Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 17:23, курсовая работа
Описание работы
Актуальность работы заключается в том, что реформирование аграрного сектора экономики в России продолжается уже почти 15 лет, однако положительной динамики не наблюдается. Принят Земельный Кодекс - законодательный акт, который должен надолго определить судьбу земельных отношений в России. Реализуется приоритетный национальный проект «Развитие АПК», Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» и Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Все это направлено на скорейший выход аграрного производства из кризисного состояния. В связи с этим в условиях открытой экономики особую актуальность приобретает не управление, а регулирование экономических отношений в сфере АПК. Значимость данной проблемы усилилась после принятия государством приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
Содержание
Введение 3 1. Теоретические аспекты государственного управления агропромышленным комплексом 1.1 Агропромышленный комплекс - единый объект государственного управления: понятие, сущность функционирования 7 1.2 Принципы, формы и методы государственного управления агропромышленным комплексом 16 2. Анализ государственного управления агропромышленным комплексом 2.1 Федеральные органы государственного управления агропромышленным комплексом 33 2.2 Характеристика деятельности республиканских органов государственного управления АПК (на примере Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан) 2.3. Башкирская Республиканская программа развития сельского хозяйства с 2006 до 2012 года 48 2.4 Анализ существующих проблем агропромышленного комплекса 42 Заключение 68 Список использованной литературы 73
Государство
является неотъемлемой составной частью
политической структуры страны. Основное
предназначение государственных органов
управления на федеральном и региональном
уровнях состоит в обеспечении приемлемого
для жизни общества социально-экономического
порядка. Это осуществляется посредством
воздействия на определенные стороны
жизнедеятельности соответствующими
методами.
Система
государственного управления страны рассматривается
учеными с различных позиций, в широком
и узком смысле. Понятие «управление»
в широком смысле представляют как функцию
организованных систем различной природы,
обеспечивающую сохранение их определенной
структуры, поддержание режима деятельности,
реализацию программ и целей.
С экономической
точки зрения управление - это «область
целенаправленных организационных мероприятий,
лежащими между объективными экономическими
категориями и закономерностями и практическим
их исследованием».
С политической
точки зрения государственное управление
- это определенное воздействие на общество
с целью его упорядочения, совершенствования
и развития.
То есть
обобщенно государственное управление
можно определить как процесс воздействия
на какую-либо общественную систему с
целью поддержания её определенных параметров
или перевода в новое состояние с учетом
свойственных ей объективных законов.
При этом ряд авторов определяют управление,
как целенаправленное, систематическое,
сознательное воздействие на коллективы
людей в процессе их деятельности для
эффективного использования имеющихся
ресурсов при осуществлении общественного
воспроизводства. Это воздействие, в свою
очередь, состоит из деятельности по согласованию,
упорядочению, регулированию, координации
и контролю общественного труда.
Государственное
управление в целом осуществляется в настоящее
время преимущественно через законодательно-правовой
и экономический механизм, обеспечивающий
регулирование поведения людей и организацию
их деятельности.
По воздействию
на управляемый объект выделяется отраслевое
и территориальное государственное управление.
Отраслевое управление предполагает наличие
вертикали от центральных органов до хозяйствующих
субъектов на местах. Оно реализуется
через министерства, которые осуществляют
техническую политику в отрасли, обеспечивают
необходимые отраслевые и межотраслевые,
пропорции [4].
Территориальное
управление направлено на рациональное
размещение производства, углубление
специализации и комплексное развитие
регионов, выравнивание уровней их экономического
и социального развития, решение других
задач государственной региональной политики.
По способу
учета интересов объектов управления
различают административное и экономическое
госуправление. Административное управление
непосредственно воздействует на интересы
управляемых с помощью разрешения, запрета,
принуждения и т.д. В государственном регулировании
экономики администрирование реализуется
в форме лицензирования видов деятельности,
квотирования экспорта, импорта, другом.
Экономическое
государственное управление воздействует
на интересы объектов управления косвенно,
то есть через финансовую, денежную и кредитную
государственную политику. При этом отсутствует
прямое директивное принуждение. Объект
управления свободен в выборе варианта
действии. Но его действия не должны противоречить
действующему законодательству.
Государство
в процессе управления выполняет разнообразные
функции. Для ряда функций государственного
управления основой выступает социальная
сущность государства, его целевые ориентиры.
Изменяются цели государства - меняется
система и функции управления: одни функции
становятся ненужными, появляется потребность
в других, третьи - остаются неизменными
по форме, но наполняются новым содержанием.
До недавнего
времени в нашей стране считалось, что
государство по отношению к АПК должно
выполнять следующие функции:
- регулирование
цен, спроса и предложения на рынке;
- поддержка
доходов товаропроизводителей;
- обеспечение
сбалансированности в отраслевых и социально-экономических
структурах;
- поддержание
развития научно-технического прогресса;
- обеспечение
нужд страны (региона) в продукции АПК,
продовольствии и сельскохозяйственном
сырье;
- соблюдение
качества продукции и экологичности производства;
- контроль
импорта и содействие экспорту продукции
АПК.
В настоящее
время ряд ученых, исходя из теоретического
и практического опыта развитых стран,
считают, что процесс воспроизводства
в АПК должен быть основан на государственной
поддержке, исходя, помимо перечисленных
выше, также из следующих функций государства:
- контроль
землепользования;
- общий
контроль деятельности;
- фискальная
политика (налоговая и т.д.);
- система
ипотечного кредита;
- государственное
регулирование цен;
- стимулирование
развития прогрессивных форм хозяйствования
в АПК.
