Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 22:16, доклад
Аристотель является одним из величайших философов Греции, творцом самой законченной и всеобъемлющей системы греческой науки. С его именем связано дальнейшее развитие, и углубление античной политико-правовой мысли. Аристотель по праву считается одним из самых универсальных мыслителей в истории. Государство и общество не остались вне поля зрения философа.
Введение. 3
Политика и Государство. 4
Правовая теория 7
Заключение. 8
Список использованной литературы: 9
Московский Государственный Институт
Международных Отношений
(Университет)
Министерства иностранных дел
России
Доклад по теме:
Государственно – правовые
воззрения
Аристотеля.
Выполнил:
Асабин Константин
Студент
МИУ 1 курс
Москва, 2011
Оглавление
Введение. 3
Политика
и Государство. 4
Правовая
теория 7
Заключение. 8
Список
использованной литературы: 9
«Платон мне друг, но истина еще больший друг»
Аристотель
Аристотель является одним из величайших философов Греции, творцом самой законченной и всеобъемлющей системы греческой науки. С его именем связано дальнейшее развитие, и углубление античной политико-правовой мысли. Аристотель по праву считается одним из самых универсальных мыслителей в истории. Государство и общество не остались вне поля зрения философа.
Аристотель родился в 384 году до н. э. в небольшом эллинском городе Стагире, в связи с чем его в литературе нередко именуют Стагиритом. Рано потеряв родителей, он отправился сначала в Атарней, в Малой Азии, а затем, на 18-ом году – в Афины, где прожил почти 20 лет. Здесь он учился и преподавал в платоновской Академии вплоть до смерти ее основателя.
Против многочисленных утверждений о неблагодарности ученика Аристотеля к своему учителю Платону свидетельствует всегда почтительный тон, в котором Аристотель ведет свою полемику против платоновского учения об идеях. Об Аристотеле пишут: «Если подобные отношения можно называть неблагодарностью, то такую неблагодарность питают все ученики ,которые не были рабскими последователями своих учителей».
Покинув Афины (в 347 г. до н. э.), Аристотель в течение ряда лет жил в других греческих государствах, а в 342—340 гг. до н. э. по приглашению македонского царя Филиппа II занимался воспитанием его 13- летнего сына Александра. С каким умением Аристотель выполнил свою задачу – об этом свидетельствует благородный дух его воспитанника, величие его политических замыслов и подвигов и прочее.
В 335 году до н.э. Аристотель основывает в Афинах свою философскую школу — Ликей (лицей) и руководил ею почти до конца жизни.
Аристотель был плодовитым автором, но многие из его произведений утеряны. Политико-правовая и государственно – правовая тематики подробно освещаются в таких сохранившихся его работах, как «Политика», «Афинская полития» и «Этика».
Аристотель
Основным итогом этических исследований, существенными для политики, является положение о том, что политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми, принадлежащими к одному сообществу.
В трактате Аристотеля «Политика» общество и государство по существу не различаются.
Государство предстаёт в его сочинении как естественный и необходимый способ существования людей.
«Государство – есть общение подобных друг другу людей в целях возможно лучшего существования… Всякое же общение организуется ради какого-либо блага…все общения стремятся к тому или иному благу, причем больше других и к высшему из всех благ стремится то общении, которое является наиболее важным из всех… Это общение и называется государством или общением политическим…»1
А «общение, естественным путем возникшее для удовлетворения повседневных надобностей, есть семья», – утверждает Аристотель.
Для Аристотеля государство представляет собой некое целое и единство составляющих его элементов, но он критикует платоновскую попытку «сделать государство чрезмерно единым». Государство состоит из множества элементов, и чрезмерное стремление к их единству, например предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей, приводит к уничтожению государства.
Государство, замечает Аристотель, понятие сложное. По своей форме оно представляет собой известного рода организацию и объединяет определенную совокупность граждан. С этого угла зрения речь идёт уже не о таких первичных элементах государства, как индивид, семья и т. д., а о гражданине. Определение государства как формы зависит от того, кого же считать гражданином, т. е. от понятия гражданина. Гражданин, по Аристотелю, это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства.
Аристотель определяет государство как достаточную для самодовлеющего существования совокупность граждан.
Аристотель отмечал, что, когда в государстве много лиц лишено политических прав, когда в нём много бедняков, тогда в таком государстве неизбежно бывают враждебно настроенные элементы.
По Аристотелю, человек — политическое существо, т.е. социальное, и он несёт в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству». Соответственно, первым результатом социальной жизни он считал образование семьи — муж и жена, родители и дети. Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство.
«Мы должны прежде всего сказать об организации семьи, ведь каждое государство слагается из отдельных семей. Семья в свою очередь состоит из элементов, совокупность которых составляет ее организацию…»2
Отождествив
общество с государством, Аристотель
был вынужден заняться поисками целей,
интересов и характера
Аристотель выделяет следующие элементы государства:
Государственное устройство (politeia) Аристотель определяет как распорядок в области организации государственных должностей вообще, и в первую очередь верховной власти: верховная власть повсюду связана с порядком государственного управления (politeyma), а последний и есть государственное устройство.
Аристотель проанализировал 156 видов полисов и на этом основал классификацию форм правления.
В зависимости
от целей, которые ставят перед собой
правители государства, Аристотель
различал правильные и неправил
Правильный строй — строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие:
«Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».
Неправильный строй — строй, при котором преследуются частные цели правителей:
Отклонение
от монархии даёт
тиранию, отклонение
от аристократии
— олигархию,
отклонение от политии
— демократию.
В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство. По Аристотелю, олигархия и демократия основывают своё притязание на власть в государстве на том, что имущественное — удел немногих, а свободой пользуются все граждане. Олигархия защищает интересы имущих классов. Общей же пользы ни одна из них не имеет.
При любом государственном строе общим правилом должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможность чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры.
Главное в государстве — гражданин, то есть тот, кто участвует в суде и управлении, несёт военную службу и выполняет жреческие функции. Отступление от права означает отход от цивилизованных форм правления к деспотическому насилию и вырождению закона в средство деспотизма.
У Аристотеля тесно связаны два понятия: государство и право. Полис - это «правовое государство». В полисе должно господствовать право, а не люди. Благодаря своему общему характеру законы свободны от страстей, они представляют собой уравновешенный разум. Им не мешают симпатии, антипатии, эмоции.
Право - это нормы, регулирующие общественную жизнь, придающие ей определенную форму и стабильность. Аристотель говорит в «Политике»: «порядок и есть своего рода закон»
Аристотеля была подчинена тем же идеологическим целям, что и учение о государстве.
Право он отождествляет с политической справедливостью, подчёркивая тем самым его связь с государством как моральным общением между свободными гражданами. «Понятие справедливости, — отмечает Аристотель, — связано с представлением о государстве, так как право, служащее критерием справедливости, является регулирующей нормой политического общения».
Вне политического общения права не существует: «Люди, не находящиеся в подобных отношениях, не могут и иметь относительно друг друга политической справедливости».
В целом право как политическое явление Аристотель называет «политическим правом». Это, в частности, означает невозможность неполитического права, отсутствие права вообще в неполитических (деспотических) формах правления.
Информация о работе Государственно правовые воззрения Аристотеля