Жизнь и деятельность Микеланджело Буонарроти

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 22:27, реферат

Описание работы

Однако по мировоззрению Микеланджело уходит далеко за пределы ясного и построенного по законам совершенного мира антропоцентризма. Мир Микеланджело противоречив и разнообразен. В нем соединены трагическое осознание несовершенства бытия и вера в гармонию мироздания, одиночество человека и радость его победы в борьбе со стихиями. Этим, возможно, он и близок современному зрителю - многосторонним восприятием жизни.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ - МХК - МИКЕЛАНДЖЕЛО.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

Умолкни ж, друг, к чему меня будить? 
 
 
 

Мраморная статуя Аполлона и  скульптурная группа «Победа»

 
 

    Приблизительно  в 1530 Микеланджело создал небольшую  мраморную статую Аполлона (Флоренция, Барджелло) и скульптурную группу «Победа» (Флоренция, палаццо Веккьо); последняя, быть может, предназначалась для надгробия папы Юлия II. Победа – гибкая изящная фигура из полированного мрамора, поддерживаемая фигурой старика, лишь слегка поднимающейся над грубой поверхностью камня. Эта группа демонстрирует близкую связь Микеланджело с искусством таких изысканных маньеристов, как Бронзино, и представляет собой первый образец сочетания законченности и незаконченности для создания выразительного образа.  

    Переезд Микеланджело в Рим в 1534 открывает  последний, драматический период его  творчества, совпавший с общим  кризисом флорентийско-римского Возрождения. Микеланджело сближается с кружком поэтессы Виттории Колонна идеи религиозного обновления, волновавшие участников этого кружка, наложили глубокий отпечаток на его мировоззрение этих лет.

         Фреска «Страшный суд» в Сикстинской капелле

 
 

    Центральным произведением Микеланджело 30-х годов стала фреска "Страшный суд" в Сикстинской капелле. Это произведение было заказано папой Климентом VII незадолго до кончины. Наследовавший ему Павел III Фарнезе побудил Микеланджело спешно выполнить эту роспись, самую обширную и пространственно единую во всем столетии. 

    «Страшный Суд». Первое впечатление, которое мы получаем, стоя перед Страшным Судом, это ощущение, что перед нами поистине космическое событие. В центре него мощная фигура Христа.

    Однако  здесь, представив себе весь ужас этого дня, он изображает, к еще большей муке неправедно живших, все орудия страстей Иисуса Христа, заставляя несколько обнаженных фигур поддерживать в воздухе крест, столб, копье, губку, гвозди и венец в различных и невиданных движениях, с большими трудностями доведенных им до конечной легкости. Там и Богоматерь, которая, плотно завернувшись в плащ, слышит и видит весь этот ужас. Они с Сыном окружены бесчисленным множеством фигур пророков, апостолов, где выделяются Адам и св. Петр, которые, как полагают, изображены там: первый как зачинатель рода людского, второй же как основатель христианской религии. Под Христом св. Варфоломей, показывающий содранную с него кожу. Там же обнаженная фигура св. Лаврентия, а также множество святых, удостоившихся вечного блаженства в награду за их деяния.

У ног  Христа семь ангелов, описанных евангелистом св. Иоанном, которые, трубя в семь труб, призывают на суд, в числе  других два ангела, у каждого из которых в руках книга жизней; и тут же, по замыслу, который нельзя не признать прекраснейшим, мы видим на одной из сторон семь смертных грехов, которые в обличье дьяволов дерутся и увлекают в ад стремящиеся к небу души. Не преминул он показать миру, как во время воскресения мертвых последние снова получают свои кости и свою плоть из той же земли и как при помощи других живых они возносятся к небу, откуда души, уже вкусившие блаженство, спешат к ним на помощь. 

    Помимо  красоты необыкновенной в творении этом видно такое единство живописи и ее выполнения, что кажется, будто написано оно в один день, причем такой тонкости отделки не найдешь ни в одной миниатюре. Трудился он над завершением этого творения восемь лет и открыл его в 1541 году, в день Рождества, поразив и удивив им весь Рим, более того - весь мир. 

                         Микеланджело как архитектор

 
 

    В годы работы во Флоренции в 1520-34 сложился стиль Микеланджело-архитектора, отличающийся повышенной пластичностью и живописным богатством. Еще в 1520-е годы он создал шедевр - вестибюль библиотеки Лауренциана в Риме. Это был великолепный образец скульптурного мышления в архитектуре. Монументальная мраморная лестница, почти целиком заполняя обширный вестибюль, начинаясь прямо у порога расположенного на втором этаже читального зала, как бы вытекает из дверного проема узким маршем крутых ступеней и, стремительно расширяясь, образуя три рукава, столь же круто спускается вниз; динамический ритм больших мраморных ступеней, направленный навстречу поднимающимся в зал, воспринимается как некая сила, требующая преодоления.

                                     Палаццо Фарнезе

    В 1546 году художнику были доверены наиболее значительные в его жизни архитектурные  заказы. Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго. Но, безусловно, наиболее важным заказом, препятствовавшим ему вплоть до самой смерти вернуться в родную Флоренцию, было для Микеланджело его назначение главным архитектором собора Святого Петра. Убедившись в таком доверии к нему и вере в него со стороны папы, Микеланджело, дабы показать свою добрую волю, пожелал, чтобы в указе было объявлено, что он служит на строительстве из любви к Богу и без какого-либо вознаграждения. 

