Творчество Феофана Грека в Новгороде

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 23:35, курсовая работа

Описание работы

Феофан совершенно не похож на традиционный образ благочестивого иконописца, занимающегося богоугодным делом в тихой келье и живущего исключительно вопросами своего ремесла. Он – темпераментная натура, интересный собеседник. Его мастерская была открыта для всех, здесь велись нескончаемые философские разговоры. Феофан поражал своим глубоким и деятельным умом. Он беспрестанно двигался, беседовал с приходящими и, вместе с тем, обдумывал нечто высокое и разумное.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..…...3
Глава I. Биографические сведения……………………………………………………………..5
Византия………………………………………………………………......….…5
Русь………………………………………………………………………...6
Глава II. Творчество Феофана Грека……………………………………………....…9
2.1 Византия…………………………………………….…9
2.2 Великий Новгород…………………………………………….10
2.3 Нижний Новгород………………………………………………11
2.4 Коломна……………………………………..11
2.5 Москва…………………………………………11
Глава III. Творчество в Великом Новгороде………………………………14
3.1 Открытие фресковой живописи в церкви Спаса…………………………………….14
3.2 Система росписи храма и ее общий замысел………………………………….15
3.3 Стиль росписи церкви Спаса………………………………17
Заключение……………………………………………………………………………………..20
Список использованных источников и литературы……………

Работа содержит 1 файл

Феофан Грек.docx

— 749.19 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

«Санкт-Петербургский  государственный  университет технологии и дизайна»

ИНСТИТУТ  БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ 
 

КАФЕДРА РЕКЛАМНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 
 

Курсовая  работа студента I курса  группы 1-СД- 15

Осмоловской Александры Викторовны

ТЕМА:

Творчество  Феофана Грека  в Новгороде. 

                                                           
 
 

Руководитель  – Иванов Н.А.

  
 
 
 

Санкт-Петербург

2011 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..…...3

Глава I. Биографические сведения……………………………………………………………..5

    1. Византия………………………………………………………………......….…5
    2. Русь………………………………………………………………………...6

Глава II. Творчество  Феофана Грека……………………………………………....…9

2.1 Византия…………………………………………….…9

2.2 Великий Новгород…………………………………………….10

2.3 Нижний Новгород………………………………………………11

2.4 Коломна……………………………………..11

2.5 Москва…………………………………………11

Глава III. Творчество в Великом Новгороде………………………………14

3.1 Открытие фресковой  живописи в церкви Спаса…………………………………….14

3.2 Система росписи храма и ее общий замысел………………………………….15

3.3 Стиль росписи  церкви Спаса………………………………17

Заключение……………………………………………………………………………………..20

Список использованных источников и литературы……………………………………….…21

Приложения…………………………………………………………………………………….22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

АННОТАЦИЯ 

Курсовая работа Осмоловской Александры Викторовны на тему Творчество Феофана Грека в Новгороде посвящена изучению жизни великого художника, который жил и творил на Руси в XIV-XVвв. И почему именно Феофан Грек прославился на Руси и, в частности, в Великом Новгороде, как великий иконописец.

В основной части  рассматривается какой именно вклад Феофан Грек внёс в развитие русской иконописи и его значение для русской истории. Перед собой я поставила три задачи:

1. Изучить литературу  по данной теме.

2. Обобщить полученные  сведения в курсовой работе.

3. Сделать выводы.

Список использованной литературы  насчитывает  15 наименований.

В приложении содержится изображение фресок купола. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

Феофан относится к крупнейшим мастерам средневековья. Его работы, исполненные в Византии, не сохранились. Все известные его произведения были созданы на Руси и для Руси, где он прожил более тридцати лет.

Для истории древнерусского искусства деятельность Феофана Грека имеет особое значение. Он приехал на Русь в тот момент, когда русская культура переживала свой расцвет. Наши мастера прекрасно использовали уроки Феофана. Его творчество нашло широкий отклик: он имел одинаковый успех и как фрескист, и как иконописец, и как миниатюрист. Благодаря ему русские живописцы получили возможность познакомиться с византийским искусством в исполнении не рядового мастера-ремесленника, а гения. Были созданы его школы миниатюры и живописи в Новгороде и Москве.

