Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 11:37, реферат
Целью рефарата является: раскрытие сущности и особенностей глобализации, глобальных проблем человечества и их влияние на современное общество.
Задачи:
- Рассмотреть основные подходы к анализу процесса глобализации.
- Раскрыть основные черты процесса глобализации.
- Выявить последствия развития процессов глобализации.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………….……………………3
1.ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК РЕАЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО МИРА………………………………………….......................................5
1.1 КОНЦЕПЦИИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ.....……...……………………..5
1.2 ГЛОБАЛИЗАЦИЯ В ПОЛИТИКЕ………………………………..9
2. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА……………….17
2.1 ПОНЯТИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ………………………..17
2.2 ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ…………...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……
Характеризуя
различные концепции
Резюмируя выводы изложенных концепций, можно сказать, что глобализация подразумевает следующие изменения:
- кризис национального государства;
- формирование сетевого общества (без центра), где социальные связиосуществляются неиерархически;
- различные "ответы" культур на "американизацию";
- формирование транснациональных социальных связей;
- осознание людьми единства мира;
- манипулирование символами и значениями для достижения социально значимых целей.
Кроме того, как отмечает Бек, существует международное неравенство в распределении риска. Экономически развитые страны Запада все в большей степени переводят наиболее опасные промышленные производства в бедные развивающиеся страны. Но, как полагает Бек, в условиях мировой экономической интеграции возникает так называемый эффект бумеранга, то есть страны Запада оказываются не в состоянии полностью оградить себя от последствий экологических катастроф в других регионах мира [9, c. 58].
И в конечном итоге, как
1.2
Глобализация в
политике
Глобальная
политика меняет традиционные представления
о различиях между внутренней
и внешней, внутригосударственной
и международной, территориальной
и не территориальной политикой.
Политические решения и действия
в одной части мира быстро отражаются
во всем остальном мире. Центры политического
действия и принятия решений могут,
благодаря современным
Глобализация
политических рынков выражается прежде
всего в расширении круга экономических
субъектов, на запросы которых вынуждены
реагировать как национальные правительства,
так и международные
Конкуренция за власть в межгосударственной системе не требует особого культурного консенсуса между странами. Соответственно возник такой феномен, как “глобальное правление” (“global governance”). Он означает развитие специализированных международных организаций. Примерами таких организаций являются[1] : ООН и Европейский союз.
Система
Организации Объединенных Наций (далее
ООН) в ее современном виде складывалась
на протяжении длительного времени.
Система ООН зародилась более 100
лет назад как механизм управления
мировым сообществом. В середине
девятнадцатого столетия появились
первые международные
Как
известно, лозунг неотъемлемости и
незыблемости суверенитета народа и
государства был одним из наиболее
значимых во времена буржуазно-
Научно-технический
прогресс, в свою очередь, привел к
тому, что интеграционные процессы
проникли в экономику всех развитых
стран Европы и вызвали всестороннюю
связь наций друг с другом. Желание
развиваться в рамках суверенного
государства и невозможность
делать это без широкого сотрудничества
с другими независимыми государствами
- и привела к появлению такой
формы межгосударственных взаимосвязей,
как международные
Вначале,
главной целью
Вопрос о возникновении первой международной организации до сих пор остается спорным. Правоведы-международники чаще всего называют таковой Центральную комиссию судоходства по Рейну, возникшую в 1815 году. Кроме европейских и американских комиссий по международным рекам, характеризующихся строго специальной компетенцией, в 19 веке создавались так называемые квазиколониальные организации, такие как например Западный Ириан, который просуществовал недолго, а также административные союзы [2].
Именно административные союзы оказались наиболее подходящей формой развития межправительственных организаций. По образу и подобию административных союзов, главной задачей которых было сотрудничество государств в специальных областях, межправительственные организации развивались в течении целого века.
