Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 17:54, курсовая работа
Целью данной работы является анализ деятельности системы государственных органов, реализующих миграционную политику, в целях определения и обеспечения равномерного регионального экономического развития, устранение региональной экономической асимметрии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть сущность, виды и основные принципы государственной миграционной политики;
Глава I. Государственная миграционная политика: сущность, виды и инструменты
1.1 Сущность, виды и инструменты государственной миграционной политики
1.2 Основные принципы и направления государственной миграционной политики Российской Федерации
Глава II. Влияние государственной миграционной политики России на миграционные социально - экономические и политические процессы в современном обществе
2.1. Анализ миграционных проблем в современном Российском обществе
2.2 Влияние государственной миграционной политики России на миграционные процессы
Глава III. Процесс интеграции РФ в систему мирохозяйственных связей на примере Мурманской области
3.1 Реализации государственной миграционной политики на территории Мурманской области
3.2 Развитие международного и экономического сотрудничества в регионе
Заключение
Список используемых источников
Статистика безработицы в Мурманской области в 2009 году:
на 20 января – 11 976 человек; на 1 февраля – 13 178 человек;
на 1 марта – 14 963 человека; на 1 апреля – 15 767 человек;
на 8 апреля – 16 082 человек.16
Сохранение государственной политики, направленной на улучшение демографической ситуации, позволит в ближайшей перспективе повысить показатели рождаемости в городе. В реалистичном варианте прогноза к 2012 г. коэффициент рождаемости будет 10,4 чел. на 1000 населения, против 10,0 в 2007-2008 гг. Уровень смертности сократится незначительно и останется выше 12 чел. на 1000 населения. При этом коэффициент естественного прироста увеличится до -2,3. Показатель миграционной убыли несколько снизится и достигнет к 2012 г. 5,9 чел. на 1000 населения. Т.е. ежегодное сокращение численности населения составит менее 3 тыс. чел.: в 2009 г. - 2,9 тыс. чел., в 2010 г. - 2,7 тыс. чел., в 2011 г. - 2,6 тыс. чел., а среднегодовая численность населения города к 2012 г. снизится до 305,1 тыс. человек.17
В оптимистичном варианте прогноза рост рождаемости составит в 2009 г. 103,4%, в 2010 и 2011 гг. - по 100,5%. Коэффициент рождаемости к 2012 г. достигнет 10,7 чел. на 1000 населения. Показатель смертности несколько снизится, оставаясь при этом на достаточно высоком уровне - 12,6 чел. на 1000 населения. Таким образом, при благоприятных условиях предполагается постепенный рост коэффициента естественного прироста на протяжении прогнозируемого периода, значение которого к 2012 г. достигнет -1,9.
Несмотря на наметившуюся тенденцию к снижению показателя миграционной убыли ожидается сохранение отрицательной миграции, к 2012 г. ее значение сократится с 2,1 тыс. чел., в 2007-2008гг до 1,7 тыс. чел.
В
результате прогнозируемых изменений
(сокращения миграционной убыли за
счет притока рабочей силы в связи
с развитием транспортного
Рациональное
размещение населения способствует
эффективному функционированию экономики,
сглаживает региональные противоречия,
устраняет внутреннюю социально-экономическую
напряженность. Любое цивилизованное
государство следит за тем, чтобы
не происходила чрезмерная концентрация
населения и экономики в одних
регионах и запустение в других.
Размещение населения или его
перераспределение
Воздействовать
на миграционное поведение населения
можно, используя весь комплекс административных,
правовых и экономических рычагов
управления. Причем в любом государстве
это функция исключительно
3.2.
Развитие международного
и экономического
сотрудничества региона
Для Мурманской области с учетом ее географического расположения, особенностей ресурсного и социально-экономического потенциала вопросы международного сотрудничества должны рассматриваться как один из важнейших стратегических факторов в достижении целей устойчивого развития региона.
В настоящий момент международное сотрудничество Мурманской области развивается успешно в различных направлениях, работает множество международных программ в области экологии, образования, энергетики и переработке и хранению радиоактивных отходов.
Внешнеторговый оборот Мурманской области за 2008 год составил 3225,7 млн.долларов (108,1 % по сравнению с 2007 годом).
Мурманская область является экспортно-ориентированным регионом, сальдо внешней торговли положительное. Стоимость экспортных поставок в 7,2 раза превысила стоимость импортных.
Главные торговые партнеры – страны дальнего зарубежья. Доля стран СНГ в товарообороте – 3,8 %.
Основными торговыми партнерами являются – Нидерланды (доля в ВТО – 21,8 %), Китай (18,9 %), Норвегия (10,6 %), Финляндия (7,8 %), Литва (6,6 %), Бельгия (4,7 %), Швеция (3,4 %), Беларусь (3,2 %), Великобритания (2,5 %) и Германия (2,2 %). Экспорт товаров составил 2832,6 млн.долларов, что на 5,8 % больше, чем за 2007 год, в том числе в страны дальнего зарубежья – 2751,5 млн.долларов (104,8 %), в страны СНГ – 81,1 млн.долларов (162,2 %). Кроме того, через биржевые торги поставлено апатитового концентрата в Беларусь на сумму 72,5 млн. долларов.
