Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 18:58, реферат
Соединенные Штаты Америки - крупнейшая индустриально-аграрная капиталистическая страна, достигшая высокой степени экономического и технологического развития. Она занимает первое место в мире по объему валового внутреннего продукта (ВВП), второе - по доле ВВП на душу населения, пятое - по размерам территории (после России, Канады, Китая и Бразилии), третье - по численности населения (после Китая и Индии) - 2б4 млн. человек в 1996 г. США оказывают решающее влияние на международные отношения.
Введение
Конституция США
1.1 Принятие и структура конституции
1.2 Основные черты конституции США
1.3 Изменение конституции
Конституционный статус гражданина
Высшие органы власти
3.1 Законодательная власть
3.2 Исполнительная власть
3.3 Судебная власть
Американский федерализм
Выводы
Список литературы
Министерство
общего и профессионального
Российской Федерации
Оренбургский Государственный Университет
Факультет заочный
Кафедра «Истории
государства и права и
КУРСОВАЯ РАБОТА
тема: «Конституция США»
Выполнил: Прищепо Ю.А.
курс 1 группа 98ЮР-2
Проверил:
1999 г.
Введение
1.1 Принятие и структура конституции
1.2 Основные черты конституции США
1.3 Изменение конституции
3.1 Законодательная власть
3.2 Исполнительная власть
3.3 Судебная власть
Выводы
Список литературы
Соединенные Штаты
Америки - крупнейшая
индустриально-аграрная капиталистическая
страна, достигшая высокой степени
экономического и технологического развития.
Она занимает первое место в мире
по объему валового внутреннего продукта
(ВВП), второе - по доле ВВП на
душу населения, пятое - по размерам
территории (после России, Канады, Китая
и Бразилии), третье - по численности населения
(после Китая и Индии) - 2б4 млн. человек
в 1996 г. США оказывают решающее
влияние на международные отношения.
Конституция США - самая «старая» из писаных конституций, действующих в настоящее время. Она была выработана конвентом, заседавшим при закрытых дверях в Филадельфии с 14 мая по 17 сентября 1787 г. В ней отразились интересы социальных групп, представленных в конвенте, - рабовладельцев, земельной аристократии, крупной буржуазии, т. е. слоев населения, отчетливо понимавших цели и задачи создаваемой ими конституционной системы. Состав конвента нельзя назвать достаточно представительным; из назначенных в него 74 делегатов лишь 55 участвовали в работе, ряд из них покинул конвент до его закрытия, и только 39 поставили свои подписи под текстом Основного закона. Принятая 17 сентября 1787 г. Конституция была передана в Континентальный конгресс, который 28 сентября направил ее «законодательным собраниям штатов с тем, чтобы они представили ее на рассмотрение конвентов, состоящих из делегатов, избранных в каждом штате его народом в соответствии с решениями Конвента».
Конституция была ратифицирована конвентами, избранными в каждом штате. Первым, одобрившим ее 7 декабря 1787 г., был штат Делавэр; девятым штатом, благодаря ратификации которого 21 июня 1788 г. этот документ вступил в силу, стал Нью-Гемпшир. При ратификации в большинстве штатов была значительная оппозиция Конституции; только конвенты в Делавэре, Нью-Джерси и Джорджии приняли ее единогласно. Остальные четыре штата ратифицировали Конституцию позднее; последним был штат Род-Айленд (29 мая 1790 г.). Шесть штатов - Пенсильвания, Массачусетс, Нью-Гемпшир, Северная Каролина, Виргиния и Нью-Йорк - при ратификации в той или иной форме требовали включения в нее Билля о правах.
Во время первой сессии
Конгресса, созванного на основании
новой Конституции, Дж. Медисон,
который был автором проекта, положенного в основу Конституции,
и впоследствии стал президентом
США (1809 - 1817), взял на
себя инициативу предложить Билль
о правах. Из внесенных
на ратификацию 25 сентября 1789 г. двенадцати
поправок десять получили одобрение
штатов 15 декабря 1791 г. Эти поправки
уточнили пределы полномочий Конгресса
(поправка 1), подтвердили принцип сохранения
общей компетенции, не предоставленной
федерации, за штатами (или за народом
- поправка Х) и закрепили ряд прав
и свобод (остальные поправки).
1.1 Принятие и структура конституции.
