Жан-Жак Руссо (1712—1778 гг.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 18:53, доклад

Описание работы

Жан-Жак Руссо (1712—1778 гг.) — один из наиболее ярких и оригинальных мыслителей всей истории политико-правовых учений. Руссо открыто выступал выразителем интересов мелкой буржуазии, в определенной мере и якобинцев периода Великой Французской революции.

Работа содержит 1 файл

Жан.docx

— 31.66 Кб (Скачать)

«Государь», анализирующий  технологию осуществления государственной  власти и поставивший политику вне  морали и ее категорий добра и  зла, оперирует лишь понятиями пользы и вреда. Заслуга Макиавелли в  том, что он до предела «заострил» и бесстрашно выразил это объективно существующее соотношение политики и морали. Его именем (в значительной мере необоснованно) назван принцип  коварной, безнравственной политики правителя — макиавеллизм.

В работах Н. Макиавелли впервые  показана зависимость стабильности государства от действенности законов. Он подчеркивает, что Спарта 800 лет  не переживала губительных смут именно благодаря скрупулезному соблюдению своих законов. В тоже время, отмечал  Макиавелли, законы не всегда способствуют установлению должного правопорядка. Во-первых, некоторые из них вынужденно устанавливаются в периоды политических кризисов, и, стало быть, не могут  быть долговечными. Во-вторых, прочность  и жизненность законов во многом зависит от умения законодателя связать  новые и старые порядки. Наконец, законы порой недейственны и, следовательно, недолговечны по причине их неточной формулировки, открывающей возможности  неоднозначного толкования.

 

Крупнейшим идеологом  бюргерского крыла Реформации был  немецкий теолог Мартин Лютер (1483—1546 гг.). Одним из основных моментов его учения являлся тезис о том, что спасение достигается исключительно верой. Каждый верующий оправдывается только перед Богом и не нуждается для этого в услугах священников. Перед Богом все равны, клир ничем не отличается от мирян. Этот тезис — практически первая раннебуржуазная версия принципа равноправия.

Действенность мирского порядка, обеспечивающая верующим возможность  вести истинно христианский образ  жизни, опирается не на божественное, а на естественное право — производное  от воли божьей, здесь естественное право, тем не менее, является качественно  иным феноменом. Опирающейся на него светской власти естественное право  позволяет управлять лишь внешним  поведением людей, имуществом, вещами. Область веры, внутренний мир человека находится вне юрисдикции государства, вне действия ее законов. Светской власти, опирающейся на естественное право, следует руководствоваться практической целесообразностью, реальными интересами, определяемыми человеческим разумом. Разумно же управляет тот князь (монарх), который употребляет власть не как привилегию, а как бремя, возложенное на него Богом. Христианский «управитель должен считать себя слугой, а не господином народа».

Однако из этого не следует  делать вывод о том, что Лютер  проповедовал необходимость демократического переустройства германской государственности  того времени. Он учил подданных быть покорными, не восставать против власти, смиренно сносить несправедливость. Реально идея усиления светской власти работала на укрепление регионального  княжеского абсолютизма. Лютер внес важный вклад в насаждение в политическое сознание немцев культа государства.

 

Важную роль в развитии политической идеологии Реформации сыграл церковный реформатор Жан Кальвин (1509—1564 гг.), француз, обосновавшийся в Швейцарии. Его главное сочинение — «Наставление в христианской вере» (1536 г.), основой которого явился догмат о божественном предопределении. Согласно Кальвину, Бог заранее определил путь одних людей к спасению и блаженству, а путь других — к гибели. Люди бессильны изменить волю Бога, но могут распознать ее: если их профессиональная деятельность идет успешно, если они набожны и добродетельны, трудолюбивы и покорны властям (установленным Богом), значит, Бог благоволит к ним. Отсюда для истинного кальвиниста исходил долг целиком посвящать себя своей профессии, быть бережливым и рачительным хозяином, презирать наслаждения и расточительность. Кальвин сумел специфическими религиозными средствами дать мощный импульс процессу формирования буржуазной социально-экономической практики и духовной атмосферы капитализма в Западной Европе.

В вопросах о государстве  Кальвин был весьма осмотрителен. Осуждая феодально-монархические  круги за насилие, произвол, беззаконие и предрекая им за это божью  кару, он в то же время всякую власть объявлял божественной. Право сопротивляться тирании Кальвин признавал только за подчиненными государю органами власти, церковью, представительными учреждениями. Открытое неповиновение и свержение  тирана допустимы только в том  случае, когда исчерпаны все пассивные  средства сопротивления, все легальные  формы борьбы. «Наихудшей» формой правления для Кальвина была демократия. Предпочтение он отдавал олигархической форме организации государства.

Отличительной чертой кальвинисткой  доктрины была крайняя религиозная  нетерпимость, особенно к крестьянско-плебейским ересям. Для политической практики Кальвина (в 1541—1564 гг. он руководил Женевской консисторией) была характерна крайняя жестокость: консистория фактически подчиняла себе городской магистрат, за гражданами была установлена слежка, все стороны жизни были жестко регламентированы, за малейшее нарушения установленных норм назначались тяжкие наказания.

