Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 15:44, реферат
Приступая к анализу современной формы российского государства, прежде всего, следует иметь в виду, что российское государство и российское общество, утверждая федеративную структуру страны, должны рассматривать федеративное устройство не как самоцель, а как средство более эффективного государственного управления. Иными словами, не федеративный принцип ради самого федеративного принципа, а федерация ради обеспечения социального и экономического прогресса.
Введение. 2.
I. Понятие и структура формы государства………………………………….. 5
II. Форма правления в России: …………………………………………………9
II.1 Понятие формы правления………………………………………………….9
II.2 Особенности российской республики……………………………………..10
III. Форма государственного устройства России……………………………11
III.1 Понятие форма государственного устройства………………………..11
III.2 Особенности российского федерализма…………………………………12
IV. Политический режим Российского государства:……………………….14
IV.1 Понятие политического режима………………………………………..14
IV2. Особенности российского политического режима…………………….15
V. Перспективы развития формы Российского государства………………19
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы. 24.
Возможно ли усиление в России демократических тенденций? В перспективе возможно, в случае успеха реформ, их продуманного и массовидного характера. Здоровый государственный консерватизм, помноженный на гражданский консенсус, -- это те ценности, приоритет которых для современной России безусловен в плане демократизации ее политического режима.
Кроме этого, гарантией роста демократизации
политического режима современной
России являются свобода слова и
печати, наличие реальной многопартийности
и политической оппозиции; выборность
органов государственной
Итак, говоря о политическом режиме современной России, нужно отметить переходность его состояния, когда новое политическое качество полностью еще не состоялось, а старое -- не кануло окончательно в Лету. Но идеал политического развития заявлен; это -- демократизм и правовое государство.
Чем политический режим в России отличается от политических режимов в других странах?
Политический режим
Определенной альтернативой
Необходимо заметить, что в современной России политический режим еще окончательно не оформился. Иное и трудно себе представить в стране, переживающей переходный период поливалентного реформирования. Существующий ныне в России политический режим во многом соответствует интересам находящейся у руля экономического и политического управления политической элиты и финансово-промышленной олигархии.
Является ли Россия демократическим государством?
С формально-правовой точки зрения
Россия, согласно Конституции, является
демократическим федеративным правовым
государством с республиканской
формой правления. Человек, его права
и свободы объявлены высшей ценностью,
гарантировать которую
По Конституции Российская Федерация -- социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В государстве охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. В 137 статьях Конституции можно найти нормы, которыми удовлетворилась бы любая развитая демократия.
Однако в России до сих пор практически все процессы, начиная от экономики и заканчивая социальной сферой, замкнуты непосредственным образом на государстве. Это приводит к тому, что вся жизнь россиян зависит от непосредственной деятельности властных структур. Преодолеть патерналистский характер государства в России пока не удается. Это приводит к тому, что государственные структуры продолжают выполнять функции не демократического, а дистрибутивного, перераспределительного характера. Поэтому реальная практика деятельности государства в России значительно отличается от той законодательной основы, которая существует как норма. Это приводит к тому, что многие демократические понятия, на которые опираются конституционные нормы, являются символами и метафорами, которые в зависимости от ситуации интерпретируются субъектами политического процесса в своих корпоративных интересах.
Например, мало кто в России знает, что собой представляют по содержанию такие понятия из словаря демократии, как «достойная жизнь», «свободное развитие человека», «гарантии социальной защиты», «единство экономического пространства», «местное самоуправление», «прямое действие Конституции», «гарантия прав и свобод согласно нормам международного права» и т.д.
Реформы в России проводятся под
руководством нового демократического
правительства. Но очевидно, что практически
все изменения в настоящее
время противоречат интересам широких
слоев населения, поскольку в
обмен на возможные перспективы
в будущем они, в который раз,
подвергаются лишениям в настоящем.
