Вещь в советской культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 18:27, реферат

Описание работы

Советскую и постсоветскую эпоху характеризуют, например, такие вещи как однотипные мебельные стенки, стоявшие практически в каждой квартире, типичный сервиз из хрусталя, который показывал статус и состоятельность хозяина, домашняя «мини библиотека», занимающая отдельную секцию стенки, а также собираемая долгими годами, ковры неразнообразных окрасок, которые стелили на пол или вешали на стены не только для предания уюта и красоты в доме, но и для сохранения тепла в холодные месяцы года. Были, конечно, и другие вещи, значение которых будет раскрываться в основной части данного реферата. В Советском мире однотипность находила своё отражение и в архитектуре, – типичная планировка квартир с типичным набором мебели и вещей, - вот чем могли довольствоваться люди того периода.

Содержание

Введение
Основная часть:
1.Обстановка квартиры
2.Одежда
3.Обувь, парфюмерия, бытовая техника
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

ВЕЩЬ В СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЕ.docx

— 37.71 Кб (Скачать)

                                    Министерство образования и науки РФ

  федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение  высшего  профессионального образования

«Высшая школа народных искусств (Институт)»

 

 

 

 

                                                 

                                                            РЕФЕРАТ

                                 Вещь в советской культуре

 

 

 

 

 

                                                                                                        

 

                                                                                                         Выполнила:

                                                                        Студенка группы 3РМ-А

                                                      Мамедова У.С

 

 

                                                                        Научный руководитель:

                                                                   доц. каф. истории искусств 

                                                  Тихомиров С.А.

 

                                               

                                                

                                                 Санкт - Петербург

                                                            2012

Введение

 В разные  времена у каждой страны, каждого  народа существовали и существуют  вещи, являющиеся частью культуры  соответствующего периода. Вещественный  мир окружают нас повсюду, но  не каждая из вещей приобретает  символичность, а те, что становятся  символами, остаются не только  в истории, как определённый  период из жизни страны, но  и в памяти народа, а некоторые  передаются из поколения в  поколение годами, десятилетиями,  веками...  Так и в Советской  России были свои культурные  особенности со своей символикой. Это всё отразилось в сознании  человека, появлении в кинематографе  фильмов, показывающих и раскрывающих  действительность того времени,  что позволяет лучше понять  советских людей, трудности, с  которыми они сталкивались, а  также отметить счастливые моменты  периода жизни страны.

     Советскую и постсоветскую эпоху  характеризуют, например, такие вещи  как однотипные мебельные стенки, стоявшие практически в каждой  квартире, типичный сервиз из  хрусталя, который показывал статус  и состоятельность хозяина, домашняя  «мини библиотека», занимающая  отдельную секцию стенки, а также  собираемая долгими годами, ковры  неразнообразных окрасок, которые  стелили на пол или вешали  на стены не только для предания  уюта и красоты в доме, но  и для сохранения тепла в  холодные месяцы года. Были, конечно,  и другие вещи, значение которых  будет раскрываться  в основной  части данного реферата. 

     В Советском мире однотипность  находила своё отражение и  в архитектуре, – типичная  планировка квартир с типичным  набором мебели и вещей, - вот  чем могли довольствоваться люди  того периода.

    Советский  человек тем не менее старался  внести свою лепту в обстановку  своей квартиры, в декорирование  купленных вещей, чтобы показать  свою индивидуальность, немного  вырвавшись из оков типичности.

    В  наши дни остаётся лишь вспоминать  об этом ушедшем советском  времени, как части истории  страны, по которой можно изучать  и сравнивать культуру и общество  того времени с современностью, а также с культурой и обществом  других стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Обстановка квартиры

 

Специфику вещей и отношение к ним в постсоветской России можно проследить по фильму « Ирония судьбы или с лёгким паром!». Мы видим типичную обстановку квартиры советской эпохи. В картине разворачивается сцена в совершенно  разных городах, но в абсолютно идентичных квартирах – одинаковая планировка, одинаковые двери и замки, типичная по тем временам мебельная стенка, одна из секций которой типично предоставлялась под расстановку хрустальных наборов и сервизов, среди них особое место занимал, с трудом доставляемый из-за границы, - чешский Богемский хрусталь, почётный гость на любом праздничном столе. Наличие хрусталя в доме свидетельствовало о достатке хозяев и их приближённости к «кормушке», каналам рассредоточения товаров или их покупательской тактике.  Труднодоступность и дефицит порождали типичные по тем временам многочасовые очереди и одновременно с этим порождали культуру трепетного и бережного отношения к вещам у советского и постсоветского человека.

Отдельную секцию стенки занимала «мини библиотека». Чем больше был её размер, тем  выше, не обязательно «читающих» хозяев, статус. Требовалось немало времени  и усилий для того, чтобы создать  достойную своим разнообразием  и полнотой коллекцию. Романы, детективы, классика, сказки и прикладная литература, - всё это и многое другое собиралось годами.

