Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 16:01, доклад
Правильно оценив решающую роль авиации как
основной ударной силы в борьбе за распространение
большевизма и защите государства, в первой же
пятилетке руководство СССР взяло курс на создание
своего, собственного крупного и автономного от
других стран военно-воздушного флота.
1.Авиация в начале 30-х годов
2.Построение базы развития авиации
3.Уточнение планов применения авиации в будущей
войне
4.Последние приготовления
5.Начало войны
6.Эвакуация авиационной промышленности
7.Положение улучшается
8.Завершение войны
9.Анализ отечественной и зарубежной авиационной
техники периода войны
9.1. Авиация США
9.2. Авиация Англии
9.3. Авиация Германии
войне против стран Западной Европы.
Старые типы истребителей и
бомбардировщиков, такие, как И-15, И-16, СБ, ТБ-3 не
могли соперничать с новейшими "Месстершмиттами" и
"Юнкерсами". Тем не менее, в развернувшихся
воздушных боях даже на устаревших типах самолетов,
русские летчики наносили немцам ущерб. С 22 июня по
19 июля Германия потеряла 1300 самолетов только в
воздушных боях.
Вот что пишет по этому поводу немецкий
генштабист Греффат: "За период с 22 июня по 5 июля
1941 года немецкие военно-воздушные силы потеряли
807 самолетов.
6. Эвакуация авиационной промышленности
К октябрю 1941 года армии Вермахта подошли к
Москве, были заняты города, поставляющие
комплектующие для авиазаводов, пришло время
эвакуации заводов и КБ Сухого, Яковлева и др. в г.
Москве, Ильюшина в Воронеже, требовали эвакуации
все заводы европейской части СССР.
Выпуск самолетов в ноябре 1941 года сократился
более чем в три с половиной раза.
Уже 5 июля 1941 года Совнарком СССР принял
решение об эвакуации из центральных районов страны
части оборудования некоторых заводов авиаприборов
для дублирования их производства в Западной Сибири,
а через некоторое время пришлось выносить решение
об эвакуации всей авиапромышленности.
9 ноября 1941 года Государственный комитет
обороны утвердил графики восстановления и пуска
эвакуированных заводов и планы производства.
Была поставлена задача не только восстановить
выпуск самолетов, но и значительно увеличить их
количество и качество. В декабре 1941 года план
производства самолетов удалось выполнить менее, чем
на 40 процентов, а моторов - только на 24 процента.
В тяжелейших условиях, под бомбами, в холод,
стужу сибирских зим один за другим были пущены
заводы-дублеры. Уточнялись, упрощались технологии,
находили применение новые виды материалов /не в
ущерб качеству/, за станки встали женщины и
подростки.
Для фронта имели свое значение и поставки по
ленд-лизу. На протяжении всей второй мировой войны
самолетов было поставлено 4-5 процентов общего
производства самолетов и другого вооружения,
произведенного в США. Однако, ряд материалов, и
оборудования поставляемых США, Англией, был
уникален и незаменим для России /лаки, краски, др.
химические вещества, приборы, инструменты,
оборудование, медикаменты и т.д./, что нельзя
охарактеризовать, как "малозначимое" или
второстепенное.
7. Положение улучшается
Перелом в работе отечественных авиазаводов
наступил примерно к марту 1942 г. Одновременно с
этим рос боевой опыт наших летчиков.
Только за период с 19 ноября по 31 декабря 1942
года в боях за Сталинград люфтваффе лишились 3000
боевых самолетов. Наша авиация стала действовать
более активно и показала всю свою боевую мощь на
Северном Кавказе. Появились Герои Советского
Союза. Это звание присваивалось как за сбитые
самолеты, так и за количество боевых вылетов.
В СССР была образована эскадрилья
"Нормандия-Неман", укомплектованная
добровольцами -французами. Летчики воевала на
самолетах ЯК.
Среднемесячное производство самолетов
поднялось с 2,1 тыс. в 1942 году до 2,9 тыс. в 1943 году.
Всего в 1943 году промышленность выпустила 35 тыс.
самолетов на 37 процентов больше, чем в 1942 году.
В 1943 году заводы изготовили 49 тыс. моторов,
почти на 11 тыс. больше, чем в 1942 году.
Еще в 1942 году СССР перегнал Германию в
выпуске самолетов - сказались героические усилия
наших специалистов и рабочих и "успокоенность" или
неготовность Германии, не мобилизовавшей заранее
промышленность под условия войны.
8. Завершение войны
В Курском сражении летом 1943 года Германия
применяла значительные количества авиатехники,
однако мощь ВВС впервые обеспечила господство в
воздухе. Так, например, только в течение часа в один
из дней операции наносился удар силой 411 самолетов и
так тремя волнами в течение дня.
К 1944 году фронт получал около 100 самолетов
ежедневно, в т.ч. 40 истребителей.
