Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 21:15, реферат
Понятие «политический институт» обозначает: 1)определенные группы людей, уполномоченные обществом выполнять социально политически значимые, причем безличные, функции; 2)созданные в обществе организации для выполнения людьми тех или иных необходимых функций; 3)совокупности материальных и иных средств деятельности, позволяющих представляющим общество организациям или группам лиц выполнять установленные политические функции; 4) совокупности политических ролей и норм, реализация которых имеет жизненно важное значение для каких-то социальных групп или общества в целом.
Введение…………………………………………………………………………...…3
1. Концепции происхождения и сущности государственной власти………..……4
2. Функции государства…………………………………………………………....10
3. Формы государства…………………………………………………………...….12
4. Формы государственного устройства…………………………………………..15
5. Формы правления……………………………………………………………..…16
6. Территориально-политическая организация……………………………..…….23
7. Заключение……………………………………………………………………….31
8. Список использованной литературы…………
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Камская государственная инженерно-экономическая академия
Кафедра
«История»
Контрольная работа
По дисциплине: «Политология»
на тему:
«Государство как институт
политической системы.
Основные концепции
происхождения государства.»
Выполнила:
студентка ЗФ
Проверил:
г. Наб. Челны
2010г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Концепции происхождения и сущности государственной власти………..……4
2. Функции государства……………………………
3. Формы государства…………………………………
4. Формы государственного устройства…………………………………………..15
5. Формы правления………………………………………
6. Территориально-политическая организация……………………………..…….23
7. Заключение……………………………………………………
8. Список использованной
литературы………………………………………..….
Введение
Понятие
«политический институт»
Словом, политический институт – это система учреждений и организаций, упорядочивающих политические и другие общественные отношения с помощью материальных и идеальных (символических средств) и на основе фиксированных норм. Государство, его органы и учреждения, партии – суть политические институты. В отличие от социальных политические институты действуют в сфере политических отношений, обеспечивают осуществление публичной власти в обществе; служат удовлетворению политических потребностей и интересов; выполняют управленческие функции и выступают интегративным фактором, поскольку призваны поддерживать санкционированный обществом порядок, согласовывать интересы и регулировать возникающие социальные и политические конфликты.
Политические
институты, как и политические отношения
и интересы, изменяются вместе с изменением
общественных организмов , которым они
присущи, а также по мере понимания людьми
природы и роли институтов в данной исторической
ситуации.
1. Концепции происхождения и сущности государственной власти
Основным средством осуществления политической власти в обществе является государство. В качестве центрального института политической системы государство обладает сложной внутренней структурой, выполняет разнообразные функции, характеризуется определенным типом формы правления, территориальной организации, политического режима. Различными были и трактовки самого понятия государства, характеристики его природы.
Самыми ранними концепциями, объясняющими происхождение и сущность государственной власти, являлись теократическая и патриархальная. Согласно теократической концепции источником любой власти является воля Бога. При этом не подразумевается, что во главе государства обязательно должен находиться глава церкви или духовенства. Власть носит сакральный (священный) характер, поскольку опирается на божественный закон, привносит в человеческое общество высшие ценности, истину, порядок, целесообразность. Монарх является лишь "помазанником божьим", олицетворением и воплощением божественного начала. От теократической концепции происхождения следует отличать теократическую форму правления, при которой власть принадлежит именно духовенству.
Патриархальная концепция рассматривает власть как патерналистскую, отеческую, возникающую в результате соединения кровнородственных общностей (семей, родов) в общины, племена, этносы. Любая власть, в том числе и государственная, в своей основе отражает естественное положение отца (патриарха), несущего полную ответственность за свою семью, но имеющего право на абсолютную лояльность со стороны опекаемых. Государство также трактуется как большая семья, в которой отношения монарха и поданных строятся на основе принципов добродетели, общей пользы, взаимной ответственности. Поскольку отеческая власть патриарха не является результатом договора и по самой своей природе не подлежит отрицанию, патриархальная трактовка происхождения государства оказывается весьма близка к теократической. В обоих случаях государство воспринимается как данность, не связанная со свободным выбором людей. Человек рассматривается как подчиненный объект власти, а сама власть - как воплощение традиции, естественного порядка вещей, Божьего промысла, но не человеческих стремлений.