 

Ни одна советская квартира не обходилась без  ещё одного предмета роскоши –  типичного ковра. Ковры, сделанные  как из природных и натуральных  материалов, так и синтетической  шерсти, зачастую висели на стенах и нередко занимали пространство пола в каждой из комнат. Ковер - признак достатка в семье, они были очень дорогими, и на стене выглядели очень красиво. Ковры использовали  как в практическое значении – они обеспечивали защиту от холодных стен и пола (поэтому ковры практически всегда висели или лежали около спальных мест – кроватей, диванов), так и ковры подчеркивали уют в доме, а так же благосостояние хозяев, то есть символическое значение предмета престижного потребления. В те времена значение имело не только качество, но и количество ковров, что, в свою очередь, говорило, опять же, о достатке хозяев. Советские люди с не меньшим вниманием, трепетом, заботой и бережливостью относились и к коврам. Помимо традиционной уборки в квартире – веником или пылесосом и выбивания пыли в летний период во дворе, в зимние месяцы ковры, успевшие за год накопить достаточно большое количество пыли, выносили на улицу для влажной уборки снегом, что придавало им свежесть, чистоту и яркость красок. Хотя ковры того времени многообразием цветов не баловали советского человека – доминировали  бежевые, коричневые, буро-зеленые, оранжевые и кирпично-красные оттенки. Это не мешало им создавать уют и быть неотъемлемой частью интерьера комнаты, поскольку ковры подбирались под цвет обоев, мебели и прочего убранства квартиры.

Интерьер  комнаты завершали подобранные  люстры, торшеры для любителей  посидеть в уютной теплой компании или уединиться за чтением книги, картины и портреты родственников  на стенах и полках, а также собственноручно  вышитые салфетки, скатерти. Всё  это, с одной стороны, было абсолютно  типично для советского человека, а с другой – делало интерьер его жилища уникальным и неповторимым.

Каждая  уважающая себя советская хозяйка  имела в квартире собственную  «оранжерею» - тут и многочисленные расцветки герани, фиалок,  и разнообразные  лекарственные растения. Особое место  и почтение приобрёл фикус, как символ благополучия.

 

  1. Одежда

 

Типичность  – вот что было присуще вещам  того времени. Ввиду тотального дефицита, люди приобретали всё абсолютно  одинаковое – начиная с одежды и заканчивая квартирами и автомобилями, поскольку возможность выбора не предоставлялась. Вещи были редки и  малодоступны, потому что количество вещей в советской культуре не соответствовало необходимому уровню. Ассортимент товаров в советских магазинах не удовлетворял спрос потребителей.

Отсутствовали многие товары первой необходимости, а 70 % фасонов одежды были устаревшими. Поэтому люди научились компенсировать недостаток вещей за счет производства вещей в домашних условиях и заказу одежды в ателье. Но так как в ателье были большие очереди, а так же по причине их достаточно высокой стоимости, потребители обращались к услугам частных портных.

Очень редко вещи доставались из-за границы у перекупщиков.  У них всегда можно было приобрести дефицитные товары по повышенной цене (например, джинсы). Также какую либо вещь можно было приобрести по спискам. Очень распространенным явлением для советкого человека были непредвиденные поспешные покупки, когда стихийно возникающая очередь на товары в магазине действовала на психологию потребителей как условный знак «выброса» на прилавок дефицитного товара. Люди стояли в огромных очередях, в надежде заполучить хоть что-то, покупая без разбора в надежде, что товар пригодится. Если он не подходил, в дальнейшем его перепродавали.

 Типичным для советского общества была передача вещей по наследству. Особенно часто по наследству передавалась детская одежда. Дети донашивали вещи за родителями, младшие дети носили одежду взрослых детей, которые уже выросли из своей одежды и так далее. В некоторых случаях обмен одеждой и различными вещами и передача их по наследству производилась не только между близкими родственниками, но и между друзьями, соседями. А также нередко вещи просто складировали, в надежде на то, что они когда либо могут пригодиться в быту. Старую одежду в советском обществе никогда не выбрасывали, и во многих квартирах скапливались целые горы старых вещей. Их складировали в дополнительных шкафах, на чердаке, в сундуках, на антресолях или же на даче. Хранение огромного количества немодной одежды и вещей имело несколько причин. У людей старшего поколения в памяти еще сохранился страх перед бедностью из-за войны, младшее же – воспитывалось на опыте предыдущего поколения и привыкло брать много, если дают.

Люди  стояли в очередях за джинсами, джинсовыми куртками, заграничной обувью. А  в целом, одежду и обувь носили абсолютно одинаковую. При этом каждый старался сохранять индивидуальность. А это значило, что одежда перешивалась, перекраивалась, декорировалась, обретая  новый вид и придавая своей  хозяйке желанную исключительность. Каждая модница советского периода  в совершенстве владела спицами  и швейной машинкой, тем самым  постоянно обновляя свои наряды и  гардероб семьи. К сожалению, обувь  сшить или связать было невозможно  – ее нужно было добывать.

