Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 02:29, курсовая работа
Национализм - это явление нового времени. В течении всей истории люди испытывали привязанность к своей родине, поддерживали семейные традиции и местную власть. Проявление национальных чувств и движений можно встретить в древние, античные и средние века. Из-за этого, национализм иногда ошибочно рассматривает как систему взглядов, которая издавна оказывала влияние на политику.
Содержание:
Введение – 3
Содержание – 2
Список литературы - 3
Глава I
Возникновение современного русского национализма. -7
Виды русского национализма
Глава II
Проявления национализма
Национализм в России: мифы, реальность и будущие.
Заключение
Новосибирский
Архитектурно-Строительный Университет
НГАСУ (Сибстрин)
Курсовая работа
на тему:
« Идеология
современного русского национализма».
Выполнила: Ковалёва Д.
Студентка 300 группы
Проверил:
Пономаренко М.П.
Новосибирск 2011.
Содержание:
Список литературы:
Введение:
Термин «национализм» впервые ввели в употребление в XIX веке философ Гердер (в Германии) и аббат Баррюэль (во Франции).
Национализм - это явление нового времени. В течении всей истории люди испытывали привязанность к своей родине, поддерживали семейные традиции и местную власть. Проявление национальных чувств и движений можно встретить в древние, античные и средние века. Из-за этого, национализм иногда ошибочно рассматривает как систему взглядов, которая издавна оказывала влияние на политику.
Но стоит заметить, что большинство политических и культурных явлений, до новейшего времени, носило универсальный, а не национальный характер. Народ выражал свою преданность городу-государству, правителю, династии или религиозной группе, — но не национальному государству. Кроме того, до XVI века идеалом было всеобщее мировое государство, где население не определялось бы никакой политической структурой, — как например: Римская империя, Священная римская империя или «христианская республика». По существу те небольшие территориальные единицы, с которыми люди себя связывали, обычно входили в большие политические, культурные или религиозные образования (в том числе, империи), но участие в этих образованиях было опосредованным.
Главными характерными чертами цивилизаций были мировые религии (христианство или ислам) и связанные с ними языки (латинский и греческий — или арабский и персидский). В эпоху позднего Ренессанса принадлежность цивилизованному обществу повсеместно ассоциировалась с Францией и французским языком, а не с национальным. Выбор религии играл важную политическую роль; что касается языка для повседневного общения, то его выбор был личным делом каждого.
До конца средневековья многие из носителей местных языков не владели коллективным самосознанием и не ощущали свою национальную отделённость. Государство представлял монарх, а общество — правящий класс (дворянство в России и Франции, шляхта в Польше). Нередко правители своей этнической принадлежностью отличалась от основной массы населения (как династия норманнов в средневековой Англии и династия Рюриковичей в Киевской Руси).
Протестантская
Реформация привела к замене единой
католической религии региональными вариантами
христианства, также она стимулировала
участие народных масс, поощряла чтение
проповедей и книг на родном языке и утверждала,
что источником верховной власти в церкви
является народ. Постепенно, ближе к XIX
веку, начинает формироваться новое общество,
которое основывалось на технологии
и требовавшее образованной, мобильной
рабочей силы, которую можно было бы организовать
вокруг потребностей промышленности,
а не потребностей одной личности. Получение
такого образования было возможно только
при значительном перекрытии политики
и всеобщей, одинаковой для всех, культуры.
Также существенными причинами возникновения
национализма было возникновение больших
централизованных государств, в которых
монархи, стремящиеся к абсолютной власти,
разрушили прежнюю вассальную иерархию;
секуляризация жизни и образования; рост
коммерции и неспособность существующих
территориально-
Основные понятия национализма:
В современном русском языке наиболее употребительное значение слова «национализм» по смыслу приближается к шовинизму и ксенофобии. Оно имеет выраженный негативный оттенок и делает акцент на превосходстве своей нации, национальном антагонизме и национальной замкнутости. Примеров использования нейтрального значения термина в русскоязычной литературе до середины 1980-х мало, хотя оно встречается в работах Н. С. Трубецкого. Русская языковая традиция также приравнивает понятие «нация» к этничности. По мнению историка А. Миллера, это связано, с одной стороны, с тем, что Россия в целом слабо знакома с идеологией национализма, а с другой стороны, с намеренным искажением принятого в мире значения этого термина царским и советским режимами.
В силу
того, что многие современные радикальные
движения подчёркивают свою националистическую
окраску, национализм часто
Следует отметить, что негативное употребление понятия «националист» бытует не только в России. Так, президент Германии Й. Рау в своей инаугурационной речи объяснял, что патриот — это человек, любящий свою родину, а националист — ненавидящий другие народы и страны.
Исследовательские
оценки национализма в советской
научной литературе были исключительно
негативными. Однако в послесоветский
период безоценочный неангажированный
подход начал приобретать всё больше сторонников.
Тем не менее, единого подхода в отечественных
общественно-политических дисциплинах
до сих пор не выработалось. Некоторые
российские исследователи настаивают,
что слово «национализм» следует использовать
сугубо для обозначения этнонационализма,
так как в России ещё не сложилась политическая
культура, стоящая за гражданским национализмом.
