Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 21:06, реферат
История Японии насчитывает уже более 8 000 лет. Страна восходящего солнца всегда вдохновляла и очаровывала, о ней слагали легенды, писали стихи, ее воспевали. В Японии, по причине удаленности от остального мира, сформировалась своя, отличная от других, цивилизация. Традиционная японская живопись, как и вся культура Японии, уникальна. Стили японской живописи разнообразны.
1. Введение
2. Основная часть.
2.1 Укиё-э
2.2 Загадка Сяраку Тосюсай
2.3 Куниеси Утагава
2.4 Утагава Кунисада
3. Заключение.
4. Литература.
Оглавление
1. Введение
2. Основная часть.
2.1 Укиё-э
2.2 Загадка Сяраку Тосюсай
2.3 Куниеси Утагава
2.4 Утагава Кунисада
3. Заключение.
4. Литература.
"...жить
лишь дарованным тебе
любуясь луной, цветением вишен, осенними листьями кленов,
петь песни, пить вино и развлекаться, ничуть не заботясь о нищете,
вызывающе глядящей нам в лицо, бездумно отдаваться потоку,
подобно
тыкве, бесстрастно влекомой течением
реки. - это то, что мы называем укиё."
История Японии насчитывает
уже более 8 000 лет. Страна восходящего
солнца всегда вдохновляла и очаровывала,
о ней слагали легенды, писали
стихи, ее воспевали. В Японии, по причине
удаленности от остального мира, сформировалась
своя, отличная от других, цивилизация.
Традиционная японская живопись, как
и вся культура Японии, уникальна.
Стили японской живописи разнообразны.
Японская
гравюра
Японская цветная
ксилография (гравюра на дереве) - уникальное
явление в истории мирового искусства.
Ее технику японцы заимствовали из
Китая. С ХIII века в Японии печатались
небольшие буддийские иконы, амулеты,
но эта продукция носила ремесленный характер.
Как самостоятельный вид искусства японская
гравюра утверждается на последнем этапе
средневековой истории Японии - в период
Токугава (1603-1868). Это время характеризуется
формированием новой городской культуры,
отражавшей вкусы третьего и четвертого
сословий - купцов и ремесленников, которые
играли все большую роль в экономической
и культурной жизни общества. В искусстве
ХVII-ХIX веков сформировался новый стиль
- укиё-э (дословно: картины плывущего мира)
- направление городского искусства периода
Эдо (1613-1868), к которому относится и гравюра.
Его главной темой стала повседневная
жизнь самих горожан, их будни и праздники.
Основоположником японской гравюры укиё-э
считается Хисикава Моронобу (ок.1618-1694),
который первым стал создавать не только
книжные иллюстрации, но и станковые произведения.
Гравюра ХVII - первой половины XVIII века
в основном была черно-белой. Печать производилась
с одной доски - так называемого ключевого
блока. Впрочем, уже с начала XVIII века, стремясь
разнообразить колористическое решение
листа, их стали раскрашивать от руки -
сначала одним, затем двумя и тремя цветами.
В это время (его принято называть ранним
периодом) в искусстве японской гравюры
складывается круг сюжетов, формируются
жанры, среди которых наиболее популярным
на протяжении всей истории существования
гравюры были бидзинга и якуся-э.
Бидзинга переводится как «изображение
красавиц». Действительно, в них изображались
прекрасные обитательницы "зеленых
кварталов", как принято было в Японии
на китайский манер обозначать увеселительные
заведения - кварталы "красных фонарей".
В жизни японцев этого периода "зеленые
кварталы" играли значительную роль,
что было связано с особым политическим
положением в стране. Япония XVII-XIX веков
являлась в полном смысле полицейским
государством, все стороны социальной
жизни японца строго регламентировались.
В атмосфере "несвободы" своего рода
"ничьей землей", местом, где характер
общения, форма поведения не были предписаны
свыше, где горожанин, хоть на время, мог
почувствовать себя раскованно и независимо,
стали "зеленые кварталы". Сюда приходили
на представления театра-кабуки, для заключения
сделок и, конечно, с целью посещения чайных
домов, обитательницы которых славились
не только своей красотой, но и образованностью,
изысканностью вкуса, изяществом манер.
Поэтому жанр бидзинга и стал основным
в гравюре укиё-э...
Укиё-э
Слово «укиё» было
заимствовано из буддийской философии,
в буквальном переводе «мир скорби», и
обозначало одну из буддийских категорий
- иллюзорность бытия, бренность, быстротечность
человеческой жизни, мир страданий, горестей,
болезней и смерти, лишь видимое отражение
абсолюта. В дальнейшем термин эволюционировал
и с ХVII в. приобрёл новый смысл: непостоянство
бытия стало не источником скорби, а мир
земных радостей, любви и наслаждений,
которые преподносит этот изменчивый
мир. Слово укиё стало обозначать множество
понятий: укиё-дзоси - современный
роман, укиёкомон - модный узор кимоно,
укиё-сугата - модный облик, укиё-э
— картины повседневной жизни, ксилографии,
которые печатали с деревянных досок.
