Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 21:06, реферат
История Японии насчитывает уже более 8 000 лет. Страна восходящего солнца всегда вдохновляла и очаровывала, о ней слагали легенды, писали стихи, ее воспевали. В Японии, по причине удаленности от остального мира, сформировалась своя, отличная от других, цивилизация. Традиционная японская живопись, как и вся культура Японии, уникальна. Стили японской живописи разнообразны.
1. Введение
2. Основная часть.
2.1 Укиё-э
2.2 Загадка Сяраку Тосюсай
2.3 Куниеси Утагава
2.4 Утагава Кунисада
3. Заключение.
4. Литература.
В отличие от величественных
ландшафтов Хокусая, Хиросигэ создал пейзаж,
проникнутый тонким лирическим чувством.
Хотя в целом видение мира Хиросигэ более
конкретно, чем у Хокусая, он, тем не менее,
остается на зыбкой грани между вымыслом
и достоверностью, совмещая в своих композициях
грустное очарование с тонкой наблюдательностью.
С появлением первых
иностранцев в Японии возникает новый
жанр — иокогама-э (изображение представителей
различных стран, новых механизмов, домов
европейского стиля и т.д.). В середине
XIX в. в укиё-э начинают использовать, завезенные
из-за границы анилиновые красители, значительно
удешевившие и упростившие процесс производства
гравюр, но сильно ухудшившие их качество.
Загадка Сяраку Тосюсай
даты рождения и
смерти неизвестны
годы творчества: 1794-1795
жанр: якуся-э
Именно его искусство
сделало Сяраку знаменитым. Изображая
актеров в манере того времени, Сяраку
не сосредотачивался на идеализировании
образов изображаемых им людей. Вместо
этого, и именно этим его работы интересны,
он в реалистической манере изображал
сущность эмоции актера.
Объяснения загадочно краткой карьеры
Сяраку и его внезапного исчезновения
часто основаны на том, что чрезмерный
реализм работ Сяраку считался странным
для его современников, и таким образом
его популярность была недолгой.
Работы Сяраку делятся на три периода.
1. серебристый слюдяной
фон; подпись: "рисовал Тосюсай
Сяраку"; характерные гротескные
изображения актёров.
2. фигуры в полный рост; композиция в виде
буквы "s" или треугольника; светлый
красный фон; более узкий формат.
3. фигуры в полный рост, пейзажный фон;
подпись "рисовал Сяраку"; узкий формат.
Работы Сяраку наглядны
и выразительны из-за изображения актёров
в тех ролях, которые они исполняли. Причём,
отражается не только внешний вид актера,
но и его чувства, которые он испытывал
бы как реальный человек, которого он играет.
Наиболее выразительные из его портретов
более сложны в психологическом отношении
чем, портреты его современников, и большинства
последующих художников укиё-э.
Это можно увидеть на примере актёра Араси
Рюдзо в роли Исибэ Кинкити в пьесе "Хана-аямэ
бунроку сога" ("цветущий ирис, сога
эры бунроку") поставленной в театре
мияко в мае 1794. Это была популярная
пьеса, в которой братья сога попытались
отомстить за убийство их отца. Кинкити
подлый кредитор, его грубое поведение,
и рот, сжавшийся в гримасе, предполагает
его продажный характер. Особенностью
стиля Сяраку является правдивость одновременного
изображения актёра и играемого им героя.
Также можно отметить использование Сяраку
смелых, толстых линий для глаз, бровей,
и рта, в отличие от тонких линий у других
художников.
Араси Рюдзо в роли Исибэ Кинкити. пьеса "Хана-аямэ бунроку сога" ("цветущий ирис, сога эры бунроку")
Сяраку концентрировался
на выразительных возможностях глаз и
рта актёров - ключевых аспектах мимики,
особенно важных для театра кабуки
(в статических позах актёров ключевых
моментов пьес). Использование слюдяных
фонов, подражая отражению в зеркале, также
способствовало реализму изображённых
актёров, важного в работах Сяраку, и выгодно
отличающего их от работ предыдущих художников
укиё-э.
