Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 09:01, реферат
В настоящее время в мире насчитывается около 200 государств. Каждое из государств имеет свои национально-исторические особенности и традиции, что сказывается на содержании и форме организации государственного правления.
Государство в целом представляет собой единство трех элементов: государство существует постольку, поскольку существуют 1) население государства (нация, государственно-организованный народ), 2) государственная территория и 3) государственная власть.
Введение
1. Общая характеристика видов форм правления
2. Особенности монархической формы правления
2.1 Основные признаки монархической формы правления
2.2 Классификации монархических формы правления
3. Особенности республиканской формы правления
3.1 Основные признаки и классификации республиканской формы правления
3.2 Парламентская республика
3.3 Президентская республика
3.4 Социалистическая республика
4. Нетипичные формы правления в современном государстве
4.1 Социальные и юридические основы смешанных и гибридных форм правления
4.2 "Монархическая республика" и "республиканская монархия"
4.3 Полупрезидентская, полупарламентарная республика
Заключение
Список использованной литературы
Во-вторых, возрастание роли парламента в президентской (полу президентской) республике при создании смешанных форм, усиление его контроля за деятельностью правительства — часто лишь внешнее, обманчивое явление. В парламентарной же республике при создании смешанных форм значение парламента падает, происходит значительное усиление власти президента, к чему эта форма не приспособлена, а потому не имеет достаточных гарантий против президентского всевластия.
В-третьих, в форме правления снижается роль институциональных факторов, она все более зависит от личности конкретного президента. А носители президентской власти нередко обнаруживают стремление к персонализации власти, к авторитаризму. Наибольшие возможности для этого создаются, как мы видели, в президентской республике. Поэтому переход парламентарной республики (а также и парламентарной монархии в развитых странах с давно сложившимися традициями) к смешанной форме правления, а затем, возможно, и к президентской республике всегда означает усиление авторитаристских черт. Таковы же последствия рационализированного парламентаризма, если его результатом является усиление власти не президента, а премьер-министра. 3 марта 1977 г. сессия законодательного органа – Высшего народного конгресса –приняла декрет об установлении "режима народной власти" и "прямой народной демократии".
Согласно декрету 1977 г., главой государства является полковник Муаммар Каддафи, получивший официальный титул Руководителя ливийской революции, главы Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахерии (СНЛАД). Решением чрезвычайной сессии Всеобщего народного конгресса М. Каддафи возглавил Революционное руководство СНЛАД, находящееся официально вне системы государственной власти и состоящее, помимо М. Каддафи, из трех членов руководства.
Высший орган законодательной и исполнительной власти – Всеобщий народный конгресс (ВНК), избираемый косвенными выборами в составе 750 делегатов сроком на 3 года. ВНК формирует из своего состава Секретариат ВНК, являющийся по своим функциям исполнительным органом ВНК. Правительство – Высший народный комитет – состоит из секретарей (министров).
Судебная система основана
на "народном правосудии", руководствующемся
законами шариата и народными
представлениями о
В начале XXI века социалистические республики существуют в КНР, КНДР, Вьетнаме и на Кубе. Жизнеспособность этой формы правления подтверждается тем, что Китай успешно осуществляет модернизацию, становясь второй по значимости мировой державой, составляя конкуренцию США.
Заключение
Форма правления государства
- результат конкретно-
Историческое развитие форм правления осуществляется в движении от неограниченной (абсолютной) монархии к ограниченной (конституционной), от монархии - к республике, в становлении основных институтов парламентаризма и конституционализма. Общая тенденция мирового развития в направлении от монархии, основанной на единоличной власти суверена, монарха, - к республике, базирующейся на народном суверенитете, не исключает возможности восстановления монархии в отдельных странах после падения диктаторских режимов.
Традиционное деление
форм правления на монархию и республику
в современных условиях не может
адекватно отразить типологические
характеристики существующих государств,
которые демонстрируют
Республиканская форма правления
предполагает такую конструкцию
государства, которая исходит из
признания народа единственным носителем
суверенитета. От народа все высшие
органы власти прямо или косвенно,
непосредственно или
Республиканская модель государства формировалась и развивалась вместе с совершенствованием государственности. Республика - государство с коллегиальной формой правления, где: реализован принцип народного суверенитета; обеспечено разделение властей с закреплением за каждой из них - законодательной, исполнительной, судебной -самостоятельности, собственных полномочий, прерогатив, при наличии механизма взаимных сдержек и противовесов; обеспечивается выборность и сменяемость высших органов законодательной и исполнительной власти, ответственность главы государства,
Институт президентской власти в республиканском государстве исторически сложился как наиболее адекватное воплощение идей сильной исполнительной власти в условиях демократического режима. Опыт функционирования президентской власти в различных странах мира подтверждает ее способность быть в определенных условиях средством обеспечения стабильности развития общества, гарантом прав и свобод личности, особенно в момент острых политических кризисов.
Республики в современном мире подразделяются на парламентские, президентские и смешанные, особой разновидностью которых является самостоятельная форма правления - полу президентская республика.
Список литературы
Аврутин Е. Ю. Государство и право: теория и практика. - М.: ЮНИТИ, 2009. - 503 с.
Алексеев С.С., Архипов С.И. и др. Теория государства и права. – М.: Норма, 2006. - 496 с.
Барихин А. Б., Большая юридическая энциклопедия: более 30000 терминов и определений. – М.: Книжный мир, 2010. - 959 с.
Венгеров А. Б. Теория государства и права. - М.: Омега-Л, 2009. - 607 с.
Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. - М.: НОРМА, 2003. - 784 с.
Нерсесянц В.С Проблемы общей теории права и государства. - М.: Норма, 2004. - 832 с.
Пьянов Н.А. Консультации
по теории государства и права. //
СибЮрВестник, 2002, №3.// ns.lawinstitut/science/
Рассолов М. М., Малахов В. П., Иванов А. А. Актуальные проблемы теории государства и права. - М.: ЮНИТИ, 2010. - 447 с.
Серегин А.В. Современное учение о форме государственного правления: Учебное пособие. – Ростов-н/Д, 2005. – 265 с.
Серегин А.В. Концептуальные
подходы к определению
Топорнин Б.Н. Юридическая энциклопедия. - М.: Юристъ, 2001. - 1272 с.
Чепурнова Н.М., Серёгин А.В. Теория государства и права. – М.: ЕАОИ, 2007. – 465 с.
Чиркин В.Е. Нетипичные формы
правления в современном