Техника ксилографии
появилась в Японии ещё в период хэйан
(794–1185) вместе с распространением буддизма,
и вначале использовалась при изготовлении
черно-белых оттисков с изображениями
различных буддийских святых и при иллюстрировании
текста сутр. Начало XVII в. характеризуется
появлением иллюстрированных ксилографических
книг, издававшихся массовыми тиражами.
В этих изданиях текст и иллюстрации печатались
чёрным цветом.
Первые станковые гравюры
были также чёрно-белыми, потом их начали
слегка подкрашивать от руки киноварью
(тан-э), позднее гравюры подкрашивались
тёмно-красной краской (бэни-э) или
оттенялись чёрной плотной краской, что
создавало эффект покрытия чёрным лаком
(уруси-э). Первые оттиски с использованием
красного цвета (бэнидзури-э) появились
в середине XVIII в. постепенно число досок
для цветной печати увеличивалось, и в
1765 г. появились первые многоцветные гравюры,
получившие название «парчовые картины»
(нисики-э).
Возникшая в XVII веке
в среде набиравшего силу третьего сословия,
менее скованная канонами, чем живопись,
гравюра была наиболее массовым и доступным
для горожан видом искусства. Темами для
гравюр укиё-э зачастую являлись сюжеты
жанровых рассказов укиё-дзоси, пьес
театра кабуки, классической и современной
поэзии.
В процессе создания
гравюры укиё-э участвовали художник,
резчик и печатник. Важную роль играл издатель,
изучавший спрос и определявший тираж.
Зачастую именно он задавал тему гравюры
и влиял на характер издания.
Процесс создания гравюры
выглядел следующим образом. Художник
делал контурный рисунок тушью на тонкой,
прозрачной бумаге. Гравер, наклеив рисунок
лицевой стороной на доску из вишни, груши
или самшита, вырезал первую печатную
форму. Затем делалось несколько чёрно-белых
оттисков, на которых художник обозначал
задуманные цвета. Резчик изготовлял необходимое
количество (иногда более тридцати) печатных
форм, каждая из которых соответствовала
одному цвету или тону. Печатник, обговорив
с художником цветовую гамму, наносил
краску растительного или минерального
происхождения и на влажной рисовой бумаге
вручную печатал гравюру.
Коллективный метод работы художника, резчика и печатника, узкая специализация мастеров, цеховая организация процесса обусловили своеобразие японской ксилографии.
Развитие японской ксилографии определялось несколькими ведущими школами — династиями: их основатели как бы формировали свой стиль, в русле которого работали ученики и последователи (школы тории, кайгэцудо, кацукава, утагава).
Но были и выдающиеся
мастера, творчество которых не вписывается
в рамки какой-либо династии и стоит особняком,
обозначая яркие вехи в истории японской
гравюры (Судзуки Харунобу, Китагава Утамаро,
Тосюсай Сяраку, Кацусика
Хокусай, Андо Хиросигэ).
Первым крупным художником
японской ксилографии стал Хисикава Моронобу
(1631–1694), создавший значительное количество
ксилографических альбомов. С его именем
связано становление жанра бидзин-га
(изображение красавиц).
В конце XVII — начале
XVIII в. на первое место в искусстве укиё-э
выдвигается династия тории, её глава
— Тории Киёнобу (1664–1729). Главная тема
художников династии тории — театр кабуки
— находит воплощение в гравюрах с изображениями
актеров (якуся-э), других видах ксилографических
изданий, связанных с театром (афиши, программки
спектаклей). Художники династии тории
активно используют нововведения в технике
ксилографии (бэни-э и уруси-э). Из учеников
тории киёнобу наиболее известны тории
киёмасу (1697–?) и тории киёмицу (1735–1785).
В первой половине ХVIII
в. одной из крупнейших школ живописи укиё-э
стала династия кайгэцудо во главе с Андо
Кайгэцудо (1671–1743). Мастера этой школы
создавали живописные портреты куртизанок
в полный рост в ярких красочных костюмах.
Это были изображения, служившие своего
рода рекламой знаменитых красавиц, популярных
обитательниц «весёлых кварталов». Гравюр
Андо Кайгэцудо не сохранилось. Среди
его последователей наиболее известны
Кайгэцудо Анти, Дохан, Досин.
Художник Окумура Масанобу (1686–1764), прозванный Гэнроку, был не только известным художником, но и популярным издателем книг и альбомов. Он активно внедрял цветную печать — в противовес подкраске от руки. среди других его нововведений в укиё-э — хасира-э (гравюры узкого и длинного формата), уки-э (композиционный прием в живописи и гравюре, позволявший изображать пространство в перспективе).
Создателем метода печати многоцветной
гравюры был Судзуки Харунобу (1725–1770).
Начав с печати с трёх-четырёх форм, Харунобу
затем увеличил число досок до 7–9, а также
стал активно использовать различные
возможности техники: тиснение по влажной
бумаге, печать золотым и серебряным порошком.
