Актуальные проблемы современной международной безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 12:55, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена тем, что проблема безопасности – одна из важнейших в теории государственного управления. С нею так или иначе связан практически любой вопрос международной политики.

Племена народности, этнические группы, империи и государства на протяжении всей истории человечества не переставали враждовать друг с другом. В связи с чем люди издавна задумывались над тем, как избежать угроз нападения со стороны внешних агрессивно настроенных соседей, какими должны быть средства отражения возможной агрессии. Создавались все новые средства вооружения, разрабатывались самые разные стратегии. Пока существуют государства, безопасность не будет абсолютной, а останется относительной и всегда будет зависеть от политической воли "правителей". Конечно, отношения не сводятся к межгосударственным взаимодействиям, а международная политика – к внешне политической деятельности государства. Однако было бы ошибкой недооценивать ту роль, которую государства продолжают играть в оценке вызовов и возможностей внешнего мира, в адаптации нации к международному окружению, в сохранении её идентичности, защите ценностей, иначе говоря, в национальной безопасности в широком смысле этого термина. Это особенно актуально в современных условиях глобализирующего мира, когда экономизация, информатизация и демократизация международных отношений создают беспрецедентные возможности для развития, но одновременно делают всю систему более уязвимой для терроризма, применения оружия массового поражения.

Содержание

1. Введение

2. ООН актуальна ли её роль в современной международной безопасности? НАТО - новый порядок?

3. Международный терроризм угроза международной безопасности.

4. Стремление некоторых стран к однополярному миру «Мировой полицейский».

5. Проблемы распространения оружия массового поражения.

6. Внутренние конфликты государств как угроза международного спокойствия.

7. Единые подходы и единые стандарты как гарантии международной безопасности.

Работа содержит 1 файл

политология готово.doc

— 88.50 Кб (Скачать)

      Изменения, произошедшие с момента распада  СССР, обусловливают актуальность данной проблемы. На территории бывшего СССР существует более 180 территориально-этнических споров. Такая ситуация требует обладания всеми способами урегулирования конфликтов. Сегодня уже недостаточно адекватно реагировать на конфликты. Следует учиться ими совместно управлять.

      19 января 1996 года Советом глав государств  СНГ была принята Концепция предотвращения и урегулирования конфликтов на территориях государств-участников СНГ. Также завершается подготовка проектов Соглашения о специальном представителе по предотвращению и урегулированию конфликтов на территориях государств-участников СНГ и Соглашения о социальных и правовых гарантиях персоналу Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ.

      Эти позитивные шаги в данном направлении  позволяют надеяться на скорейшее  разрешение затянувшихся локальных  конфликтов на пространстве СНГ. 
 Конфликты являются благоприятной средой для терроризма 
 
7. Единые подходы и единые стандарты как гарантии международной безопасности.

      Так как международный терроризм  является не просто уголовным преступлением, а преступлением против человечества, то меры должны быть адекватны масштабам угрозы. Согласно ФЗ № 99528-3 “О внесении изменений и дополнений в заключительные акты РФ” сам факт сбора средств для совершения террористических преступлений является достаточным основанием для привлечения к уголовной ответственности. Этот закон предусматривает также внесение некоторых дополнений к УК РФ и УПК РФ. 
 Международный терроризм – это не просто проблема отдельно взятых государств, а общая долгосрочная угроза для всех. Особая угроза заключается в том, что террористы пытаются найти доступ к биологическому и ядерному оружию.

      “Мир  находится в состоянии пониженной безопасности.” Очевидно, не все  государства и международные  организации могут отслеживать  и контролировать происходящие в  мире процессы, что несомненно является дестабилизирующим фактором, разрушающим политические и экономические структуры.

      Методы  борьбы с этим злом должны быть не только военного и политического, а также  социального и информационного  характера. 
 Только международные организации, такие как ООН, ОБСЕ правомочны формулировать и обеспечивать технологию борьбы с терроризмом. 
 Россия и НАТО могли бы проявить инициативу по трансформации бездействующего Военно-штабного Комитета ООН в Специальный Комитет ООН по борьбе с терроризмом.

      Международный терроризм не имеет ни национальности, ни границ. Однако борьба с ним не должна заключаться только в ликвидации террористических группировок и поимке отдельных террористов. Следует выявлять и бороться с причинами, порождающими это страшное явление. 
 Сегодня наблюдается укрепление материальной базы террористов, увеличение количества террористических организаций, повышение их численности, улучшение уровня подготовки исполнителей. Поэтому одной из первоочередных мер, которые должны быть приняты, является выявление и пресечение каналов финансовой поддержки терроризма. Основным международным документом в этой области следует считать, подписанную многими странами Международную конвенцию о борьбе с финансированием терроризма 1999 года, которая привлекает внимание к важной составляющей терроризма – финансовой базы.

