Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 12:44, реферат
Распадаются балетные труппы, наступает затяжной период упадка. Возрождение балетного искусства связано с выступлениями в Западной Европе русских артистов – Анны Павловой, Михаила Фокина, Тамары Карсавиной, Вацлава Нижинского, Сержа Лифаря и других. Эти выступления, имевшие большой успех и получившие название Русских сезонов, были, начиная с 1907 г. организованы театральным деятелем Сергеем Павловичем Дягилевым.
ВВЕДЕНИЕ
3
1.
Детство и юность Сергея Павловича
5
2.
Дягилев издатель, устроитель выставок и коллекционер
6
3.
«Необыкновенная» музыка «Русских сезонов»
9
4.
Оперные спектакли С.П. Дягилева
10
5.
Балеты «Русских сезонов»
13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 | |
1. | Детство и юность Сергея Павловича | 5 |
2. | Дягилев издатель, устроитель выставок и коллекционер | 6 |
3. | «Необыкновенная» музыка «Русских сезонов» | 9 |
4. | Оперные спектакли С.П. Дягилева | 10 |
5. | Балеты «Русских сезонов» | 13 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 18 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 20 |
ВВЕДЕНИЕ
Начиная с середины XIX в западно-балетном европейском балетном искусстве обнаруживаются кризисные явления. На арену общественно-политической жизни странах Западной Европы выходит буржуазия. Ее вкусы становятся определяющими в искусстве. И на смену романтическим балетам с их глубоким содержанием приходят помпезные, бессодержательные зрелища.
Распадаются балетные труппы, наступает затяжной период упадка. Возрождение балетного искусства связано с выступлениями в Западной Европе русских артистов – Анны Павловой, Михаила Фокина, Тамары Карсавиной, Вацлава Нижинского, Сержа Лифаря и других. Эти выступления, имевшие большой успех и получившие название Русских сезонов, были, начиная с 1907 г. организованы театральным деятелем Сергеем Павловичем Дягилевым.
Сергей Павлович Дягилев (1872 - 1929) – критик, театральный и художественный деятель, антрепренер-авангардист, главный редактор и создатель журнала «Мир искусства», один из основоположник группы «Мир искусства», организатор «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева». Всю свою энергию и талант Дягилев сфокусировал на пропаганде русского балета в Западной Европе.
С.П. Дягилев не был ни танцовщиком, ни хореографом, ни драматургом, ни художником, и, однако, его имя известно миллионам любителей балета в Росси и Европе. Дягилев открыл Европе русский балет, он продемонстрировал, что пока в европейских столицах балет приходил в упадок и погибал, в Петербурге он укрепился и стал искусством весьма значительным.
С 1907 по 1922 г.г. С.П. Дягилев организовал 70 спектаклей от русской классики до современных авторов. Не менее 50 спектаклей были музыкальными новинками. За ними «вечно следовали восемь вагонов декораций и три тысячи костюмов». «Русский балет» гастролировал по Европе, США, вечно встречая бурные овации.[1]
Выступлений «Русских балетов» ни разу не было в России. Ни одной дягилевской постановки в России не было, однако Дягилев мечтал о выступлениях на родине. Но в 1911 году, когда, казалось, мечте дано осуществиться, все рухнуло. Народный дом сгорел еще до начало начала проведения гастролей. А Владимир Аркадьевич Теляковский, работавший в дирекции императорских театров, отказал в аренде Михайловского театра. Дягилеву не смогла помочь даже известная балерина Матильда Кшесинская. Поэтому он обсуждал проекты с Всеволодом Эмильевичем Мейерхольдом (актер, режиссер, педагог, один из реформаторов театра) о совместном сезоне в Париже. Предлагал сотрудничество Касьну Голейзовскому (батетмейстер, признанный мастер, создавший шедевры хореографии, заслуженный артист БССР(1940), заслуженный деятель искусств Литовской ССР (1954)), Александру Яковлевичу Тиарову (актер, великий режиссер, народный артист РСФСР (1935)), но те отказались. В советское время возможность возвращения Дягилева на родину была больше гипотетической, хотя он не раз пытался посетить СССР. В 1925 году в шестом номере журнала «Жизнь искусства» даже появилась заметка, в которой говорилось о том, что въезд в СССР директора русского балета С.П.Дягилева нежелателен. Приезд Дягилева не приветствовался, так как он был неординарной личностью, не вписывающийся в рамки представлений о добропорядочном гражданине, принятые в советском обществе.
