Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:58, реферат
Конфликтологические теории в социологии, если начинать отсчет от Г.Зиммеля, имеют более чем столетнюю исто-рию. Но пока на практике зачастую не удается как предупреждать или эффективно регулировать постоянно возни-кающие конфликтные ситуации, так и составлять соответствующие обоснованные прогнозы. Социальная жизнь в зна-чительной мере есть социальная стихия. Возможно, конфликтность связана с изначальной агрессивностью человече-ского вида, как это полагали
Формула включения в культуру
социума этнофобий описана
Приведенные выше рассуждения указывают на социально-психологические механизмы, которые являются питатель-ной почвой для возникновения конфликтных ситуаций. Но подобные механизмы существуют на любом социальном пространстве, в рамках любой группы или системы взаимодействующих групп. Они способствуют преобразованию латентных социальных границ в актуальные, то есть возникновению новых (по Ф.Барту) или укреплению (возрожде-нию) самосознания уже существующих этнических групп. Однако представляется, что этого социально-психологического фундамента совершенно недостаточно для возникновения и распространения межэтнической кон-фликтности. Если это было бы так, то человечество давно истребило бы само себя в бесконечных войнах - ведь любой конфликт имеет механизмы самоподдержания и эскалации, перехода от мирных форм к вооруженным. Этого, однако, не происходит. Более того, периоды межгруппового противостояния сменяются этапами относительно мирного взаи-модействия между народами.
3. Этничность в идеологии и политике: этническая мобилизация
Почему же иногда "прорастают" всегда существующие в обществе "зерна" вражды? Если перейти от описания груп-повой психологии к исследованиям в области идеологии и политологии, ответ на этот вопрос, по крайней мере при-менительно к истории последних столетий, может быть сформулирован следующим образом. Групповое сплочение, латентное или реальное, значительно усиливается в результате действия идеологического фактора. Идеология (и в первую очередь такие ее формы, как национализм и религиозный фундаментализм) дает осмысленность групповому существованию, повышает субъективную ценность принадлежности к группе, указывает направления группового действия.
Распространение той или иной идеологии тесно связано с прохождением обществом определенного этапа своего эко-номико-политического развития (что формулируется в терминах теории модернизации). Особенно сильна роль идео-логии в переломные исторические периоды, когда привычные нормы жизни или исчезли, или обесценились, а новые еще не укоренились. В результате может происходить этническая (форма политической) мобилизация, направляемая различными гражданскими (партии, движения и проч.) и государственными институтами. Возникает конфликт груп-повых интересов и ценностей, и как следствие - межгрупповое противостояние. Рассмотрим этот аспект проблемы подробнее.
Существует множество теорий национализма, причем при анализе современных этнополитических процессов этой идеологии уделяется серьезное внимание [напр.: Фомичев, 1991; Геллнер, 1991; Доган, 1993; Хобсбаум, 1998]. Нет смысла подробно рассматривать всю совокупность существующих в этой сфере знания воззрений. Необходимо лишь выделить некоторые значимые моменты. Так, идеология национализма фиксируется исследователями с конца XVIII в., то есть со времени Французской революции. В различных странах мира всплески национализма как доминирую-щей идеологии приходились на эпохи масштабных перемен: социальных революций, экономических депрессий, анти-колониальной борьбы, краха международной системы баланса сил (распад социалистического блока). И наоборот, в стабильной политической и социально-экономической ситуации, при наличие жесткой нормативной системы и эф-фективно функционирующей политической власти идеология национализма не занимает в общественном сознании значимых позиций.
Важную закономерность выявил французский социолог М.Доган: "чем выше уровень образования, тем слабее нацио-налистические тенденции" [Доган, 1993, с. 56]. Один из наиболее оригинальных исследователей феномена национа-лизма в развитых и развивающихся странах, английский антрополог Э.Геллнер рассматривал эту идеологию в свете требований о необходимости совмещения культурных и политических границ. В частности, он писал о том, что идео-логия национализма подменяет феномен "народной культуры" представлениями о "высокой", или "профессиональ-ной" культуре, творимой национальной интеллигенцией (этот вывод во многом совпадает с концепцией австромар-ксистов [напр.: Каутский, 1918]). Известно, что хранителем и проводником националистических идей в любом обще-стве является интеллигенция.