Кальвинистская идеология  сыграла в истории огромную роль. Она содействовала свершению  первой буржуазной революции в Европе — в Нидерландах, и утверждению  в этой стране республики. На ее основе сложились первые буржуазные партии в Англии, прежде всего, в Шотландии. Кальвинизм, наряду с другими идейными течениями Реформации, подготовил тот  «мыслительный материал», на почве  которого в XVII — XVIII вв. возникли идеи политической свободы, свободы совести, прав человека и гражданина.

 

Арабо-мусульманская  п-п мысль

В рамках исламской политической мысли сформировалось два основных подхода к изучению государства  и политики – нормативно-юридический и этико-филосовский.

Нормативно-юридическое направление  опиралось на мусульманско-правовую теорию и развивалось, не испытывая  сколько-нибудь заметного постороннего влияния. Что же касается филосовко-этического подхода к изучению политики, то вряд ли можно говорить о глубоком воздействии на него мусульманской религиозной идеологии.

Наиболее обстоятельно учение о политике, государстве, власти в  средневековой арабской философии  разрабатывалось Абуан-Насром аль Фараби (870-950) Немалый вклад внесли также такие крупные мыслители, как «Братья чистоты» (X в.), Ибн Сина и Ибн Рушд.

В своем подходе к политической проблематике представители средневековой  арабо-мусульманской философии во многом следовали греческой философии, прежде всего взглядам Платона и  в меньшей степени Аристотеля. Не случайно для большинства из них  политика, по сути, представлялась наукой о делах идеального города. Под  таким городом они понимали любую  относительно особенную территорию с населяющими ее жителями, объединенных общностью проживания, общими целями и руководством (единой властью) – от небольшой деревни до Арабского халифата. Соединение греческой традиции с мусульманской политической реальностью наложило глубокий отпечаток на весь круг проблем, рассматриваемых арабско-мусульманской философией.

Арабские философы предложили несколько вариантов определения  политики и политического знания. Так, аль-Фараби, которого называют отцом арабской политической философии, полагал, что политическая теория изучает способы организации и сохранения добродетельного правления, показывает, каким образом к жителям городов приходят добро и благо и какие пути ведут к их достижению и сохранению. Наиболее полно свои политические взгляды он изложил в трактатах «О взглядах жителей «добродетельного города», «Афоризмы государственного деятеля» и др. Большое внимание в них он уделял искусству верховной власти, создающей условия для достижения счастья. Положив последнюю категорию в основу своей классификации, аль-Фараби различал две основные разновидности городов-государств: невежественные и добродетельные. Только в последних жители стремятся к счастью, основанному на знании и благе. Лишь здесь правители заботятся об интересах города и счастье его обитателей. В других же городах власти стремятся только к личной выгоде.

Таким образом, «добродетельный» город-государство аль-Фараби – это модель наилучшего и естественного общения, в рамках которого человек может достичь наивысшего блага и достойного образа жизни. Основные признаки такого города – порядок и высокие моральные качества его жителей, в первую очередь правителей. Поэтому главная роль в «добродетельном городе» отводилась аль-Фараби просвещенному правителю, который по своим личным качествам должен удовлетворять строгим требованиям.

Весьма близкой концепции  придерживался и Ибн Сина, который видел смысл политического знания в изучении способов осуществления власти, руководства и вообще организации дел в «добродетельных и плохих» городах, в познании причин их возвышения, падения и превращения.

Становление добродетельного  города аль-Фараби связывал лишь с развитием познания и утверждением добродетели, абсолютно не требуя претворения в нем принципов мусульманского права (шариата). Почти все из сформулированных им условий, которым должен удовлетворять правитель такого города, являются отношения к исламу. Правда, на основании принципиальной общности объекта и цели исследования аль-Фараби ставил политику в один ряд с мусульманской правовой доктриной и религиозной догматикой. В этом можно было бы усмотреть попытку соединить греческую философию политики с мусульманской моралью, религией и правовой теорией в одно общее учение о политике. Однако сам аль-Фараби решающего шага в этом направлении не сделал.

Ибн Рушд(Авероус) это представитель философ. Мысли мусульманской испаии. По его мнению государство возникает и функционирует в результате наличия в обществе и государстве полит. Искусства, наличия стремления людей к общению между собой. По  его мнению полит.искусство должно иметь религиозную окраску и должно осуществляться в рамках мусульманского права. Вслед за аристотелем он считал, что главной целью государства является всеобщее благоденствие и процветания. Главной заслугой средневековых арабо-мусульманских мыслителей являлось то,что они изучали и пропогандировали наследие классической античной греческой философии,а в ее рамках и наследие п-п мысли.


Информация о работе Жан-Жак Руссо (1712—1778 гг.)