Модернизировались основные боевые машины.
Появились самолеты с улучшенными боевыми
качествами ЯК-3, ПЕ-2, ЯК 9Т, Д, ЛА-5, ИЛ-10.
Немецкие конструкторы также модернизировали
самолеты. Появились "Ме-109Ф, Г, Г2" и т.д.
К концу войны появилась проблема увеличения
дальности истребительной авиации - аэродромы не
успевали за фронтом. Конструкторы предложили
установку дополнительных бензобаков на самолетах,
начало применяться и реактивное оружие. Развивалась
радиосвязь, в ПВО нашла применение радиолокация.
Все сильнее наносились бомбовые удары. Так, 17
апреля 1945 года бомбардировщики 18 воздушной
армии в районе Кенигсберга за 45 минут произвели 516
боевых вылетов и сбросили 3743 бомбы общим весом
550 т.
В воздушной битве за Берлин со стороны
противника приняло участие 1500 болевых самолетов,
базирующихся на 40 аэродромах под Берлином. В
истории это - самое самолетонасыщенное воздушное
сражение, при этом следует учесть высочайший
уровень боевой подготовки обеих сторон. В
"Люфтваффе" воевали асы, сбившие по 100,150 и более
самолетов /рекорд - 300 сбитых боевых самолета/.
В конце войны немцы применили реактивную
авиацию, значительно превосходившую
винтомоторную в скорости - /Ме-262 и др./. Тем не
менее и это не помогло. Наши летчики в Берлине
совершили 17,5 тыс. боевых вылетов и полностью
разгромили немецкий воздушный флот.
9. Анализ отечественной и зарубежной
авиационной техники периода войны
Анализируя военный опыт можно заключить,
что наши самолеты, разработанные в период 1939-1940
г. г. располагали конструктивными резервами для
последующей модернизации. Попутно следует
отметить, что в СССР не все типы самолетов
принимались на вооружение. Например в октябре 1941
года было прекращено производство истребителей
МиГ-3, а в 1943 году - бомбардировщиков ИЛ-4.
Авиационная промышленность СССР произвела
в 1941 году 15 735 самолетов. В тяжелом 1942 году, в
условиях эвакуации авиационных предприятий
выпущено 25 436 самолетов, за 1943 год - 34 900
самолетов, за 1944 год - 40 300 самолетов, за первую
половину 1945 года выпущено 20900 самолетов. Уже
весной 1942 года все заводы, эвакуированные из
центральных областей СССР за Урал и в Сибирь,
полностью освоили производство авиационной техники
и вооружений. Большинство этих заводов на новых
местах в 1943 и 1944 годах давали продукции в
несколько раз больше, чем до эвакуации.
Германия обладала помимо собственных
ресурсов ресурсами покоренных стран. За 1944 год
немецкие заводы выпустили 27,6 тысячи самолетов, а
наши заводы давали в тот же период 33,2 тысячи
самолетов. В 1944 году выпуск самолетов в 3,8 раза
превысил цифры 1941 года.
В первые месяцы 1945 года
авиапромышленность готовила технику к
завершающим боям. Так, Сибирский авиационный
завод N 153, выпустивший во время войны 15 тысяч
истребителей, в январе-марте 1945 года передал фронту
1,5 тыс. модернизированных истребителей.
Успехи тыла позволили укрепить ВВС страны. К
началу 1944 года ВВС имели 8818 боевых самолетов, а
немецкие - 3073. По числу самолетов СССР
превосходил Германию в 2,7 раза. К июню 1944 года
ВВС Германии имели на фронте уже только 2776
самолетов, а наши ВВС - 14 787. К началу января 1945
года наши ВВС имели 15 815 боевых самолетов.
Конструкция наших самолетов была гораздо проще
чем американских, немецких или английских машин.
Это отчасти и объясняет такое явное преимущество по
числу самолетов. К сожалению не удается сделать
сравнение надежности, долговечности и прочности
наших и немецких самолетов, а также произвести
анализ тактического и стратегического применения
авиации в войне 1941-1945 г. г. По-видимому эти
сравнения были бы не в нашу пользу и условно
уменьшили бы такую разительную разницу в
численности. Тем не менее, пожалуй, упрощение
конструкции было единственным выходом при
отсутствии квалифицированных кадров специалистов,
материалов, оборудования и других компонентов для
выпуска надежной и доброкачественной техники в
СССР, тем более, что, к сожалению, в российской
армии традиционно берут "числом", а не умением.
Совершенствовалось и авиационное
вооружение. в 1942 году была разработана
крупнокалиберная 37 мм авиационная пушка, позднее
появилась и пушка калибра 45 мм.
К 1942 году В. Я. Климовым был разработан
двигатель М-107 взамен М-105П, принятый для
установки на истребители с водяным охлаждением.