Наиболее экстраординарными и потрясающими
портретами Сяраку являются портреты
полноватых актёров средних лет, исполняющих
роли молодых женщин (оннагата). Уникальное
сочетание женственности и чувствительности
образов и бесспорной материальности
взрослого мужчины в его работах дало
наиболее выдающиеся портреты укиё-э.
Иллюстрацией может служить портрет одного
из лучших оннагата
в Эдо 1782 года Сэгава Кикуноё III
(1751-1810) в роли осидзу, жены Танабэ Бундзо (его убил Исибэ Кинкити). В портрете мы не видим ни идеализации телесности актера, ни соответствия его образа ни возвеличенному статусу 43-летнего маститого кикунодзё, ни молодому женскому театральному характеру, которого он играет. Конечно лицо выражает женственность, но также заметно полное лицо, и выделяется крючковатый нос.
актёр Сэгава Кикуное III (1751-1810) в роли осидзу, жены Танабэ Бундзо. пьеса "Хана-аямэ бунроку сога" ("цветущий ирис, сога эры бунроку")
Возможно, если портреты
Сяраку и были действительно слишком реальными
для его современников, то это могли быть
его оннагата окуби-э, что отталкивало
публику от его работ, несмотря на популярность.
Сегодня, однако, эти работы заняли своё
место среди шедевров укиё-э.
Сяраку возник на японской
художественной сцене в мае 1794 в Эдо,
и создав в трёх стилях около 150 гравюр,
преимущественно актёров, исчез в феврале
1795. существуют четыре версии того кем
он мог быть: поэт хайку, неудавшийся
художник, актёр театра но или это
просто псевдоним одного из мастеров
укиё-э того времени. Но ответ на этот
вопрос не узнать никогда.
Куниеси Утагава
1798-1861
школа: утагава
учитель: Тоекуни I Утагава
ученики: Кунимаро, Ёсиику, Ёсикадзу, Ёсимори,
Ёситора, Цукиока
Ёситоси, Ёсиумэ,
жанры: муся-э, якуся-э, бидзин-га,
фукэй-га.
Считается одним
из самых талантливых мастеров позднего
периода укиё-э. Настоящее имя художника
- Игуса Ёсисабуро.
Родился Куниеси в Эдо в семье красильщика
тканей. С детства мальчик хорошо разбирался
в орнаментах художественных тканей и
тогда же проявил склонность к изобразительному
искусству. В 12 лет Куниеси самостоятельно
создает свою первую работу — рисунок,
изображающий легендарного покорителя
демонов с мечом в руках. Считается, что
именно этот рисунок открыл Куниеси дорогу
в мастерскую Утагавы Тоёкуни — наиболее
авторитетного и популярного мастера
того времени, учеником которого Куниеси
стал в возрасте 15 лет.
Как и все художники школы Утагава, Куниеси начал свою самостоятельную деятельность с иллюстраций к классическим произведениям художественной литературы. Первой его работой была книга «Мурасаки Дзоси» («фиолетовая книга историй»). Гравюры и книжные иллюстрации, молодого Куниеси не пользовались большим спросом, и он был вынужден перебиваться случайными заработками.
«сто
поэтов»
иллюстрации к антологии «сто стихотворений
ста поэтов» [1840-1842]
Только в 1827 г. он достиг успеха, выпустив серию гравюр «108 героев простонародной версии романа «речные заводи», изображавшую героев китайского средневекового романа «шуй-сюй-жуань», по-японски «Суйкодэн». Работа, выполненная в экспрессивной, динамичной манере, граничащей с гротеском, имела колоссальный успех. К Куниеси пришла слава. С этого времени жанр муся-э — историко-героической гравюры — становится главным для художника. За последующие годы им создано огромное количество исторических серий. Из них наиболее известные: «47 верных вассалов», «прославленные герои тайхэйки» («повесть о великом мире»).
«героические истории » или «прославленные герои
тайхэйки»
(иллюстрации к «повести о великом мире»
«тайхэйки»)
Хотя мастер продолжал
разрабатывать историко-героическую тему
в течение многих лет, но кроме этого объектом
его творчества были и привидения, очаровательные
женские образы, театральные актёры. Он
также был искусным создателем жанровых
сценок и карикатур. Дважды его карикатуры,
отражавшие политические взгляды художника,
становились причиной конфликтов с властями,
и подвергались уничтожению.
