Аристотель и Платон

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:27, реферат

Описание работы

История политических учений занимает важное место не только в
политологи, но и в системе общественных наук в целом, ибо в политических
учениях находят свое выражение социально-экономические интересы различных
классов и социальных групп. А поскольку эти интересы нуждаются в защите со
стороны политической власти, то эта нужда и побуждает как господствующие
классы, так и угнетаемых разрабатывать и обосновывать свои теории.

Содержание

1.Введение
2.Политические воззрения Платона
2.1 Формы государства.
2.2 Идеальное государство
3. Политические воззрения Аристотеля
3.1 Цель политики
3.2 Метод политики как науки.
3.3 Определение государства
3.4 Состав государства.
3.5 Гражданин.
3.6 Государство.
3.7 Многообразие форм политического устройства.
3.8 Полития (республика).
4. Заключение.
Список Литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 33.28 Кб (Скачать)

осудителей, “пока не останется у него  ни  друзей,  ни  врагов,  от  которых

можно было бы ожидать какой-нибудь пользы”. 
 

         2.2 Идеальное государство. 

         Исходя из этого полустата, Платон моделирует идеальное государство

(идеальное  - в смысле соответствия идеям   Платона).  Раскрывая  смысл   этого

государства, Платон выделяет следующие его черты:

  .  подобно космосу и человеческой  душе, у  которых  есть  три   начала,  в

    государстве  должно  быть   три   сословия:   разумному   началу   души

    соответствуют  философы  -  правители,  яростному   началу   -   воины-

    охранители, деловому - земледельцы  и ремесленники. Самовольный   переход

    из  низшего  сословия  в   высший  недопустим   и   является   тягчайшим

    преступлением. “заниматься своим  делом и не вмешиваться в  чужие - это и

    есть  справедливость”.  Платоновское  определение  справедливости  было

    призвано оправдать общественное  неравенство, деление людей на  высших  и

    низших от рождения;

  .   в  идеальном  государстве   функционирует  хорошо  отлаженная  система

    обучения и воспитания, которая   должна  способствовать  воспроизводству

    трех сословий. Важную роль в  этой системе  играет  не  только  изучение

    математики и философии, но  и распространение “благородного   вымысла”  о

    том, что хотя люди и рождаются  неравными, их долг как членов  полюса  -

    жить в мире, согласии и братстве;

  .   аристократическая   форма   правления,   обеспечивающая   руководство

    государством лучшими и благородными  его представителями.

         Основным принципом идеального  государственного  устройства  Платон

считает  справедливость.  Каждому  гражданину   государства   справедливость

отводит  особое  занятие  и  особое  положение.  Господство   справедливости

сплачивает  разнообразные,  и даже разнородные  части  государства  в  целое,

запечатленное единством и гармонией. Это наилучшая  государственная  система

должна,  по  Платону,  обладать  рядом  черт  нравственной  и   политической

организации, которые были бы способны обеспечить государству  решение  самых

важных  задач.  Такое  государство,   во-первых,   должно   обладать   силой

собственной  организации  и   средствами   ее   защиты,   достаточными   для

сдерживания  и  отражения  враждебного   окружения;  во-вторых,  оно  должно

осуществлять  систематическое снабжение  всех  членов  общества  необходимыми

для  них  материальными  благами;  в-третьих,  оно   должно   руководить   и

направлять  высокое развитие  духовной  деятельности  творчества.  Выполнение

всех  этих задач означало бы осуществление  идеи  блага  как  высшей  “идеи”,

правящей  миром.

         В государстве Платона необходимые  для общества в  целом   функции  и

виды  работы разделены между специальными разрядами его граждан, но  в  целом

образуют  гармоническое сочетание. За  основу  распределения  граждан  Платон

взял  различие по аналогии с разделением  хозяйственного труда.  В  разделении

труда  Платон  видит  фундамент  всего  современного  ему  общественного   и

государственного  строя.  Он  исследует  и  происхождение   существующей   в

обществе  специализации  и  состав  отраслей   получившегося  таким  образом

разделения  труда.

         Основная мысль Платона  в   утверждении,  что  потребности   граждан,

составляющих  общество, разнообразны, но способности  каждого отдельного  лица

к удовлетворению этих потребностей ограничены: “Каждый  из нас сам  для  себя

бывает  недостаточен  и  имеет  нужду  во  многих”.   Отсюда   необходимость

возникновения общежития, или “города”, “когда один из нас привлекает  других

либо  для той, либо для иной потребности; когда, имея  нужду  со  многом,  мы

располагаем к сожитию  многих сообщников и  помощников:  тогда  это  сожитие

получает у нас название города”.

