Идеология современного русского национализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 02:29, курсовая работа

Описание работы

Национализм - это явление нового времени. В течении всей истории люди испытывали привязанность к своей родине, поддерживали семейные традиции и местную власть. Проявление национальных чувств и движений можно встретить в древние, античные и средние века. Из-за этого, национализм иногда ошибочно рассматривает как систему взглядов, которая издавна оказывала влияние на политику.

Содержание

Содержание:
Введение – 3
Содержание – 2
Список литературы - 3
Глава I
Возникновение современного русского национализма. -7
Виды русского национализма
Глава II
Проявления национализма
Национализм в России: мифы, реальность и будущие.
Заключение

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

Новосибирский  Архитектурно-Строительный Университет  НГАСУ (Сибстрин)  
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

на тему:

« Идеология  современного русского национализма». 
 

Выполнила: Ковалёва Д.

Студентка 300 группы

Проверил: Пономаренко М.П. 
 
 
 
 
 

Новосибирск 2011.

 

Содержание: 

  1. Введение  – 3
  2. Содержание – 2
  3. Список литературы - 3
  4. Глава I
  • Возникновение современного русского национализма. -7
  • Виды русского национализма
  1. Глава II
  • Проявления национализма
  • Национализм в России: мифы, реальность и будущие.
  1. Заключение 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Список литературы:

  1. Верховский. «Русский национализм».
  2. Кожевникова Г. «Радикальный национализм в России и противодействие ему в 2005 и 2006».
  3. Соловей В, Соловей Т. «Не состоявшаяся революция».
  4. Ким Тэ Ен. «Русский национализм и его особенности в современной России».
  5. Ильин И. «О русском национализме».
  6. Бирюков С. «Национализм в России: мифы, реальность и будущее».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение: 

Термин «национализм»  впервые ввели в употребление в XIX веке философ Гердер (в Германии) и аббат Баррюэль (во Франции).

Национализм - это явление нового времени. В течении всей истории люди испытывали привязанность к своей родине, поддерживали семейные традиции и местную власть. Проявление национальных чувств и движений можно встретить в древние, античные и средние века. Из-за этого, национализм иногда ошибочно рассматривает как систему взглядов, которая издавна оказывала влияние на политику.

Но стоит  заметить, что большинство политических и культурных явлений, до новейшего времени, носило универсальный, а не национальный характер. Народ выражал свою преданность городу-государству, правителю, династии или религиозной группе, — но не национальному государству. Кроме того, до XVI века идеалом было всеобщее мировое государство, где население не определялось бы никакой политической структурой, — как например: Римская империя, Священная римская империя или «христианская республика». По существу те небольшие территориальные единицы, с которыми люди себя связывали, обычно входили в большие политические, культурные или религиозные образования (в том числе, империи), но участие в этих образованиях было опосредованным.

Главными характерными чертами цивилизаций были мировые религии (христианство или ислам) и связанные с ними языки (латинский и греческий — или арабский и персидский). В эпоху позднего Ренессанса принадлежность цивилизованному обществу повсеместно ассоциировалась с Францией и французским языком, а не с национальным. Выбор религии играл важную политическую роль; что касается языка для повседневного общения, то его выбор был личным делом каждого.

До конца  средневековья многие из носителей местных языков не владели коллективным самосознанием и не ощущали свою национальную отделённость. Государство представлял монарх, а общество — правящий класс (дворянство в России и Франции, шляхта в Польше). Нередко правители своей этнической принадлежностью отличалась от основной массы населения (как династия норманнов в средневековой Англии и династия Рюриковичей в Киевской Руси).

