Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 12:42, реферат
Збигнев Казимеж Бжезинский — американский политолог, социолог и государственный деятель польского происхождения родился 28 марта 1928г. в Варшаве. В 1938 году его отец был назначен на новую должность в польском консульстве в Монреале, и его семья переехала в Канаду, где и осталась после прихода к власти в Польше коммунистов. Учился в монреальском университете Макгилла. В 1953 году получил степень доктора политологии в Гарвардском университете. В 1958 году получил американское гражданство. В 1962 году стал профессором Колумбийского университета в Нью-Йорке.
Введение 3
Гегемония нового типа 3
Евразийская шахматная доска 5
Геополитика и геостратегия 6
Геостратегические действующие лица и геополитические центры 6
Демократический плацдарм 7
Трансевразийская система безопасности 9
«Черная дыра» 10
«Политика ослабления» 11
Новые конкуренты США 12
Решающая роль Европы 13
США 14
Будущее России по Бзежинскому 15
Иная точка зрения на теории Бзежинского 15
Заключение 16
Список литературы 17
Трансевразийская система безопасности. Стабильность геополитического плюрализма Евразии, препятствующая появлению одной доминирующей державы, должна быть укреплена созданием трансевразийской системы безопасности, что, возможно, произойдет в начале следующего века. Такое трансконтинентальное соглашение в области безопасности должно включать расширившуюся организацию НАТО - что связано с подписанием хартии о сотрудничестве с Россией - и Китай, а также Японию.
Со временем могла бы начать формироваться более формальная структура, стимулируя появление трансевразийской системы безопасности, которая впервые охватила бы весь континент. Америка, Европа, Китай, Япония, конфедеративная Россия и Индия, а также, возможно, и другие страны могли бы сообща послужить сердцевиной такой более структурированной трансконтинентальной системы. Окончательное возникновение трансевразийской системы безопасности могло бы постепенно освободить Америку от некоторого бремени, даже если бы одновременно и увековечило ее решающую роль как стабилизатора и третейского судьи Евразии.
В конце концов, мировой политике непременно станет все больше несвойственна концентрация власти в руках одного государства. Следовательно, США не только первая и единственная сверхдержава в поистине глобальном масштабе, но, вероятнее всего, и последняя.
Это связано не только с тем, что государства-нации постепенно становятся проницаемыми друг для друга, но и с тем, что знания как сила становятся все более распространенными, все более общими и все менее связанными с государственными границами. Вероятнее всего, что экономическая мощь также станет более распределенной.
Говоря о будущем России, основное ударение Бжезинский делает на выборе страной типа взаимодействия с государствами-членами бывшего СССР, со странами Европейского Союза и НАТО. "Для России единственный геостратегический выбор, в результате которого она смогла бы играть реальную роль на международной арене - это трансатлантическая Европа с расширяющимися ЕС и НАТО", - убежден Бжезинский. И далее он доказывает необходимость выбора Россией для сотрудничества именно Соединенных Штатов и европейских стран: "Европа и Америка не представляют никакой угрозы для России, являющейся не экспансионистским национальным и демократическим государством. Они не имеют никаких территориальных притязаний к России, которые могут в один прекрасный день возникнуть у Китая. Они также не имеют с Россией ненадежных и потенциально взрывоопасных границ, как, несомненно, обстоит дело с неясной с этнической и территориальной точек зрения границей России с мусульманскими государствами к югу. Напротив, как для Европы, так и для Америки национальная и демократическая Россия является желательным с геополитической точки зрения субъектом, источником стабильности в изменчивом евразийском комплексе". Более того, по мнению Бжезинского, только такая Россия и сможет заполнить "черную дыру" в Евразии.
Прежде всего, считает Бжезинский, Россия должна отказаться от попыток влияния на страны, ранее составлявшие Российскую империю.
Среди
бывших советских республик, по мнению
Бжезинского, сегодня две страны
- Россия и Украина - являются наиболее
важными для определения
Взгляды Бжезинского на внешнюю политику отнюдь не являются выражением взглядов всего американского общества. Многие американцы считают лицемерием, притворством проводимую США внешнюю политику и не согласны с точкой зрения Бжезинского на мировой статус Америки. Так, Уолтер Рассел Мид в статье, опубликованной в "Лос-Анджелес Таймс" в 1998 году, написал: "Это классическая стратегия англо-говорящего мира - в мирное время мы делаем деньги и стабилизируем баланс власти, во время войны мы разделяем противников и используем все наше могущество, чтобы сокрушить любого, кто осмелится нарушить сложившийся статус-кво". По мнению Мида, Бжезинский допускает фундаментальную ошибку при анализе международной системы: он слишком боится России и неправильно истолковывает интересы Соединенных Штатов в Европе, преувеличивая значение для США Центральной и Восточной Европы, особенно Украины. Политика администрации Клинтона, следующей советам Бжезинского, лишь усиливала неприязнь к США и противодействие европейских государств
Книга Бжезинского "Великая шахматная доска" написана несколько лет назад. Сегодня же мы наблюдаем практическое воплощение идей американского политолога. Ученица Бжезинского Мадлен Олбрайт, в точности следуя указаниям своего наставника, непреклонно проводит в жизнь политику американского доминирования. Совсем недавно закончилась война в Югославии, когда самолеты США бомбили города независимого суверенного государства. Только благодаря участию России не были начаты сухопутные операции, которые повлекли бы многочисленные жертвы. Сегодня США не поддерживают борьбу России с боевиками в Чечне, провоцируют манифестации и беспорядки в Белоруссии, усердно подталкивают Украину вступлению в НАТО.
Современная
Евразия - "великая шахматная доска"
- видится Бжезинским как плацдарм
для разыгрывания Соединенными Штатами
Америки шахматной партии, где
фигурами ли, пешками ли являются страны
и народы огромного континента с
многотысячелетней историей цивилизации,
культуры, науки, веры. Бжезинский может
позволить себе иметь такой взгляд
на Евразию - как взгляд стороннего
наблюдателя, сочувствующего, но не сопереживающего.
Всегда не только интересно, но и полезно,
хотя часто неприятно, увидеть себя
глазами постороннего зрителя. Поэтому
не следует игнорировать суждения Збигнева
Бжезинского - одного из ведущих американских
политологов, определяющих сегодня
внешнюю политику США, - так как
его критический анализ трудностей
и преимуществ современного положения
стран Евразии в целом и
России в частности может оказать
несомненную помощь в определении
будущего пути нашей страны.