         Значение разделения труда для  общества Платон  рассматривает   не  с

точки зрения работника,  производящего  продукт,  а  исключительно  с  точки

зрения  интересов потребителей. Каждая вещь, согласно Платону,  производится

легче и лучше и в большем количестве, “когда один человек, делая лишь  одно,

делает  сообразно со своей  природой,  в  благоприятное  время,  оставив  все

другие  занятия”. Эта точка зрения приводит Платона к тому, что в  разделении

труда основной принцип строения государства.

         Торговля, обмен товарами и   продуктами  необходимы  государству   не

только  для внешних сношений, но и вследствие того же разделения труда  между

гражданами  государства. Отсюда Платон выводит  необходимость рынка и  чеканки

монеты  как единицы обмена.

         При переходе от класса работников  производительного труда к   классу

воинов-стражей  бросается в глаза то, что Платон нарушает принцип деления.  А

именно:  нравственные  черты  работников  хозяйства   Платон   ставит   ниже

нравственных  достоинств воинов-стражей и в  особенности  ниже   —  правителей

государства. 

         3. Политические воззрения Аристотеля 
 

         Политические взгляды Аристотеля  изложены в “Политике”,  примыкающей

к  его  “Этике”.  Обе  работы  составляют  единое  целое.  О   политике    и

политических  устройствах Аристотель говорит  уже в “Этике”. В  “Политике”  же

он опять  возвращается к вопросу о добродетелях и рассматривает  нравственные

задачи  политики и государства. 
 

         3.1 Цель политики 

         Сущность политики Аристотель  раскрывает через ее цель, а  она, по

мнению  философа, самая высокая — воспитательная и состоит в том, чтобы

придать гражданам хорошие качества и  сделать их людьми, поступающими

прекрасно. Иначе говоря, “цель политики —  благо, притом справедливое, то

есть  общее благо” Поэтому политик  должен искать наилучшего, т.е. наиболее

отвечающего указанной цели, политического устройства.  
 

        3.2 Метод политики как науки. 

         Метод политики как науки —  это метод анализа: “Каждое  дело должно

исследовать в его основных, самомалейших частях”. В данном случае это

разложение  государства на части: “Как во всех других случаях  сложное

необходимо  делить на простые элементы, так  и теперь рассмотрим, — говорит

Аристотель, — из каких элементов состоит  государство”. Необходимо также

исследование  реально существующих форм политического  устройства, особенно

тех, которые  известны своими хорошими учреждениями, а также изучение

социальных  проектов, созданных философами, чтобы  “мы сами казались людьми,

желающими только мудрствовать”. Т.е. политик  не должен отрываться от

реальности, ему следует интересоваться не только наилучшими формами

государственного  устройства, но и лучшими при тех, или других реальных

обстоятельствах, лучшими по возможности.

         3.3 Определение государства 

Аристотель  подчеркивает, что понятие государства  определяется разнообразно

и что  существует  много форм государства  с различными политическими

устройствами. “Политика” Аристотеля начинается словами: “Всякое государство

представляет  собою некоторую форму общежития”. Но общежитие — это род,

государство лишь один, хотя и главный вид  общежития; “государство есть

форма общежития граждан, пользующихся известным  политическим

устройством”. 
 
 

         3.4 Состав государства. 

         Аристотель  подчеркивает,  что   “государство  по   природе   своей

множество”, “нечто сложное”, “состоит из многих частей”, причем  друг  другу

неподобных. Прежде всего это  люди,  ибо  из  людей  одинаковых  государство

образоваться  не может,. Каждый должен быть знатоком своего дела,  ибо  “один

человек наилучшим образом может исполнить  только  одно  дело”.  Государство

далее состоит из семей, которые также  отличаются друг от  друга.  Аристотель

выделяет  также в государстве благодарных  и неблагодарных, богатых и  бедных,

воспитанных и  невоспитанных,  свободных  и  рабов.  Он  подробно  описывает

элементы,  необходимые  для  существования  государства,  различая  элементы

качества  и   элементы  количества:  под  элементами  качества  он  разумеет

свободу, воспитание и благородство рождения, а под элементами  количества  —

численное превосходство массы. 
 

         3.5 Гражданин. 

         Государство состоит из граждан,  оно есть не  что  иное,  как  масса

граждан. На гражданина, как и на государство, “есть  разные  воззрения,  так

как одного  и  того  же  человека  не  все  признают  гражданином”.  Понятие

гражданина  в каждом  политич6ском  устройстве  свое.  Аристотель  определяет

гражданина  как того, кто участвует в суде и  в  управлении.  Это  абсолютное

Информация о работе Аристотель и Платон