Политическая машина действует в
интересах новой элиты, причем потенциальной,
поскольку для страны она еще
ничего не сделала кроме фарисейской
благотворительности и
В Конституции записано, что Россия -- социальное государство, стремящееся к обеспечению достойной жизни и устанавливающее гарантированный минимальный размер оплаты труда. Однако в настоящее время минимальный размер оплаты труда является чистым символом, таким распределительным фантомом, который никакого отношения к реалиям не имеет. Минимальная заработная плата в условиях рынка должна позволять работнику и членам его семьи хотя бы минимальное, но полноценное социальное существование, не говоря уже об обеспечении «достойной жизни». Тот уровень минимальной оплаты труда, который может позволить себе сегодня российское государство, не обеспечивает даже одинокому работающему возможности оплатить коммунальные услуги.
Практическое состояние дел
свидетельствует о том, что демократия
в России носит формальный характер,
она не выражает и не может выражать
интересов большинства
Это означает, что Россия представляет собой иное государство, нежели провозглашенное в Конституции. Сказать какое -- трудно, поскольку нет достаточного идеологического осознания реальности. Но подобное состояние России с неизбежностью будет приводить к противоречию между формальными правовыми демократическими основаниями и реальной действительностью. А это противоречие не может не воспроизводить социальную раздвоенность, свойственную тоталитаризму, состояние алегитимности, теневых отношений и многих иных отрицательных явлений, которые не позволяют осуществлять демократическое реформирование на деле.
Заключение.
В России всегда был и есть монархический режим: царь, генеральный секретарь, президент. Если же мы являемся все-таки сторонниками демократического развития, тогда то, что сегодня происходит, и о чем мы говорим, это действительно отступление от демократической модели, которую мы строили все эти десять лет. Тогда все чрезвычайно серьезно. Федеративное государство все же у нас есть. Оно однобокое, слабое, конфедеративно-федеративное. Сейчас мы уходим к унитарно-федеративному.
Движение к федерализму - это попытка медленно, последовательно, постепенно преодолеть существующие противоречия.
Учреждение федеральных
Нельзя перекраивать страну в целях получения оптимального числа субъектов Федерации, ибо мы можем получить не одну, а еще две-три Чечни. Есть вопросы, с решением которых лучше подождать.
Согласно результатам
Вертикаль власти мы понимаем не как
административную соподчиненность, а
как четкое разведение функций и
компетенций по уровням власти. Когда
все занимаются по вертикали всем,
когда все уровни отвечают за решение
какой-то частной проблемы, это есть
самая большая
Сегодня восприятие федерализма неоднозначное. Поэтому поднятие уровня общественного сознания к пониманию, что такое федерализм, это одна из наших важных и очень необходимых задач.
Россия обречена быть федеративным государством, если мы хотим сохранить ее как единое государство, очевидно, что у нас должно пройти еще какое-то время, и достаточно длительное, даже при наличии самой демократической Конституции, чтобы все демократические принципы, включая принципы федерализма, реально начали действовать.
После рассмотрения любой темы обычно подводят итоги, дают ответы на поставленные вопросы, но проблем стало еще больше.
Считаю, что поднятая проблема могла бы быть продолжена в новых исследованиях с освещением новых граней российского федерализма.
Список литературы.
1. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации. М., 1996. С. 114.
2. Тихомиров Л. А. Критика
3. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации. М., 1996. С. 110.
4. Ильин И. А. О грядущей России. Джорданвилл, 1991. С. 52.
5. Корельский В.М., Перевалов В.Д. “ Теория государства и права”, М: Норма, 2000, с.191
6. Еншбарян Р. В., Краснов Ю. К. «Теория государства и права»/ Уч. пособие. М: Юрист, 1999. С. 78
7. Умнова И.А. Конституционные
основы современного
8. Ашаева Д. Государство и государственность: российская альтернатива//Власть 1999г. №1
9. Соловьев А. И. Политология. Учеб. М: Горное изд-во , 2001
10. Чиркин В.Е.
Информация о работе Форма современного Российского государства