Феофан Грек по праву считается одной из самых  ярких фигур среди византийских художников 14 века. К сожалению, от Феофана до нас дошло крайне мало произведений, хотя, со слов знавшего его Епифания Премудрого, Грек был чрезвычайно плодовитым художником и что его новгородские росписи и деисусный чин московского Благовещенского собора являются лишь незначительной частью всего им созданного.

Феофан совершенно не похож на традиционный образ благочестивого иконописца, занимающегося богоугодным  делом в тихой келье и живущего исключительно вопросами своего ремесла. Он – темпераментная натура, интересный собеседник. Его мастерская была открыта для всех, здесь велись нескончаемые философские разговоры. Феофан поражал своим глубоким и  деятельным умом. Он беспрестанно двигался, беседовал с приходящими и, вместе с тем, обдумывал нечто высокое и разумное.

Феофан был  верующим человеком, но верующим-философом. Поэтому образное выражение современной  ему церковной идеологии служило  для него не только воплощением в  живописи официальных догматических  представлений, но и собственного мировоззрения.

Византийский  мастер нашел на Руси вторую родину. Его страстное вдохновенное искусство  было созвучно мироощущению русских  людей. Оно оказало плодотворное влияние на современных Феофану  и последующие поколения русских художников. 
 
 
 
 
 

Глава I. Биографические сведения. 

Для восстановления биографии Феофана Грека прекрасным источником является письмо его современника иеромонаха Епифания Премудрого к архимандриту тверского Спасо-Афанасьевского монастыря Кириллу Тверскому, написанное около 1415 года. Хотя это письмо содержит много риторических прикрас, подлинность приведенных в нем фактов не вызывает сомнений. При их сопоставлении с летописными известиями возможно довольно точно восстановить биографию Феофана.  
 
 

    1.   Византия

Наиболее вероятная  дата его рождения – 30-е годы 14 века. О Греческом периоде жизни Феофана известно мало. Для Византийского государства 14 век был эпохой быстро нараставшего упадка. После погрома, учиненного крестоносцами в 1204 году, Константинополь уже не мог восстановить былое величие. Дворцы и церкви стояли разграбленные.

Феофан вступил  в полосу сознательной жизни в  самый разгар исихастских споров. Но он мыслил гораздо более свободно, чем исихасты. И по мере того, как он удалялся в своих странствиях от Константинополя, тем более широким становился его кругозор и независимее становились его убеждения.

Творческому росту  Феофана немало способствовала его  работа в Галате, где он вплотную соприкоснулся с западной культурой. Жизнь генуэзской колонии резко отличалась от уклада византийского общества. Вероятно, Феофан понимал, что центр мировой политики перемещается из Византии в торговые итальянские республики и что Ромейская держава близится к упадку. Он имел полную возможность сравнивать нищавшую столицу своей некогда великой родины с быстро разрастающейся и богатевшей генуэзской колонией.

Вероятно, Феофан стоял перед выбором: либо остаться в Византии и окунуться в постоянные теологические споры, либо же эмигрировать в Италию, как поступили многие его современники.

Но Феофан не пошел ни по одному из этих путей. Неудовлетворенный сложившейся в Византии обстановкой, он решил покинуть свою родину.

Это были трудные  времена для его родины. Византийское государство переживало жестокий кризис, который ровно через сто лет  привел к окончательной гибели империи. Воспитанный на строгих канонах, он уже в молодости во многом превзошел их. Его искусство оказалось последним цветком на иссохшей почве византийской культуры. Если бы он остался работать в Константинополе, он превратился бы в одного из безликих византийских иконописцев, от работ которых веет холодом и скукой. Но он не остался. Чем дальше он удалялся от столицы, тем более широким делался его кругозор, тем независимее убеждения.

В Галате (генуэзской колонии) он соприкоснулся с западной культурой. Он видел ее палаццо и церкви, наблюдал необычные для византийца свободные западные нравы. Деловитость жителей Галаты резко отличалась от уклада византийского общества, которое никуда не спешило, жило по старинке, погрязло в теологических спорах. Он мог бы эмигрировать в Италию, как это делали многие его даровитые соплеменники. Но, видимо, расстаться с православной верой оказалось не под силу. Он направил свои стопы не на запад, а на восток. 