Многие
функциональные обязанности госорганов
обусловлены необходимостью поддержания
рациональной системы взаимоотношений
между субъектами АПК, а также наличием
государственного сектора в соответствующих
отраслях и сферах АПК и значением его
в осуществлении хозяйственной, социально-экономической,
структурно-инвестиционной политики,
повышении эффективности внешнеэкономической
деятельности государства и др. При этом
ученые-экономисты и специалисты-практики
считают вполне правомерным наличие государственного
сектора и доли государственной собственности
в хозяйственных организациях, в том числе
со 100% или контрольным пакетом акций государства.
Экономические
и хозяйственно-организаторской функции
государства в сфере АПК основываются
на использовании объективных законов
развития сельского хозяйства и являются
определяющим фактором развития всех
отраслей в системе единого агропромышленного
комплекса.
В условиях
становления рыночных отношений значение
хозяйственно-организаторской функции
государства для развития отраслей АПК
возрастает в связи с необходимостью урегулирования
интересов аграрных предпринимателей
и иных структур АПК с интересами органов
государственного управления, координирования
их деятельности с целью удовлетворения
интересов и потребностей всего общества.
Значимость
государственного управления возрастает
также в условиях рыночной экономики в
связи с необходимостью решения задач
организационно-экономического, научно-технического,
социально-культурного и политического
характера.
Ещё большую
значимость приобретают государственное
регулирование и особенно его составная
часть — государственная поддержка для
АПК с развитием многоукладной экономики
и вступлением стран, включая Россию, в
различные международные организации.
В данном случае государство становится
определенным гарантом для своих товаропроизводителей
по защите их интересов в условиях глобализации
рыночной экономики и расширения международных
связей.
Для выполнения
указанных функций государству требуются
средства, в том числе для выделения в
сферу АПК через бюджет и цены. Отсюда,
рассматривая совокупность инструментов
и средств государственного воздействия
на АПК, по мнению крупных российских ученых,
их можно сгруппировать следующим образом:
- правовое
регулирование, осуществляемое разработкой
и принятием федеральных и региональных
законов, других нормативно-правовых документов,
формирует позицию государства в решении
ключевых вопросов АПК, определяет условия
экономического и финансового регулирования
через механизм реализации принятых законов;
- экономическое
регулирование, осуществляемое путем
государственного воздействия через законы
и иные нормативно-правовые акты на порядок
и условия ценообразования, кредитования,
налогообложения и другие экономические
инструменты;
- поддержка,
реализуемая непосредственным вливанием
государственных федеральных и региональных
бюджетных средств или обеспечением благоприятных
условий для хозяйственной деятельности;
- административное
регулирование, осуществляемое методами
внеэкономического принуждения в дополнении
к вышеперечисленным формам госрегулирования
(фитосанитарный, ветеринарный, экологический
контроль; лицензирование, квотирование,
стандартизация производства и т.д.).
В качестве
основных направлений государственного
регулирования, как способа проявления
государственного управления в современных
условиях, должны быть финансово-экономическое
оздоровление товаропроизводителей, усиление
инновационного характера развития АПК,
активизация инвестиционной деятельности,
развитие рынка аграрно-промышленной
продукции и повышение конкурентоспособности
отечественных товаропроизводителей,
обеспечение экологической безопасности
агропромышленного производства и повышение
уровня жизни населения.
Таким
образом, государственное управление
АПК представляет собой целенаправленное
воздействие государства на хозяйственную
деятельность товаропроизводителей путем
издания нормативно-правовых актов, посредством
экономического воздействия государства
на производство, переработку и реализацию
сельскохозяйственной продукции и продовольствия,
а также производственно-техническое
обеспечение агропромышленного производства.
Всё указанное должно быть направлено
на улучшение использования природных,
трудовых, материальных ресурсов, охрану
прав и законных интересов граждан.
В процессе
управления государственными органами
выполняются функции организации, планирования,
координации, поддержки, контроля и др.
В этих целях используются правовые, экономические
и иные способы воздействия, включающие
как административные, так и рыночные
рычаги.
Особенности
государственного регулирования АПК,
в первую очередь, должны быть связаны
со спецификой его основополагающей
отрасли - сельского хозяйства.
Зависимость
сельского хозяйства от природных факторов
и ярко выраженный сезонный характер производства,
отсутствие регулярных в течение года
достаточных доходов приводят к тому,
что сельское хозяйство оказывается наиболее
отсталой в технико-технологическом и
уязвимой в финансово-экономическом отношении
отраслью экономики.
Сезонный
характер производства требует значительных
сезонных финансовых, материальных и трудовых
затрат. При этом дорогостоящие средства
производства оказываются невостребованными
в другие периоды годы, требуя дополнительных
расходов финансово-материальных средств
и трудозатрат на поддержание их в работоспособном
состоянии.
В отношении
работников, занятых в сельхозпроизводстве,
также требуется решать социальные проблемы,
возникающие в связи с сезонностью производства
и необходимостью обеспечения их занятости
[4].
Используя
природные и биологические факторы производства
(землю, животных и растения), сельхозтоваро
производители должны учитывать объективно
действующие законы природы и нести дополнительные
затраты по восстановлению плодородия
почвы, поддержанию экологической чистоты,
обеспечению развития растений и жизнеспособности
животных.
Сельское
хозяйство медленнее других приспосабливается
к меняющимся экономическим и технологическим
условиям. Это затрудняет быструю его
переориентацию на производство другой
продукции в зависимости от потребностей
рынка. Особенно это касается животноводства,
и в первую очередь такой его подотрасли,
как скотоводство; где требуется несколько
лет для того, чтобы производство получило
достаточное развитие.
Значительная
зависимость сельскохозяйственного производства
от природно-климатических условий является
ещё одной объективной и сложной проблемой,
вызывающей неустойчивость финансово-экономического
положения сельхозтоваропроизводителей,
что также требует участия государства
в поддержании нормальных воспроизводственных
условий в сельском хозяйстве.