Японская гравюра

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 21:06, реферат

Описание работы

История Японии насчитывает уже более 8 000 лет. Страна восходящего солнца всегда вдохновляла и очаровывала, о ней слагали легенды, писали стихи, ее воспевали. В Японии, по причине удаленности от остального мира, сформировалась своя, отличная от других, цивилизация. Традиционная японская живопись, как и вся культура Японии, уникальна. Стили японской живописи разнообразны.

Содержание

1. Введение
2. Основная часть.
2.1 Укиё-э
2.2 Загадка Сяраку Тосюсай
2.3 Куниеси Утагава
2.4 Утагава Кунисада
3. Заключение.
4. Литература.

Работа содержит 1 файл

Оглавление.docx

— 136.41 Кб (Скачать)

В отличие от величественных ландшафтов Хокусая, Хиросигэ создал пейзаж, проникнутый тонким лирическим чувством. Хотя в целом видение мира Хиросигэ более конкретно, чем у Хокусая, он, тем не менее, остается на зыбкой грани между вымыслом и достоверностью, совмещая в своих композициях грустное очарование с тонкой наблюдательностью. 

С появлением первых иностранцев в Японии возникает новый жанр — иокогама-э (изображение представителей различных стран, новых механизмов, домов европейского стиля и т.д.). В середине XIX в. в укиё-э начинают использовать, завезенные из-за границы анилиновые красители, значительно удешевившие и упростившие процесс производства гравюр, но сильно ухудшившие их качество. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Загадка Сяраку Тосюсай

даты рождения и  смерти неизвестны 
годы творчества: 1794-1795  
жанр: якуся-э  

 

Именно его искусство сделало Сяраку знаменитым. Изображая актеров в манере того времени, Сяраку не сосредотачивался на идеализировании образов изображаемых им людей. Вместо этого, и именно этим его работы интересны, он в реалистической манере изображал сущность эмоции актера. 
Объяснения загадочно краткой карьеры Сяраку и его внезапного исчезновения часто основаны на том, что чрезмерный реализм работ Сяраку считался странным для его современников, и таким образом его популярность была недолгой. 
Работы Сяраку делятся на три периода.

1. серебристый слюдяной  фон; подпись: "рисовал Тосюсай  Сяраку"; характерные гротескные  изображения актёров. 
2. фигуры в полный рост; композиция в виде буквы "s" или треугольника; светлый красный фон; более узкий формат.  
3. фигуры в полный рост, пейзажный фон; подпись "рисовал Сяраку"; узкий формат.  

Работы Сяраку наглядны и выразительны из-за изображения актёров в тех ролях, которые они исполняли. Причём, отражается не только внешний вид актера, но и его чувства, которые он испытывал бы как реальный человек, которого он играет. Наиболее выразительные из его портретов более сложны в психологическом отношении чем, портреты его современников, и большинства последующих художников укиё-э
Это можно увидеть на примере актёра Араси Рюдзо в роли Исибэ Кинкити в пьесе "Хана-аямэ бунроку сога" ("цветущий ирис, сога эры бунроку") поставленной в театре мияко в мае 1794. Это была популярная пьеса, в которой братья сога попытались отомстить за убийство их отца. Кинкити подлый кредитор, его грубое поведение, и рот, сжавшийся в гримасе, предполагает его продажный характер. Особенностью стиля Сяраку является правдивость одновременного изображения актёра и играемого им героя. Также можно отметить использование Сяраку смелых, толстых линий для глаз, бровей, и рта, в отличие от тонких линий у других художников.  

Араси Рюдзо в роли Исибэ Кинкити. пьеса "Хана-аямэ бунроку сога" ("цветущий ирис, сога эры бунроку")  

 

Сяраку концентрировался на выразительных возможностях глаз и рта актёров - ключевых аспектах мимики, особенно важных для театра кабуки (в статических позах актёров ключевых моментов пьес). Использование слюдяных фонов, подражая отражению в зеркале, также способствовало реализму изображённых актёров, важного в работах Сяраку, и выгодно отличающего их от работ предыдущих художников укиё-э
Наиболее экстраординарными и потрясающими портретами Сяраку являются портреты полноватых актёров средних лет, исполняющих роли молодых женщин (оннагата). Уникальное сочетание женственности и чувствительности образов и бесспорной материальности взрослого мужчины в его работах дало наиболее выдающиеся портреты укиё-э.  
Иллюстрацией может служить портрет одного из лучших оннагата в Эдо 1782 года Сэгава Кикуноё III
 

(1751-1810) в роли осидзу, жены Танабэ Бундзо (его убил Исибэ Кинкити). В портрете мы не видим ни идеализации телесности актера, ни соответствия его образа ни возвеличенному статусу 43-летнего маститого кикунодзё, ни молодому женскому театральному характеру, которого он играет. Конечно лицо выражает женственность, но также заметно полное лицо, и выделяется крючковатый нос.  