Греффоат пишет: "Рассчитывая на то, что война
с Россией, как и война на Западе, будет молниеносной,
Гитлер предполагал после достижения первых успехов
на Востоке перебросить бомбардировочные части, а
также необходимое количество самолетов обратно на
Запад. На Востоке должны были остаться
авиасоединения, предназначенные для
непосредственной поддержки немецких войск, а также
военно-транспортные части и некоторое количество
истребительных эскадр... " Немецкие самолеты,
созданные в 1935-1936 г. г. в начале войны возможности
коренной модернизации уже не имели. По мнению
немецкого генерала Бутлера "Русские имели то
преимущество, что при производстве вооружения и
боеприпасов ими учитывались все особенности ведения
войны в России и максимально обеспечивалась
простота технологии. В результате этого русские
заводы выпускали огромное количество вооружения,
которое отличалось большой простотой конструкции.
Научиться владеть таким оружием была сравнительно
легко... " Вторая мировая война полностью
подтвердила зрелость отечественной научно-
технической мысли /это, в конечном итоге, обеспечило
в дальнейшем ускорение внедрения реактивной
авиации/.
Тем не менее, каждая из стран шла своим путем в
конструировании самолетов.
Авиационная промышленность СССР произвела
в 1941 году 15 735 самолетов. В тяжелом 1942 году, в
условиях эвакуации авиационных предприятий
выпущено 25 436 самолетов, за 1943 год - 34 900
самолетов, за 1944 год - 40 300 самолетов, за первую
половину 1945 года выпущено 20900 самолетов. Уже
весной 1942 года все заводы, эвакуированные из
центральных областей СССР за Урал и в Сибирь,
полностью освоили производство авиационной техники
и вооружений. Большинство этих заводов на новых
местах в 1943 и 1944 годах давали продукции в
несколько раз больше, чем до эвакуации.
Германия обладала помимо собственных
ресурсов ресурсами покоренных стран. За 1944 год
немецкие заводы выпустили 27,6 тысячи самолетов, а
наши заводы давали в тот же период 33,2 тысячи
самолетов. В 1944 году выпуск самолетов в 3,8 раза
превысил цифры 1941 года.
В первые месяцы 1945 года
авиапромышленность готовила технику к
завершающим боям. Так, Сибирский авиационный
завод N 153, выпустивший во время войны 15 тысяч
истребителей, в январе-марте 1945 года передал фронту
1,5 тыс. модернизированных истребителей.
Успехи тыла позволили укрепить ВВС страны. К
началу 1944 года ВВС имели 8818 боевых самолетов, а
немецкие - 3073. По числу самолетов СССР
превосходил Германию в 2,7 раза. К июню 1944 года
ВВС Германии имели на фронте уже только 2776
самолетов, а наши ВВС - 14 787. К началу января 1945
года наши ВВС имели 15 815 боевых самолетов.
Конструкция наших самолетов была гораздо проще,
чем американских, немецких или английских машин.
Это отчасти и объясняет такое явное преимущество по
числу самолетов. К сожалению, не удается сделать
сравнение надежности, долговечности и прочности
наших и немецких самолетов, а также произвести
анализ тактического и стратегического применения
авиации в войне 1941-1945 г. г. По-видимому эти
сравнения были бы не в нашу пользу и условно
уменьшили бы такую разительную разницу в
численности. Тем не менее, пожалуй, упрощение
конструкции было единственным выходом при
отсутствии квалифицированных кадров специалистов,
материалов, оборудования и других компонентов для
выпуска надежной и доброкачественной техники в
СССР, тем более, что, к сожалению, в российской
армии традиционно берут "числом", а не умением.
Совершенствовалось и авиационное
вооружение. в 1942 году была разработана
крупнокалиберная 37 мм авиационная пушка, позднее
появилась и пушка калибра 45 мм.
К 1942 году В. Я. Климовым был разработан
двигатель М-107 взамен М-105П, принятый для
установки на истребители с водяным охлаждением.
Греффоат пишет: "Рассчитывая на то, что война
с Россией, как и война на Западе, будет молниеносной,
Гитлер предполагал после достижения первых успехов
на Востоке перебросить бомбардировочные части, а
также необходимое количество самолетов обратно на
Запад. На Востоке должны были остаться
авиасоединения, предназначенные для
непосредственной поддержки немецких войск, а также
военно-транспортные части и некоторое количество
истребительных эскадр... "
9.1. Авиация США
В США в годы войны было выпущено 297 тыс.
самолетов /их них для СССР 14 тысяч/.
Самым известным самолетом США во второй
мировой войне был В-17 "Летающая крепость". Этот
уникальный по конструкции самолет наряду с
"Либерейтором" составлял основу бомбардировочных
сил США. "Летающая крепость" - сверхтяжелый
бомбардировщик дальнего действия. Вес машины
составлял 50 тонн, самолет имел четыре двигателя
мощностью по 2 тыс. л. с. каждый. Такой самолет брал