Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 09:28, курсовая работа
Целью данной работы является изучение основных этапов развития романтического и реалистического направления русской пейзажной живописи 19 века, а также знакомство с творчеством отдельных выдающихся его представителей.
Для наиболее полного раскрытия темы и соответствия поставленной цели, при выполнении работы были поставлены следующие задачи:
1. Проследить, каким образом менялось отношение к русской пейзажной живописи 19 века передовых общественных и культурных деятелей, а также познакомиться с изображением природы в русской литературе 19 века;
2. Изучить историю сложения и развития романтического направления пейзажной живописи, а также познакомиться с творчеством пейзажистов
Данного направления; реалистического пейзажа;
3. Рассмотреть истоки возникновения, основные этапы развития реалистического пейзажа 19 века в неразрывной связи с историческими событиями данного периода, дать краткий анализ творчества выдающихся представителей реалистического пейзажа;
4. Оценить роль развития пейзажной живописи 19 века
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………......5
ГЛАВА 1. . Направление русской пейзажной живописи……………….…....6
1.1. Анализ литературы по истории вопроса………………………………….6
1.2. Романтическое направление русской пейзажной живописи 19 века…...8
1.3. . Реалистический пейзаж 19 века……………………………………….....16
ГЛАВА 2 Творчество и биография Ивана Ивановича Шишкина…………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………37
БИБЛЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………....39
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ…………………………………………………..40
АЛЬБОМ ИЛЛЮСТРАЦИЙ…………………………………………………..42
Федеральное агенство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Омский государственный технический университет»
Кафедра «Дизайн, реклама и технология полиграфического производства»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «История культуры и искусства»
на тему:
«Творчество И.И.Шишкина»
Омск 2010
ГОУ ВПО «Омский государственный технический университет»
Кафедра «Дизайн, реклама и технология полиграфического производства»
ЗАДАНИЕ
по курсовой работе
Студенту:
1. Тема работы: «Творчество И.И.Шишкина»
2. Срок сдачи студентом законченной работы
3. Содержание пояснительной записки (перечень подлежащих разработке вопросов)
- Проследить, каким образом менялось отношение к русской пейзажной живописи 19 века.
- Изучить историю сложения и развития романтического направления пейзажной живописи.
-. Оценить роль развития пейзажной живописи 19 века
4. Перечень графического материала
- курсовая работа
- зрительный ряд
Дата выдачи задания
Руководитель
Задание принял к исполнению
Подпись студента
Аннотация.
Курсовая работа посвящена изучению и исследованию основных этапов развития романтического и реалистического направления русской пейзажной живописи 19 века, а также знакомство с творчеством отдельных выдающихся его представителей романтической и реалистической пейзажной живописи.
В работе рассматриваются теоретические аспекты русской пейзажной живописи 19 века, основные этапы его развития. Исследования романтического направления в русской пейзажной живописи и новое теченье- маньеризм. В курсовой работе рассматривается более подробно один из представителей реалистической пейзажной живописи, творчество и биография Ивана Ивановича Шишкина.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………
ГЛАВА 1. . Направление русской пейзажной живописи……………….…....6
1.1. Анализ литературы по истории вопроса………………………………….6
1.2. Романтическое направление русской пейзажной живописи 19 века…...8
1.3. . Реалистический пейзаж 19 века……………………………………….....16
ГЛАВА 2 Творчество и биография Ивана Ивановича Шишкина…………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛЕОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………....39
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ………………………………
АЛЬБОМ ИЛЛЮСТРАЦИЙ………………………………
Введение
В высоком расцвете русской живописи 19 века пейзажу принадлежит выдающаяся роль. Завоевания и достижения русской пейзажной живописи 19 века имеют мировое значение и непреходящую ценность. Образы природы, созданные русскими художниками, обогатили русскую и мировую культуру.
Замечательные достижения русской пейзажной живописи 19 века, естественно, вызывают интерес к изучению ее истории, в том числе ее истоков и этапов развития.
Целью данной работы является изучение основных этапов развития романтического и реалистического направления русской пейзажной живописи 19 века, а также знакомство с творчеством отдельных выдающихся его представителей.