Другие полагают, что это сделает невозможной
коммуникацию научной среды с обществом.
Третьи видят выход в идеологической нейтрализации
культурных значений базовых слов.
Национализм
как явление имел и имеет место в
разных странах мира, но в каждой стране
он отличается своей спецификой, которая
в значительной степени зависит от конкретного
места, времени и обстоятельств . Такая
многоликость национализма затрудняет
построение единой теории национализма.
Но этим проблема отнюдь не исчерпывается.
Как говорит шотландский историк-марксист
Т. Нейрн, «всякий национализм и здоровый,
и болезненный». Он «по природе амбивалентный»,
как римский бог Янус, у которого одно
лицо смотрит вперёд, а другое - назад .
Иначе говоря, дело не только в том, что
национализм вообще принимает разные
облики, конкретно-исторические формы
в зависимости от места и времена, но и
в том, что отдельно взятый национализм
также неодноликий.
Казалось, что национализм достиг своего апогея в конце XIX - начале XX веков. Однако, как подтверждает целый ряд событий конца XX столетия, как в странах бывшего социалистического лагеря, так и во многих других регионах мира, такие предположения и ожидания отнюдь не оправдались. Современный процесс глобализации сопровождается локализацией (так называемой «^локализацией»), во многом тесно связанной с национализмом. В новом тысячелетии национальные государства всё ещё выступают как главные акторы мировой политики, подчас поддерживают и даже усиливают собственный национализм.
В отношениях
живучести и многоликости не представляет
исключения и современный русский национализм.
Как замечает член-корреспондент РАН А.Н.
Сахаров, «до сих пор не выяснено, что собой
представляет национализм в сегодняшней
России, каковы его социальные и политические,
а по существу исторические корни» . Что
касается отсутствия однозначной трактовки
русского национализма, то это не только
проблема интерпретации этого феномена,
но и действительное отражение его «разновариантности».
Доказательством жизнеспособности русского
национализма может служить заметный
рост этнической тревожности русских
и организованность русского национализма
4 . В многонациональной России этот феномен
имеет сегодня особую значимость, свои
особенности, которые изучены недостаточно.
Таким
образом, изучение русского национализма
в сегодняшних общественно-
Глава
1.
Цель и задачи исследования. Общей целью данной работы является изучении русского национализма и его идей.
Объект исследования. Идеи русского национализма.
Предмет исследования: национализм современной России.
Теоретические
и методологические
основы исследования. Ими послужили
исследования двух типов: во-первых, фундаментальные
исследования зарубежных и российских
авторов, в которых освещены общие теоретические
и концептуальные вопросы национализма;
во-вторых, научные труды российских авторов,
статьи и публикации в периодической прессе,
в которых прослежены различные важные
аспекты современного русского национализма,
В диссертации использованы документы
различных политических партий и образований,
касающиеся проблем русского национализма.
Возникновение
современного русского
национализма.
Возникновение русского национализма после 90-х годов, можно объяснить несколькими причинами. при каждом объяснении нельзя отметить определяющую роль политических, социально-экономических духовно-культурных условий и обстоятельств, как доставшихся России в наследство от СССР, так и новых.
Во-первых, одной из причин появления русского национализма в постсоветской России служит возникший после разрушения социалистической идеологии и распада Советского Союза идеологический вакуум. В советский период не только социалистическая идеология, будучи официальной идеологией государства, но и основанная на ней политическая, социально-экономическая система пронизывала все сферы жизни людей. В этих обстоятельствах быстрая, внезапная смена государственного строя для многих означала потерю смыслов, ценностных ориентиров и образовал значительный пробел в мощной внутренней идеологии, который должен был быть как-то восполнен. Сразу после ухода социалистической идеологии с политической арены демократы-реформаторы попытались заполнить этот идеологический вакуум либерально-демократической идеологией, но сделать этого не удалось. В посткоммунистической России сложилась ситуация, когда одна доминирующая идеология уже исчезла, а другой пока ещё не удалось сменить её. Но при этом остаётся открытым вопрос, почему не какая-либо другая идеология, а именно национализм должен прийти на смену социалистической идеологии. Этот вопрос следует рассматривать во взаимосвязи другими с другими социально-политическими явлениями, происходившими в России в последнее десятилетие минувшего века.
Во-вторых, можно найти один из истоков возникновения современного русского национализма и в вакууме идентичности, в «кризисе идентичности», тесно связанном с идеологическим вакуумом. Советская власть монополизировала всё идеологическое поле и тем самым создала своего рода «мобилизационное общество», в котором даже личностная идентификация людей не могла быть свободной от идеологической нагрузки и государственных представлений. Стоит отметить, что вакуум идентичности характерен не только длят посттоталитарной России, но и вообще для стран, переходящих от типа политической системы к другому, поскольку в ходе подобного перехода разрушаются прежние социальные связи и старые традиционные ценности, а новые устанавливаются не скоро. Однако в российском социуме, на который продолжает действовать советское наследие – опыт «институционализации этничности» и образ «врага», - кризис идентичности приобретает особое значение.
Информация о работе Идеология современного русского национализма