      Следовало бы обратить внимание на предложения  России в Докладе Контртеррористическому комитету Совета Безопасности ООН в  соответствии с резолюцией 1373 СБ ООН  по созданию международной базы данных о лицах и структурах, оказывающих финансовую поддержку терроризму; по организации регулярного обмена информацией об источниках и каналах контрабандного ввоза и вывоза валюты, представляющих повышенную опасность ядерных материалов, химических и биологических веществ, оружия, наркотиков. а также таможенных и иных правонарушениях в оффшорных зонах, а также предложения по проведению встречных проверок экспортно-импортных контрактов в целях предотвращения хищений валютных средств и сокрытия их в иностранных банках. 
 Незаконный оборот оружия и наркотиков также являются мощным источником поддержки террористических организаций. Ответственность за поставку оружия террористам предусматривается ст.222 УК РФ: “Незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.” 
 Связь международного терроризма с наркомафией является способом расширения влияния и получения террористами существенных финансовых средств. Упрощенная система блокирования имущества лиц и организаций, связанных с терроризмом позволит более оперативно привлекать различного рода организации к ответственности за поддержку террористической деятельности. 
 Следующей немаловажной проблемой является социальная база терроризма. Причина состоит в процессе глобализации, последствия которой – вытеснение многих стран, а то и целых регионов за пределы современной цивилизации. но особая опасность заключается в том, что происходит глобализация преступности, которая за последние10 лет выросла в 4 раза. 
 Наряду с указанными проблемами, сегодня все еще сохраняются различные подходы в оценке действий террористов отдельными странами. 
 Отказ ряда европейских государств и США от политики двойных стандартов будет являться еще одним шагом к контролю терроризма, а следовательно и к обеспечению коллективной безопасности. “... Иллюзия заключается в том, что террорист для одной демократии является другом борца за свободу для другой демократии”,- пишет Пол Уилкинсон. 
 Следует выработать новый подход к этой проблеме. 
 Военная операция США в Афганистане не достигла поставленной цели: “террорист №1” не пойман, а “Аль-Каида” не уничтожена. Более того, хотя талибы свергнуты, новое правительство не контролирует всю территорию страны. США, демонстрируя силовое решение проблемы, не склоняются к выработке коллективных методов, которые бы отразили наиболее приемлемые решения на основе политического, экономического и военного сотрудничества.

      Правительство США считает себя в праве навязывать свои интересы ООН и некоторым странам, независимо от того, одобряются такие действия другими или нет. Открыто игнорируя ООН, США заявили, что военные акции будут вестись и против других стран. На каком основании? Где доказательства? Эти вопросы не получают четких, юридически обоснованных ответов. 
 США явно используют события 11 сентября для достижения своих геоэкономических интересов.

      Негативным  фактором является введение в международные  политические отношения таких понятий  как “ось зла”, “страны изгои”, “кто не с нами, тот против нас”. Следует обратить внимание на то, что эти фразы исходят от “самой демократичной” страны мира. 
 Наряду с такими признаками международного терроризма как отсутствие конкретных требований, крупномасштабность осуществления, массовые человеческие жертвы, неопределенная субъектность исполнителей, основной целью является нанесение максимального вреда. Поэтому, государства свою основную цель должны видеть в объединении против этого зла. 
 Что касается антитеррористического сотрудничества между странами-участниками СНГ, то еще в 1991 году в Минске был подписан Договор о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом, а в 2000 году Совет глав государств СНГ утвердил до 2003 года Программу по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. 
 Страны СНГ выступают за формирование глобальной системы безопасности, готовой противостоять новым угрозам и вызовам при центральной роли СБ ООН. Эта позиция нашла отражение в заявлении от 28 сентября 2001 года, принятом Советом глав правительств СНГ в Москве. 
 Однако основная проблема состоит в различии “ в общей международно-политической ориентации, взглядах на перспективы интеграции на пространстве Содружества”. 
 Резолюция 1373 предложила механизм контроля за антитеррористической деятельностью в виде Комитета Совета Безопасности. Это обеспечивает взаимодействие в борьбе с терроризмом на всех уровнях. Несоблюдение мер, содержащихся в Резолюции, влечет ответственность в виде санкций СБ ООН.

8.Вывод  
 
 
Из всего вышеперечисленного напрашивается лишь один ответ «До глобальной безопасности человечеству ой как далек» ведь по сути человек сам для себя является угрозой. На протяжении тысяч лет люди вели войны, о чем свидетельствуют древние летописи, человек ни на минуту не вложил меч в ножны, ни на минуту на планете не прекращались выстрелы. По всей видимости мы не далеко ушли от наших воинственных предков. А что касаемо современной безопасности то международные отношения пока в большей степени распутывают проблемы, доставшиеся человечеству от прошлого, чем пролагают путь в будущее. По существу сегодня лишь закладывается основа для международной безопасности. Наличие же международной безопасности будет определятся не отсутствием войны и вооруженных конфликтов, не сохранением всевозможных статусов-кво и не поддержанием военно-стратегического равновесия, а способностью мирового сообщества в целом предвидеть и своевременно осуществлять назревшие перемены.      

     Список  литературы

 
  1. Радугина  А.А. Политология курс лекций. //М.:ЦЕНТР,1999 г.
  2. Ачкасова В.А., Гуторова В.А. Политология учебник// М.: Юрайт, 2006 г.
  3. Гуриева Э.Г. журнал «Право: теория и практика» Некоторые актуальные проблемы международной безопасности.
  4. W.W.W. yurclub.ru  07.02.2011 г.

Информация о работе Актуальные проблемы современной международной безопасности