Сразу вспоминается фильм «Стиляги» про молодежь, стремившуюся вырваться из оков серой  массы, рискнув приобрести яркие  краски в одежде, макияже, и тем  самым выразить индивидуальность, скрываемую за однообразностью стереотипов  того времени. Возможно, яркие платья и костюмы шились из кримплена  – синтетического материала, появившегося в 1970-е годы,  который отличался  кричащими цветами, насыщенностью  цветов и тонов. Ожесточенная борьба со стилягами закончилась внедрением элементов их моды в массовый фабричный пошив одежды. Элементы их стиля вошли в официальную советскую моду, именно благодаря ним модельеры постепенно сужали низки мужских брюк и укорачивали юбки.

Изделия из натурального меха являлись визитной карточкой советского человека. Каждая уважающая себя женщина имела  в доме шубу или хотя бы воротник из чернобурки. Искусственный мех  не представлял собой никакой  ценности, мех должен был быть обязательно  натуральным - это ценилось превыше  всего.  Мех зачастую украшал воротники  женских и мужских пальто.

Мех черно-бурой  лисы, песца считался «женским», мех  норки – универсальным, ондатровые и каракулевые воротники чаще пришивали на мужские пальто. Шапки  в форме колокола (как у Нади из фильма «Ирония судьбы») шили из пушистого меха «чернобурки», песца  или рыжей лисы, «таблетки» делали из гладких мехов.

Популярность  имели и дубленки. Меховые вещи продавались только на барахолках. Недоступность и дороговизна меха делала его желанной составляющей гардероба каждого советского человека. Мех также содержал в себе противоположные ценности: с одной стороны, мех считался роскошным мещанским излишеством. С другой стороны, он свидетельствовал о «растущем благосостоянии советских людей», и поэтому ношение меха не осуждалось в официальных текстах.

Качественная  одежда отечественного производства была, но отличалась высокой стоимостью (например, чудный халатик из фильма «Бриллиантовая рука», которому не хватало перламутровых  пуговиц) и такую одежду  было очень трудно достать. Поэтому вещей  у обычных советских модниц было совсем немного.

 

 

  1. Обувь, парфюмерия и бытовая техника

 

 Может быть, чуть хуже дело обстояло с обувью, парфюмерией, бытовой техникой и т.д. Даже не смотря на то, что мы привыкли думать, что заграничное все равно лучше, но и здесь нам тоже было чем гордиться. Каковы же были эти отечественные марки? Пожалуй, начнем с бытовой аппаратуры.

Кто не знает  знаменитую и выдающуюся советскую  марку «Электроника»?

 Приобретение  автомобиля хотя бы советского  производства для советского  человека перестроечных времен (иномарки  были строжайшим дефицитом и  продавались по записям), аудиотехники  и видеомагнитофона, калькулятора, электронных часов, не говоря  уже о первых компьютерах, было  «типичным набором» мечты. Счастливый  обладатель этих «сокровищ» становился  крайне уважаемым в обществе. Несомненно, популярностью пользовались  известные японские бренды, но  владение даже очень редкой  советской аппаратурой значительно  увеличивало  статуса в обществе. Недостаток иностранных автомобилей  решался с помощью известных советских автомобильных марок («Победа», «Москвич», «Чайка», «Волга» и ЗИЛ), а вот бытовую аппаратуру выпускала организация «Электроника». Более того, электронные часы были оборудованы функцией ручной цифровой подзаводки и настройки, которой не имело подавляющее большинство мировых аналогов. Также на экспорт отправлялась немалая часть производимой продукции.

 Под  названием научно-производственное  объединение «Интеграл», предприятие  успешно функционирует и в  наши дни в Белоруссии, в Минске. Бренд выпускает преимущественно  компьютерную, вполне конкурентоспособную  технику, в том числе компьютерное  оборудование, ЖК-мониторы и программное обеспечение. Хотя по некоторой информации, они до сих пор ко всему прочему выпускают еще и электронные часы (наверняка для коллекций ностальгирующих по советским временам).

Электробритва «Харьков» — легендарный подарочный атрибут советской эпохи.  Вполне возможно, что имена эта бритва была куплена в качестве новогоднего  подарка Надей Ипполиту из фильма «Ирония судьбы или с лёгким паром!»

ООО «ТТ» Харьковский завод «Электробритва»  существует и сейчас, но в трудные  времена он слился с механическим заводом. И электробритвы выпускает  теперь только под заказ из-за дороговизны  запчастей, закупаемых в Москве, и  небольшими партиями, т.к. рынок заполнен более дорогими брендовыми и дешевыми китайскими аналогами. Основной ассортимент выпуска теперь – насосы и вентиляторы.

Информация о работе Вещь в советской культуре