Главными товарами экспорта являются цветные металлы и изделия из них, их доля в общем объеме экспорта составила 49,6 % и снизилась по сравнению с 2007 годом на 11 п.п. Поставки цветных металлов увеличились на 20,1 %. В то же время, в условиях падения цен на никель на мировых рынках (контрактные цены на никель снизились почти в 2 раза), стоимостной объем экспорта металлов сократился на 13,2 %. Значительное место в товарной структуре экспорта занимают апатитовый концентрат, рыба и ракообразные. Поставки апатитового концентрата сократились на 22,1 %. В то же время в результате роста контрактных цен в 3,4 раза, в стоимостном выражении экспорт апатитового концентрата вырос в 2,6 раза, его доля в экспорте увеличилась на 12 п.п. до 19,4 %.
В
натуральном выражении
Основную долю в структуре импорта занимают машины, оборудование и транспортные средства. Импорт машин и оборудования вырос в 1,5 раза, доля в общем объеме импорта по сравнению с 2007 годом увеличилась на 4.6 п.п и составила 30,6 %. Стоимостной объем импорта транспортных средств сократился на 17,1 %, удельный вес снизился на 10,9 п.п до 20,2 %.
Доля химической продукции увеличилась в 2,8 раза и составила 23,8 %. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года импорт химической продукции вырос в 3,5 раза. Такой рост связан с поставками из-за границы сырья для производства алюминия (глинозема) филиала ОАО «СУАЛ» «КАЗ-СУАЛ», в 2007 году все сырье поставлялось от российских производителей. Экспорт и импорт международных услуг составили соответственно 124,5 % и 119,7 % к 2007 году.
В 1 квартале 2009 года обеспечивалось привлечение ресурсов из различных международных источников для улучшения условий социально-экономического развития региона. В настоящее время на территории Мурманской области реализуется 85 международных проектов в сфере экономического сотрудничества, поддержки малого и среднего предпринимательства, создания благоприятного инвестиционного климата, охраны окружающей среды, внедрения энергосберегающих технологий, инфраструктуры, здравоохранения и социальной сферы, сельского и лесного хозяйства. Из них 42 проекта осуществляется в рамках программы сопредельного сотрудничества между Финляндией и Мурманской областью.
В
отчетном периоде осуществлен комплекс
мер по развитию связей с зарубежными
партнерами, продолжена работа по повышению
международного имиджа региона. Состоялись
визиты в Мурманскую область делегаций
деловых кругов Швеции, Финляндии, Норвегии.
В январе состоялось первое заседание
русско-шведского совета по поддержке
малого и среднего предпринимательства.
В феврале состоялся визит
делегации Мурманской области в
норвежскую губернию Тромс, подписан план
сотрудничества между Правительством
Мурманской области и Администрацией
губернии Тромс на 2009-2011 годы. Совместно
с партнерами из Финляндии и Швеции
осуществляется проект по созданию промышленного
(индустриального) парка в поселке
Алакуртти. Разработана Программа
мероприятий на 2009 год по улучшению
социально-экономической
На
основании проведенного анализа
приходим к выводу что, социально-экономические
миграционные процессы находятся в
тесной связи с движением капиталов.
Экономическая политика, в том
случае, если она есть, определяет необходимые
региону население и трудовые
ресурсы, а также меры экономического
стимулирования миграционного притока
(оттока) населения в нужных масштабах
и направлениях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главной
целью реализации государственной
миграционной политики является поддержание
такого экономического развития регионов,
которое обеспечивает занятость
необходимой численности
Первая глава посвящена теоретическим аспектам рассматриваемого вопроса. Раскрыт смысл основных понятий “миграционная политика”, определены основные проблемы в области миграции, рассмотрены принципы, цели и задачи государственной миграционной политики.
Во второй главе проведен анализ концепции миграционной политики России, рассмотрены пути и методы реализации миграционной политики. Проанализирована работа государственных органов направленная на реализацию миграционной политики, основные направления деятельности, и дается их оценка.
В третьей главе собран и рассмотрен материал по реализации государственной миграционной политики на территории Мурманской области и сделан вывод о степени их эффективности. Рассмотрено и проанализировано состояние, возможности и перспективы интеграции РФ в систему мирохозяйственных связей на примере Мурманской области.
Проблемы в области миграционной политики, которые требуют решения:
В настоящее время миграционные потоки носят стихийный характер. В результате не учитываются реальные возможности социальной инфраструктуры, увеличиваются диспропорции региональных рынков труда, растет социальная напряженность, создаются условия для распространения среди населения Российской Федерации идей национальной нетерпимости и ксенофобии. Создание условий для привлечения в Российскую Федерацию квалифицированных легальных трудовых ресурсов, совершенствование миграционного учета иностранных граждан, противодействие нелегальной миграции, а также комплекс мер по поддержке внутренней трудовой миграции нельзя осуществить без сбора и анализа качественной и подробной информации о миграции.
Вывод:
активизация деятельности правительства
РФ в сфере государственной
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. "О совершенствовании
государственного управления в
области миграционной политики"
2. "Вопросы Федеральной миграционной службы". Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года N 928 (с изменениями на 2 сентября 2008 года).
3. «О мерах по
реализации государственной
4. «Об итогах социально-экономического развития Мурманской области за i квартал 2009 года». Доклад правительства Мурманской области.
5. Мировая экономика. Ломакин В.К. 3-е изд., стереотип. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 672 с.
6. Сергеев П.В.
Мировая экономика: Учебное
7. Кудров В.М. Мировая экономика: Учебник / В.М. Кудров. - Москва: Дело, 2006. - 515 с.
8. Колесов В.П., Кулаков М.В. Международная экономика: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 474 с.
Информация о работе Государственная миграционная политика: сущность, виды и инструменты