Начало двадцатого столетия ознаменовало конец спокойного развития многих государств. Противоречия присущие началу развития капитализма породили мировую войну. Первая мировая война не только задержала развитие международных организаций, но и привела к роспуску многих из них. В то же время осознание губительности мировых войн для всей человеческой цивилизации оказало воздействие на на появление проектов создания международных организаций политической ориентации в целях предотвращения войн.[2]
Идея создания глобальной межправительственной организации для предотвращения войн и поддержания мира занимала умы человечества с давних пор.
Один из таких проектов лег в основу Лиги Наций (1919) так и не ставшей эффективным инструментом политического и международного сотрудничества.
В целом за время от первой до второй мировой войны разработка проблем организации международного мира и безопасности двигалась весьма медленно.
Вторая мировая война в силу ее масштабов, методов террора, применяемых фашистскими армиями, дала мощный толчок правительственной и общественной инициативе по организации мира и безопасности [2].
На правительственном уровне впорос создания организации международной безопасности возник, по сути дела, с первых дней войны.
Название Объединенные Нации, предложенное президентом Соединенных Штатов Франклином Рузвельтом, было впервые использовано в Декларации Объединенных Наций 1 января 1942 г., когда во время Второй мировой войны представители 26 государств обязались от имени своих правительств продолжать совместную борьбу против стран нацистского блока [3].
25 апреля 1945 г.
представители 50 стран собрались
в Сан-Франциско на
На повестке дня Конференции стояли предложения, выработанные представителями Китая, Советского Союза, Великобритании и Соединенных Штатов в "Думбартон-Оуксе", на основе которых делегаты должны были выработать Устав, приемлемый для всех государств.
25 июня 1945 г. Устав из 111 статей был единогласно принят.
Устав был подписан 26 июня 1945 г. представителями 50 стран. Польша, не представленная на Конференции, подписала его позднее, и стала 51-м государством-основателем [3].
ООН официально существует с 24 октября 1945 г. - к этому дню Устав был ратифицирован Китаем, Францией, Советским Союзом, Великобританией, Соединенными Штатами и большинством других подписавших его государств. 24 октября ежегодно отмечается как День Организации Объединенных Наций.
В преамбуле Устава говорится о решимости народов Объединенных Наций "избавить грядущие поколения от бедствий войны".
Целями ООН, закрепленными в ее Уставе, являются поддержание международного мира и безопасности, предотвращение и устранение угрозы миру, и подавление актов агрессии, улаживание или разрешение мирными средствами международных споров, развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; осуществление международного сотрудничества в экономических, социальных, культурных и гуманитарных областях, поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.
Члены ООН обязались действовать в соответствии со следующими принципами: суверенное равенство государств; разрешение международных споров мирными средствами; отказ в международных отношениях от угрозы силой или ее применение против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства [3].
В 1951 ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия создали Европейское объединение угля и стали (ECSC — European Coal and Steel Community), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, которое, по мысли его создателей, должно было предотвратить очередную войну в Европе. Великобритания отказалась участвовать в этой организации по соображениям национального суверенитета.С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) (EEC — European Economic Community) и Европейское сообщество по атомной энергии (Euratom — European Atomic Energy Community). ЕЭС был создан в первую очередь как таможенный союз шести государств, призванный обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, капиталов и людей. Евратом должен был способствовать объединению мирных ядерных ресурсов этих государств. Самым важным из этих трёх европейских сообществ являлось Европейское экономическое сообщество, так что позднее (в 1990-е годы) оно стало именоваться просто Европейским сообществом (EC — European Community). ЕЭС было учреждён Римским договором 1957 года, который вступил в силу 1 января 1958. В 1959 членами ЕЭС был создан Европейский парламент — представительный консультативный, а позднее и законодательный орган [4].
Формирование Европейского союза происходило в несколько этапов:
В 1951 году подписан
Парижский договор (вступил в
силу в 1952 г.). Создается Европейское
объединение угля и стали. Инициаторами
являлись французы. Таким образом
они пытались поставить под контроль
тяжелую промышленность Германии, чтобы
с одной стороны, интегрировать
ее в европейское сообщество, а
с другой не допустить угрозы с
ее стороны. В рамках этой системы
создается система руководящих
органов в Европе. Применяется
система сдержек и