Вторым  грандиозным архитектурным проектом Микеланджело стал завершенный только в 17 в. ансамбль Капитолия. Он включает перестроенный по проекту Микеланджело средневековый дворец Сенаторов (ратушу), увенчанный башенкой, и два величественных дворца Консерваторов с одинаковыми фасадами, объединенными мощным ритмом пилястров. Установленная в центре площади античная конная статуя Марка Аврелия и широкая лестница, спускающаяся к жилым кварталам города, довершили это ансамбль, который связал новый Рим с расположенными по другую сторону Капитолийского холма грандиозными руинами древнего Римского форума. 

Мировоззрение Микеланджело становится все более  трагическим. Намного переживший своих  единомышленников по искусству, он остался  одиноким. Микеланджело понимал, что идеи его молодости и зрелости утратили смысл и подлинность. Ведь он сказал своим ученикам, копировавшим "Страшный суд": "Сколь многих из вас мое искусство сделает дураками!" 

    Великий художник пережил свое время. В искусстве  уже наступала новая эпоха, которая не смогла бы вместить в себе такие грандиозные явления, как творчество Микеланджело и некоторых его современников.   
 
 
 
 
 
 

                                   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
 

Талант  Микеланджело был признан еще  при жизни, а не после смерти, как это со многими бывает; ибо мы видели, что первосвященники Юлий II, Лев X, Климент VII, Павел III и Юлий III, Павел IV, и Пий IV всегда хотели видеть его при себе, а также, как известно, и Сулейман - повелитель турок, Франциск Валуа - король французский, Карл V - император.  

Венецианская  синьория и герцог Козимо Медичи - все  они с почетом награждали его  только ради того, чтобы пользоваться его великим талантом, а это  выпадает на долю только тех людей, которые обладают великими достоинствами. Но к таким он и принадлежал, ибо все знали и все видели, что все три искусства достигли в нем такого совершенства, какого не найдешь ни у древних, ни у новых людей за многие и многие годы.  

Воображением  он обладал таким и столь совершенным  и вещи, представлявшиеся ему в идее, были таковы, что руками осуществить замыслы столь великие и потрясающие было невозможно, и часто он бросал свои творения, более того, многие уничтожал; так, известно, что незадолго до смерти он сжег большое число рисунков, набросков и картонов, созданных собственноручно, чтобы никто не смог увидеть трудов, им преодолевавшихся, и то, какими способами он испытывал свой гений, дабы являть его не иначе, как совершенным. 

 “Микеланджело  был первым скульптором, который  увидел в человеческом теле, в его движении противоречивость стремлений, черты его внутреннего разлада, черты, которые, может быть, лучше всего выражены в скульптуре при условии, если зритель, обозревая статую со всех сторон, будет вовлечен в постижение переживаний человека. В этом отношении Микеланджело выходит за пределы Ренессанса,  который в лице Леонардо и Рафаэля видел высшую  задачу искусства в воплощении спокойной, идеальной красоты. В этом, несомненно, сказался передовой характер скульптуры Микеланджело. В этом он предвосхищает  последующие столетия”. 

    Много страданий, мук и лишений  претерпел  великий художник  за свою долгую и многотрудную  жизнь. Не спроста, будучи уже  стариком, Микеланджело писал:  

      “Увы! Увы! Я предан незаметно  промчавшимися днями. Я ждал слишком долго… время пролетело, и вот я старик.  Поздно раскаиваться, поздно раздумывать – у порога стоит смерть… Напрасно лью я слезы:  какое несчастье может сравниться с утраченным временем…                              

       Увы! Увы! Оглядываюсь назад и не нахожу дня, который бы принадлежал мне! Обманчивые надежды и тщеславные желания мешали мне узреть истину, теперь я понял это… Сколько было слез, муки, сколько вздохов любви, ибо ни одна человеческая страсть не осталась мне чуждой. 

      Увы! Увы!  Я бреду,  сам не зная куда, и мне страшно.  И если  я не ошибаюсь, -  о, дай бог, чтоб я ошибался, -  вижу, ясно  вижу, создатель, что мне уготована вечная кара, ожидающая тех, кто совершил  зло, зная, в чем добро. И я не знаю ныне, на что надеяться…” 

                 

    И пусть никому не покажется странным, что Микеланджело любил одиночество, как человек, влюбленный в свое искусство, которое требует, чтобы человек  был предан ему целиком и только о нем и размышлял; и необходимо, чтобы тот, кто хочет им заниматься, избегал общества, ибо тот, кто предается размышлениям об искусстве, одиноким и без мыслей никогда не остается, те же, кто приписывают это в нем чудачествам и странностям, заблуждаются, ибо, кому желательно работать хорошо, тому надлежит удалиться от всех забот, так как талант требует размышлений, уединении и покоя, а не мысленных блужданий.

Информация о работе Жизнь и деятельность Микеланджело Буонарроти