Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 22:27, реферат
Однако по мировоззрению Микеланджело уходит далеко за пределы ясного и построенного по законам совершенного мира антропоцентризма. Мир Микеланджело противоречив и разнообразен. В нем соединены трагическое осознание несовершенства бытия и вера в гармонию мироздания, одиночество человека и радость его победы в борьбе со стихиями. Этим, возможно, он и близок современному зрителю - многосторонним восприятием жизни.
Умолкни
ж, друг, к чему меня будить?
Приблизительно
в 1530 Микеланджело создал небольшую
мраморную статую Аполлона
(Флоренция, Барджелло) и скульптурную
группу «Победа»
(Флоренция, палаццо Веккьо); последняя,
быть может, предназначалась для надгробия
папы Юлия II. Победа – гибкая изящная фигура
из полированного мрамора, поддерживаемая
фигурой старика, лишь слегка поднимающейся
над грубой поверхностью камня. Эта группа
демонстрирует близкую связь Микеланджело
с искусством таких изысканных маньеристов,
как Бронзино, и представляет собой первый
образец сочетания законченности и незаконченности
для создания выразительного образа.
Переезд Микеланджело в Рим в 1534 открывает последний, драматический период его творчества, совпавший с общим кризисом флорентийско-римского Возрождения. Микеланджело сближается с кружком поэтессы Виттории Колонна идеи религиозного обновления, волновавшие участников этого кружка, наложили глубокий отпечаток на его мировоззрение этих лет.
Центральным
произведением Микеланджело 30-х годов
стала фреска "Страшный
суд" в Сикстинской
капелле. Это произведение было заказано
папой Климентом VII незадолго до кончины.
Наследовавший ему Павел III Фарнезе побудил
Микеланджело спешно выполнить эту роспись,
самую обширную и пространственно единую
во всем столетии.
«Страшный Суд». Первое впечатление, которое мы получаем, стоя перед Страшным Судом, это ощущение, что перед нами поистине космическое событие. В центре него мощная фигура Христа.
Однако здесь, представив себе весь ужас этого дня, он изображает, к еще большей муке неправедно живших, все орудия страстей Иисуса Христа, заставляя несколько обнаженных фигур поддерживать в воздухе крест, столб, копье, губку, гвозди и венец в различных и невиданных движениях, с большими трудностями доведенных им до конечной легкости. Там и Богоматерь, которая, плотно завернувшись в плащ, слышит и видит весь этот ужас. Они с Сыном окружены бесчисленным множеством фигур пророков, апостолов, где выделяются Адам и св. Петр, которые, как полагают, изображены там: первый как зачинатель рода людского, второй же как основатель христианской религии. Под Христом св. Варфоломей, показывающий содранную с него кожу. Там же обнаженная фигура св. Лаврентия, а также множество святых, удостоившихся вечного блаженства в награду за их деяния.
У ног
Христа семь ангелов, описанных евангелистом
св. Иоанном, которые, трубя в семь
труб, призывают на суд, в числе
других два ангела, у каждого из
которых в руках книга жизней;
и тут же, по замыслу, который нельзя
не признать прекраснейшим, мы видим на
одной из сторон семь смертных грехов,
которые в обличье дьяволов дерутся и
увлекают в ад стремящиеся к небу души.
Не преминул он показать миру, как во время
воскресения мертвых последние снова
получают свои кости и свою плоть из той
же земли и как при помощи других живых
они возносятся к небу, откуда души, уже
вкусившие блаженство, спешат к ним на
помощь.
Помимо
красоты необыкновенной в творении
этом видно такое единство живописи
и ее выполнения, что кажется, будто
написано оно в один день, причем такой
тонкости отделки не найдешь ни в одной
миниатюре. Трудился он над завершением
этого творения восемь лет и открыл его
в 1541 году, в день Рождества, поразив и
удивив им весь Рим, более того - весь мир.
