Государственно правовые воззрения Аристотеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 22:16, доклад

Описание работы

Аристотель является одним из величайших философов Греции, творцом самой законченной и всеобъемлющей системы греческой науки. С его именем связано дальнейшее развитие, и углубление античной политико-правовой мысли. Аристотель по праву считается одним из самых универсальных мыслителей в истории. Государство и общество не остались вне поля зрения философа.

Содержание

Введение. 3
Политика и Государство. 4
Правовая теория 7
Заключение. 8
Список использованной литературы: 9

Работа содержит 1 файл

Аристотель. Взгяды на государство и право.docx

— 34.66 Кб (Скачать)

Московский  Государственный Институт

Международных Отношений 

(Университет)

Министерства  иностранных дел

России 
 

Доклад  по теме:

Государственно  – правовые

воззрения Аристотеля.  
 
 

Выполнил:

Асабин  Константин

Студент МИУ 1 курс 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва, 2011

Оглавление 
 

    Введение. 3 

    Политика  и Государство. 4 

    Правовая  теория 7 

    Заключение. 8 

    Список  использованной литературы: 9 
     

 

Введение.

     «Платон мне друг, но истина еще больший друг»

     Аристотель

        Аристотель является одним из величайших философов Греции, творцом самой законченной и всеобъемлющей системы греческой науки. С его именем связано дальнейшее развитие, и углубление античной политико-правовой мысли. Аристотель по праву считается одним из самых универсальных мыслителей в истории. Государство и общество не остались вне поля зрения философа.

      Аристотель  родился в 384 году до н. э. в небольшом эллинском городе Стагире, в связи с чем его в литературе нередко именуют Стагиритом. Рано потеряв родителей, он отправился сначала в Атарней, в Малой Азии, а затем, на 18-ом году – в Афины, где прожил почти 20 лет. Здесь он учился и преподавал в платоновской Академии вплоть до смерти ее основателя.

      Против  многочисленных утверждений о неблагодарности  ученика Аристотеля к своему учителю  Платону свидетельствует всегда почтительный тон, в котором Аристотель ведет свою полемику против платоновского учения об идеях. Об Аристотеле пишут: «Если подобные отношения можно называть неблагодарностью, то такую неблагодарность питают все ученики ,которые не были рабскими последователями своих учителей».

      Покинув Афины  (в  347 г. до н.  э.),  Аристотель  в течение ряда  лет жил в других  греческих государствах, а в 342—340 гг. до н.  э.  по  приглашению  македонского  царя Филиппа II занимался воспитанием его 13- летнего сына Александра. С каким умением Аристотель выполнил свою задачу – об этом свидетельствует благородный дух его воспитанника, величие его политических замыслов и подвигов и прочее.   

        В 335 году до н.э. Аристотель основывает в Афинах свою философскую школу — Ликей (лицей) и руководил ею почти до конца жизни.

      Аристотель  был плодовитым  автором,  но  многие  из  его  произведений утеряны.   Политико-правовая и государственно – правовая тематики подробно   освещаются в таких сохранившихся его работах, как «Политика», «Афинская полития» и «Этика».

            Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Политика как наука у него тесно связана с этикой. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитые представления о нравственности (добродетелях), знание этики (нравов).

      Основным  итогом этических исследований, существенными  для политики, является положение о том, что политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми, принадлежащими к одному сообществу.

Политика  и Государство.

     В трактате Аристотеля «Политика» общество и государство по существу не различаются.

     Государство предстаёт в его сочинении  как естественный и необходимый  способ существования людей.

     «Государство  – есть общение подобных друг другу людей в целях возможно лучшего существования… Всякое же общение организуется ради какого-либо блага…все общения стремятся к тому или иному благу, причем больше других и к высшему из всех благ стремится то общении, которое является наиболее важным из всех… Это общение и называется государством или общением политическим…»1

     А «общение, естественным путем возникшее  для удовлетворения повседневных надобностей, есть семья», – утверждает Аристотель.

     Для Аристотеля государство представляет собой некое целое и единство составляющих его элементов, но он критикует платоновскую попытку «сделать государство чрезмерно единым». Государство состоит из множества элементов, и чрезмерное стремление к их единству, например предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей, приводит к уничтожению государства.

     Государство, замечает Аристотель, понятие сложное. По своей форме оно представляет собой известного рода организацию и объединяет определенную совокупность граждан. С этого угла зрения речь идёт уже не о таких первичных элементах государства, как индивид, семья и т. д., а о гражданине. Определение государства как формы зависит от того, кого же считать гражданином, т. е. от понятия гражданина. Гражданин, по Аристотелю, это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства.