Для наиболее полного
раскрытия темы и соответствия поставленной
цели, при выполнении работы были поставлены следующие задачи:
1. Проследить, каким образом менялось
отношение к русской пейзажной живописи
19 века передовых общественных и культурных
деятелей, а также познакомиться с изображением
природы в русской литературе 19 века;
2. Изучить историю сложения и развития
романтического направления пейзажной
живописи, а также познакомиться с творчеством
пейзажистов
Данного направления; реалистического пейзажа;
3. Рассмотреть истоки
возникновения, основные этапы
развития реалистического
4. Оценить роль развития пейзажной живописи 19 века
Исходя из поставленных задач, хронологические рамки работы охватывают 19 век начиная с его первого десятилетия и заканчивая 80- серединой 90-х годов, так как именно на это время приходится становление и развитие романтического и реалистического направлений русской пейзажной живописи
ГЛАВА 1. Направление русской пейзажной живописи.
1.1.АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ
Литературу, использованную
при подготовке работы, условно можно разделить на несколько
групп:
1. К первой из них относятся большие научно-популярные
работы, рассматривающие именно проблемы
русской пейзажной живописи на определенных
этапах. Хорошо и подробно освещены история
и проблематика русского пейзажа 19 века
в работах А. Федорова – Давыдова1. На страницах
своего труда он отводит большое внимание
истории сложения и развития пейзажной
русской живописи 19 века, что является
очень ценным и полезным материалом при
изучении темы данной работы. В этих главах
содержится краткая характеристика творчества
живописцев но, по моему мнению, очень
много внимания автор уделяет непринципиальным
вопросам, касающимся биографических
фактов. В целом, историко-теоретические
исследования Федорова-Давыдова отличаются
последовательностью, обстоятельностью
изложения.
2. Наиболее обширную группу представляют научно-популярные издания4 по всеобщей истории искусства, отдельные главы которых посвящены специфике данного жанра. Содержанием этих глав является анализ общих проблем пейзажа, история развития данного жанра, краткая характеристика творчества отдельных его представителей, подчеркивается идейный, демократический характер живописи 2-ой половины 19 столетия. В общих разделах раскрывается тесная связь русской живописи с литературой.
Данные книги несут много полезной информации и активно использовались мною при подготовке работы. Учитывая то, что книги имеют общетеоретический характер, в них в краткой форме, поверхностно и не детально рассматриваются явления, имеющие непосредственное отношение к тематике моей работы. Также очень трудно проследить по ним эволюцию такого жанра, как пейзаж.
Попытку составить общую биографию жанра взял на себя В.Н. Стасевич. В его работе можно найти краткий обзор эволюции пейзажной живописи от древнейших времен до наших дней, также обширно представлен опыт теоретического размышления над возможностями изобразительного воплощения облика природы, над значением пейзажа-картины в нашей жизни.
Однако, данная информация не является принципиально необходимой в изучении пейзажной живописи 19 века. Необходимо также сделать ряд критических замечаний к данной работе. Не все произведения, предложенные вниманию читателя в иллюстрациях, упомянуты в тексте и , наоборот, не все пейзажи, о которых идет речь на страницах книги, воспроизведены. Лишь отдельные пейзажи, которые, вероятно, больше всего пришлись по вкусу автору, подвергнуты подробному разбору. Однако, это соответствует цели работы, которой являлось выявление особенностей стилей, направлений и школ.
Таким образом, проанализировав всю, использованную мною при подготовке данной работы литературу, можно сделать вывод о том, что глубокое и детальное изучение данной темы, а именно развития русской пейзажной живописи 19 века представляется актуальным. Так как пейзажная живопись, активно развиваясь в 19 веке, перестала быть вспомогательным жанром и заняла одну из главенствующих ролей в русской живописи, обогатив тем самым, всю мировую художественную культуру. И проследить данный уникальный процесс невозможно, используя материал только из одной-двух книг.
1.2.Романтическое направление русской пейзажной живописи 19 века.
Развитие русской пейзажной живописи 19 века условно делят на два этапа, различимых достаточно отчетливо, хотя и связанных органически друг с другом. Временная граница между ними может быть проложена в середине 1820-х годов.
В первой четверти 19 столетия русская пейзажная живопись освобождается от рационалистических начал классицизма 18 века. Существенная роль в этом процессе принадлежит романтизму.
