Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 11:55, контрольная работа
Цель: Изучить жизнь и творчество Винсента Ван Гога.
Задачи:
Изучить начало творческого пути.
Рассмотреть голландский, парижский и поздний периоды творчества Винсента Ван Гога.
Введение ………………………………………………………………………….
1. Начало творческого пути……………………………………………………..
2. Голландский период(1881-1886)………………………………………………
3. Парижский период (1886-1890)………………………………………………
4. Поздний период творчества (1888-1890)…………………………………….
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………………
1887 год в Париже ознаменовал себя как еще один год развития Винсента как художника, но он также отнял у него часть самого себя, как морально, так и физически. Непостоянство натуры Винсента положила тень на их отношения с Тео. Настаивая на переезде к Тео, Винсент надеялся, что это поможет им легче распоряжаться расходами, а также позволит Винсенту более легко посвятить себя искусству. К сожалению, совместное проживание двух братьев также отразилось на их отношениях друг с другом, добавив напряженности. К тому же, Париж невозможен без страстей, и в течение этих двух лет Винсент подорвал себе здоровье из-за неполноценного питания, чрезмерного потребления алкоголя и курения.
Как и на протяжении всей своей жизни, плохая погода в течение зимних месяцев действовала на Винсента раздражающе и угнетающе. Для него не было большего счастья, чем проводить время на природе в хорошую погоду. Рисуя ли или просто прогуливаясь, Винсент Ван Гог жил для солнца. За тусклые зимние месяцы 1887-88 годов в Париже Ван Гог обессилил. И опять повторилось то же: два года, проведенные Ван Гогом в Париже оказали огромное влияние на его развитие как художника. Но он уже нашел то, что так долго искал, и настало время уезжать. Никогда не будучи счастливым в больших городах, Винсент решил покинуть Париж и последовать за солнцем, и за своей судьбой, на юг.
Для этого периода характерно резкое изменение манеры художника. Интерес к проблемам колорита, выразительной экспрессии мазка усиливается у Ван Гога под влиянием знакомства с живописью импрессионистов, теорией дополнительных цветов пуантилистов, пастозной бравурной манерой А. Монтичелли. Полотна "Бульвар Клиши" и "Сады Монмартра" (оба - 1887, Музей Ван Гога), написанные легкими раздельными импрессионистическими мазками, насыщенными переливчатыми сочетаниями красок, передают яркие краски парижской весны. Энергичные мелкие пуантилистские мазки в натюрморте "Фритилярии в медной вазе" (1887, Музей Ван Гога) образуют подвижное цветовое марево. В этот период художника начинает увлекать яркая красочность и непосредственность изображения природы и человека в японской гравюре. Увлечение ею проявляется в живописной манере портрета парижского торговца гравюрами "Папаша Танги" (1887, Музей Родена, Париж) и пейзажа "Поле пшеницы с жаворонком" (1887, Музей Ван Гога).
В это время в портретном творчестве Ван Гога преобладают автопортреты (около 23-х). Они отражают его изменчивую внутреннюю жизнь, череду самопознания. В "Автопортрете в серой фетровой шляпе" (1887, Музей Ван Гога), исполненном в темной гамме, характерной для голландского периода, "Автопортрете в галстуке и сюртуке" (1887, Музей Креллер-Мюллер, Оттерло) и "Автопортрете в голубой куртке с палитрой и мольбертом" (1887, Музей Ван Гога) художник изображает себя то элегантным парижанином, то пастором, то художником. Выразительная мимика лица, тонкая нюансировка аксессуаров в сочетании с вариациями немногих ярких контрастных цветов создают образ человека открытой и легко ранимой души.4
Винсент Ван Гог поехал в Арль в начале 1888 года, подгоняемый рядом причин. Утомленный бурной энергией Парижа и долгими зимними месяцами, Ван Гог отправился искать теплого солнца в Провансе. Другая причина заключалась в том, что Винсент мечтал создать своего рода коммуну художников в Арле, где бы его товарищи из Парижа могли бы найти убежище, вместе работать и поддерживать друг друга в достижении общей цели. Ван Гог сел на поезд до Арля 20 февраля 1888 года, подогреваемый мыслями об выдающемся будущем, и восхищался пролетающими за окном пейзажами, которые по мере приближения поезда на юг становился, по мнению Винсента, все более японским.
