Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 22:27, реферат
Однако по мировоззрению Микеланджело уходит далеко за пределы ясного и построенного по законам совершенного мира антропоцентризма. Мир Микеланджело противоречив и разнообразен. В нем соединены трагическое осознание несовершенства бытия и вера в гармонию мироздания, одиночество человека и радость его победы в борьбе со стихиями. Этим, возможно, он и близок современному зрителю - многосторонним восприятием жизни.
Наряду с этими большими предприятиями флорентийские годы принесли Микеланджело серию частных заказов.
В 1503 году Юлий II занял папский престол. Ни один из меценатов не использовал искусство в целях пропаганды так широко, как Юлий II. Он начал сооружение нового собора святого Петра, ремонт и расширение папской резиденции по образцу римских дворцов и вилл, роспись папской капеллы и подготовку великолепной гробницы для самого себя.
Детали
этого проекта неясны, но, по-видимому,
Юлий II представлял себе новый храм со
своей гробницей наподобие усыпальницы
французских королей в Сен-Дени. Проект
нового собора святого Петра был поручен
Браманте, а в 1505 году Микеланджело получил
заказ на разработку проекта гробницы.
Со времен античности на Западе не воздвигалось
ничего подобного для отдельного человека.
Она должна была стоять свободно и иметь
размер 6 на 9 м. Внутри должно было находиться
овальное помещение, а снаружи - около
40 статуй, не считая разных историй, путтов
и украшений, всей порезки карнизов и других
архитектурных обломов.
Гробница
так и не была построена в той
форме, как ее задумал Микеланджело,
и эта "трагедия" преследовала
его почти 40 лет. План гробницы и
ее смысловое содержание могут быть
реконструированы по предварительным
рисункам и описаниям. Наиболее вероятно,
что гробница должна была символизировать
трехступенчатый подъем от земной жизни
к вечной. У основания должны были находиться
статуи апостола Павла, Моисея и пророков,
символы двух путей достижения спасения.
Наверху должны были помещаться два ангела,
несущие Юлия II в рай. В результате были
завершены только три статуи; контракт
на гробницу заключался шесть раз на протяжении
37 лет, и в конце концов памятник был установлен
в церкви Сан Пьетро ин Винколи.
В
течение 1505-1506 годов Микеланджело постоянно
посещал мраморные каменоломни,
выбирая материал для гробницы, в
то время как Юлий II все более
настойчиво обращал его внимание
на сооружение собора святого Петра,
что строить гробницу при жизни
- дурная примета и значит накликать себе
смерть.
Гробница оставалась незаконченной. В крайнем раздражении Микеланджело бежал из Рима 17 апреля 1506 года, за день до заложения фундамента собора.
Однако
папа оставался непреклонным. Микеланджело
был прощен и получил заказ на изготовление
статуи понтифика, позднее уничтоженной
взбунтовавшимися болонцами.
В
1506 году возник еще один проект - фрески
потолка Сикстинской
капеллы. Она была построена в 1470-е
годы дядей Юлия, папой Сикстом IV. В начале
1480-х годов алтарная и боковые стены были
украшены фресками с евангельскими сюжетами
и сценами из жизни Моисея, в создании
которых участвовали Перуджино, Боттичелли,
Гирландайо и Росселли. Над ними находились
портреты пап, а свод оставался пустым.
В
1508 году Микеланджело неохотно начал
роспись свода. Работа продлилась немногим
более двух лет в промежутке между
1508 и 1512 годами, при минимальном участии
помощников.
Первоначально предполагалось изобразить фигуры апостолов на престолах. Позднее, в письме 1523 года, Микеланджело с гордостью писал, что убедил папу в несостоятельности этого замысла и получил полную свободу. Вместо первоначального проекта была создана роспись, которую мы видим сейчас. Если на боковых стенах капеллы представлены Эпоха Закона (Моисей) и Эпоха Благодати (Христос), то роспись потолка представляет собой самое начало истории человечества, Книгу Бытия.