Если вернуться к выводам эмпирического исследования М.Догана, то можно сформулировать следующие закономер-ности: возможность возникновения и широкого распространения идеологии национализма тем выше, чем ниже уро-вень образования и культуры в обществе в целом (то есть чем выше культурно-образовательная дистанция между уз-кой группой национальной интеллигенции и широкими массами населения); идеология национализма особенно пре-успевает на переломных этапах истории социума. Если вспомнить, что формулировка Э.Геллнера предполагает наи-более радикальные формы политического действия, такие, как сепаратизм или ирредентизм, то само собой напраши-вается следующее заключение. Массовым сознанием легко управлять, когда оно дезориентировано или когда слиш-ком велик разрыв между ментальными возможностями управляющего меньшинства и управляемого большинства. Идеология национализма, таким образом, есть закономерный ответ на поиск обществом простых и радикальных ре-шений, то есть на его потребность в мифе.
Идеология религиозного фундаментализма, кажется, меньше отрефлектирована в научной литературе. И тем не менее известные нам исследования позволяют сделать выводы, аналогичные изложенным выше, на примере исламского фундаментализма. Так, отечественный востоковед Р.Ланда выявил три крупные вспышки исламского фундаментализ-ма за период XIX-XX вв.: "Сегодняшний исламский фундаментализм представляет собой третью волну идеологиче-ского подъема ислама за последние 150 лет. Первой волной был панисламизм, возникший в XIX в., требовавший объ-единить мусульман в борьбе с колониальной экспансией, ответить на культурно-идеологический вызов Запада и пре-одолеть идейные и прочие различия среди мусульман..." [Ланда, 1993, с. 35]. Этот и прочие этапы распространения религиозного фундаментализма в исламском мире стали реакцией на учащение контактов с европейской цивилизаци-ей, на определенные стадии модернизации исламских стран, на возникновение здесь групп местной интеллигенции, получившей европейское образование. Конечно, идеология религиозного фундаментализма имеет свою специфику по сравнению с национализмом. Но в интересующем нас аспекте она обладает тем же социальным действием, способным вести к всплеску конфликтности.
Объединение народа под религиозными
или националистическими
С середины 1980-х годов в
Советском Союзе
Хотя межэтническое
1. На первом из них
у национальной группы
2. Культурная унификация
и ностальгия по "этническим
корням" ведет к тому, что наиболее
активная и образованная часть
национальной группы - в первую
очередь интеллигенция - приступает
к пропаганде культурно-
3. Далее активисты национального
возрождения приступают к
4. Как следствие, формируются
национальные партии, имеющие своей
программной целью достижение
национально-государственной
5. Лидеры национальных
движений побеждают на
Понятно, что это сугубо обобщенная и схематизированная модель этнической мобилизации. В большинстве случаев она реализовалась лишь частично или в каком-либо специфическом варианте. Здесь следует отметить один важный аспект: политическая мобилизация происходит в условиях ослабления государственной власти, иными словами, идео-логии национализма и религиозного фундаментализма выступают в качестве альтернативы уже существующему госу-дарственному строю [пример СССР: Перепелкин, 1998]. Тем самым общество как бы стихийно "примеряет" модели своего будущего развития. Понятно, что они являются чистыми мифологемами: еще ни одна идеология не была "оп-редмечена" на достаточно длительный исторический срок в своем "чистом", догматическом виде. Но это - основа любого политического процесса.
Как нам представляется, по психологическим, идеологическим, социальным и политическим причинам вектор разви-вающегося конфликта на данной стадии стремится к наиболее радикальным решениям. Но любой конфликт для сво-его продолжения (до "победы" одной из сторон) требует определенных затрат, то есть ресурсов. Важнейшие из них - степень идеологического сплочения группы, уровень ее политической организованности, наличие моральной под-держки внутри страны и за ее рубежами. К их числу можно отнести также компактность проживания этнической группы, ее дистанцированность от большинства населения, наличие одноименной территории с собственным полити-ческим руководством, существование влиятельной диаспоры или смежной территории с одноэтничным населением. Все эти социально-психологические, моральные и политические ресурсы в конечном счете легко "конвертируются" в материальные - деньги для закупки вооружения, обучения комбатантов, поддержания жизни невоюющего населения. Понятно, что если ресурсная база для вооруженного конфликта недостаточна, мало оснований предполагать, что ме-жэтническое противостояние достигнет этой стадии.
Но для возникновения вооруженного противостояния все-таки недостаточно простой "возможности" - то есть спло-чения этнической группы, наличия единой цели, существования общей политической воли и необходимых ресурсов. Война - это очень серьезный выбор, который политическое руководство может сделать лишь в том случае, если оно уверено в тотальной поддержке. Для вступления в вооруженный конфликт необходимы достаточно веские основания, возможно, раздутые националистической пропагандой (пусть даже и в отношении уже "подготовленной" аудитории). В этом аспекте несомненна эвристическая ценность исследовательских проектов типа программы ЮНЕСКО MOST, которая комментировалась в предыдущем выпуске нашего Бюллетеня [Звягельская, Наумкин, 1999].