Несомненно, Ван Гог был разочарован Арлем в период нескольких первых недель пребывания там. Винсент искал солнца, а нашел холодный Арль с грязным снегом. Должно быть, Винсент был очень расстроен, потому что он покинул всех, кого он знал, в поисках солнца и отдыха на юге. Однако, неприятная погода вскоре изжила себя, и Винсент начал работать над несколькими картинами, которые позже будут признаны наиболее удачными в его творчестве.
Когда потеплело, Винсент не стал терять время и начал работать на натуре. Тогда им были написаны неплохие работы: рисунок «Пейзаж с тропой и обрубленными деревьями» и картина «Тропа сквозь поле с ивами». Рисунок был сделан в марте, и деревья и пейзаж получились немного тусклыми после зимы. Что касается картины, то , поскольку она была выполнена месяцем позже, то на ветках деревьев явно видны почки. В течение этого времени Ван Гог написал серию картин с изображением цветущих фруктовых садов. Винсент был доволен темпами своей работы и, как те самые фруктовые сады, чувствовал себя обновленным.
Следующие месяцы были для него счастливыми. В начале мая Ван Гог снял комнату в Кафе де ла Гаре в 10 доме на Плэйс Ламартин, а также арендовал под студию и хранилище помещение в своем знаменитом «Желтом доме» (дом 2 на Плэйс Ламартин). Винсент переехал в Желтый дом только в сентябре, подготавливаясь к ее оборудованию как «Студии на Юге».
Винсент прилежно работал всю весну и лето и начал высылать Тое посылки со своими работами. Сейчас Ван Гог воспринимается, как больной человек, который вел отшельнический образ жизни. Но это не так. На самом деле ему нравилось общество, и за эти прекрасные месяцы приобрел массу друзей – как для просто компании, так и для возможности иметь выразительных позеров. Хотя иногда Винсенту было очень одиноко, он подружился с лейтенантом Полем Милье и еще одним солдатом и написал их портреты. Винсент никогда не терял надежду создать коммуну художников и развил бурную деятельность, чтобы сподобить Поля Гогена составить ему компанию на юге. Такое предприятие казалось вряд ли возможным, так как потребовало ассигнований со стороны Тео, уже превысившего свой лимит. Однако, в конце июля умирает дядя Ван Гогов, Винсент, и оставляет Тео наследство. Улучшение финансового положения позволило Тео спонсировать поездку Гогена в Арль. В этом Тео был заинтересован не только, как заботливый брат, но и как бизнесмен. Тео знал, что Винсенту пойдет на пользу, если Гоген составит ему компанию, но он также надеялся на то, что Гоген в обмен на материальную помощь вышлет ему свои работы, которые принесут прибыль. В отличие от Винсента, у Поль Гогена уже получалось извлекать прибыль за счет проданных работ. 5
Несмотря
на улучшение материального
Следующие два месяца были ужасны, и для Винсента Ван Гога и для Поля Гогена. По началу Ван Гог и Гоген неплохо ладили, вместе работая в предместьях Арля, обсуждая свое творчество и различные техники рисования. Но проходили недели, погода начала портиться, и художники были вынуждены все более работать в студии, и на натуре выходить все реже и реже. Как всегда настроение Ван Гога (как впрочем, и Гогена) колебалось в зависимости от погоды. Однако, работая в четырех стенах, Винсент смягчался, когда рисовал портреты. «Я написал портреты всей семьи…» - писал он Тео (письмо 560). Эти работы, портреты семьи Рулен, остаются среди наиболее ценных из его работ.