 

актёр Сэгава Кикуное III (1751-1810) в роли осидзу, жены Танабэ Бундзо. пьеса "Хана-аямэ бунроку сога" ("цветущий ирис, сога эры бунроку") 

 

Возможно, если портреты Сяраку и были действительно слишком реальными для его современников, то это могли быть его оннагата окуби-э, что отталкивало публику от его работ, несмотря на популярность. Сегодня, однако, эти работы заняли своё место среди шедевров укиё-э

Сяраку возник на японской художественной сцене в мае 1794 в Эдо, и создав в трёх стилях около 150 гравюр, преимущественно актёров, исчез в феврале 1795. существуют четыре версии того кем он мог быть: поэт хайку, неудавшийся художник, актёр театра но или это просто псевдоним одного из мастеров укиё-э того времени. Но ответ на этот вопрос не узнать никогда.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Куниеси Утагава 

1798-1861 
школа:
утагава 
учитель: Тоекуни I Утагава  
ученики: Кунимаро, Ёсиику, Ёсикадзу, Ёсимори, Ёситора,
Цукиока Ёситоси, Ёсиумэ,  
жанры: муся-э, якуся-э, бидзин-га, фукэй-га.
 

Считается одним  из самых талантливых мастеров позднего периода укиё-э. Настоящее имя художника - Игуса Ёсисабуро. 
Родился Куниеси в Эдо в семье красильщика тканей. С детства мальчик хорошо разбирался в орнаментах художественных тканей и тогда же проявил склонность к изобразительному искусству. В 12 лет Куниеси самостоятельно создает свою первую работу — рисунок, изображающий легендарного покорителя демонов с мечом в руках. Считается, что именно этот рисунок открыл Куниеси дорогу в мастерскую Утагавы Тоёкуни — наиболее авторитетного и популярного мастера того времени, учеником которого Куниеси стал в возрасте 15 лет.

Как и все художники  школы Утагава, Куниеси начал свою самостоятельную деятельность с иллюстраций к классическим произведениям художественной литературы. Первой его работой была книга «Мурасаки Дзоси» («фиолетовая книга историй»). Гравюры и книжные иллюстрации, молодого Куниеси не пользовались большим спросом, и он был вынужден перебиваться случайными заработками.

«сто  поэтов»  иллюстрации к антологии «сто стихотворений ста поэтов»  [1840-1842]  

Только в 1827 г. он достиг успеха, выпустив серию гравюр «108 героев простонародной версии романа «речные заводи», изображавшую героев китайского средневекового романа «шуй-сюй-жуань», по-японски «Суйкодэн». Работа, выполненная в экспрессивной, динамичной манере, граничащей с гротеском, имела колоссальный успех. К Куниеси пришла слава. С этого времени жанр муся-э — историко-героической гравюры — становится главным для художника. За последующие годы им создано огромное количество исторических серий. Из них наиболее известные: «47 верных вассалов», «прославленные герои тайхэйки» («повесть о великом мире»).

«героические истории » или «прославленные герои тайхэйки» (иллюстрации к «повести о великом мире» «тайхэйки») 

Хотя мастер продолжал разрабатывать историко-героическую тему в течение многих лет, но кроме этого объектом его творчества были и привидения, очаровательные женские образы, театральные актёры. Он также был искусным создателем жанровых сценок и карикатур. Дважды его карикатуры, отражавшие политические взгляды художника, становились причиной конфликтов с властями, и подвергались уничтожению.  
В зрелые годы Куниеси обратился к пейзажу. Особенностью его пейзажей является изображение сцен повседневной жизни, и использование европейских приёмов живописи в области перспективы и цвета, что придавало его работам ощущение современности, как, например, в серии «36 видов восточной столицы и горы Фудзи». Среди его работ многочисленны копии с западных офортов и картин. Увлечение европейским искусством очень интересно отразилось в изображениях животных и рыб.  
В 40-е гг. Куниеси неоднократно участвовал в выпуске серий гравюр вместе с другими знаменитыми художниками. К числу таких серий относятся парные изображения «53 станции дороги токайдо», выполненные им вместе с
Хиросигэ и Кунисадой.