Романтизму в русской пейзажной живописи чужды настроение протеста и горечь разочарования, которые были свойственны этому направлению, например, во французском искусстве. Исторические условия в России были иными. Буржуазные элементы в ее культуре были развиты слабо, и противоречия, свойственные буржуазному обществу, еще не обнаружили себя. Передовой русский человек образованный и гуманный русский дворянин, одушевленный политическими и социальными иллюзиями первых лет царствования Александра I, вдохновленный борьбой за национальную борьбу народов Европы, - во всем видел залог грядущего торжества социальной справедливости, которого можно было достигнуть путем обуздания “самовластия” и уничтожения крепостничества. Поэтому романтизму в русской пейзажной живописи был свойственен в основном светлый характер -в нем часты мотивы задумчивой мечтательности, ожидания, надежды, того, что Пушкин называл “томленьем упования”. Русский романтический пейзаж был неразрывно связан с тем великим подъемом национальной культуры, вершиной которого была поэзия Пушкина. Однако, в отличие от русской литературы, где романтизм как стиль принял более развитые формы, в живописи его стилистические черты менее отчетливы - большую роль играет здесь интерес к реальному, объективному облику мира, непосредственное наблюдение натуры. Именно стремление к непосредственному отражению действительности отчетливо ощутимо в романтической пейзажной живописи.
Развитие романтической пейзажной живописи первой половины 19 столетия происходило по трем направлениям: городской пейзаж на основе работы с натуры; изучение природы на итальянской почве и открытие русского национального пейзажа.
Одним из высших достижений русской реалистической живописи в пределах ее общей романтической направленности было искусство С.Ф. Щедрина. Именно у него особенно отчетлива реалистическая основа русского романтизма. Сохраняя обобщенность восприятия мира, он создает тот “совершенно похожий на природу” пейзаж, который жаждала видеть на выставках передовая русская пресса уже в 1810-х годах.
Романтическую линию итальянских видов в русском пейзаже продолжал проживший очень короткую жизнь Михаил Лебедев, ученик Воробьева. В 1830-х годах он работал в Италии, в окрестностях Рима. Лебедев писал в особой манере зеленые массы деревьев, умело делал акцентуацию на определенные цвета. Драматург Н. Кукольник писал об этом художнике: “он дерзает подметить и передать зрителю жизнь дуба, платана, точно так же, как напряженный духовным созерцанием Шекспир-зной души смятенного бурною страстию...”. Лебедев, как отмечают критики, сумел ощутить внутреннюю напряженность жизни природы. Художник часто писал виды дорог и аллей, не уводящие далеко взгляд зрителя, а сворачивающие, романтические, затененные кустами. Пространство, в которое он вводит зрителя, невелико, но в нем человек оказывается с глазу на глаз с простым, но глубоко прочувствованным мотивом. Таким образом, художники этого направления романтической пейзажной живописи основывались на непосредственном восприятии и воспроизведении природы с натуры.
В рамках данной работы необходимо
рассмотреть и творчество еще
одного круга романтических
Романтизму был свойственен интерес к частному миру человека, к его художественному самопроявлению вне правил и законов школы. Для пейзажного жанра это означало обращение к нему любителей, среди которых были писатели и поэты-романтики. И иначе, более непосредственно, понималась и пейзажная среда, включавшая в себя многие жанро- бытовые мотивы. Художник Алексей Гаврилович Венецианов создал свою, независимую от Академии, школу, где живописи учились крестьяне, разночинцы. Этот круг художников внес свой вклад в развитие пейзажа в России. Однако, именно исследователю Бенуа принадлежит честь своеобразного "открытия" красоты и поэзии живописи А.Г. Венецианова и его школы. Новейшие исследователи искусства Венецианова напоминают, что до Бенуа его нередко рассматривали чуть ли не как "альбомного художника", подражателя Брюллова. Бенуа увидел в нем замечательного мастера, смело повернувшего в своем "горячем стремлении к правде" на новые пути, посеявшего "первые семена народной живописи". Противопоставив академическому течению свою школу работы с натуры, отвергнув принятую "манеру", Венецианов сумел создать произведения, от которых "веет теплотой и настроением". То, что было им сказано о "простой и задушевной природе" искусства художника, умевшего вносить сердечное чувство в изображение "родных мест, родной обстановки, родных типов", навсегда останется в сокровищнице искусствоведения России.