Роспись потолка Сикстинской капеллы представляет собой сложную структуру, состоящую из нарисованных элементов архитектурной декорации, отдельных фигур и сцен. По сторонам от центральной части потолка под нарисованным карнизом размещены гигантские фигуры ветхозаветных пророков и языческих сивилл, восседающих на тронах. Между двумя карнизами изображены поперечные полосы, имитирующие свод; они разграничивают чередующиеся крупные и мелкие повествовательные сцены из Книги Бытия. В люнетах и сферических треугольниках в основании росписи также размещены сцены. Многочисленные фигуры, в том числе знаменитые ignudi (обнаженные) обрамляют сцены из Книги Бытия. Неясно, имеют ли они какое-то особое значение или являются чисто декоративными.
Существующие
интерпретации смысла этой росписи
могли бы составить небольшую библиотеку.
Поскольку она находится в папской капелле,
ее значение должно было быть ортодоксальным,
но несомненно, что в этом комплексе воплотилась
и ренессансная мысль.
Изображения
распадаются на три основные группы:
сцены из Книги Бытия, пророки и сивиллы
и сцены в пазухах свода. Сцены из Книги
Бытия, как и композиции на боковых стенах,
расположены в хронологическом порядке,
от алтаря ко входу. Они распадаются на
три триады. Первая связана с сотворением
мира. Вторая - "Сотворение Адама",
"Сотворение Евы", "Искушение и
Изгнание из рая" - посвящена созданию
человечества и его грехопадению. Последняя
повествует об истории Ноя, заканчивающейся
его опьянением. Не случайно Адам в "Сотворении
Адама" и Ной в "Опьянении Ноя"
находятся в одинаковой позе: в первом
случае человек еще не обладает душой,
во втором он от нее отказывается. Таким
образом, эти сцены показывают, что человечество
не один раз, а дважды лишалось божественного
благоволения. Лучший образ этой росписи
– первый человек Адам. Мужественный и
прекрасный, с еще не разбуженной мыслью,
и не раскрывшимися силами, лежит он
на склоне холма, протянув руки к создавшему
его богу. Через плечо бога смотрит ангел,
изумленный красотой человека.
В
четырех парусах свода
Кульминацией росписи является экстатическая фигура Ионы, расположенная над алтарем и под сценой первого дня творения, к которой обращен его взор. Иона является провозвестником Воскресения и вечной жизни, ибо он, подобно Христу, проведшему три дня в гробнице перед вознесением на небо, провел три дня во чреве кита, а затем был возвращен к жизни. Через участие в мессе у алтаря внизу верующие причащались к тайне обещанного Христом спасения.
Повествование
строится в духе героического и возвышенного
гуманизма; и женские и мужские
фигуры исполнены мужественной силы. Фигуры
обнаженных, обрамляющие сцены, свидетельствуют
об особенностях вкуса Микеланджело и
его реакции на классическое искусство:
взятые вместе, они представляют собой
энциклопедию положений обнаженного человеческого
тела, как это было и в "Битве кентавров",
и в "Битве при Кашине".
Микеланджело не был склонен к спокойному идеализму скульптуры Парфенона, но предпочитал мощный героизм эллинистического и римского искусства, выразившийся в крупной, исполненной пафоса скульптурной группе Лаокоон, найденной в Риме в 1506 году. Четыре года провел Микеланджело высоко на лесах, преодолевая боль в мышцах, без конца отирая заливавшую лицо краску. Его глаза после этого почти перестали видеть: чтобы прочесть книгу или рассмотреть какую-нибудь вещь, ему надо было поднимать ее высоко над головой.
Весть об открытии капеллы распространилась по всему свету, и со всех сторон сбегались люди; и одного этого было достаточно, чтобы они, остолбеневшие и онемевшие, в ней толпились.
Роспись
потолка Сикстинской капеллы
в Риме стала гимном человеку и
его возрождению после
В
1513 году умер Папа Юлий II; на смену ему
пришел Лев Х из семейства Медичи.