1.2. Русь

До приезда  на Русь он расписывал церкви в столице  Византийской империи Константинополе  и его пригородах – Халкидоне и генуэзской Галате, а также в Кафе (Феодосия) – торговой генуэзской колонии в Крыму. Так как Кафа поддерживала оживленные торговые отношения с Великим Новгородом, есть все основания полагать, что именно здесь он получил приглашение посетить Новгород.

В письме Епифания вслед за Великим Новгородом следует Нижний – столица Суздальско-Нижегородского княжества. Видимо, здесь Феофан работал между 1378 и 1390 г.

В начале 1390-х  годов Феофан, видимо, прибыл в Москву. Возможно, его переезд связан с  тем, что в 1392 г. Нижний Новгород был  присоединен к Москве.

Епифаний характеризует Феофана как выдающуюся духовно и художественно одаренную личность, непревзойденного живописца, в совершенстве владевшего всеми техниками миниатюриста, иконописца и стенописца. По его словам Феофан расписал более сорока каменных храмов и создавал свои произведения невиданным образом – не обращаясь к образцам, подобно другим иконописцам, но созерцая их внутренним взором.  

«Поне же егда живях на Москве, иде же бяше тамо муж он живый, преславный мудрок, зело философ хитр, Феофан, гречин, книги изограф нарочитый и живописець изящный во иконописцех, иже многи различные множае четверодесято-численных церквей каменных своею подписал рукою, яже по градом, елико в Константине граде и в Халкидоне, и в Гала-фе, и в Кафе, и в Велицем Новегороде, и в Нижнем. Но на Москве три церкви подписаны: Благовещения святыя богородицы, Михаиле святый, одну же на Москве. В Михаиле святом на стене написа град, во градце шаровидно подробну написавый; у князя Владимира Андреевича в камене стене саму Москву такоже написавый; терем у князя великого незнаемою подписью и страннолепно подписаны; и в каменной церкви во святом Благовещении корень Иессеев и Апоколипьсий также исписавый. Сия же вся егда назнаменующу ему или пишущу, никогда же нигде ж на образцы видяще его когда взирающа, яко же нецыи наши творят иконописцы, иже недоумения наполнишася присно приницающе, очима мещуще семо и овамо, не толма образующе шарми, елико нудяхуся на образ часто взирающе; но мняшеся яко иному пишущу рукама убо изобразуя писаше, ногама же бес покоя стояше, языком же беседуя с приходящими глаголаше, а умом дальная и разумная обгадываше; чювственныма бо очима разумныма разумную видяше доброту си. Упредивленный муж и пресловущий великую к моей худости любовь имеяше; тако и аз уничиженный к нему и неразсудный дерзновение множае стяжах, учащах на беседу к нему, любях бо присно с ним беседовати.

Аще бо кто или вмале или на мнозе сотворит с ним беседу, то не мощно еже не почудитися разуму и притчам его и хитростному строению. Аз видя себе от него любима и неоскорбляема и примесих к дерзости безстудство и понудих его рекий: «Прошу у твоего мудролюбия, да ми шарми накартаеши изображение великия оноя церкви святыя Софии, иже во Цареграде, юже великий Иустиниан царь воздвиже, ротуяся и уподобився премудрому Соломону; ея же качество и величество нецыи поведаша яко Московский Кремль внутреградия и округ коло ея и основание и еже обходиши округ ея; в ню же аще кто странен внидет и ходити хотя без проводника, без заблужения не мощи ему вон излести, аще и зело мудр быть мнится, множества ради столпотворения и околостолпия, сходов и восходов, проводов и проходов, и различных полат, и церквей, и лествиц, и хранильниц, и гробниц, и многоименитых предград и предел, и окон, и путей, и дверей, влазов же и излазов и столпов каменных вкупе. Написа ми нарицаемаго Иустиниана, на коне седяща и в руце своей десницы медяно держаща яблоко, ему же рекоша величество и мера, полтретя ведра воды вливаются, и сия вся предиреченная на листе книжном напиши ми, да в главизне книжной положу и в начало поставлю и донели же поминая твое рукописание и на таковый храм взирая, аки во Цареграде стояще мним». 

Информация о работе Творчество Феофана Грека в Новгороде