Введение новых, более сложных и дорогостоящих техник объяснялось возникновением моды на специальные гравюры суримоно, выпускавшиеся небольшим тиражом для узкого круга любителей к различным датам или специально к новому году. Для суримоно использовались более плотная и дорогая бумага, дорогие пигменты. Кроме суримоно, Харунобу ввел в обиход специальные календарные гравюры экоёми.
Харунобу создает особый тип изображения красавиц. На смену величавым и статным красавицам Кайгэцудо и Масанобу приходят хрупкие юные девушки, почти подростки, необычайно трогательные и грациозные. Атмосфера доверительности, камерности характерна для всех произведений Судзуки Харунобу.
Основатель династии кацукава — Кацукава Сюнсё (1726–1793), развивая жанр театральной гравюры, вводит в обиход два её типа: первый — парадные портреты актёров в статичных позах на фоне театральных занавесов и второй — актёры в гримерных комнатах, в интимной обстановке, не предназначенной для посторонних глаз. Попытка рассмотреть под маской внутренний мир актера характерна и для других мастеров династии кацукава (Сюнтё и Сюнэй), и их современников (Иппицусай Бунтё).
В конце XVIII в. гравюра укиё-э достигла
своего расцвета. Она заменяла в небогатых
домах дорогостоящую живопись, широко
использовалась для иллюстрирования книг,
оформления календарей и театральных
афиш, рекламы и поздравительных текстов.
Сложились разнообразные жанры этого искусства: бидзин-га — изображение красавиц из «весёлых кварталов»; якуся-э — театральная гравюра; муся-э — исторические сюжеты; суримоно — поздравительные карточки к новому году, свадьбам, юбилеям и другим праздникам; катё-га — изображение цветов и птиц; фукэй-га — пейзажная гравюра, получившая широкое распространение в первой половине XIX в.
Всё большую популярность в конце XVIII — начале XIX в. приобретают альбомы и отдельные серии гравюр на эротические темы (сюнга). Как правило, подобные гравюры издавались анонимно, художники не рисковали их подписывать.
Особое место в истории японской ксилографии занимает творчество последнего яркого представителя династии тории — Тории Киёнага (1752–1815). Как и все художники династии тории, Киенага начинал с театральной гравюры, но лучшие и самые известные его работы выполнены в жанре бидзин-га. Киенага часто использует полиптихи (из трех и более листов), делая своеобразную попытку вернуться к традиционной для дальневосточной живописи форме горизонтальных свитков. Его излюбленные композиционные схемы — многофигурные шествия куртизанок.
Самый знаменитый последователь Киенага, во многом определивший особенности японской классической ксилографии периода её расцвета, — Китагава Утамаро (1753–1806). Главная тема творчества Утамаро — жизнь обитательниц «веселых кварталов». Не без оснований именуясь «певцом женской красоты», Китагава Утамаро вводит в укиё-э тип больших погрудных портретов окуби-э, в которых старается передать различные эмоциональные переживания своих героинь.
Особняком в истории японской гравюры стоит творчество Тосюсая Сяраку, выпустившего в течение десяти месяцев (1794–5 гг.) более 140 театральных гравюр — портретов актеров театра Кабуки в различных ролях и бесследно исчезнувшего. Все его работы отмечены высоким мастерством. Острая характерность, граничащая с гротеском, сознательное искажение пропорций фигур, жестов, черт лица придают его персонажам необычайную выразительность.
Одной из наиболее известных школ японской гравюры в XIX века стала династия утагава, основанная в конце XVIII века мастером гравюры жанра уки-э Утагава Тоёхару (1735–1814). Эта разветвленная и многочисленная школа оставила после себя множество живописных и графических работ в различных жанрах, однако основными для нее были все же театральная гравюра и историко-героическая тема.
Тоёхиро был учеником
Тоехару, и специализировался на изображениях
красавиц. Утагава Тоёкуни (1769–1825) — один
из ведущих мастеров школы утагава — славился
своими театральными гравюрами. Утагава
Куниёси (1797–1861) — автор множества серий
исторических и героических гравюр, изображавших
самураев в батальных сценах.
В 1840-х гг. правительство
Японии издает специальные эдикты против
роскоши, распространявшиеся и на гравюру.
В частности, запрещается использовать
дорогие краски при печати, тиснёную бумагу
и печатать с большого количества досок.
К этому времени относится появление гравюр,
выполненных в технике монохромной печати
аодзури-э, в которой художники добивались
множества градаций оттенков синего цвета.
Все готовые к печати листы должны были
быть удостоверены цензорскими печатями.
Художникам запрещалось указывать на
гравюрах имена куртизанок и актеров,
иллюстрировать исторические события
и изображать сцены, содержащие намеки
на современные события. эти ограничения
способствовали развитию пейзажного жанра.
Расцвет пейзажного жанра в японской классической ксилографии связан с именами двух великих художников — Кацусика Хокусая (1760–1849) и Андо (Утагава) Хиросигэ (1797–1858).
Хокусай за свою долгую творческую жизнь оставил огромное художественное наследие, включающее 15-томную серию альбомных зарисовок, знаменитую серию гравюр «36 видов Фудзи». Хокусай работал в различных техниках, среди его работ множество набросков тушью, живописные свитки, росписи панно, иллюстрированные альбомы.