В декабре Отношения Ван Гога с Гогеном начали обостряться. Их ссоры становились все более частыми, «наэлектризованными», как описывает их Винсент. Отношения усугубились в результате приступа душевного расстройства у Винсента. 23 декабря Винсент Ван Гог, находившись в состоянии безумства, отрезал нижнюю часть своего левого уха. Он лезвием отрезал мочку, завернул ее в тряпку и отнес "«подарок"»в бордель, где и вручил его одной из местных женщин. Пошатываясь, он вернулся в Желтый дом и там упал в изнеможении. Полиция нашла его и поместила в больницу в Арле. Гоген, послав Тео телеграмму, немедленно отправился в Париж, предпочтя не посещать Ван Гога в больнице. Позже Ван Гог и Гоген будут время от времени вести переписку, но так никогда больше не встретятся.
Во время пребывания в больнице Винсент находился под присмотром доктора Феликса Рея (1867-1932). Следующая неделя после того, как Винсент отрезал ухо, стала для него критической, как в плане физическом, так и в душевном. Он потерял много крови, и участились приступы безумия, в течение которых Винсент был недееспособен. Тео, поспешивший приехать из Парижа, был уверен, что Винсент умрет, но к концу декабря – началу января он уже почти полностью поправился. Первые недели 1889 года стали нелегкими для Винсента Ван Гога. После того, как художник выписался из больницы, он возвращается в свой Желтый дом, но продолжает посещать Доктора Рэя, сдает анализы и делает у него перевязки уха. Выздоровление оказало на Винсента благоприятное влияние, но денег все также не хватало, а также он расстроился из-за того, что его близкий друг, Джозеф Рулен, решил принять более выгодное предложение и уехал с семьей в Марсель. Рулен был очень близким и хорошим другом Винсента в течение всего времени его пребывания в Арле. В творчестве Винсент был довольно продуктивен и за январь и начало февраля написал такие известные картины, как La Berceuse и «Подсолнухи». Однако, 7 февраля у Винсента опять случается приступ, на этот раз ему представилось, будто его отравили. И снова Винсента помещают на обследования в ту же больницу в Арле. Там его держат 10 дней, а потом он снова возвращается в Желтый дом, с мыслью: «Я надеюсь на лучшее.»
К тому времени жители Арля начали высказывать недовольство поведением Винсента и написали петицию, где изложили свою точку зрения. Петиция была направлена мэру города, а далее –начальнику полиции, который приказал вновь поместить Винсента в больницу. Ван Гог пролежал в больнице следующие шесть недель, но ему разрешалось покидать территорию больницы, с тем чтобы рисовать на природе, а также относить картины на склад. Это был продуктивный, но эмоционально неблагоприятный период в жизни Ван Гога. Как и год назад Ван Гог изображает цветущие сады в окрестностях Арля. Несмотря на удачные работы, Винсент понимает, что состояние его нестабильно и, посоветовавшись с Тео, согласился на свой перевод в психиатрическую лечебницу Сен-Поль-де-Мозоль в Сен-Реми-де-Прованс. Ван Гог покидает Арль 8 мая. Период работы Ван Гога на юге Франции был самым плодотворным. Слова художника «жизнь искать в цвете» стали лейтмотивом его творчества. Полный радостного цветения предстает природа Прованса в написанных в светлой гамме методом «алла прима» полотнах «Цветущая слива» (1887, Музей Ван Гога) и «Ветка цветущего миндаля в стакане».
В серии марин Ван Гога, исполненных в Сент Мари-сюр-Мер, около Арля («Море в Сент Мари», 1888, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва), видах Роны («Мост Ланглуа», 1888, Музей Вальраф Рихартц-Людвиг, Кельн) пространство передано по-импрессионистически фрагментарно. Трактованный с высоты птичьего полета, как в японских гравюрах, вид равнинного Прованса и зеленых холмов Монтмажура в пейзаже «Долина Ла Кро» (1888, Музей Ван Гога) написан энергичными пастозными движениями кисти, свидетельствующими уже об отходе от импрессионистической техники и обретении собственной живописной манеры.