Между тем после завершения капеллы
он с охотой взялся за гробницу,
чтобы без стольких помех довести ее на
этот раз до конца, но всегда получал от
нее впоследствии больше неприятностей
и затруднений, чем от чего-либо другого,
но всю свою жизнь и на долгое время прослыл,
так или иначе, неблагодарным по отношению
к тому папе, который так ему покровительствовал
и благоволил.
Итак, возвратившись к гробнице, он работал
над ней беспрерывно. С 1513 по 1516 год Микеланджело
работал над статуями, предназначенными
для гробницы Юлия II: фигурами двух рабов
(Лувр) и статуей Моисея (Сан Пьетро ин
Винколи, Рим). "Раб, рвущий путы" изображен
в резком повороте, подобно Евангелисту
Матфею. Умирающий раб слаб, он словно
пытается подняться, но в бессилии замирает,
склонив голову под заломленной назад
рукой. Моисей смотрит влево, как Давид;
в нем словно закипает возмущение при
виде поклонения золотому тельцу. Правая
часть его тела напряжена, к боку прижаты
скрижали, а резкое движение правой ноги
подчеркнуто переброшенной через нее
драпировкой. Этот гигант, один из пророков,
воплощенных в мраморе, олицетворяет,
"устрашающую силу".
Однако судьбе не угодно было, чтобы этот памятник, начатый с таким совершенством, так же был и закончен, ибо приключилась в то время смерть папы Юлия, а потому работа эта была заброшена из-за избрания папы Льва X, который, блиставший предприимчивостью и мощью не меньше Юлия, пожелал оставить у себя на родине, ибо он был первым первосвященником, оттуда происходившим, на память о себе и божественном художнике, своем согражданине, такие чудеса, какие могли быть созданы лишь таким величайшим государем, как он.
И посему, работа над гробницей Юлия осталась незаконченной.
Годы
между 1515 и 1520 были временем крушения планов
Микеланджело. На него оказывали давление
наследники Юлия, и одновременно он
служил новому папе из рода Медичи. В 1516
году он получил заказ на оформление фасада
семейной церкви
Медичи во Флоренции,
Сан Лоренцо.
Микеланджело хотел сделать
В
свободном кубическом пространстве,
увенчанном сводом, Микеланджело разместил
пристенные гробницы с фигурами Джулиано
и Лоренцо. С одной стороны располагается
алтарь, напротив - статуя "Мадонны с
Младенцем", сидящей на прямоугольном
саркофаге с останками Лоренцо Великолепного
и его брата Джулиано. По сторонам располагаются
пристенные гробницы младших Лоренцо
и Джулиано. Их идеализированные статуи
помещены в ниши; взгляды обращены к Богоматери
и Младенцу. На саркофагах находятся лежащие
фигуры, символизирующие День, Ночь, Утро
и Вечер.
Когда Микеланджело в 1534 году уехал в Рим, скульптуры еще не были установлены и находились на разных стадиях завершенности. Сохранившиеся наброски свидетельствуют о напряженной работе, предшествовавшей их созданию: были проекты единой гробницы, двойной и даже свободно стоящей гробницы.
Эффект
этих скульптур построен на контрастах.
Лоренцо задумчив и созерцателен. Фигуры
находящихся под ним персонификаций Вечера
и Утра настолько расслабленны, что, кажется,
могут соскользнуть с саркофагов, на которых
лежат. Фигура Джулиано, напротив, напряжена;
он держит в руке жезл полководца. Расположенные
под ним Ночь и День - мощные мускулистые
фигуры, скорчившиеся в мучительном напряжении.
Правдоподобно предположение, что Лоренцо
воплощает созерцательное начало, а Джулиано
- действенное.
Драматический
пафос этих образов Микеланджело
выразил в четверостишии, написанном им
как бы от имени Ночи:
Мне сладко спать, а пуще — камнем быть,
Когда кругом позор и преступленье:
Не чувствовать, не видеть — облегченье.
Информация о работе Жизнь и деятельность Микеланджело Буонарроти