Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:15, реферат
Понятие «политический институт» обозначает: 1)определенные группы людей, уполномоченные обществом выполнять социально политически значимые, причем безличные, функции; 2)созданные в обществе организации для выполнения людьми тех или иных необходимых функций; 3)совокупности материальных и иных средств деятельности, позволяющих представляющим общество организациям или группам лиц выполнять установленные политические функции; 4) совокупности политических ролей и норм, реализация которых имеет жизненно важное значение для каких-то социальных групп или общества в целом.
Введение…………………………………………………………………………...…3
1. Концепции происхождения и сущности государственной власти………..……4
2. Функции государства…………………………………………………………....10
3. Формы государства…………………………………………………………...….12
4. Формы государственного устройства…………………………………………..15
5. Формы правления……………………………………………………………..…16
6. Территориально-политическая организация……………………………..…….23
7. Заключение……………………………………………………………………….31
8. Список использованной литературы…………
- единство и неделимость государственной территории, ее неприкосновенность;
- невмешательство во внутренние дела государства.
Суверенитет народа рассматривается современной политической и правовой наукой как основополагающий принцип демократической государственности. Он противостоит представлению о высшем, сакральном происхождении государственной власти - т.е. о суверенитете Бога, обеспечивающем неприкосновенность и неотчуждаемость власти государя, принимающего сан монарха при восхождении на престол. Идея народного суверенитета опирается на представление народа в качестве верховного (изначального) источника государственной власти. Идеологически принцип народного суверенитета означает и верховенство народа в решении коренных вопросов своей жизни, в том числе выбора формы правления, общественного строя, основных направлений внутренней и внешней политики. Однако реальный порядок осуществления народом своих суверенных прав зависит от существующей в государстве той или иной формы демократии (прямой или представительной), от степени распространения на весь народ статуса гражданства, в том числе избирательного права, свободы слова, возможности участия в политическом процессе.
Суверенитет
нации является правовым принципом, предполагающим
полновластие нации (в этническом смысле
этого термина). В соответствии с принципом
суверенитета каждая нация обладает правом
свободного выбора форм своей жизни, в
том числе и государственности. Это означает
право нации на политическое самоопределение
вплоть до отделения и образования собственного
государства. Принцип национального суверенитета
подчеркивает роль нации как важнейшего
конституирующего элемента государственности.
Однако при прямом прочтении он вступает
в противоречие с принципом неприкосновенности,
целостности государственной территории
- второго конституирующего элемента.
Эта проблема решается современным международным
и конституционным правом, как правило,
в пользу принципа целостности государственной
территории. Право нации на самоопределение
находит свою реализацию в иных формах
(территориальной автономии, культурной
автономии и т.д.) Но возможны и исключения
- например, в случае распада или образования
федеративных государств.
Природа государства и его положение в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов. Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти. От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие основные направления избираемой тем или иным правительством или режимом политической стратегии, средства ее реализации.
Функции государства классифицируются:
- по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,
- по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определенный этап развития государства),
- по значению: на основные и не основные,
- по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.
Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся:
1. Политическая функция - обеспечение политической стабильности, осуществление властных полномочий, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.
2. Правовая функция - обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.
3. Организаторская функция - упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.
4.Экономическая функция - организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.
5.Социальная функция - обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоев общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.
6.Экологическая функция - гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.
7.Культурная функция - создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства.
8.Образовательная функция - деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.
К внешним функциям государства относятся:
1. Функция обеспечения национальной безопасности - поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета государства.
2. Функция поддержания мирового порядка - участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.
3. Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.
Структурно государство складывается из:
- представительных органов (в т.ч. высших, законодательных),
- исполнительно-распорядительных органов,
- судебных органов, аппарата принуждения и охраны правопорядка (полиция, суд, прокуратура),
- институтов, связанных с духовным производством,
- органов, обеспечивающих осуществление внешнеполитических функций (армия, разведка, органы межгосударственных отношений).
Как
обобщающее понятие "форма государства"
имеет внутреннюю структуру. Она
включает три базовых компонента
- форму правления, способ территориально-
Поликратическая ("многовластная") форма государства предполагает:
1. демократический способ формирования государственных органов, осуществление их взаимоотношений на основе принципов разделения властей (жесткой системы "удерживаний и противовесов"),
2. построение территориальной структуры государства с учетом баланса интересов различных национальностей, центра и регионов,
3. преобладание в деятельности органов государства демократических методов и способов; использование насилия лишь как крайней формы при угрозе конституционному строю или национальной безопасности,
4. широкое использование системы партиципации (народного волеизъявления), в том числе существование свободных, прямых, всеобщих выборов, многопартийности, реальной гласности и плюрализма,
5. закрепление и реальное гарантирование широкого комплекса основных политических и социальных прав и свобод граждан.
Монократическая ("единовластная") форма государства предполагает:
1.
формирование органов
2.
доминирование в системе
3.
широкое использование в
4.
отсутствие или минимальная
5. гражданские права и свободы, даже будучи формально закрепленными в законодательстве, блокируются государственной практикой управления.
Сегментарная
форма государства
1.
оформление государственных
2.
преобладание властных
3.
существование в рамках
4.
присутствие в деятельности
5.
закрепление в
Каждая
из трех названных форм государства
может иметь республиканскую или монархическую
форму правления, унитарное и федеративное
территориальное устройство, различные
типы политического режима. Но в своей
целостности они характеризуют "качество"
государственной власти, отражают общую
направленность политического процесса,
специфику взаимоотношений государства
и гражданского общества. При этом, в практике
государственного строительства каждая
из них может существенно варьироваться.
Сбалансированность поликратической
формы зачастую нарушается при нарастании
олигархических тенденций (например, при
формализации институтов народного волеизъявления,
широком абсентеизме, закрытости властвующей
элиты) или монократических тенденций
(при усилении президентской власти). Монократическая
форма также имеет свои разновидности,
обусловленные уровнем развития общества,
внешним влиянием, задачами, стоящими
перед государством. Монократические
государства отнюдь не всегда являются
жесткими, антинародными диктатурами.
Использование подобного механизма осуществления
государственной власти может отражать
переходный период в развитии общества,
а сами монократические режимы могут обладать
очевидной патерналистской, социальной
ориентацией по содержанию политики. Сегментарная
форма государства наименее устойчива.
Она, как правило, складывается в силу
незавершенности государственного строительства
и имеет тенденцию эволюционировать в
сторону поликратической или монократической.
Государственное устройство, как способ организации государственной власти, характеризуется формой правления и формой территориально-политического устройства. Каждый из этих элементов может выступать основанием для классификации государств.
Трактовка понятия " форма правления " может носить двоякий характер. В узком смысле форма правления определяется способом организации верховной власти, прежде всего - правовым положением главы государства. В более широком смысле форма правления характеризуется и определенным типом отношений между властью и населением, между самими государственными органами, т.е. представляет собой своего рода политическую среду, в которой реализуются прерогативы государственных органов. Учет этого широкого контекста особенно важен для различных промежуточных государственных форм. Показательным примером является королевство Саудовской Аравии, где у власти находится не один монарх, а родовой клан Саудидов с республиканскими чертами внутренних взаимоотношений.