После смерти Дягилева многие сожалели о том, что никогда не видели его выступления. Дягилев никогда сам не выступал на сцене, не танцевал, он сам никогда ничего не творил. Дягилев был талантливейшим из руководителей, организатором, первооткрывателем талантов.
Итак, целью данной работы является – рассмотрение театральной деятельности С.П. Дягилева.
Задачи реферата обусловлены поставленной целью и заключаются в следующем:
1. Рассмотрев биографию Дягилева С.П., понять истоки его мечты стать императорским распорядителем по художественной части.
2. Рассмотреть издательскую деятельность Дягилева, его умение организовывать выставки, заниматься коллекционированием.
3. Рассмотреть творческую деятельность Дягилева С.П. в организации «Русских сезонов», в открытии новых имен.
4. Понять, что всё созданное Дягилевым С.П. имело великое историческое значение для возрождения русского искусства за границей.
1. Детство и юность Сергея Павловича
«Когда я хочу представить себе первые шаги Дягилева, то рисую в своем воображении красавца Геркулеса, еще в колыбели совершающего удивительные подвиги… Уже в молодости Дягилеву было присуще редкостное чувство прекрасного, которое, безусловно, является признаком гения. Он умел отличить в искусстве истину преходящую от истины вечной» говорила о нем Тамара Карсавина.
Сергей Дягилев родился 19 (31) марта 1872 года в Селищах Новгородской губернии, в семье кадрового военного, потомственного дворянина, кавалергарда[2]. Его отец, П. П. Дягилев, генерал-майор царской армии. Мать Сергея умерла во время родов, поэтому мальчика с детства воспитывала мачеха Елена, дочь В.А. Панаева. Вся семья Дягилевых была, достаточно творческая. К примеру, его отец увлекался пением. По настоянию приемной матери Дягилев учился игре на фортепиано и композиции, занимался пением со знаменитым итальянским баритоном А. Котоньи. В детстве Сергей жил в Санкт-Петербурге, потом в Перми, где служил его отец. Брат отца, Иван Павлович Дягилев, был меценатом и основателем музыкального кружка.
В Перми на углу улиц Сибирской и Пушкина (бывшая Большая Ямская) сохранился родовой дом Сергея Дягилева, где сейчас располагается гимназия его имени. Особняк в стиле позднего русского классицизма построен в 50-х годах XIX века по проекту архитектора Р. О. Карвовского.
На протяжении трех десятилетий дом принадлежал большой и дружной семье Дягилевых. В доме, названном современниками «Пермскими Афинами», по четвергам собиралась городская интеллигенция. Здесь музицировали, пели, разыгрывали домашние спектакли.
После окончания пермской гимназии в 1890 году вернулся в Петербург и поступил на юридический факультет университета, параллельно учился музыке в классе композиции у Н. А. Римского-Корсакова в Петербургской консерватории.
В 1896 году Дягилев окончил университет, но вместо того чтобы заниматься юриспруденцией, начал карьеру деятеля искусства.
В университете вместе с друзьями Александром Бенуа и Львом Бакстом организовал неформальный кружок, где обсуждались вопросы искусства. А теперь обо всем этом подробнее.
2. Дягилев – издатель, устроитель выставок и коллекционер
Дягилев С.П. спустя несколько лет после получения диплома создал совместно с А.Н. Бенуа объединение «Мир искусства», редактировал одноименный журнал (с 1898 по 1904) и сам писал искусствоведческие статьи.
Первый номер «Мир искусства» открывался программной статьей Дягилева «Сложные вопросы», где выдвигались новые критерии искусства: свобода, самоценность (независимость от действительности) и красота. По словам художественного критика С.К. Маковского, Дягилев «был убежденным европейцем и, одновременно, страстно любил все русское». Его деятельность была направлена на то, чтобы познакомить русскую художественную интеллигенцию с новейшими достижениями западноевропейской музыки и живописи, а зарубежную публику – с русским искусством. Он постоянно публиковал в журнале репродукции произведений русских и западноевропейских художников, обзоры текущих выставок, аналитические статьи о новых течениях в театре, музыке и изобразительном искусстве.
