Идеология современного русского национализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 02:29, курсовая работа

Описание работы

Национализм - это явление нового времени. В течении всей истории люди испытывали привязанность к своей родине, поддерживали семейные традиции и местную власть. Проявление национальных чувств и движений можно встретить в древние, античные и средние века. Из-за этого, национализм иногда ошибочно рассматривает как систему взглядов, которая издавна оказывала влияние на политику.

Содержание

Содержание:
Введение – 3
Содержание – 2
Список литературы - 3
Глава I
Возникновение современного русского национализма. -7
Виды русского национализма
Глава II
Проявления национализма
Национализм в России: мифы, реальность и будущие.
Заключение

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

«Институционализация  этничности» означает целенаправленные усилия со стороны советского государства по созданию институтов внутренних национально-территориального принципа государственного устройства. Такая советская национальная политика не могла не накладывать свой отпечаток на дальнейшее политическое развитие общества. То есть под её воздействием национально-государственная идентичность могла стать организующим принципом социального восприятия людей. Когда вместе с распадом СССР исчез предмет самоидентификации советских людей – «новая историческая общность людей – советский народ», - тогда в поисках своей новой идентичности как нерусские, так и русские прибегали к этнонациональным общностям, что стало питательной средой для возникновения русского национализма в постсоветской России.

Такое обращение к этнической идентичности было в определённом смысле неизбежным и естественным следствием нестабильного психологического состояния людей в обществе, переживающим сложный процесс трансформации социально-политической системы: в постсоветском обществе многие людьми «испытывают ежедневно чувство тревоги, психологического напряжения. Этническая общность в такой ситуации воспринималась стабильной нишей, в которой человек мог прежде всего рассчитывать на понимание и поддержку».

Поиск образа «врага» активно происходит именно в период кризиса идентичности. В этой связи российский политолог Фирсов заявляет, что «образ врага – естественный элемент архаического сознания, помогающий индивидууму ориентироваться в условиях кризиса, когда  принятые способы идентификации не могут функционировать нормально», и что он «выполняет компенсаторную функцию, консолидирую общность «мы» для решения какой-либо проблемы, не зависимо от её реальности или вымышленности, но от которой зависит сама жизнь».

Третье  объяснение – это некомпетентное, неэффективное проведение реформы и сопутствующее ему ухудшение экономической ситуации в стране после краха советской системы и появления новой России.  На протяжении всех 90-х годов Россия испытывала серьёзные экономические трудности: уменьшение экономических размеров страны, массовое обеднение населения, резкий рост безработицы, увеличивающийся разрыв между верхними и нижними слоями общества, невыплаты зарплат и пенсий, масштабные экономические кризисы (дефолт 1998 г.). Такая кризисная экономическая ситуация играет весьма существенную роль в формировании чувств неудовлетворённости, настороженности и разочарования.

Эти обстоятельства заставляют искать людей «врага», на которого  может быть направлено раздражение за бедность и которому можно приписывать вину за неудачи в экономике. Так образ «врага» воспроизводится, актуализируется в российском контексте  в связи как с кризисом идентичности, так и с тяжёлыми экономическими процессами в стране и возникающими в ходе этих процессов «массовыми фрустрациями», расстройствами. Подобное положение дел можно рассматривать как показатель повышенного уровня националистических настроений в российском обществе.

Также, в качестве ещё одной предпосылке  возникновения современного  русского национализма выступает напряжённая этнополитическая обстановка на постсоветском пространстве.  Этнополитическую ситуацию России в последнее десятилетия XX века можно охарактеризовать как «активизацию этнических меньшинств» в виде многочисленных этнополитических конфликтов и национальных движений, в том числе и сепаратистских.

Что касается националистических настроений на бытовом  уровне в современном российском обществе, то стоит особо отметить значительное влияние на распространение  и рост националистических, ксенофобских эмоций  и взглядов в стране  чеченской войны. В этом отношении показательны результаты многолетних социологических исследований, регулярно проводимых ВЦИОМ, которые подтверждают следующий факт: если 1989 году большинство опрошенных (49%) полагало, «зачем искать врагов, если корень наших бед и ошибок в нас самих?» (на существовании врагов настаивали 12-17%), то в 1999 году, когда произошла серия терактов   и началась вторая чеченская война, 65 % россиян утвердительно ответили на вопрос, если ли у России враги. Что касается народов, вызывающих у российского населения негативные ассоциации, то в группу народов, по отношению к которым доля негативных оценок за восемь лет наблюдений ВЦИОМ, начиная с 1995 года, составляла на меньше 25% от числа опрошенных, входили представители всех кавказских национальностей – в первую очередь чеченцы, затем азербайджанцы, армяне и грузины.

Ещё одним  идеологическим фактором, объединяющих всех русских националистов, является их стремление к авторитарному правление  и тоска по «твёрдой руке». национализм сам по себе, по словам Дегтярёва, «содержит  явно  выраженные авторитарные интенции, поскольку отрицает личную политическую ответственность и практические не отвечает на вопрос о личных политических правах и свободах». Кроме того, склонность  русских националистов к авторитарным ценностям во многом связана с эволюцией  общественного  сознания в сторону поддержки авторитаризма.

Подытоживая вышеизложенное, можно констатировать, что есть несколько условий и  предпосылок, необходимых для возникновения русского национализма: идеологический вакуум;  кризис идентичности;  экономические трудности в ходе реформ, обнищание населения и вытекающий отсюда рост массового  недовольства; обострённая этнополитическая ситуация внутри и вокруг России, в том числе и «чеченский синдром». В российской действительности всё ещё сильны мотивы и представления, идущие от советского прошлого, советской институциональной системы: «институционализация этничности» и связанная с ней  ориентированность людей на этническую идентичность; устойчивость образа «врага» в сознании людей; «амбивалентная советская национальная политика» и вызванное ею недовольство многих народов. Эти предпосылки и факторы, унаследованные от прошлого, в их том или ином сложном сочетании в политических, социально-экономических, психологических условий современной России играют  определяющую роль в формировании русского современного национализма. Националисты, независимо от того, государственнические они или этноцентристские, либо в соответствии с массовыми чувствами и потребностями населения, либо в соответствии с массовыми чувствами и потребностями населения, либо в своих политических целях, имеют общие черты характеры – антизападничество и стремление к авторитарному правлению.  

Информация о работе Идеология современного русского национализма