Действующая конституция США была принята в 1787 г. в г. Филадельфии конвентом - своего рода учредительным собранием, состоявшим из представителей штатов - государств, которыми провозгласили себя в 1776 г. в ходе борьбы за независимость британские колонии в Северной Америке. Они создали конфедерацию США. Ее конституционный документ - Статьи конфедерации - был приинят в 1777 г. и вступил в силу в 1781 г. Филадельфийский конвент был «созван в обстановке острого недовольства народных масс внутренней политикой конфедерации (происходили даже восстания). Главной целью конвента было реформирование конфедерации, этой «веревки из песка, и, прежде всего укрепление государственной власти. Однако, на деле было учреждено новое государство - федерация США. После ратификации необходимым большинством штатов в 1789 г. вступила в силу конституция.
Конституция США включает три компонента: 1) преамбулу, которая не признается судами и американской доктриной за составную часть Основного закона, а рассматривается только с точки зрения источника, от которого она исходит, и целей, ради которых она выработана: утверждения правосудия, обеспечения внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечению гражданам США благ свободы; 2) семь статей и 3) двадцать семь поправок.
Важнейшими конституционными документами являются также Декларация независимости 1776 г. и поправки к конституции, которые обозначаются римскими цифрами, Они не включаются в текст конституции, остающийся неизменным, а прилагаются к ней. К настоящему времени принято 27 поправок, последняя из них - в 1992 г.
1.2 Основные черты конституции США.
Конституция США
- первая писаная конституция,
прогрессивный документ, который
оказал влияние на конституции многих
стран мира. Она закрепила
образование суверенного федеративного
государства, происшедшее в результате
осво6одительной борьбы народа против британской
короны, провозгласила принцип народного
суверенитета, определила демократические
принципы организации государственности
(представительное правление, разделение
властей и др.), установила, что федеральное
право имеет приоритет над правом
штатов. Под влиянием этой конституции
в мире стала распространяться доктрина
конституционализма.
Вместе с тем конституция
1787 г. имела исторически ограниченный
характер, связанный с условиями
ее времени, и реакционные черты, обусловленные
интересами правящих кругов,
в основном плантаторов рабовладельцев
южных штатов и крупных предпринимателей
Севера. В соответствии с представлениями
того времени конституция ограничивалась
регулированием отношений государственной
власти и человека (но преимущественно
в судебной сфере и в рамках
некоторых личных прав индивида),
а также установлением структуры
и взаимоотношений высших органов
государства. В тексте конституции не
было статей о политических и
социально-экономических правах
личности. Политические права были
включены первыми десятью поправками,
получившими название Билля о правах,
а положения о многих социальных, экономических,
культурных правах отсутствуют
в тексте конституции и сейчас.
Конституция молчаливо закрепляла
рабство негров, позволяя голосовать
за них их хозяевам - плантаторам,
лишала избирательных прав женщин
(последнее ограничение действовало до
1919 г.). Во многих отношениях (вопросы
непосредственной демократии,
принципы демократического режима
и др.) конституция была пробельна.
Иногда ее формулировки казуистичны,
имеют недостаточно обобщающий
характер. В соответствии с конституцией
США являются по форме правления президентской
республикой, по форме территориально-политического
устройства - относительно централизованной
федерацией, страной с демократическим
государственным режимом.
Декларация независимости
177б г. провозглашала право народа
на восстание против угнетения, независимость
от британской короны, исходя из концепции
естественных прав. Декларация, а затем
и конституция закрепляли некоторые
неотъемлемые права человека - на
жизнь, свободу и стремление
к счастью. Многие конституционные
вопросы были урегулированы поправками
к конституции. Поправки в
основном носят характер дополнений.
Вопросы конституционного права регулируются также конституциями и законами отдельных штатов, законами конгресса и особенно решениями Верховного суда США. Последний своими толкованиями без изменения текста конституции создает новые конституционные нормы, ибо акт 1787 г. был принят в совершенно иной обстановке и в ряде случаев не отвечает современным общественным отношениям.
1.3 Изменение конституции.
Конституция США
- жесткая конституция. Поправки
к ней могут быть приняты 2/3 членов
обеих палат высшего законодательного
органа - конгресса - либо
специальным конвентом, созванным
по инициативе 2/3 штатов (случаев
такого созыва не было). Они
подлежат ратификации (утверждению)
законодательными собраниями 3/4
штатов либо 3/4 конвента штатов,
созванных по решению федерального
конгресса. В результате этих сложностей
за два с половиной столетия, как отмечалось,
принято лишь 27 поправок (было предложено
более 5 тыс. поправок, конгресс
принял около 40 из них, необходимое
большинство штатов ратифицировало
27). Единичные поправки не
имеют принципиального значения,
так как посвящены сравнительно
частным вопросам, некоторые вводят,
а затем отменяют какие-либо положения
(например, поправки XVIII и XXI
вводят и отменяют «сухой закон»).