     Аристотель  определяет государство как достаточную для самодовлеющего существования совокупность граждан.

     Аристотель  отмечал, что, когда в государстве  много лиц лишено политических прав, когда в нём много бедняков, тогда в таком государстве  неизбежно бывают враждебно настроенные  элементы.

     По  Аристотелю, человек — политическое существо, т.е. социальное, и он несёт  в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству». Соответственно, первым результатом социальной жизни он считал образование семьи — муж и жена, родители и дети. Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство.

     «Мы должны прежде всего сказать об организации семьи, ведь каждое государство слагается из отдельных семей. Семья в свою очередь состоит из элементов, совокупность которых составляет ее организацию…»2

     Отождествив общество с государством, Аристотель был вынужден заняться поисками целей, интересов и характера деятельности людей от их имущественного положения  и использовал этот критерий при  характеристике различных слоёв  общества. Он выделял три главных  слоя граждан: очень зажиточные, средние, крайне неимущие. По мысли Аристотеля, бедные и богатые «оказываются в  государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, что в  зависимости от перевеса того или  иного из элемента устанавливается  и соответствующая форма государственного строя». Будучи сторонником рабовладельческой  системы, Аристотель тесно связывал рабство с вопросом собственности. 

     Аристотель  выделяет следующие элементы государства:

  • единая территория (которая должна быть небольшой по размеру);
  • коллектив граждан (гражданином является тот, кто участвует в законодательной и судебной власти);
  • единый культ;
  • армия;
  • общий запас;
  • единые представления о справедливости.

     Государственное устройство (politeia) Аристотель определяет как распорядок в области организации государственных должностей вообще, и в первую очередь верховной власти: верховная власть повсюду связана с порядком государственного управления (politeyma), а последний и есть государственное устройство.

     Аристотель  проанализировал 156 видов полисов  и на этом основал классификацию  форм правления.

В зависимости  от целей, которые ставят перед собой  правители государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства:

Правильный  строй — строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие:

  • Монархия (греч. monarchia — единовластие) — форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит монарху.
  • Аристократия (греч. aristokratia — власть лучших) — форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию. Власть немногих, но более чем одного.
  • Полития — Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих». В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой.

«Государство, состоящее из средних  людей, будет иметь  и наилучший государственный  строй».

Неправильный  строй — строй, при котором преследуются частные цели правителей:

  • Тирания — монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя.
  • Олигархия — соблюдает выгоды состоятельных граждан. Строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения и образующих меньшинство.
  • Демократия — выгоды неимущих, среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорожденные и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках. 

Отклонение  от монархии даёт тиранию, отклонение от аристократииолигархию
отклонение от политиидемократию. 

     В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство. По Аристотелю, олигархия и демократия основывают своё притязание на власть в государстве на том, что имущественное — удел немногих, а свободой пользуются все граждане. Олигархия защищает интересы имущих классов. Общей же пользы ни одна из них не имеет.

     При любом государственном строе  общим правилом должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможность чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры.

     Главное в государстве — гражданин, то есть тот, кто участвует в суде и управлении, несёт военную службу и выполняет жреческие функции. Отступление от права означает отход от цивилизованных форм правления к деспотическому насилию и вырождению закона в средство деспотизма.

     У Аристотеля тесно связаны два  понятия: государство и право. Полис - это «правовое государство». В полисе должно господствовать право, а не люди. Благодаря своему общему характеру законы свободны от страстей, они представляют собой уравновешенный разум. Им не мешают симпатии, антипатии, эмоции.

     Право - это нормы, регулирующие общественную жизнь, придающие ей определенную форму  и стабильность. Аристотель говорит  в «Политике»: «порядок и есть своего рода закон»

Правовая  теория

     Аристотеля  была подчинена тем же идеологическим целям, что и учение о государстве.

     Право он отождествляет с политической справедливостью, подчёркивая тем  самым его связь с государством как моральным общением между  свободными гражданами. «Понятие справедливости, — отмечает Аристотель, — связано с представлением о государстве, так как право, служащее критерием справедливости, является регулирующей нормой политического общения».

     Вне политического общения права  не существует: «Люди, не находящиеся  в подобных отношениях, не могут  и иметь относительно друг друга  политической справедливости».

     В целом право как политическое явление Аристотель называет «политическим правом». Это, в частности, означает невозможность неполитического права, отсутствие права вообще в неполитических (деспотических) формах правления.

Информация о работе Государственно правовые воззрения Аристотеля