Гуманизм политики. Мораль и политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 10:14, контрольная работа

Описание работы

Изучение политики служит не только абстрактно-познавательной задаче — получению адекватных знаний об этой сфере, обеспечению понимания сути политических процессов, расширению интеллектуального кругозора личности. В современном демократическом обществе оно подчинено также решению более грандиозной, надперсональной задачи — приданию политике гуманистической ориентации, использованию ее в интересах личности, общества и всего человечества.

Содержание

1. Гуманизм политики. Мораль и политика……............................................3
2. Теории происхождения государства, его признаки и функции……................................................................................................13
3. Список использованной литературы…………………………………….19

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.doc

— 97.50 Кб (Скачать)

    Рост  разнообразных потребностей, опережающий  возможности их удовлетворения, порождает  у индивида целый ряд искушений  получать блага за счет других людей и природы, создавая тем самым угрозу как отдельным личностям, так и всему человеческому роду. Таких искушений у человека достаточно много. Это — искушение богатством и потребительством, обретением все более многочисленных и дорогостоящих материальных благ; искушение возможностью повелевать другими людьми, порабощать их и господствовать над природой, не считаясь с ее законами; искушение похотью — гипертрофированные сексуальные потребности, опустошающие личность и вызывающие борьбу за обладание объектами сексуальных наслаждений.

    Все эти искушения создают опасность  вырождения рода человеческого и  отдельных людей. Еще Аристотель осознавал это. “Без добродетели, —  писал он, — человек становится самым нечестивым и самым диким  существом, а в отношении к половому наслаждению и к пище он хуже тогда всякого животного”.

    Мораль  удерживает человека от опасных для  него искушений, способствует разрешению противоречий между индивидом и  всей общностью. На заре цивилизации  небольшие человеческие коллективы (род, племя) могли обойтись без политики, регулируя взаимодействие людей и обеспечивая общественный порядок с помощью обычаев, традиций, различного рода табу и вырастающей на основе всего этого морали, а также таких естественноисторических институтов социального контроля, как семья и община. Преобладание неполитического регулирования в обществе предполагало социальное равенство (а следовательно, низкий уровень конфликтности), сравнительную немногочисленность общностей людей и весьма простые формы их взаимодействия.

    Со  временем, с возникновением сложных  социальных общностей, традиционные ритуально-нравственные формы регулирования поведения  людей оказались недостаточными. Развитие производства и углубление разделения труда, обострение социальных конфликтов, усложнение общества, в том числе форм взаимодействия людей, появление новых общих дел, ослабление традиционных родовых форм социального контроля — все это привело к возникновению политики как особого института и вида деятельности, регулирующего поведение людей с помощью специального аппарата принуждения.

    Таким образом, главные общественные функции  морали и политики совпадают. Политика, как и мораль, имеет основание  претендовать на защиту общего блага  и социальной справедливости, хотя очень часто она далека от выполнения этих гуманных задач. Политика возникает вследствие регулятивной недостаточности морали, как ее специфическое дополнение. Не случайно, отражая этот факт, мыслители древности рассматривали политику как одну из ветвей этики. Разделение политики и морали и учений о них впервые произвел лишь в конце XV — начале XVI в. Николо Макиавелли.

    Политика  выступает как бы формой объективации, внешнего выражения и материализации механизмов нравственного самоконтроля. Так, например, характерную для морали функцию угрызений совести здесь выполняет суд, формализовавший критерии своих оценок в виде права и предусматривающий определенные санкции за нарушение установленных норм.

    Несмотря  на элементы общности политика имеет  и принципиальные отличия от морали. Важнейшим из них является конфликтность политики. Как уже отмечалось, политика представляет собой деятельность, направленную на разрешение групповых социальных конфликтов, затрагивающих все общество и требующих применения власти. Мораль же характеризует повседневные индивидуальные отношения между людьми, частным случаем которых являются конфликты, обычно не достигающие политической остроты.

    Непосредственным  источником политики являются экономические  и другие насущные интересы людей, причем в первую очередь интересы крупных социальных групп: наций, классов, слоев и т.п. Непосредственным же источником морали выступают общечеловеческие, а также другие коллективные ценности, следование которым не сулит индивиду личной выгоды. Поэтому соперничество моральных и политических мотивов поведения — это борьба духовных ценностей и непосредственных, прежде всего материальных, личных интересов.

    Многие  императивы морали носят характер идеалов, с которыми следует сообразовывать свои действия, но которых в реальной жизни едва ли кому-нибудь удается достичь. Так, например, вряд ли можно найти человека, который за всю свою жизнь ни разу не слукавил, говорил лишь одну правду или в соответствии с христианскими нравственными заповедями возлюбил каждого своего ближнего как самого себя.

    Отступления от морали — общераспространенное явление. “Кто из вас без греха, первый брось в нее камень!” — обратился  Христос к толпе, пытавшейся строго судить блудницу, и никто из людей  не поднял руку, посчитав себя безгрешным.

    В отличие от абстрактно-нормативного характера нравственных императивов, требования политики конкретны и  обычно облечены в форму законов, нарушение которых влечет за собой  реальные наказания.

    Политика  направлена вовне и целесообразна, т.е. ориентирована на достижение определенных целей, результатов. Мораль же оценивает субъективное, внутреннее переживание поступков. Для нее важны не столько достигнутые результаты, сколько сам поступок, его мотивы, средства и цели, независимо от того, достигнуты они или нет.

    Мораль  всегда индивидуальна, ее субъект и  ответчик — отдельный человек, делающий свой нравственный выбор. Политика же носит групповой, коллективный характер. В ней индивид выступает как  часть или представитель класса, нации, партии и т.п. Его личная ответственность как бы растворяется в коллективных решениях и действиях.