Впервые конституция
США была дополнена Биллем о
правах (первые десять поправок),
принятым в 1789 г. и ратифицированным требуемым числом
штатов в 1791 г. Билль о правах закрепляет
важнейшие политические и личные
свободы (рассматриваются ниже). Из
области социально-экономических прав
в нем говорится только о некоторых гарантиях
частной собственности: никакая собственность
не может отбираться для общего
блага без справедливого возмещения.
Принципиальное значение имеют
три «послевоенные поправки»,
принятые после Гражданской
войны 1861 - 1865 гг. Это XIII поправка (1865
г.) о признании бывших рабов-негров гражданами
США и о равенстве прав граждан,
XIV поправка (принята в 1966 г., ратифицирована
в 1968 г.) о расовом и национальном равноправии
граждан, о запрещении лишения жизни,
свободы, собственности без должной
судебной процедуры, о лишении
прав определенных должностных
лиц за участие в мятеже,
о некоторых вопросах государственного
долга и XV поправка (принята в 1869 г.,
ратифицирована в 1870 г.) о равенстве избирательных
прав граждан-мужчин. ХIХ поправка (принята
в 1917 г., ратифицирована в 1919 г.) предоставила
избирательные права женщинам,
ХХIV - запрещает лишение
избирательных прав за неуплату налогов,
ХХVII - запрещает сенаторам и палате - представителей
увеличивать размер своего жалованья.
Другие поправки касаются способа
избрания президента и сенаторов,
преемственности власти в случае
досрочного прекращения своих полномочий
президентом, отдельных вопросов правосудия
и т.д. Поправки, как и конституция, во многом
имеют прагматический характер.
Конституционный контроль осуществляется общими судами, а окончательное решение по федеральным актам принимает Верховный суд США, по актам штатов - обычно верховные суды штатов, но и в последнем случае по жалобе стороны (если эта жалоба пройдет необходимые судебные инстанции) Верховный суд США может принять окончательное решение. Об особенностях конституционного контроля, осуществляемого общими судами, говорилось в Общей части курса.
Концепция прав человека, лежащая в основе конституционного регулирования, исходит из идеи о естественных и неотчуждаемых правах.
Права человека - это естественные, неотчуждаемые права, принадлежащие ему в силу рождения как личности. Под лозунгами неотчуждаемых прав человека передовые представители «третьего сословия», революционной буржуазии, выступали против произвола абсолютных монархов и закрепощения личности средневековой церковью. Требование защиты прав человека выдвигается и в настоящее время различными движениями, направленными против авторитаризма и тоталитаризма.
К числу неотчуждаемых
прав человека относят обычно право
на жизнь, свободу, безопасность,
собственность, физическую и психическую
неприкосновенность, достоинство
личности, личную и семейную
тайну и др. В последние годы сюда
присоединяются и некоторые права «третьего»
и «четвертого» поколения, например
право на использование достижений
культуры или чистую природную
среду. Считается, что эти права государственная
власть не может даровать или
отчуждать своими актами и действиями.
Права гражданина, напротив, связаны с фактом
гражданства, принадлежности лица
к государству, политическому сообществу.
Это права личности как члена политического
сообщества, они связаны с актами и действиями
государственных органов. К их числу
относятся, избирательные права, право
на объединение в политические партии,
право на участие в управлении
делами государства и т.д. Сюда относятся
и некоторые социально-экономические
права. Политические права гражданина
были включены в конституцию впоследствии,
а о социально-экономических
и культурных правах в конституционных
текстах вообще не говорится (за
исключением поправки V о гарантиях частной
собственности). Эти права не считаются
фундаментальными и не обеспечиваются
судебной защитой путем исков
- защищаются лишь производные
от них права, например, право на
оплату труда, а не само право на труд.
Эти пробелы конституционного регулирования
заполняются отдельными законами.
Речь идет, например, о нескольких законах
о гражданских правах, принятых в 50
- 60-е годы, о судебных прецедентах
(особенно о решениях Верховного
суда США), конституциях штатов
(многие из них содержат
хартии гражданских прав), о
законах штатов. Некоторые из
этих законов содержат новые конституционные
положения, например, право на
информацию, на здоровую окружающую
среду.