Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 15:44, реферат
Приступая к анализу современной формы российского государства, прежде всего, следует иметь в виду, что российское государство и российское общество, утверждая федеративную структуру страны, должны рассматривать федеративное устройство не как самоцель, а как средство более эффективного государственного управления. Иными словами, не федеративный принцип ради самого федеративного принципа, а федерация ради обеспечения социального и экономического прогресса.
Введение. 2.
I. Понятие и структура формы государства………………………………….. 5
II. Форма правления в России: …………………………………………………9
II.1 Понятие формы правления………………………………………………….9
II.2 Особенности российской республики……………………………………..10
III. Форма государственного устройства России……………………………11
III.1 Понятие форма государственного устройства………………………..11
III.2 Особенности российского федерализма…………………………………12
IV. Политический режим Российского государства:……………………….14
IV.1 Понятие политического режима………………………………………..14
IV2. Особенности российского политического режима…………………….15
V. Перспективы развития формы Российского государства………………19
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы. 24.
Первый - наделение части территории государства более широкими правами, чем другие, принимая во внимание особенности исторического, экономического характера, а также наличие компактно проживающей группы, подпадающей под понятие "национальное меньшинство".
Второй - придание специального статуса территориальным образованиям в рамках всей страны.
В числе стран, где созданы автономии первого вида, можно отметить Великобританию, Францию, Финляндию, Данию, Португалию.
В Финляндии специальный статус предоставлен Аландским островам, в Дании - Фарерским островам и Гренландии, в Португалии- островам Азорского архипелага и Мадейре, во Франции- Корсике, в Великобритании - Северной Ирландии.
В частности, автономные образования Финляндии и Дании, несмотря на определенные особенности, имеют общие моменты, которые заключаются в порядке их формирования. В этих странах автономные образования были созданы на основании специального закона, в разработке которого принимали участие представители как центра, так и автономий, что дало возможность на начальной стадии согласовать спорные моменты. Следует отметить, что автономии в Финляндии и Дании являются примером создания политико-территориальных единиц с учетом этнического состава населения.
Иные критерии принимались во внимание в Португалии, предоставившей статус автономии островам Азорского архипелага и Мадейре. Особый статус островной части Португалии определяется особенностями географического положения, а также экономическими и социальными условиями жизни населения. При этом институциональным актом автономной области является статут, который вырабатывается Ассамблеей области. Окончательное решение в отношении статута области принимается общенациональным Парламентом.
Контроль со стороны центральной власти за органами автономных областей осуществляется в Португалии в нескольких направлениях: можно отметить, например, контрольные полномочия министра республики, назначенного в автономную область. Контроль за нормативными актами автономной области осуществляется также Конституционным судом в процессе реализации общих процедур подобного вида. Что касается контрольных полномочий министра республики, то они во многом аналогичны тем, которыми наделены губернаторы в субъектах федерации целого ряда стран с федеративным устройством. В течение пятнадцати дней с момента получения декрета областной законодательной ассамблеи министр республики обязан подписать его либо осуществить право вето. Вместе с тем законодательный орган может преодолеть вето министра.
Конституция Португалии предусматривает и роспуск законодательных и исполнительных органов автономных областей "за деяния, противоречащие Конституции". В таких случаях руководство областью переходит к центральной власти в лице министра.
IV. Политический режим Российского государства:
IV.1 Понятие политического режима.
С формой государства тесно связан политический ре-жим, значение которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней поли-тики государства. Вызвано это тем, что политический ре-жим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.
Политический режим -- это методы осуществления по-литической власти, итоговое политическое состояние в об-ществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функцио-нирования всех политических институтов и характеризует-ся демократизмом или антидемократизмом Корельский В.М., Перевалов В.Д. “ Теория государства и права”, М: Норма, 2000, с.191.
Приведенное определение позволяет выделить следую-щие признаки данного феномена:
Политический режим, прежде всего, зависит от того, какими методами в государстве осуществляется политичес-кая власть. Если это методы убеждения, согласования, за-конности, парламентаризма, если применяется только пра-вовое принуждение, то налицо прогрессивный, демократи-ческий режим. Когда же на первый план выходят методы насилия, в государстве складывается режим реакционный, антидемократический. Существуют режимы, где в той или иной степени сочетаются оба начала.
В каждой стране политический режим определяется соотношением, раскладом политических сил. В странах, где существует устойчивый баланс политических сил или дос-тигнуто долговременное национальное согласие, результа-том такого согласия является стабильный политический ре-жим. Но если в стране верх берут то одни, то другие силы, политический режим постоянно изменяется.
При демократическом режиме высшие органы государства имеют мандат народа, власть реализуется в его интере-сах демократическими и правовыми методами. Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах общества. Крайненедемократическим является тоталитарный фа-шистский режим, когда власть переходит в руки реакцион-ных сил, осуществляется диктаторскими, насильственными методами. Права и свободы человека и гражданина ничем и никем не защищаются, в обществе царят произвол и безза-коние.
Таким образом, изучение методов и способов, с помощью которых государство управляет проживающими на его территории людьми, т.е. политического режима, становится также объективно необходимым для постижения формы государства.