В зрелые годы Куниеси обратился к пейзажу.
Особенностью его пейзажей является изображение
сцен повседневной жизни, и использование
европейских приёмов живописи в области
перспективы и цвета, что придавало его
работам ощущение современности, как,
например, в серии «36 видов восточной столицы
и горы Фудзи». Среди его работ многочисленны
копии с западных офортов и картин. Увлечение
европейским искусством очень интересно
отразилось в изображениях животных и
рыб.
В 40-е гг. Куниеси неоднократно участвовал
в выпуске серий гравюр вместе с другими
знаменитыми художниками. К числу таких
серий относятся парные изображения «53
станции дороги токайдо», выполненные
им вместе с Хиросигэ и Кунисадой.
1840–1850-е гг. —
стали временем наивысшей
Утагава Кунисада
1786-1865
школа: Утагава
учитель: Тоекуни I утагава
ученики: Кунисада II, Куниаки, Куниаки
II, Куникадзу, Кунитэру, Кунихиса Утагава
Выдающийся мастер позднего периода
укиё-э. Настоящее имя — Сумида Сёдзо.
он был выходцем из зажиточной семьи, владевшей
паромной переправой. С раннего детства
Кунисада проявил творческие способности,
увлекаясь рисованием, и в 15–16 лет он попадает
в мастерскую Утагава Тоёкуни, где проучился
почти семь лет.
С 1807 г. Кунисада делает первые самостоятельные
работы — это иллюстрации и гравюры на
отдельных листах. С самого начала он создает
гравюры в стиле якуся-э на театральные
темы, которые в дальнейшем будут основной
темой его творчества. Успех к Кунисада
пришел быстро: уже в 1813 г. молодой художник
считался вторым по популярности после
его учителя мастером театральной гравюры.
Одной из самых известных работ в жанре
книжной графике стала серия рисунков
к пародийному роману на классическое
произведение XI в. «Нисэ Мурасаки инака
Гэндзи» (лже-мурасаки, деревенский Гэндзи).
Первое признание Кунисада, как мастера якуся-э пришло после исполнения серии гравюр с изображением знаменитого актёра театра кабуки Никамура Утаэмон. Изучение разнообразных стилей, привело к собственному индивидуальному стилю исполнения театральных гравюр-портретов. В этом стиле творчески соединились сильные стороны предшествующих школ: динамизм передачи сценического действия (тории) и индивидуальность облика актеров (кацукава) («тюсингура» - «47 ронинов» и «знаменитые представления»). С 1820-х гг. окончательно складывается новый тип театральной гравюры, характерный для школы Утагавы.
Примечательны работы Кунисада в изображении красавиц одного из любимых жанров художника - бидзин-га. интересна серия поясных портретов «отражение современных женщин в зеркале».
«отражение современных
женщин в зеркале»
Стремясь к достоверности образов, художник
изображал красавиц за своими повседневными
делами, на его гравюрах они причёсываются,
читают, играют на сямисэн, пишут любовные
письма «обычай холодных и звёздных ночей»,
«гордость Эдо».
После успеха другого мастера школы утагава — Куниеси, с которым Кунисада
соперничал всю жизнь, в творчестве художника появляется новая тема. Он
выпускает серию гравюр «зерцало знаменитых мужей Японии», в которой собраны изображения героев японской истории. В 1830-х гг., когда художник достиг большего жанрового разнообразия, им были
созданы весьма примечательные изображения борцов сумо.
В 1844 г. после смерти Тоекуни Утагава он становится официальным главой школы Утагавы и меняет своё имя на Тоекуни III. одной из наиболее известных работ этого периода стала серия гравюр «53 станции дороги токайдо». Эта серия не относится к пейзажному типу. фигурами первого плана в гравюрах являются актеры. серия имела огромный успех и была распродана большими тиражами.
1840–1850 гг. — время интенсивной
преподавательской