Ван Гог ищет эмоционально сильные сочетания цветов — желтого (в серии натюрмортов «Подсолнухи») и красного («Красные виноградники в Арле», 1888, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва), наделяя их особой пластической выразительностью цвета. Загадочны и полны тревожного предчувствия красно-желтая и сине-желтая гаммы полотен с видами ночного Арля («Ночное кафе», 1888, Художественная галерея Йельского университета, Нью Хейвен; «Терраса кафе ночью», 1888, Музей Креллер-Мюллер, Оттерло).
Утверждение собственной живописной манеры и одновременно интерес к технике клуазонизма П. Гогена присущи полотну «Арльские дамы» (1888, Эрмитаж). Очерченные темным контуром цветовые зоны создаются, однако, не гладкой живописью, как у Гогена, а выпуклыми сочными мазками, напоминающими кубики мозаики. О произошедшем в Арле трагическом разрыве между художниками повествует полотно «Кресло Гогена» (1888, Музей Ван Гога) и «Стул Ван Гога» (1888, Галерея Тейт, Лондон). В концентрированной форме они выражают умение художника синтезировать натуру. 6
В период между участившимися душевными кризисами, которые привели Ван Гога в больницу для душевнобольных, художник находит спасение в живописи. В Сен Реми, неподалеку от Арля, им были созданы самые выдающиеся произведения. В минуты душевной тревоги были написаны серии пейзажей с оливами («Оливовая роща», 1889, Музей Креллер-Мюллер, Оттерло) и кипарисами («Дорога с кипарисами и заездой», 1890, там же) с искривленными стволами деревьев. Вихрящиеся очертания земли в картине «Овраг Пейруле» (1889, там же) словно готовы разрушить структуру полотна. Наряду с этими работами — полные просветленного и спокойного мироощущения холсты «Куст» (1889, Эрмитаж) и «Доктор Рэй» (1889, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). Одно из самых трагически звучащих полотен «Прогулка заключенных» (1890, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва) по гравюре Доре передает чувство безысходности, ощущаемое художником.
Работы,
написанные после переезда Ван Гога
в Овер-сюр-Уаз (провинция Иль-де-Франс)
в окрестностях Парижа, свидетельствуют
о том, сколь эмоционально глубоко
передавал Ван Гог состояния
природы. Сумрачные цветовые сочетания,
деформированные деревья и архитектурные
объемы в полотнах «Часовня в Овере» (1890,
Лувр), «Вороны в пшеничном поле» (1890, Музей
Ван Гога), «Хижины» (1890, Эрмитаж) рождают
гнетущее настроение. Напротив, в картине
«Пейзаж в Овере после дождя» (1890, Музей
изобразительных искусств им. А. С. Пушкина,
Москва) свежо и лирично переданы мягкий
солнечный свет и прозрачный воздух Иль-де-Франса,
ощущение простора вспаханного поля. Совершенно
не несет в себе предощущения трагедии
и портрет «Доктор Гаше» (1890, Лувр). Гармонии
и доброты полон образ человека, смотрящего
на мир с такой же искренностью, как и художник.
Заключение
Творчество Ван Гога отразило сложный, переломный момент в истории европейской культуры. Оно проникнуто горячей любовью к жизни, к простому трудовому человеку. Вместе с тем оно выразило с огромной искренностью кризис буржуазного гуманизма и реализма 19 в., болезненно-мучительные поиски духовных нравственных ценностей. Отсюда особая творческая одержимость Ван Гога его порывистая экспрессия и трагический пафос, ими определяется особое место Ван Гога в искусстве постимпрессионизма, одним из главных представителей которого он стал.