабинета  не входят  - они приглашаются на заседания по мере  надобности. Членов  кабинета президент назначает, как правило, из  своей партии,  но бывало,  особенно в ответственные периоды развития страны, что  президент, исходя  из концепции  «разделенной ответственности»,  назначал министрами  и политических  деятелей другой партии.  Наряду с министрами большую роль в управлении государством играют  руководители других  ведомств; некоторые из них даже  более влиятельны,  чем министры  (помощник президента по  национальной безопасности,  директор ЦРУ и др.).  Число различных ведомств при президенте достигает нескольких сот,  решающие их  них он возглавляет сам  (Совет национальной  безопасности, Совет  по экономической политике и др.).  Поэтому в  США принято  говорить не  о правительстве, а об администрации президента.                            

 

3.3. Судебная власть                                                

                                                                    

В  США  самое  большое  в  мире  число  юристов на  душу населения, а в среднем в  год бывает 25 млн. судебных процессов.  Здесь существуют две  судебные системы:  федеральная система и судебная  система штатов.  Обе они возглавляются верховными судами  соответственно федерации и каждого штата. Судебная  система США в соответствии  с законом о судоустройстве 1789  г. состоит из трех  звеньев: Верховного суда США, апелляционных судов (их  12) и окружных судов (94). Военные суды  составляют  особое  звено федеральной системы. Федеральные суды  создаются по  решению конгресса,  их судьи назначаются президентом с согласия  сената и остаются в должности, пока  ведут себя безупречно (т.е. пожизненно).                                       

Дела  по первой  инстанции  с  применением федеральных  законов  рассматривают  окружные  суды  общей  юрисдикции  (по  уголовным и гражданским делам).  В округах существуют  также специальные суды: налоговые,  таможенные,  претензионные по  искам к правительству США и др.  Апелляционные  суды  рассматривают жалобы  на  решения окружных судов,  апелляционный процесс  проходит, как  и процесс  по первой инстанции, с вызовом свидетелей, представлением документов,  т.е. дело рассматривается   по   существу.   Апелляционные   суды  рассматривают также  жалобы  на  решения  налоговых  и  претензионных судов,  но для окружных   таможенных   судов существует   специальный апелляционный суд.

Информация о работе Конституция США