Иначе
начинает рассматриваться
Отвергая теократическую и патриархальную версии происхождения власти и государства, теории XVIII-XIX вв. основывались на принципиально иных трактовках самого права. В трудах Г. Гроция, Д. Локка, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье была обоснована концепция естественного права, которая опиралась на идею существования у человека прирожденных, неотчуждаемых, обусловленных его природой прав (на жизнь, свободу, равенство в правах на свободу и счастье). Право предшествует, с этой точки зрения, закону (т.е. публичной власти). Государство формируется лишь в силу потребности людей обеспечить реализацию своих естественных прав, защитить их. Оно является договорным институтом, возникшим в результате сознательного и добровольного соглашения людей, пребывавших ранее в "естественном", догосударственном состоянии. Человек делегировал государству часть своих суверенных прав в надежде на то, что государство станет сосредоточением общей воли всех членов общества. В рамках этой договорной, или естественно-правовой концепции государство представляется как особая корпорация, сообщество, формируемое именно с целью обеспечения правопорядка. Это "правовой феномен", система особого поведения людей, образующая правовой порядок.
Альтернативная концепция права - историческая школа права - сложилась в первой половине XIX в. в Германии. Ее основатели, немецкие юристы Г. Гуго, Г. Пухта, К. Савиньи, также полагали, что право предшествует власти и закону. Но они видели в праве не общечеловеческие естественное достояние, а следствие обычая, отражение специфического правопонимания того или иного народа, его духа, истории. Государство поэтому рассматривалось не как результат рационального договора, а в качестве живого организма, имеющего такую же историческую природу, как и право. Тем самым, складывалась органическая концепция государства, распространяющая на государство законы биологического развития. Оно считалось "единственным институтом, предназначенным для обеспечения благополучия всех как ныне живущих, так и еще не родившихся граждан".
Представители социологической школы права, сформировавшейся на рубеже XIX-XX вв. (Р. фон Иеринг, Л. Дюги, Е. Эрлих, Р. Паунд), пытались перевести дискуссию о природе права и государственной власти в совершенно иную плоскость - анализировать не их происхождение, а современное состояние, т.е. реализацию властных полномочий, применение права. С точки зрения социологического подхода государство рассматривается как социальная общность, отражение всего реально существующего социального порядка. Политические функции государства включают правотворчество лишь как один из компонентов. В целом же такое " социальное государство " неразрывно связано со всеми типами отношений, существующих в обществе.
Не считала принципиальным вопрос о происхождении государства и права и т.н. нормативистская школа (основатель - австрийский юрист Г. Кельзен). Нормативизм развивал тезис о том, что право следует познавать лишь из самого права. Это система правил должного поведения человека, независимых от того или иного временного состояния общества. Государство в нормативистской трактовке является лишь "системой норм", "нормативным порядком". Его ключевая функция - в обеспечении максимально точного соблюдения людьми предписаний закона, в том числе за счет политического принуждения.
Особый
подход к пониманию природы
Несмотря на существеннейшие расхождения в основных трактовках происхождения и природы государства, на протяжении XVIII-XIX вв. сложились и некоторые универсальные подходы к определению государственной системы. На основании их государство можно определить как политическую целостность, закрепленную на определенной территории, выступающую одновременно как средство обеспечения интересов национальной или многонациональной общности и как особый механизм управления.
Конституирующими элементами государственной системы выступают территория и население (нация, народ). Территория является пространственной, материальной основой государства. В отличие от догосударственного периода (эпохи первобытнообщинного строя), когда общественная власть распространялась на людей вне пространственных рамок на основе кровнородственной общности, власть современного государства действует, прежде всего, на определенной части суши, территориальных вод, недр, воздушного пространства. Принцип территориальной целостности и неприкосновенности государства является одним из важнейших для международного права.
Население - это человеческое сообщество, проживающее на территории государства и подчиняющееся его власти. В европейской традиции сложилось представление о едином организме - нации-государстве, основой которого выступает "государствообразующий", или "титульный" народ. Однако, в действительности, народное сообщество в рамках одного государства может быть как моноэтническим, так и полиэтническим. Использование понятия "нация" в данном случае отражает не этнические корни государственности, а ее объединяющий, консолидирующий характер. Население государства образует единую социально-экономическую и политическую общность, связанную с государством особыми правовыми отношениями (гражданством или подданством). В этом смысле понятия "народ" и "нация" синонимичны.
Сущностным признаком, отличающим государство от других политических организаций, является его суверенность (фр. "souverainete" - верховная власть). Суверенитет государства означает верховенство и независимость его власти. Это предполагает:
-безусловное распространение государственной власти на всю территорию страны в рамках государственной границы;
-распространение власти государства на все население, обладающее устойчивой юридической связью с ним (в виде гражданства или подданства);
-прерогатива государства на осуществление властных полномочий в юридической, общеобязательной форме (правотворческой, правоприменительной и правоохранительной);
-монопольное право государство на использование насильственных средств принуждения (в том числе, в деятельности таких специфических органов, как армия, полиция, органы безопасности, тюрьмы);
-осуществление государством сборов налогов, эмиссии;