Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 09:28, курсовая работа
Целью данной работы является изучение основных этапов развития романтического и реалистического направления русской пейзажной живописи 19 века, а также знакомство с творчеством отдельных выдающихся его представителей.
Для наиболее полного раскрытия темы и соответствия поставленной цели, при выполнении работы были поставлены следующие задачи:
1. Проследить, каким образом менялось отношение к русской пейзажной живописи 19 века передовых общественных и культурных деятелей, а также познакомиться с изображением природы в русской литературе 19 века;
2. Изучить историю сложения и развития романтического направления пейзажной живописи, а также познакомиться с творчеством пейзажистов
Данного направления; реалистического пейзажа;
3. Рассмотреть истоки возникновения, основные этапы развития реалистического пейзажа 19 века в неразрывной связи с историческими событиями данного периода, дать краткий анализ творчества выдающихся представителей реалистического пейзажа;
4. Оценить роль развития пейзажной живописи 19 века
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………......5
ГЛАВА 1. . Направление русской пейзажной живописи……………….…....6
1.1. Анализ литературы по истории вопроса………………………………….6
1.2. Романтическое направление русской пейзажной живописи 19 века…...8
1.3. . Реалистический пейзаж 19 века……………………………………….....16
ГЛАВА 2 Творчество и биография Ивана Ивановича Шишкина…………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………37
БИБЛЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………....39
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ…………………………………………………..40
АЛЬБОМ ИЛЛЮСТРАЦИЙ…………………………………………………..42
Жизнеутверждающее произведение Шишкина созвучно мироощущению народа, связывающего с могуществом и богатством природы представление о "счастии, довольстве человеческой жизни". Недаром на одном из эскизов художника мы находим такую запись: "Раздолье, простор, угодье. Рожь. Божия Благодать. Русское богатство". В этой более поздней авторской ремарке раскрывается суть созданного образа.
Картиной "Рожь" завершаются в семидесятых годах завоевания Шишкина - пейзажиста эпического склада. В контексте русской пейзажной живописи второй половины XIX века картина имеет значение этапного произведения, лучше всего выразившего в тот период путь передвижнического пейзажа, в котором конкретный национальный образ русской природы приобрел особую социальную значимость. Назревшая в искусстве критического реализма проблема утверждения положительных идеалов нашла в этом жанре наиболее полное решение в картине "Рожь".
Многочисленные этюды Шишкина, над которыми он особенно увлеченно трудился в пору творческого расцвета, свидетельствуют о его чуткости к тенденциям развития русского искусства последних десятилетий XIX века, когда усиливается интерес к работам этюдного характера как особой живописной форме.
В восьмидесятые-девяностые годы художника все чаще привлекают изменчивые состояния природы, быстро проходящие моменты. Благодаря интересу к световоз- душной среде, к колориту ему теперь больше, чем раньше, удаются такого рода произведения. Пример тому - поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина "Туманное утро" (1885). Как нередко бывало у художника, увлекший его мотив он варьирует в нескольких произведениях. В 1888 году Шишкин написал "Туман в сосновом лесу" и тогда же, видимо, этюд "Крестовский остров в тумане", в 1889 году - "Утро в сосновом лесу" и "Туман", в 1890 году - снова "Туман" и, наконец, "Туманное утро" (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке).
В преддверии 20 века, когда возникают различные течения и направления, идут поиски новых художественных стилей, форм и приемов, Шишкин продолжает уверенно следовать по своему раз избранному пути, создавая жизненному пути, создавая жизненно правдивые, содержательные и типические образы русской природы.
В 1894г. Шишкин начал преподавать в Высшем художественном училище при Академии художеств, умел ценить таланты. В среде молодых художников Шишкин пользовался заслуженным уважением, несмотря на то что исповедовал иные эстетические принципы, придерживался иной художественной системы. Молодежь не могла не признавать в нем глубочайшего знатока и вдумчивого изобразителя русской природы, не могла не оценить его высокого мастерства. Этюды, рисунки, офорты Шишкина были той наглядной "живой школой", о которой говорил в свое время Крамской. Этой же школой для начинающих художников, конечно, являлся и сам Шишкин, его опыт, его знания, его непосредственные занятия с ними.