Теория государства и права выделяет несколько основных видов политического режима, которые применялись в многовековой истории государственности. Эти виды представляют собой широкий диапазон между авторитарным и демократическим режимами.
IV.2 Особенности
политического режима в
Сложившийся в последние годы в России политический режим вряд ли можно в чистом виде отнести к какой-то одной его модели. Выйдя из недр тоталитаризма, политическая система России пытается обрести черты развитой демократии. Однако пока политический строй в нашей стране отягощен признаками и иных политических режимов.
1. Сохранившиеся традиции
Сложность реформирования тоталитарной
организации в России заключается
в том, что для ее осуществления
необходимо, кроме всего прочего,
значительно поднять уровень
оплаты труда наемной рабочей
силы. Для этого нужны обширные
капиталовложения. В то же время
реформирование России осуществляется
с целью повышения
Поскольку функцию мобилизации
рабочей силы выполнял именно тоталитаризм,
то станет очевидным, насколько сложно
решить проблему адекватной замены тоталитарных
механизмов принуждения к
В свое время эту проблему пришлось
решать большевикам, когда Ленин
выдвинул тезис: высокая производительность
труда за счет энтузиазма наемных
работников и бедноты, которые теперь
трудятся не на капиталистов, а на себя!
Закончилось все
Вместе с тем в современной России поставлена задача преодоления наследия тоталитаризма. Наивная надежда в чудодейственность частной собственности или рыночных механизмов быстро была развенчана. Национально-государственная идеология опирается лишь на фантомы политического характера. Исполнительная власть заполняет вакуум событиями текущей политики, сменой кадров и обещаниями. Законодательная власть и оппозиция критикуют исполнительную власть, а политические программы и предвыборные обещания превратились в официозную политическую «риторику», которую после выборов никто не вспоминает.
Как эти явления увязать с преодолением тоталитаризма? Следует учитывать, что для России тоталитарная власть в XX в. представлялась в массовом сознании естественным явлением. И до сих пор определенная часть населения России воспринимает тоталитарную власть как нормальное явление. Вместе с тем в России появилось множество свидетельств, которые отличают нынешнюю политику от тоталитарной. Нет единой, навязываемой всем и жестко контролируемой идеологии, существует многопартийность, государство не вмешивается в личную жизнь граждан, осуществимы многие свободы, есть гласность.
В то же время власть еще больше отделилась от народа, нежели при тоталитаризме. Многие противоречия, возникшие еще в эпоху социализма, не разрешены. Идет очень жесткая борьба за статус в высших эшелонах власти. Ослабли контрольные функции власти, что позволяет элите решать свои корпоративные проблемы за счет общества. Однако вариант возврата к тоталитаризму вряд ли возможен, даже в случае выхода из-под контроля государственной власти. Но неустойчивость этой ситуации, сложность социально-политической обстановки затрудняют процессы демократизации России и создают условия для усиления в стране авторитаризма.
2. С другой стороны, налицо
черты демократии: строятся основы
правовой государственности и
создаются устои гражданского
общества; власть на федеральном
и местном уровнях выбираема
и сменяема; действуют механизмы
непосредственной демократии (референдумы),
существует система разделения
властей в государстве (хотя
существует определенный
В результате складывающийся демократический политический режим несет на себе четкие отпечатки экономической и политической олигархизации, что свидетельствует об усилении авторитарных тенденций в государстве.
Как изменился политический режим в России за последние годы?
На основании принятой в 1993 г. новой Конституции в России сложилась президентская республика с действующим двухпалатным парламентом -- Федеральным Собранием, состоящим из Совета Федерации и Государственной Думы. Верхняя палата Федерального Собрания -- Совет Федерации -- включает в свой состав представителей администраций и законодательных органов власти регионов. В Государственную Думу баллотируются депутаты по смешанной (пропорциональной и мажоритарной) избирательной системе. В силу этого политический режим современной России может быть охарактеризован как демократический с устойчивыми авторитарно-олигархическими чертами и элементами политического корпоративизма. Вообще авторитарность заложена в традициях российского общества. В современных условиях тоска по «сильной руке» усиливается ходом и направленностью реформ, за которые подавляющему большинству населения приходится платить слишком большую цену. В результате реформ образовался в стране огромный разрыв между богатыми и бедными, что при отсутствии стабилизирующего «среднего класса» ведет к росту авторитарных настроений.
В результате не всегда продуманной
политики приватизации значительная часть
государственной собственности
оказалась в руках
Усиление авторитарных тенденций
в политическом режиме России обусловлены
принятой в 1993 г. Конституцией, в которой
перераспределение полномочий явно
смещено в сторону
Усилению авторитарных тенденций способствуют такие привходящие факторы, как:
-- перманентный рост
-- природные катаклизмы;
-- этнорегиональные конфликты;
-- военные столкновения;
-- нестабильность ситуации
Надо отметить, что тенденции
к авторитаризму усиливаются, когда
перед обществом стоят
Информация о работе Форма современного Российского государства