В
годы работы во Флоренции в 1520-34 сложился
стиль Микеланджело-
В
1546 году художнику были доверены наиболее
значительные в его жизни архитектурные
заказы. Для папы Павла III он закончил
Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового
фасада и карниз) и спроектировал для него
новое убранство Капитолия, материальное
воплощение которого продолжалось, однако,
достаточно долго. Но, безусловно, наиболее
важным заказом, препятствовавшим ему
вплоть до самой смерти вернуться в родную
Флоренцию, было для Микеланджело его
назначение главным архитектором собора
Святого Петра. Убедившись в таком доверии
к нему и вере в него со стороны папы, Микеланджело,
дабы показать свою добрую волю, пожелал,
чтобы в указе было объявлено, что он служит
на строительстве из любви к Богу и без
какого-либо вознаграждения.
Вторым
грандиозным архитектурным
Мировоззрение
Микеланджело становится все более
трагическим. Намного переживший своих
единомышленников по искусству, он остался
одиноким. Микеланджело понимал, что идеи
его молодости и зрелости утратили смысл
и подлинность. Ведь он сказал своим ученикам,
копировавшим "Страшный суд": "Сколь
многих из вас мое искусство сделает дураками!"
Великий
художник пережил свое время. В искусстве
уже наступала новая эпоха, которая
не смогла бы вместить в себе такие грандиозные
явления, как творчество Микеланджело
и некоторых его современников.
Талант
Микеланджело был признан еще
при жизни, а не после смерти, как
это со многими бывает; ибо мы видели, что
первосвященники Юлий II, Лев X, Климент
VII, Павел III и Юлий III, Павел IV, и Пий IV всегда
хотели видеть его при себе, а также, как
известно, и Сулейман - повелитель турок,
Франциск Валуа - король французский, Карл
V - император.
Венецианская
синьория и герцог Козимо Медичи - все
они с почетом награждали его
только ради того, чтобы пользоваться
его великим талантом, а это
выпадает на долю только тех людей,
которые обладают великими достоинствами.
Но к таким он и принадлежал, ибо все знали
и все видели, что все три искусства достигли
в нем такого совершенства, какого не найдешь
ни у древних, ни у новых людей за многие
и многие годы.
Воображением
он обладал таким и столь
“Микеланджело
был первым скульптором,
Много страданий, мук и
“Увы! Увы! Я предан незаметно промчавшимися днями. Я ждал слишком долго… время пролетело, и вот я старик. Поздно раскаиваться, поздно раздумывать – у порога стоит смерть… Напрасно лью я слезы: какое несчастье может сравниться с утраченным временем…
Увы! Увы! Оглядываюсь назад и
не нахожу дня, который бы принадлежал
мне! Обманчивые надежды и тщеславные
желания мешали мне узреть истину, теперь
я понял это… Сколько было слез, муки,
сколько вздохов любви, ибо ни одна человеческая
страсть не осталась мне чуждой.
Увы! Увы! Я бреду, сам не зная куда, и мне страшно. И если я не ошибаюсь, - о, дай бог, чтоб я ошибался, - вижу, ясно вижу, создатель, что мне уготована вечная кара, ожидающая тех, кто совершил зло, зная, в чем добро. И я не знаю ныне, на что надеяться…”
И пусть никому не покажется странным, что Микеланджело любил одиночество, как человек, влюбленный в свое искусство, которое требует, чтобы человек был предан ему целиком и только о нем и размышлял; и необходимо, чтобы тот, кто хочет им заниматься, избегал общества, ибо тот, кто предается размышлениям об искусстве, одиноким и без мыслей никогда не остается, те же, кто приписывают это в нем чудачествам и странностям, заблуждаются, ибо, кому желательно работать хорошо, тому надлежит удалиться от всех забот, так как талант требует размышлений, уединении и покоя, а не мысленных блужданий.
Информация о работе Жизнь и деятельность Микеланджело Буонарроти