Сам Шишкин в поздние годы, сохраняя верность своим принципам и выработанной годами манере, внимательно присматривался к работам молодых. Старался и в собственное творчество вносить нечто новое, при том, что в сложной, противоречивой художественной жизни кануна XX века он неизменно оставался ярким представителем искусства критического реализма, выразителем демократических идеалов, носителем лучших традиций передвижничества.
Шишкин умер 20 марта 1898 года, как истинный художник – за работай.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе представлены результаты исследования по выбранной теме. На основание проведенного анализа полученных данных можно сделать следующие выводы.
Русская пейзажная живопись 19 века развивалась в соответствии с общими тенденциями художественного развития и эволюции других живописных жанров и прошла в 19 веке два этапа своего развития, за временную границу между которыми принято считать 1850-е годы.
В первой четверти пейзаж постепенно освобождался от канонов классической живописи. Природа стала пониматься как сфера выражения сугубо личных чувств. Таким образом, было положено начало романтическому направлению в русской пейзажной живописи, в рамках которой также принято выделять 3 течения: живопись городских видов, итальянское направление и национальный русский романтический пейзаж, давший толчок к развитию реалистических тенденций.
Также в рамках романтического пейзажа сложилось особое, уникальное течение-маньеризм. Именно в изображении картин моря наиболее четко проявлялись типичные черты романтизма. Также нельзя не упомянуть, что в общих рамках работы в романтическом жанре пейзажисты вносили свои, сугубо личные мотивы, применяли новые приемы, создавали собственные школы и имели многочисленных поклонников и последователей.
В начале 50-х годов
начинает складываться качественно
новое направление- реалистический,
национальный пейзаж. Необходимо отметить,
что данное течение было неразрывно
связано с историческими
Необходимо отметить, что эволюция и достижения данного живописного жанра не остались в стороне от внимания передовой общественности. Развитие пейзажной живописи, ее достижения постоянно обсуждались в русском обществе как профессиональными исследователями-критиками, так и простыми ценителями и любителями данного жанра. И это не случайно, так как в 19 веке русскими художниками-пейзажистами были созданы выдающиеся произведения, без которых немыслима была бы русская художественная культура, не было бы опыта, на который опирались и создавали не менее великолепные творения следующие поколения пейзажистов.
БИБЛЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ
«Дубовая роща» 1870г. холст, масло.
«Рожь» холст, масло.
«Корабельная роща» холст, масло.
«Утро в сосновом бору» холст, масло.
«Сосновый бор» 1886г.холст, масло.
«Березовая роща» 1873г.
«В парке» 1872г. холст, масло.
«Вид окрестностей Петербурга»
«Горная дорожка» Крым. 1879г.холст, масло.
«Дождь в дубовом лесу» 1869г. холст, масло.
«Дубовая роща» 1870г.
«Дуб освещенный солнцем» 1871г.холст,масло.
«За грибами» 1873г.
«Зима в лесу» 1878г.
«Золотая осень» 1888г.холст, масло.
«Корабельная роща» холст, масло.
«Лес перед грозой» холст, масло.
«Лесное кладбище» 1891г. холст, масло.
«Лесной пейзаж с цаплями» 1868г.
«На покосе в дубовой роще» холст, масло.
«На севере диком»
«Около дачи» 1871г.
«Рожь» холст, масло.
«Пасека в лесу» холст, масло.
«Пейзаж с озером» 1868г.
«Поляна в лесу» холст, масло.
«После бури» Мери- Хови 1891г.
«Последние лучи» 1893г.
«Прогулка в лесу» 1869г.
«Сестрорецкий бор» холст, масло.
«Сосна на песке» холст, масло.
«Сосновый бор» 1886г.
«У берегов финского залива» холст, масло.
«Утро в сосновом бору» холст, масло.
«Уголок заросшего сада» 1884г.
«Часовня в саду» 1893г.
АЛЬБОМ ИЛЛЮСТРАЦИЙ
«Дубовая роща»
«Рожь»
«Корабельная роща»
«Утро в сосновом бору»
«Сосновый бор»
«Березовая роща»
«В парке»
«Вид окрестностей Петербурга»
«Горная дорожка»
«Дождь в дубовом лесу»