Организовывал выставки, вызывавшие широкий резонанс: в 1897 — Выставку английских и немецких акварелистов, знакомившую русскую публику с рядом крупных мастеров этих стран и современными тенденциями в изобразительном искусстве, затем Выставку скандинавских художников в залах Общества поощрения художеств, Выставку русских и финляндских художников в музее Штиглица (1898). Сами мирискусники считали своим первым выступлением (Дягилеву удалось привлечь к участию в выставке, помимо основной группы первоначального дружеского кружка, из которого возникло объединение «Мир искусства», других крупнейших представителей молодого искусства — Врубеля, Серова, Л
В 1899 году князь Сергей Волконский, ставший директором Императорских театров, назначил Дягилева чиновником по особым поручениям, дал ему редактирование «Ежегодника Императорских Театров». Вместе с Дягилевым пришли в Императорские театры многие художники (М.Васнецов, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, В. А. Серов, К. А. Коровин, А. Е. Лансере).
Будучи в 1899 -1901 годах «Ежегодника императорских театров» превратил его из казенного официального вестника в интересный художественный журнал.
Параллельно с журналом издавал книги по истории русского искусства: Альбом литографий русских художников (1900), И. Левитан (1901), первый том Русской живописи в XVIII в., посвященный произведениям Д. Левицкого (1903), награжден Уваровской премией Академии наук.
Как выставочный союз под эгидой журнала "Мир искусства" объединение существовало до 1904, в расширенном составе - в 1910-24. В 1904-10 большинство мастеров "Мира искусства" входило в Союз русских художников. Помимо основного ядра (Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева, К. А. Сомов) "Мир искусства" включал многих петербургских и московских живописцев и графиков (И. Я. Билибин, А. Я. Головин, И. Э. Грабарь, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев, Н. К. Рерих, В. А. Серов и др.). В выставках "Мира искусства" участвовали М. А. Врубель, И. И. Левитан, М. В. Нестеров и некоторые иностранные художники.
Мировоззренческие установки деятелей "Мира искусства" во многом определялись острым неприятием антиэстетизма современного общества, стремлением противопоставить ему "вечные" духовные и художественные ценности. Признание общественной роли художественного творчества, призванного, по мысли теоретиков "Мира искусства", эстетически преобразовать окружающую действительность, сочеталось у них с идеалом "свободного", или "чистого", искусства; декларируя его независимость, они отвергали как академизм, так и творчество передвижников (признавая, однако, историческое значение последнего), выступали с критикой эстетики русских революционных демократов и концепций В. В. Стасова. Идейно и стилистически ранний "Мир искусства" был близок западноевропейским художественным группировкам, объединявшим теоретиков и практиков "модерна": образный строй произведений значительной части художников "Мира искусства" также формировался на основе поэтики символизма и шире - неоромантизма. Вместе с тем общей чертой большинства "мирискусников" было признание художественного обаяния прошлого основным источником вдохновения. В своих произведениях они (нередко в ироничном, на грани самопародии ключе) оживляли изящество и своеобразную "кукольность" рококо, благородную строгость русского ампира. Они создали особый лирический тип исторического пейзажа, окрашенного то элегией (Бенуа), то мажорной романтикой (Лансере). Общими для произведений членов "Мира искусства" стали утончённый декоративизм, изящная линеарность, иногда переходящая в орнаментику, изысканное сочетание матовых тонов. Творчеству ряда представителей "Мира искусства" были присущи тенденции неоклассицизма (Бакст, Серов, Добужинский) или увлечение древнерусской культурой и историей (Билибин, Рерих). Поиски стилеобразующего начала, "целостного искусства" были наиболее полно реализованы мастерами "Мира искусства" в их работах для театра, в немногочисленных опытах оформления интерьера и главным образом в графике, игравшей ведущую роль в их творчестве. С их деятельностью связаны окончательное превращение гравюры из репродукционной техники в творческий вид графики (цветные эстампы Остроумовой-Лебедевой и др.), расцвет книжной иллюстрации и искусства книги (Бенуа, Билибин и др.). После 1904 в идейных и эстетических взглядах ведущих художников "Мира искусства" происходят существенные изменения. В период Революции 1905-07 некоторые из них (Добужинский, Лансере, Серов и др.) выступают как мастера политической сатиры.