Протестантская  Реформация привела к замене единой католической религии региональными вариантами христианства, также она стимулировала участие народных масс, поощряла чтение проповедей и книг на родном языке и утверждала, что источником верховной власти в церкви является народ. Постепенно, ближе к XIX веку, начинает формироваться новое общество, которое основывалось  на технологии и требовавшее образованной, мобильной рабочей силы, которую можно было бы организовать вокруг потребностей промышленности, а не потребностей одной личности. Получение такого образования было возможно только при значительном перекрытии политики и всеобщей, одинаковой для всех, культуры. Также существенными причинами возникновения национализма было возникновение больших централизованных государств, в которых монархи, стремящиеся к абсолютной власти, разрушили прежнюю вассальную иерархию; секуляризация жизни и образования; рост коммерции и неспособность существующих территориально-административных единиц справится с растущими потребностями капитализма.

Основные  понятия национализма:

  1. Доктрина и политическая практика, основанные на представлении, что основу государственности, хозяйственных и культурных систем составляют целостные общности под названием нации.
  2. Буржуазная и мелкобуржуазная идеология, экономической основой которой является частная собственность, политика и психология, трактующие национальность как высшую надклассовую форму общественного единства.
  3. Идеология,  политика,  трактующие нацию как основу самостоятельного государства и высшую форму обществ, единства.
  4. Гипертрофированная форма  национального сознания, провозглашающая идеи национальной исключительности, замкнутости, превосходства.
  5. Идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в процессе образования государства. Отличается многообразием течений, некоторые из них противоречат друг другу.

В современном  русском языке наиболее употребительное  значение слова «национализм» по смыслу приближается к шовинизму  и ксенофобии. Оно имеет выраженный негативный оттенок и делает акцент на превосходстве своей нации, национальном антагонизме и национальной замкнутости. Примеров использования нейтрального значения термина в русскоязычной литературе до середины 1980-х мало, хотя оно встречается в работах Н. С. Трубецкого. Русская языковая традиция также приравнивает понятие «нация» к этничности. По мнению историка А. Миллера, это связано, с одной стороны, с тем, что Россия в целом слабо знакома с идеологией национализма, а с другой стороны, с намеренным искажением принятого в мире значения этого термина царским и советским режимами.

В силу того, что многие современные радикальные  движения подчёркивают свою националистическую окраску, национализм часто ассоциируется  с этнической, культурной и религиозной  нетерпимостью.

Следует отметить, что негативное употребление понятия «националист» бытует не только в России. Так, президент Германии Й. Рау в своей инаугурационной  речи объяснял, что патриот —  это человек, любящий свою родину, а националист — ненавидящий другие народы и страны.

Исследовательские оценки национализма в советской  научной литературе были исключительно  негативными. Однако в послесоветский период безоценочный неангажированный подход начал приобретать всё больше сторонников. Тем не менее, единого подхода в отечественных общественно-политических дисциплинах до сих пор не выработалось. Некоторые российские исследователи настаивают, что слово «национализм» следует использовать сугубо для обозначения этнонационализма, так как в России ещё не сложилась политическая культура, стоящая за гражданским национализмом. Другие полагают, что это сделает невозможной коммуникацию научной среды с обществом. Третьи видят выход в идеологической нейтрализации культурных значений базовых слов.  

Национализм как явление имел и имеет место в разных странах мира, но в каждой стране он отличается своей спецификой, которая в значительной степени зависит от конкретного места, времени и обстоятельств . Такая многоликость национализма затрудняет построение единой теории национализма. Но этим проблема отнюдь не исчерпывается. Как говорит шотландский историк-марксист Т. Нейрн, «всякий национализм и здоровый, и болезненный». Он «по природе амбивалентный», как римский бог Янус, у которого одно лицо смотрит вперёд, а другое - назад . Иначе говоря, дело не только в том, что национализм вообще принимает разные облики, конкретно-исторические формы в зависимости от места и времена, но и в том, что отдельно взятый национализм также неодноликий. 

Казалось, что национализм достиг своего апогея в конце XIX - начале XX веков. Однако, как подтверждает целый ряд событий конца XX столетия, как в странах бывшего социалистического лагеря, так и во многих других регионах мира, такие предположения и ожидания отнюдь не оправдались. Современный процесс глобализации сопровождается локализацией (так называемой «^локализацией»), во многом тесно связанной с национализмом. В новом тысячелетии национальные государства всё ещё выступают как главные акторы мировой политики, подчас поддерживают и даже усиливают собственный национализм.