1840–1850-е гг. —  стали временем наивысшей творческой  активности Куниеси. За десять лет он создает 11 серий по 40–50 листов в каждой и около 50 серий меньшего объема на темы, связанные с героической историей Японии, к примеру, серия «биографии прославленных героев «Сказания о великом мире». За оригинальность, драматичность, эмоциональную напряжённость, смелые цветовые и композиционные решения художник получил прозвище «Муся-э-но Куниёси» или «Куниеси, художник воинов». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Утагава Кунисада

1786-1865 
школа:
Утагава 
учитель: Тоекуни I утагава 
ученики: Кунисада II, Куниаки, Куниаки II, Куникадзу, Кунитэру, Кунихиса Утагава  
 
Выдающийся мастер позднего периода укиё-э. Настоящее имя — Сумида Сёдзо. он был выходцем из зажиточной семьи, владевшей паромной переправой. С раннего детства Кунисада проявил творческие способности, увлекаясь рисованием, и в 15–16 лет он попадает в мастерскую Утагава Тоёкуни, где проучился почти семь лет.  
С 1807 г. Кунисада делает первые самостоятельные работы — это иллюстрации и гравюры на отдельных листах. С самого начала он создает гравюры в стиле якуся-э на театральные темы, которые в дальнейшем будут основной темой его творчества. Успех к Кунисада пришел быстро: уже в 1813 г. молодой художник считался вторым по популярности после его учителя мастером театральной гравюры. Одной из самых известных работ в жанре книжной графике стала серия рисунков к пародийному роману на классическое произведение XI в. «Нисэ Мурасаки инака Гэндзи» (лже-мурасаки, деревенский Гэндзи).  

 

Первое признание Кунисада, как мастера якуся-э пришло после исполнения серии гравюр с изображением знаменитого актёра театра кабуки Никамура Утаэмон. Изучение разнообразных стилей, привело к собственному индивидуальному стилю исполнения театральных гравюр-портретов. В этом стиле творчески соединились сильные стороны предшествующих школ: динамизм передачи сценического действия (тории) и индивидуальность облика актеров (кацукава) («тюсингура» - «47 ронинов» и «знаменитые представления»). С 1820-х гг. окончательно складывается новый тип театральной гравюры, характерный для школы Утагавы.  

 

Примечательны работы Кунисада в изображении красавиц одного из любимых жанров художника - бидзин-га. интересна серия поясных портретов «отражение современных женщин в зеркале».

«отражение современных  женщин в зеркале» 
 
 
 

   
 

   Стремясь к достоверности образов, художник

  изображал красавиц за своими повседневными

  делами, на его гравюрах они причёсываются,

  читают, играют на сямисэн, пишут любовные

  письма «обычай холодных и звёздных ночей»,

  «гордость Эдо».  

 

 

    После успеха другого мастера школы утагава — Куниеси, с которым Кунисада

  соперничал всю жизнь, в творчестве художника появляется новая тема. Он

   выпускает серию гравюр «зерцало знаменитых мужей Японии», в которой собраны изображения героев японской истории. В 1830-х гг., когда художник достиг большего жанрового разнообразия, им были

созданы весьма примечательные изображения борцов сумо.

                                                                                             «преуспевающие борцы сумо» 

 

В 1844 г. после смерти Тоекуни Утагава он становится официальным главой школы Утагавы и меняет своё имя на Тоекуни III. одной из наиболее известных работ этого периода стала серия гравюр «53 станции дороги токайдо». Эта серия не относится к пейзажному типу. фигурами первого плана в гравюрах являются актеры. серия имела огромный успех и была распродана большими тиражами.

                                                                                                                                             

                                                                                                                                               «53 станции дороги токайдо»

1840–1850 гг. — время интенсивной  преподавательской деятельности  Кунисада. Прирождённый педагог, на протяжении нескольких десятилетий он возглавлял мастерскую и воспитал немало талантливых учеников. Им издается огромное количество театральных гравюр, которые формируют отношение зрителей к театру и влияют на сам театр. Им создан особый тип театрального портрета — конкретного актера в конкретной роли, сочетающего личное сходство и атмосферу театрального действа.

Информация о работе Японская гравюра