    Политика  ситуативна. Ориентируясь на успех, она  призвана учитывать реальную ситуацию, все факторы, способные повлиять на достижение целей. Моральные же требования в своей основе универсальны и, как правило, независимы от конкретной обстановки.

    Важнейшей отличительной особенностью политики является также опора на силу, использование  принудительных санкций за невыполнение требований. Политика, писал М. Бебер, “оперирует при помощи весьма специфического средства — власти, за которой стоит насилие”.

    Мораль  же в принципе осуждает насилие и  опирается главным образом на “санкции” совести. Собственная  совесть, особенно если она не развита, может простить человеку даже преступления. Политика же карает не только противников и нарушителей, но нередко и невинных, вызывая у людей страх.

    Отмеченные  выше особенности политики по отношению  к морали свидетельствуют об автономности этих сфер жизнедеятельности и дают основания для различных толкований вопроса о совместимости политики и морали.

 

2 Теории происхождения  государства, его  признаки и функции

    Формирование  государства у разных народов  шло различными путями. Это обусловило различные точки зрения в объяснении причин возникновения государства.

    Одной из древнейших теорий происхождения государства является теологическая теория. Она исходит из того, что происхождение и существование государства является результатом проявления божьей воли.

    Патриархальная  теория трактует происхождение государства  как результат исторического разрастания патриархальной семьи. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.

    Согласно  договорной теории государство возникло в результате заключения общественного  договора. Люди договорились между собой объединиться в государственный союз, создать власть и подчиняться ей.

    Теория  насилия объясняет возникновение  государства завоеванием одних  племен другими, т.е. военно-политическим фактором.

    Органическая  теория. По мнению Спенсера, общество функционирует подобно человеческому организму.

    Марксистская  теория. Основными причинами происхождения  государства основоположники марксизма  считали раскол общества на антагонистические  классы с непримиримыми интересами, что было обусловлено изменениями  в экономическом базисе, которые, привели к появлению частной собственности.

    Психологическая теория. Причиной возникновения государства  является определенное состояние психики  людей.

    Ирригационная теория. Возникновение государства  объясняется необходимостью строительства гигантских ирригационных сооружений в аграрных районах.

    Государство – это форма организации политической власти. Признаки государства:

    1. Территория. Это пространственная основа государства. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство и др. На своей территории государство осуществляет независимую власть и имеет право защищать территорию от вторжения со стороны других государств.

    2. Население. Его составляют люди, проживающие на территории государства.

    Население государства может состоять из людей одной национальности или быть многонациональным, как, например, в России, где проживает более 60 наций. Государство будет стабильным и будет развиваться, если отношения между ними будут добрососедскими, а не конфликтными.

    3. Публичная власть. Публичная власть иначе называется властью общественной, т. е. властью, способной организовать жизнь людей. Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении или иначе способность подчинять своей воле. Государственная власть осуществляется с помощью государственных органов и учреждении. Все они объединяются в единую систему, называемую государственным аппаратом. К важнейшим его составляющим относятся законодательные и исполнительные органы. Государственная власть распространяется на всех людей, проживающих на территории государства.

    4. Право. Это система общеобязательных правил поведения. В отличие от правил поведения, существовавших в первобытном обществе и обеспечивавшихся силой общественного принуждения (например, покинувшего поле боя воина соплеменники изгоняли из племени), правовые нормы охраняются силой государства, т.е. специальными государственными органами. Если правила поведения в первобытном обществе вырабатывались постепенно самим обществом (обычаи, традиции, мифы, обряды, ритуалы и др.), то правовые нормы формируются в основном государственными органами.

    5. Правоохранительные органы. Они составляют особую систему, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешняя разведка, налоговая полиция, таможенные органы и др. Они необходимы любому государству, потому что государственная власть осуществляется с помощью норм права или конкретных распоряжений (приказов), носящих императивный характер.

    Если  к власти проявляется неуважение или если нормы права не исполняются, то с помощью правоохранительных органов применяются меры принуждения (санкции), предусмотренные в нормах права.

    6. Армия. Она необходима для защиты территориальной целостности государства. Обычно пограничные споры и военные конфликты возникают между смежными государствами. По своему размеру армия должна быть способной отразить любую агрессию. Но армия требует на свое содержание и поддержание боеготовности значительных материальных затрат. В некоторых государствах армия используется во внутренних конфликтах.

    7. Налоги. Это обязательные платежи с получаемого дохода граждан и организаций. Их размеры и сроки уплаты устанавливает государство, издавая соответствующие законы. Налоги необходимы для содержания государственных органов, армии, выплаты пенсий, пособий многодетным семьям, безработным, инвалидам. Если в стране происходят различного рода чрезвычайные происшествия (ЧП), то выделяется часть средств также из налоговых поступлений для устранения последствий ЧП, бедствий.

    8. Суверенитет. Это независимость государства при решении внутренних и внешних вопросов его жизни. Иначе, суверенитет — это самостоятельность, не подчиненность, не подотчетность государства кому-либо. Различают внутренний и внешний суверенитет. Внутренний суверенитет означает, что государственная власть независимо решает все вопросы жизни страны, и эти решения имеют обязательный характер для всего населения. Внешний суверенитет позволяет государству самостоятельно строить свои взаимоотношения с другими государствами, основываясь на своих интересах.  

    Государство = власть + население + территория.

    То  есть, государство - это организация  политической власти, действующей в  отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующей право и специальный аппарат  принуждения.

    Функциями государства называют основные, социально значимые направления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным задачам определенного исторического этапа развития общества, а также механизм государственного воздействия на происходящие в нем процессы.

Информация о работе Гуманизм политики. Мораль и политика