В отношениях живучести и многоликости не представляет исключения и современный русский национализм. Как замечает член-корреспондент РАН А.Н. Сахаров, «до сих пор не выяснено, что собой представляет национализм в сегодняшней России, каковы его социальные и политические, а по существу исторические корни» . Что касается отсутствия однозначной трактовки русского национализма, то это не только проблема интерпретации этого феномена, но и действительное отражение его «разновариантности». Доказательством жизнеспособности русского национализма может служить заметный рост этнической тревожности русских и организованность русского национализма 4 . В многонациональной России этот феномен имеет сегодня особую значимость, свои особенности, которые изучены недостаточно. 

Таким образом, изучение русского национализма в сегодняшних общественно-политических реалиях российского общества, особенно на фоне идущих в мире процессов  глобализации, весьма актуально. 

 

Глава 1. 

Цель  и задачи исследования. Общей целью данной работы является изучении русского национализма и его идей.

Объект  исследования. Идеи русского национализма.

Предмет исследования: национализм современной России.

Теоретические и методологические основы исследования. Ими послужили исследования двух типов: во-первых, фундаментальные исследования зарубежных и российских авторов, в которых освещены общие теоретические и концептуальные вопросы национализма; во-вторых, научные труды российских авторов, статьи и публикации в периодической прессе, в которых прослежены различные важные аспекты современного русского национализма, В диссертации использованы документы различных политических партий и образований, касающиеся проблем русского национализма. 

Возникновение современного русского национализма. 

Возникновение русского национализма после 90-х годов, можно объяснить несколькими причинами. при каждом объяснении нельзя отметить определяющую роль политических, социально-экономических духовно-культурных условий и обстоятельств, как доставшихся России в наследство от СССР, так и новых.

Во-первых, одной из причин появления русского национализма в постсоветской России служит возникший после разрушения социалистической идеологии и распада  Советского Союза идеологический вакуум. В советский период не только социалистическая идеология, будучи официальной идеологией государства, но и основанная на ней политическая, социально-экономическая система пронизывала все сферы жизни людей. В этих обстоятельствах быстрая, внезапная смена государственного строя для многих означала потерю смыслов, ценностных ориентиров и образовал значительный пробел в мощной внутренней идеологии, который должен был быть как-то восполнен. Сразу после ухода социалистической идеологии с политической арены демократы-реформаторы попытались заполнить этот идеологический вакуум либерально-демократической идеологией, но сделать этого не удалось. В посткоммунистической России сложилась ситуация, когда одна доминирующая идеология уже исчезла, а другой пока ещё не удалось сменить её. Но при этом остаётся открытым вопрос, почему не какая-либо другая идеология, а именно национализм должен прийти на смену социалистической идеологии. Этот вопрос следует рассматривать во взаимосвязи другими с другими социально-политическими явлениями, происходившими в России в последнее десятилетие минувшего века.

Во-вторых, можно найти один из истоков возникновения  современного русского национализма и  в вакууме идентичности, в «кризисе идентичности», тесно связанном  с идеологическим вакуумом. Советская  власть монополизировала  всё идеологическое поле и тем самым создала своего рода «мобилизационное общество», в котором даже личностная идентификация людей  не могла быть свободной от идеологической нагрузки и государственных представлений. Стоит отметить, что вакуум идентичности характерен не только длят посттоталитарной России, но и вообще для стран, переходящих от типа политической системы к другому, поскольку в ходе подобного перехода разрушаются прежние социальные связи и старые традиционные ценности, а новые устанавливаются не скоро. Однако в российском социуме, на который продолжает действовать советское наследие – опыт «институционализации этничности» и образ «врага», - кризис идентичности приобретает особое значение.

Информация о работе Идеология современного русского национализма