Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 18:28, курсовая работа
Таким образом, актуальность данного исследования предопределяется рядом факторов:
Необходимостью изучения философских, искусствоведческих, культурологических проблем периода Серебряного века, как периода смены культурной парадигмы;
Недостаточной изученностью творчества В.А. Серова, в чьих работах можно проследить следы трансформации культурной парадигмы, что в свою очередь позволит более подробно охарактеризовать как творчество художника, так и эпоху в целом.
Цели настоящего исследования:
Определить характерные черты культурной парадигмы периода Серебряного века.
Проследить, какое влияние оказала данная эпоха на творчество В.А. Серова.
Введение 3
Культурные парадигмы Серебряного века 5
Тенденции возврата 5
Агональное игровое начало. 8
Возрождавшееся религиозное чувство 9
Взаимосвязь творчества В.А. Серова с художественными направлениями искусства конца XIX – начала XX в.в. 11
Реализм. 12
Импрессионизм. 12
Модерн 19
Заключение. 22
Список использованной литературы. 23
Путь-поиск В.А. Серова был особенно сложен, ведь как личность он формировался в 70-х г.г. XIX в., а творческий подъем относится к концу XIX-началу XX века. Творчество на сломе эпох приводит к спору с самим собой, временем, культурой. Культура бросает художнику вызов, провоцирует его на диалог. И как показал творческий путь художника, этот вызов закончился скандалом, неприятием портрета танцовщицы, который в дальнейшем будет трактоваться как знак нового искусства модерна.
Таким образом, мы рассмотрели
взаимовлияние эпохи и
Важно отметить, что именно в этот период интеллигенция осознает происходящие культурно-исторические преобразования, чувствует себя ответственной за процессы, происходящие в стране. Резко выраженное несходство творческих индивидуальностей было едва ли ни главным стилистическим признаком искусства бурной эпохи, которая формировала личность В.А. Серова, и на которую он сам как художник оказал активное воздействие, оставаясь при этом человеком цельным, ни при каких обстоятельствах не изменявшим своим убеждениям и творческим принципам, смелым новатором и одновременно одним из подлинных классиков.
1 Термин «парадигма» используется в значении
– исходная концептуальная идея, ценность
как схема или своего рода карта местности,
помогающая найти человеку свое «местоположение»
в обществе, модель, установка, определяющая
взгляды, поведение, направление, цели
деятельности людей, их сообществ, способы
постановки проблемы, методика исследования
какой-то сферы общества, или общества
в целом. URL: http://www.philosophydic.ru/
2 Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX – начала XX века. М., 1991.
3 Красильникова М.Ю. Леонардо да Винчи и его эпоха в культурфилософской рефлексии Серебряного века. Дисс.кандидата культурологии. Шуя, 2008.
4 Кантор В. Артистическая эпоха и ее последствия//Вопросы литературы.1997.
5 Красильникова М.Ю. Леонардо да Винчи и его эпоха в культурфилософской рефлексии Серебряного века. Дисс.кандидата культурологии. Шуя, 2008.
6 Флоровский Г. Пути русского богословия. – Вильнюс. Б.и., 1991.
7 Дмитриев В. Валентин Серов. Пг., 1916. URL:
http://www.virtualrm.spb.ru/
8 Сайко Б.А. Культур – диалог в переходные эпохи: от Серебряного века к современности: концептуализация моделей. Дисс.доктора филос.н., М.,2006.
9 Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск. 1994.
10 Грабарь И., Валентин Александрович Серов. Жизнь и творчество. М.1965.
11 Леняшин В.А. Портретная живопись В.А. Серова 1990х годов. Издание второе. Л. Художник РСФСР. 1980
12 Там же.
13 Мамонтов С., В.А. Серов (Опыт характеристики)//Путь.
1911. URL: http://vserov.ru/kartina/80.
14 Крохина Н.П. Эстетические основы курса МХК. Учебно-методическое пособие. Шуя., 1998
15 Арзуманова О.И., Кузнецова А.Г., Макарова Т.Н. Невский В.А., Музей-заповедник «Абрамцево»: Очерк-путеводитель. М., 1989
16 Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX – начала XX века. М., 1991.
17 Сайко Е.А. Культур-диалог в переходные эпохи: от Серебряного века к современности: концептуализация моделей. Дисс.доктора филос.н., М., 2006.
18 Там же.
19 Бялик Н. Роковая женщина//Родина. Выпуск 3. М., 2000.
20 Сайко Е.А. Культур-диалог в переходные эпохи: от Серебряного века к современности: концептуализация моделей. Дисс.доктора филос.н., М., 2006.
21 Дунаева Н. Ида Рубинштейн. Начало пути//Пермский ежегодник – 96. Хореография., Пермь. 1996.
22 Сайко Е.А. Культур-диалог в переходные эпохи: от Серебряного века к современности: концептуализация моделей. Дисс.доктора филос.н., М., 2006.